Автор: Покладюк Татьяна Владимировна
Должность: СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Отрадненская средняя школа"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста основ социально–коммуникативной культуры в ДОУ.»
Раздел: дошкольное образование
2
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская средняя школа»
Консультация для воспитателей
«Формирование у детей дошкольного возраста основ
социально-коммуникативной культуры в ДОУ.»
Подготовила старший воспитатель:
Покладюк Татьяна Владимировна
3
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-
коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним
из ведущих компонентов Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Проблема
приобщения
к
социальному
миру
всегда
была
и
ныне
остаётся одной из главных в процессе формирования личности ребёнка.
Исторический
анализ
убеждает
в
необходимости
оказания
ребёнку
квалифицированной помощи в непростом процессе вхождения в мир людей.
Социально-коммуникативное развитие- это комплексный процесс, во
время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества
или
сообщества,
в
котором
ему
предстоит
жить.
Это
развитие
положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему
миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей
основой
полноценного
социально
-
коммуникативного
развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в
своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в
современном
обществе.
Жизнь
выдвигает
перед
теорией
и
практикой
образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить
в
современных
условиях,
приоритетную
проблему:
как
сформировать
человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе
исторического развития.
В
связи
с
этим
проблема
социально
-
коммуникативного
развития
ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо
актуальной на данном современном этапе.
Этот факт находит отражение в основных федеральных документах:
ФГОС ДО,
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г., в
«Конвенции о правах ребенка».
4
Являясь
приоритетным,
социально-коммуникативное
развитие
детей
выводится
сегодня
в
ранг
стратегических
направлений
обновления
российского
образования,
в
том
числе
дошкольного,
и
непосредственно
связано
с
изучением
влияния
социальной
среды
на
развитие
личности
ребёнка.
1.Особенности социально – коммуникативного развития детей
дошкольного возраста в ДОО.
Пути
и
средства
социализации
личности
дошкольника
напрямую
зависят
от
возрастного
этапа
развития
и
определяются
типом
ведущей
деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии
ребенка выступает следующее:
-для
детей
от
рождения
до
года самое важное
– общение внутри
семьи.
Именно
через
призму
семейных
отношений
и
ценностей
им
воспринимается
и
усваивается
базовая
информация
о
внешнем
мире,
формируются шаблоны поведения;
-от 1 года
до 3 лет у детей появляется потребность в общении в
детском
коллективе.
Именно
поэтому
важно
создать
условия
для
возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить
ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети
учатся
общаться
с
себе
подобными,
учат
друг
друга
простым
нормам
сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться,
сопереживать;
-от
3
до
6
лет
главным
средством
познания
мира
для
ребенка
становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог,
анализировать знания, полученные вербальным путем.
5
Важно
помнить,
что
на
любом
возрастном
этапе
социализация
дошкольника
происходит,
главным
образом,
через
игру.
Именно
поэтому
постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие
методики
развития,
направленные
на
то,
чтобы
подать
информацию
в
простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.
Исследования проблемы становления личности ребенка-дошкольника в
педагогической
науке
позволили С.А.
Козловой
выделить
основные
положения социального развития детей дошкольного возраста:
1.
Единство
интеллектуального
и
нравственного
развития
детей
дошкольного
возраста.
Развитие
у
дошкольников
психических
процессов
(воображения,
мышления
и
др.)
происходит
в
тесном
взаимодействии
с
формированием самосознания, самооценки, социальных чувств.
2.
Развитие
творческого
потенциала
личности
взаимосвязано
с
самосознанием.
Педагог
ориентирован
на
раскрытие
ребенку
своего
собственного образа: чувств, мыслей, поступков, отношений.
3.
Формирование
у
дошкольников
основ
энциклопедических
знаний
о
человеке. Содержательную основу составляют представления о человеке, его
физическом и психическом состоянии, специфических видах деятельности,
занятиях, отдыхе.
4.
Триединая функция знаний. Представления, которые сообщают детям,
включают
три
компонента:
информационный
(сообщают
с
ведения),
эмоциогенный
(вызывают
эмоции),
регуляторный
(побуждают
к
деятельности).
