Напоминание

"Формирование у детей дошкольного возраста основ социально–коммуникативной культуры в ДОУ.»


Автор: Покладюк Татьяна Владимировна
Должность: СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Отрадненская средняя школа"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста основ социально–коммуникативной культуры в ДОУ.»
Раздел: дошкольное образование





Назад




2

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская средняя школа»

Консультация для воспитателей

«Формирование у детей дошкольного возраста основ

социально-коммуникативной культуры в ДОУ.»

Подготовила старший воспитатель:

Покладюк Татьяна Владимировна

3

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-

коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним

из ведущих компонентов Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Проблема

приобщения

к

социальному

миру

всегда

была

и

ныне

остаётся одной из главных в процессе формирования личности ребёнка.

Исторический

анализ

убеждает

в

необходимости

оказания

ребёнку

квалифицированной помощи в непростом процессе вхождения в мир людей.

Социально-коммуникативное развитие- это комплексный процесс, во

время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества

или

сообщества,

в

котором

ему

предстоит

жить.

Это

развитие

положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему

миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.

Важнейшей

основой

полноценного

социально

-

коммуникативного

развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в

своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в

современном

обществе.

Жизнь

выдвигает

перед

теорией

и

практикой

образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить

в

современных

условиях,

приоритетную

проблему:

как

сформировать

человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе

исторического развития.

В

связи

с

этим

проблема

социально

-

коммуникативного

развития

ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо

актуальной на данном современном этапе.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах:

ФГОС ДО,

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г., в

«Конвенции о правах ребенка».

4

Являясь

приоритетным,

социально-коммуникативное

развитие

детей

выводится

сегодня

в

ранг

стратегических

направлений

обновления

российского

образования,

в

том

числе

дошкольного,

и

непосредственно

связано

с

изучением

влияния

социальной

среды

на

развитие

личности

ребёнка.

1.Особенности социально – коммуникативного развития детей

дошкольного возраста в ДОО.

Пути

и

средства

социализации

личности

дошкольника

напрямую

зависят

от

возрастного

этапа

развития

и

определяются

типом

ведущей

деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии

ребенка выступает следующее:

-для

детей

от

рождения

до

года самое важное

общение внутри

семьи.

Именно

через

призму

семейных

отношений

и

ценностей

им

воспринимается

и

усваивается

базовая

информация

о

внешнем

мире,

формируются шаблоны поведения;

-от 1 года

до 3 лет у детей появляется потребность в общении в

детском

коллективе.

Именно

поэтому

важно

создать

условия

для

возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить

ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети

учатся

общаться

с

себе

подобными,

учат

друг

друга

простым

нормам

сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться,

сопереживать;

-от

3

до

6

лет

главным

средством

познания

мира

для

ребенка

становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог,

анализировать знания, полученные вербальным путем.

5

Важно

помнить,

что

на

любом

возрастном

этапе

социализация

дошкольника

происходит,

главным

образом,

через

игру.

Именно

поэтому

постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие

методики

развития,

направленные

на

то,

чтобы

подать

информацию

в

простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Исследования проблемы становления личности ребенка-дошкольника в

педагогической

науке

позволили С.А.

Козловой

выделить

основные

положения социального развития детей дошкольного возраста:

1.

Единство

интеллектуального

и

нравственного

развития

детей

дошкольного

возраста.

Развитие

у

дошкольников

психических

процессов

(воображения,

мышления

и

др.)

происходит

в

тесном

взаимодействии

с

формированием самосознания, самооценки, социальных чувств.

2.

Развитие

творческого

потенциала

личности

взаимосвязано

с

самосознанием.

Педагог

ориентирован

на

раскрытие

ребенку

своего

собственного образа: чувств, мыслей, поступков, отношений.

3.

Формирование

у

дошкольников

основ

энциклопедических

знаний

о

человеке. Содержательную основу составляют представления о человеке, его

физическом и психическом состоянии, специфических видах деятельности,

занятиях, отдыхе.

4.

Триединая функция знаний. Представления, которые сообщают детям,

включают

три

компонента:

информационный

(сообщают

с

ведения),

эмоциогенный

(вызывают

эмоции),

регуляторный

(побуждают

к

деятельности).

5.

Постепенное

введение

ребенка

в

социальный

мир.

Формирование

представлений

о

социальной

действительности

предполагает

выделение

возрастных этапов.

В своей теории С.А. Козлова обосновывает задачи, средства и методы

социального развития детей дошкольного возраста:

формирование у дошкольников представлений о социальном мире, о

самом себе; окружающих людях, природе, рукотворном мире;

6

воспитание у детей социальных чувств;

воспитание активной позиции детей дошкольного возраста.

В

качестве

педагогических

средств

социального

развития

детей

дошкольного возраста С. А. Козлова рекомендует знакомить дошкольников с

объектами социальной действительности, произведениями художественного

искусства,

предметами

рукотворного

мира

и

разнообразными

видами

игрушек. Особое место в образовательном процессе социального развития

детей дошкольного возраста она уделяет народной игрушке.

С.А.

Козлова

структурирует

методы

ознакомления

дошкольников

с

социальной действительностью, разделяя их на четыре группы:

методы, повышающие познавательную активность,

методы, повышающие эмоциональную активность,

методы,

способствующие

установлению

связи

между

разными

видами деятельности;

методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире.

Обратимся

к

Концепции

содержания

непрерывного

образования

(дошкольное и начальное звено). Авторы Концепции конкретизируют цель

социально-личностного развития на этапе дошкольного возраста: поддержка

у ребенка уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-

п ол ожи т е л ь н о го

от н о ше н и я

к

о к ружа юще му,

ф о р м и р о в а н и е

коммуникативных способностей и определяют приоритетные направления

социально-личностного развития детей дошкольного возраста:

развитие у детей положительного самоощущения;

развитие

положительного

отношения

к

окружающим

взрослым

и

сверстникам;

развитие

у

детей

ориентировки

в

различных

эмоциональных

состояниях и проявлениях окружающих и своих собственных;

формирование

у

дошкольников

правил

безопасного

поведения

в

обществе;

7

формирование

социальных

навыков

и

норм

взаимодействия

с

окружающими.

Здесь

же

авторский

коллектив

под

руководством Н.

Виноградовой

обосновал

методы

и

приемы,

способствующие

социально-личностному

развитию

дошкольников.

По

мнению

авторов

Концепции,

успешное

социально-личностное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает

использование в образовательном процессе для детей дошкольного возраста

игровой,

театрально-игровой

деятельности,

совместной

коллективной

творческой

деятельности

со

сверстниками,

направленной

на

достижение

общего результата (продукта).

Уточним, что основными положениями Концепции социального развития

детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко являются следующие:

социальное

развитие

осуществляется

как

в

ходе

стихийного

взаимодействия

ребенка

с

социальной

действительностью,

так

и

в

процессе целенаправленного приобщения к социальной культуре;

реализация задач социального развития детей дошкольного возраста

наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы,

построенной в соответствии с основными подходами общенаучного

уровня педагогики.

П о

м н е н и ю Л.В.Коломийченко,

структура

содержания

социального

развития дошкольников основывается на формировании у них социальной

идентификации и включает

-в младшем дошкольном возрасте - видовую и родовую идентификацию,

среднем

дошкольном

возрасте-

видовую,

родовую,

половую

идентификацию,

-

в

старшем

дошкольном

возрасте

-

видовую,

родовую,

половую,

национальную, этническую, правовую идентификацию.

В связи с этим полноценное социальное развитие детей дошкольного

возраста

обеспечивается

сочетанием

коммуникативной

культуры

и

нравственного

воспитания,

психосексуальной

культуры

и

полового

8

воспитания,

национальной

культуры

и

патриотического

воспитания,

этнической культуры и интернационального воспитания, правовой культуры

и правового воспитания.

Изучая

научные

подходы,

известные

в

дошкольной

педагогике,

социально-личностное развитие следует рассматривать как процесс познания

ребенком самого себя и окружающего мира, формирования у дошкольников

социальных мотивов, потребностей, навыков.

Специфика

социально-личностного

развития

на

этапе

дошкольного

возраста заключается в небольших возрастных возможностях дошкольников,

позволяющих

использовать

в

образовательном

процессе

для

детей

дошкольного

возраста

лишь

специфические

формы

и

виды

детской

деятельности.

Образовательная деятельность по формированию у детей дошкольного

возраста

социальных

навыков

в

процессе

социально-коммуникативного

развития строится на следующих принципах:

1 . Вариативность. Вариативность содержания образования, согласно

ФГОС

ДО,

в

процессе

формирования

у

детей

дошкольного

возраста

социальных

навыков

достигается

путем

построения

о сновной

образовательной

программы

с

учетом

нескольких

примерных

образовательных

программ

дошкольного

образования,

использования

программ дополнительного образования.