5.
Постепенное
введение
ребенка
в
социальный
мир.
Формирование
представлений
о
социальной
действительности
предполагает
выделение
возрастных этапов.
В своей теории С.А. Козлова обосновывает задачи, средства и методы
социального развития детей дошкольного возраста:
формирование у дошкольников представлений о социальном мире, о
самом себе; окружающих людях, природе, рукотворном мире;
6
воспитание у детей социальных чувств;
воспитание активной позиции детей дошкольного возраста.
В
качестве
педагогических
средств
социального
развития
детей
дошкольного возраста С. А. Козлова рекомендует знакомить дошкольников с
объектами социальной действительности, произведениями художественного
искусства,
предметами
рукотворного
мира
и
разнообразными
видами
игрушек. Особое место в образовательном процессе социального развития
детей дошкольного возраста она уделяет народной игрушке.
С.А.
Козлова
структурирует
методы
ознакомления
дошкольников
с
социальной действительностью, разделяя их на четыре группы:
методы, повышающие познавательную активность,
методы, повышающие эмоциональную активность,
методы,
способствующие
установлению
связи
между
разными
видами деятельности;
методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире.
Обратимся
к
Концепции
содержания
непрерывного
образования
(дошкольное и начальное звено). Авторы Концепции конкретизируют цель
социально-личностного развития на этапе дошкольного возраста: поддержка
у ребенка уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-
п ол ожи т е л ь н о го
от н о ше н и я
к
о к ружа юще му,
ф о р м и р о в а н и е
коммуникативных способностей и определяют приоритетные направления
социально-личностного развития детей дошкольного возраста:
развитие у детей положительного самоощущения;
развитие
положительного
отношения
к
окружающим
взрослым
и
сверстникам;
развитие
у
детей
ориентировки
в
различных
эмоциональных
состояниях и проявлениях окружающих и своих собственных;
формирование
у
дошкольников
правил
безопасного
поведения
в
обществе;
7
формирование
социальных
навыков
и
норм
взаимодействия
с
окружающими.
Здесь
же
авторский
коллектив
под
руководством Н.
Виноградовой
обосновал
методы
и
приемы,
способствующие
социально-личностному
развитию
дошкольников.
По
мнению
авторов
Концепции,
успешное
социально-личностное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает
использование в образовательном процессе для детей дошкольного возраста
игровой,
театрально-игровой
деятельности,
совместной
коллективной
творческой
деятельности
со
сверстниками,
направленной
на
достижение
общего результата (продукта).
Уточним, что основными положениями Концепции социального развития
детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко являются следующие:
социальное
развитие
осуществляется
как
в
ходе
стихийного
взаимодействия
ребенка
с
социальной
действительностью,
так
и
в
процессе целенаправленного приобщения к социальной культуре;
реализация задач социального развития детей дошкольного возраста
наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы,
построенной в соответствии с основными подходами общенаучного
уровня педагогики.
П о
м н е н и ю Л.В.Коломийченко,
структура
содержания
социального
развития дошкольников основывается на формировании у них социальной
идентификации и включает
-в младшем дошкольном возрасте - видовую и родовую идентификацию,
-в
среднем
дошкольном
возрасте-
видовую,
родовую,
половую
идентификацию,
-
в
старшем
дошкольном
возрасте
-
видовую,
родовую,
половую,
национальную, этническую, правовую идентификацию.
В связи с этим полноценное социальное развитие детей дошкольного
возраста
обеспечивается
сочетанием
коммуникативной
культуры
и
нравственного
воспитания,
психосексуальной
культуры
и
полового
8
воспитания,
национальной
культуры
и
патриотического
воспитания,
этнической культуры и интернационального воспитания, правовой культуры
и правового воспитания.
Изучая
научные
подходы,
известные
в
дошкольной
педагогике,
социально-личностное развитие следует рассматривать как процесс познания
ребенком самого себя и окружающего мира, формирования у дошкольников
социальных мотивов, потребностей, навыков.
Специфика
социально-личностного
развития
на
этапе
дошкольного
возраста заключается в небольших возрастных возможностях дошкольников,
позволяющих
использовать
в
образовательном
процессе
для
детей
дошкольного
возраста
лишь
специфические
формы
и
виды
детской
деятельности.
Образовательная деятельность по формированию у детей дошкольного
возраста
социальных
навыков
в
процессе
социально-коммуникативного
развития строится на следующих принципах:
1 . Вариативность. Вариативность содержания образования, согласно
ФГОС
ДО,
в
процессе
формирования
у
детей
дошкольного
возраста
социальных
навыков
достигается
путем
построения
о сновной
образовательной
программы
с
учетом
нескольких
примерных
образовательных
программ
дошкольного
образования,
использования
программ дополнительного образования.
2.Принцип социообразности предусматривает раскрытие ребенку его
индивидуального
мира,
интересов,
способностей
и
потребностей,
предполагает обогащение содержания работы с детьми по формированию у
них
социальных
навыков
информацией
о
различных
сферах
социальной
культуры,
науки,
искусства.
Данный
принцип
находит
отражение
и
в
информации
для
дошкольников,
касающейся
содержания
региональной
направленности.
3.
Культуросообразность. Ценность культуры состоит в том, что
она содействует ребенку в открытии внутреннего мира человека, вхождении в
9
социальный мир, приобщении к нормам и правилам жизнедеятельности в
обществе, развитию «собственно человеческого начала в человеке».
Принцип
культуро сообразно сти
обе спечивает
п р и о р и т е т
общечеловеческих
культурных
ценностей
в
организации
процесса
формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков.
4.
Интеграция. Понятие «интеграция» рассматривается как процесс
или
действие,
имеющий
своим
результатом
целостность;
объединение,
соединение,
и
восстановление
единства.
В
примерных
основных
образовательных программах «От рождения до школы», 2014 г. и «Детство»
2014г.,
в
части
требований
к
планированию,
обозначено
«планирование
строится на основе интеграции».
5.
Региональный
подход отражает
культурную,
историческую,
географическую специфику региона.
6.
Комплексность.
Комплексы
включают
апробированные
виды
детской
деятельности,
специально
отобранные
средства,
формы,
игровые
методы и приемы.
7.
Деятельностный.
Образовательный
процесс
формирования
у
дошкольников
социальных
навыков
также
включает
широкий
спектр
творческой
детской
деятельности:
игровой,
художественно-творческой,
театрализованной,
трудовой,
познавательной,
общение,
чтение
художественной литературы и др.
Согласно
ФГОС
ДО,
«социально-
коммуникативное
развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу
детей
и
взрослых;
10
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Федеральный
государственный
образовательный
с т а нд а рт
дошкольного образования (ФГОС ДО) 2013 г. предполагает развитие
и
образование детей в пяти образовательных областях, одна из которых - это
социально-
коммуникативное
развитие,
является
важным
условием
реализации Стандарта в современном ДОУ.
1.2. Условия развития социально-коммуникативной культуры детей
старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования на
сегодняшний
день,
согласно
ФГОС
ДО,
к
числу
требований
к
осуществлению
образовательной
деятельности
включено
требование
к
условиям реализации Программы. Требования предъявляются к психолого-
педагогическим, материально- техническим, кадровым условиям.
Условия реализации программы.
психолого-педагогические условия, среди них:
Условия,
необходимые
для
создания
социальной
ситуации
развития
детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста,
которые
предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
11
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
недирективную
помощь
детям,
поддержку
детской
инициативы
и
с амо стоя тельно сти
в
разных
вид ах
д ея тельно сти
( и г р о в о й ,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание
условий
для
позитивных,
доброжелательных
отношений
между
детьми,
в
том
числе
принадлежащими
к
разным
национально-
культурным,
религиозным
общностям
и
социальным
слоям,
а
также
имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие
коммуникативных
способностей
детей,
позволяющих
разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4)
по строение
вариативного
развивающего
о б р а з о ва н и я ,
ориентированного
на
уровень
развития,
проявляющийся
у
ребенка
в
совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но
не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание
условий
для
овладения
культурными
средствами
деятельности;
организацию
видов
деятельности,
способствующих
развитию
мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного,
физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку
спонтанной
игры
детей,
ее
обогащение,
обеспечение
игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5)
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
по
вопросам
образования
ребенка,
непосредственного
вовлечения
их
в
образовательную
деятельность,
в
том
числе
посредством
создания
12
образовательных
проектов
совместно
с
семьей
на
основе
выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Ранее были предложены положения Концепции социального развития
С.А.