2.Принцип социообразности предусматривает раскрытие ребенку его

индивидуального

мира,

интересов,

способностей

и

потребностей,

предполагает обогащение содержания работы с детьми по формированию у

них

социальных

навыков

информацией

о

различных

сферах

социальной

культуры,

науки,

искусства.

Данный

принцип

находит

отражение

и

в

информации

для

дошкольников,

касающейся

содержания

региональной

направленности.

3.

Культуросообразность. Ценность культуры состоит в том, что

она содействует ребенку в открытии внутреннего мира человека, вхождении в

9

социальный мир, приобщении к нормам и правилам жизнедеятельности в

обществе, развитию «собственно человеческого начала в человеке».

Принцип

культуро сообразно сти

обе спечивает

п р и о р и т е т

общечеловеческих

культурных

ценностей

в

организации

процесса

формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков.

4.

Интеграция. Понятие «интеграция» рассматривается как процесс

или

действие,

имеющий

своим

результатом

целостность;

объединение,

соединение,

и

восстановление

единства.

В

примерных

основных

образовательных программах «От рождения до школы», 2014 г. и «Детство»

2014г.,

в

части

требований

к

планированию,

обозначено

«планирование

строится на основе интеграции».

5.

Региональный

подход отражает

культурную,

историческую,

географическую специфику региона.

6.

Комплексность.

Комплексы

включают

апробированные

виды

детской

деятельности,

специально

отобранные

средства,

формы,

игровые

методы и приемы.

7.

Деятельностный.

Образовательный

процесс

формирования

у

дошкольников

социальных

навыков

также

включает

широкий

спектр

творческой

детской

деятельности:

игровой,

художественно-творческой,

театрализованной,

трудовой,

познавательной,

общение,

чтение

художественной литературы и др.

Согласно

ФГОС

ДО,

«социально-

коммуникативное

развитие

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания,

формирование

готовности

к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к

своей

семье

и

к

сообществу

детей

и

взрослых;

10

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Федеральный

государственный

образовательный

с т а нд а рт

дошкольного образования (ФГОС ДО) 2013 г. предполагает развитие

и

образование детей в пяти образовательных областях, одна из которых - это

социально-

коммуникативное

развитие,

является

важным

условием

реализации Стандарта в современном ДОУ.

1.2. Условия развития социально-коммуникативной культуры детей

старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

В связи с изменениями, происходящими в системе образования на

сегодняшний

день,

согласно

ФГОС

ДО,

к

числу

требований

к

осуществлению

образовательной

деятельности

включено

требование

к

условиям реализации Программы. Требования предъявляются к психолого-

педагогическим, материально- техническим, кадровым условиям.

Условия реализации программы.

психолого-педагогические условия, среди них:

Условия,

необходимые

для

создания

социальной

ситуации

развития

детей,

соответствующей

специфике

дошкольного

возраста,

которые

предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников

совместной деятельности;

11

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и

мыслей;

недирективную

помощь

детям,

поддержку

детской

инициативы

и

с амо стоя тельно сти

в

разных

вид ах

д ея тельно сти

( и г р о в о й ,

исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание

условий

для

позитивных,

доброжелательных

отношений

между

детьми,

в

том

числе

принадлежащими

к

разным

национально-

культурным,

религиозным

общностям

и

социальным

слоям,

а

также

имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие

коммуникативных

способностей

детей,

позволяющих

разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4)

по строение

вариативного

развивающего

о б р а з о ва н и я ,

ориентированного

на

уровень

развития,

проявляющийся

у

ребенка

в

совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но

не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона

ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание

условий

для

овладения

культурными

средствами

деятельности;

организацию

видов

деятельности,

способствующих

развитию

мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного,

физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку

спонтанной

игры

детей,

ее

обогащение,

обеспечение

игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5)

взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)

по

вопросам

образования

ребенка,

непосредственного

вовлечения

их

в

образовательную

деятельность,

в

том

числе

посредством

создания

12

образовательных

проектов

совместно

с

семьей

на

основе

выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Ранее были предложены положения Концепции социального развития

С.А.

Козловой

о

социальной

действительности

как

важном

средстве

воспитания

ребенка-дошкольника,

значимым

средством

формирования

у

детей

дошкольного

возраста

социальных

навыков

следует

рассматривать

объекты и события социальной и культурной среды.