Козловой
о
социальной
действительности
как
важном
средстве
воспитания
ребенка-дошкольника,
значимым
средством
формирования
у
детей
дошкольного
возраста
социальных
навыков
следует
рассматривать
объекты и события социальной и культурной среды.
Социальные объекты вбирают в себя все многообразие социальной
среды: архитектурные сооружения, их особенности, учреждения культуры,
жилые
здания,
предметы,
созданные
руками
жителей
и
др.
В
процессе
ознакомления
с
социальными
объектами
дети
наблюдают
разнообразие
проявлений
человека
и
сфер
его
деятельности,
осваивают
важную
с о ц и а л ь н у ю
и н ф о р м а ц и ю
о
р о д н о м
г о р о д е ,
е г о
у л и ц а х ,
достопримечательностях, профессиях взрослых.
Знакомство с объектами и событиями социальной и культурной среды
нашего региона имеет не только познавательно-развивающий эффект, но и
оказывает влияние на обогащение содержания игровой деятельности.
Искусство, как средство формирования у детей дошкольного возраста
социальных навыков, занимает в образовательном процессе видное место.
Так
произведения
детской
художественной
литературы
разных
жанров,
произведения
изобразительного
искусства,
музыка,
театр
-
способствуют
глубокому погружению в историю, традиции народа, и формируют культуру
поведения,
культуру
взаимоотношений
между
окружающими,
предлагают
социальные модели поведения в обществе.
В формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков
особо значимым средством является игровая деятельность и ее различные
виды.
Игра,
по
мнению Д.Б.Эльконина, отражает взаимоотношения людей
поэтому
высокий
уровень
развития
игровой
деятельности
дошкольников,
сформированность у них игровой культуры мотивирует детей на активно-
13
деятельностное общение и стимулируют у них развитие коммуникативных
способностей и социальных навыков.
Внедрение
в
образовательную
деятельность
разнообразных
дидактических упражнений, занимательных игр, сюжетно-дидактических игр
и
сюжетно-ролевых
игр,
прогулок
социальной
направленности
создают
условия
для
успешного
закрепления
и
совершенствования
у
детей
первоначальных социально- коммуникативных навыков.
При
организации
самостоятельной
деятельности
дошкольников
педагоги
предоставляют
дошкольникам
возможность
проявить
сформированные социально- коммуникативные умения и навыки в разных
видах детской деятельности: общении, игре, театрализованной деятельности
и т.д.
Успешность
формирования
у
дошкольников
социально
–
коммуникативной культуры в целом зависит от взаимодействия педагогов с
родителями воспитанников. Это так же одно из важных условий.
Формирование
у
дошкольников
социально
–
коммуникативной
культуры
напрямую
зависит
от
выбора
форм
и
методов
такого
взаимодействия.
Формами организации сотрудничества с семьей по формированию у
детей
социально-
коммуникативной
культуры
являются
совместные
экскурсии, встречи, досуги, клубы, ярмарки, конкурсы, концерты, проекты
социальной направленности.
Педагогические методы и приемы, направленные на формирование у
детей дошкольного возраста социально- коммуникативной культуры, можно
представить в виде следующих групп:
1-я
группа содействует
формированию
и
закреплению
у
детей
дошкольного возраста представлений о социальной действительности, это:
-чтение художественных произведений, посещение театра, беседы о родном
городе, его жителях, профессиях и увлечениях.