Социальные объекты вбирают в себя все многообразие социальной

среды: архитектурные сооружения, их особенности, учреждения культуры,

жилые

здания,

предметы,

созданные

руками

жителей

и

др.

В

процессе

ознакомления

с

социальными

объектами

дети

наблюдают

разнообразие

проявлений

человека

и

сфер

его

деятельности,

осваивают

важную

с о ц и а л ь н у ю

и н ф о р м а ц и ю

о

р о д н о м

г о р о д е ,

е г о

у л и ц а х ,

достопримечательностях, профессиях взрослых.

Знакомство с объектами и событиями социальной и культурной среды

нашего региона имеет не только познавательно-развивающий эффект, но и

оказывает влияние на обогащение содержания игровой деятельности.

Искусство, как средство формирования у детей дошкольного возраста

социальных навыков, занимает в образовательном процессе видное место.

Так

произведения

детской

художественной

литературы

разных

жанров,

произведения

изобразительного

искусства,

музыка,

театр

-

способствуют

глубокому погружению в историю, традиции народа, и формируют культуру

поведения,

культуру

взаимоотношений

между

окружающими,

предлагают

социальные модели поведения в обществе.

В формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков

особо значимым средством является игровая деятельность и ее различные

виды.

Игра,

по

мнению Д.Б.Эльконина, отражает взаимоотношения людей

поэтому

высокий

уровень

развития

игровой

деятельности

дошкольников,

сформированность у них игровой культуры мотивирует детей на активно-

13

деятельностное общение и стимулируют у них развитие коммуникативных

способностей и социальных навыков.

Внедрение

в

образовательную

деятельность

разнообразных

дидактических упражнений, занимательных игр, сюжетно-дидактических игр

и

сюжетно-ролевых

игр,

прогулок

социальной

направленности

создают

условия

для

успешного

закрепления

и

совершенствования

у

детей

первоначальных социально- коммуникативных навыков.

При

организации

самостоятельной

деятельности

дошкольников

педагоги

предоставляют

дошкольникам

возможность

проявить

сформированные социально- коммуникативные умения и навыки в разных

видах детской деятельности: общении, игре, театрализованной деятельности

и т.д.

Успешность

формирования

у

дошкольников

социально

коммуникативной культуры в целом зависит от взаимодействия педагогов с

родителями воспитанников. Это так же одно из важных условий.

Формирование

у

дошкольников

социально

коммуникативной

культуры

напрямую

зависит

от

выбора

форм

и

методов

такого

взаимодействия.

Формами организации сотрудничества с семьей по формированию у

детей

социально-

коммуникативной

культуры

являются

совместные

экскурсии, встречи, досуги, клубы, ярмарки, конкурсы, концерты, проекты

социальной направленности.

Педагогические методы и приемы, направленные на формирование у

детей дошкольного возраста социально- коммуникативной культуры, можно

представить в виде следующих групп:

1-я

группа содействует

формированию

и

закреплению

у

детей

дошкольного возраста представлений о социальной действительности, это:

-чтение художественных произведений, посещение театра, беседы о родном

городе, его жителях, профессиях и увлечениях.

14

-рассматривание репродукций картин известных художников, изображавших

на

своих

полотнах

природу

нашего

края,

знакомые

для

дошкольников

пейзажи, здания, улицы;

-рассматривание иллюстраций, плакатов, макетов, отображающих события

социальной жизни родного города, взаимоотношения между взрослыми и

детьми.

2-я

группа

способствует

развитию

у

детей

положительного

самоощущения и эмоционально-положительного отношения к окружающему,

сверстникам,

умений

ориентироваться

в

собственных

эмоциональных

состояниях и переживаниях и эмоциональных проявлениях окружающих и

включает:

-занимательные игровые ситуации.

-хороводные игры.

-экстатические игры.

-литературные

вечера

и

викторины,

беседы,

конкурсы

и

ярмарки

и

т.п.

проводятся

с

целью

создания

в

группе

условий

для

развития

у

детей

эмоциональной

отзывчивости

на

действия

и

поступки

окружающих;

проявлений сочувствия, сопереживания, умений понять и принять действия

сверстников, формирования правил этикета.

3-я

группа обеспечивает реализацию

социальных представлений в

деятельности и формирование у детей элементарных социальных навыков,

социальных моделей поведения, культуры взаимоотношений с окружающими

взрослыми и сверстниками. К этой группе методов относят разнообразную

игровую деятельность.

Важно, что в процессе игровой деятельности педагоги создают условия

для

совершенствования

у

дошкольников

комплекса

социальных

навыков

таких, как: умение вступить в контакт со сверстниками, в том числе и по

поводу совместно деятельности;

согласовать собственное мнение с мнением окружающих;

договориться со сверстниками о теме, цели и действиях;

15

спланировать собственные поступки и деятельность;

координировать

собственные

действия

и

поступки

с

действиями

и

поступками окружающих сверстников;

действовать совместно, последовательно выполняя действия;

решать конфликтные ситуации через общение;

элементарно управлять собственным поведением.

Посредством

разнообразного

содержания

игровой

деятельности

обеспечивается

проявление

у

детей

активности,

и н и ц и ати вы,

целеустремленности.

Игры

развивают

у

детей

ценностные

личностные

качества

любознательность,

дружелюбие,

уверенность,

жизнерадостность,

самостоятельность, социализированность, умение вести диалог со взрослыми

и сверстниками, включенными в ту или иную деятельность.

Эта группа методов включает разнообразные классы и виды игровой

деятельности детей дошкольного возраста:

дидактическая игра,

игры с природным материалом,

сюжетно-дидактическая игра,

сюжетно- ролевая игра, по мнению Крулехт М.В., в сюжетно-ролевой

игре ребенок как субъект детской деятельности наделяется качествами:

-

способностью

к

самостоятельному

целеполаганию

и

мотивации

деятельности;

- умением мобильно оперировать известными способами осуществления

деятельности;

- умением осуществлять деятельность в изменённых условиях;

- умением выходить за пределы заданной ситуации;

- умением осуществлять творческое варьирование в деятельности;

- умением прогнозировать результаты своей деятельности.

игры в театр и театрализованные игры,

организация выставок детских творческих работ и др.

16

Итак,

важными

условиями

формирования

у

детей

социально-

коммуникативной культуры являются:

мастерство

педагога,

умеющего

организовать

деятельность

ребенка, таким образом, чтобы вызвать у него желание соблюдать

нормы и правила, принятые в обществе, умение общаться со

взрослыми и сверстникам, вступать в контакт с незнакомыми

взрослыми и детьми;

формирование предметно-пространственной развивающей среды,

которая дает ребенку возможность реализовать себя в совместной

деятельности со сверстниками;

организация работы с социальными институтами,

сотрудничество педагогов с родителями.

17

Заключение.

Основой

прогрессивного

развития

современного

общества

является

человек,

его

культура,

образованность

и

воспитанность.

Социально-

коммуникативная

культура,

являясь

частью

общечеловеческой

культуры,

отражает состояние общественного развития и, вместе с тем, оказывает на

него

серьезное

влияние.

Сегодня,

как

никогда,

стоит

задача

воспитания

высокообразованного,

хорошо

воспитанного

молодого

поколения,

владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

Маленький

ребенок

становится

человеком

только

в

общении

со

взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультуризацию и

социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также

учится

соотносить

свое

поведение

с

действиями

других

людей,

образуя

вместе

с

ними

единый

общественный

организм-социум.

В

процессах

социально-культурного

взаимодействия

приобретают

свою

устойчивую

форму нормы, ценности и институты той или иной культуры.

Вместе с тем, в дошкольном возрасте закладываются основные черты

личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях,

способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и

потребностями других людей. Для дошкольников характерна недостаточная

сформированность

дифференциации

эмоциональных

состояний

и

саморегуляции,

адекватной

оценки

своего

места

в

мире

взрослых

и,

соответственно,

недостаточное

развитие

социально-

коммуникативных

способностей.

Отсутствие

четких

представлений

о

социальных

законах

бытия,

человеческого

общежития,

недостаточное

развитие

эмоционально-

выразительных

средств

осложняют

овладение

детьми

навыками

коммуникативной

культуры,

в

связи

с

чем,

проблема

формирования

социально- коммуникативной культуры дошкольников актуализируется.

Одной из важных задач педагога детского сада остается поиск средств и

создание оптимальных условий социально-коммуникативного развития, что

18

связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, с помощью

которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые

ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем,

решающее значение должно придаваться ведущей деятельности, в которой

ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности наиболее эффективно

усваивает социально-культурный опыт.

19



В раздел образования