14
-рассматривание репродукций картин известных художников, изображавших
на
своих
полотнах
природу
нашего
края,
знакомые
для
дошкольников
пейзажи, здания, улицы;
-рассматривание иллюстраций, плакатов, макетов, отображающих события
социальной жизни родного города, взаимоотношения между взрослыми и
детьми.
2-я
группа
способствует
развитию
у
детей
положительного
самоощущения и эмоционально-положительного отношения к окружающему,
сверстникам,
умений
ориентироваться
в
собственных
эмоциональных
состояниях и переживаниях и эмоциональных проявлениях окружающих и
включает:
-занимательные игровые ситуации.
-хороводные игры.
-экстатические игры.
-литературные
вечера
и
викторины,
беседы,
конкурсы
и
ярмарки
и
т.п.
проводятся
с
целью
создания
в
группе
условий
для
развития
у
детей
эмоциональной
отзывчивости
на
действия
и
поступки
окружающих;
проявлений сочувствия, сопереживания, умений понять и принять действия
сверстников, формирования правил этикета.
3-я
группа обеспечивает реализацию
социальных представлений в
деятельности и формирование у детей элементарных социальных навыков,
социальных моделей поведения, культуры взаимоотношений с окружающими
взрослыми и сверстниками. К этой группе методов относят разнообразную
игровую деятельность.
Важно, что в процессе игровой деятельности педагоги создают условия
для
совершенствования
у
дошкольников
комплекса
социальных
навыков
таких, как: умение вступить в контакт со сверстниками, в том числе и по
поводу совместно деятельности;
согласовать собственное мнение с мнением окружающих;
договориться со сверстниками о теме, цели и действиях;
15
спланировать собственные поступки и деятельность;
координировать
собственные
действия
и
поступки
с
действиями
и
поступками окружающих сверстников;
действовать совместно, последовательно выполняя действия;
решать конфликтные ситуации через общение;
элементарно управлять собственным поведением.
Посредством
разнообразного
содержания
игровой
деятельности
обеспечивается
проявление
у
детей
активности,
и н и ц и ати вы,
целеустремленности.
Игры
развивают
у
детей
ценностные
личностные
качества
любознательность,
дружелюбие,
уверенность,
жизнерадостность,
самостоятельность, социализированность, умение вести диалог со взрослыми
и сверстниками, включенными в ту или иную деятельность.
Эта группа методов включает разнообразные классы и виды игровой
деятельности детей дошкольного возраста:
дидактическая игра,
игры с природным материалом,
сюжетно-дидактическая игра,
сюжетно- ролевая игра, по мнению Крулехт М.В., в сюжетно-ролевой
игре ребенок как субъект детской деятельности наделяется качествами:
-
способностью
к
самостоятельному
целеполаганию
и
мотивации
деятельности;
- умением мобильно оперировать известными способами осуществления
деятельности;
- умением осуществлять деятельность в изменённых условиях;
- умением выходить за пределы заданной ситуации;
- умением осуществлять творческое варьирование в деятельности;
- умением прогнозировать результаты своей деятельности.
•
игры в театр и театрализованные игры,
•
организация выставок детских творческих работ и др.
16
Итак,
важными
условиями
формирования
у
детей
социально-
коммуникативной культуры являются:
мастерство
педагога,
умеющего
организовать
деятельность
ребенка, таким образом, чтобы вызвать у него желание соблюдать
нормы и правила, принятые в обществе, умение общаться со
взрослыми и сверстникам, вступать в контакт с незнакомыми
взрослыми и детьми;
формирование предметно-пространственной развивающей среды,
которая дает ребенку возможность реализовать себя в совместной
деятельности со сверстниками;
организация работы с социальными институтами,
сотрудничество педагогов с родителями.
17
Заключение.
Основой
прогрессивного
развития
современного
общества
является
человек,
его
культура,
образованность
и
воспитанность.
Социально-
коммуникативная
культура,
являясь
частью
общечеловеческой
культуры,
отражает состояние общественного развития и, вместе с тем, оказывает на
него
серьезное
влияние.
Сегодня,
как
никогда,
стоит
задача
воспитания
высокообразованного,
хорошо
воспитанного
молодого
поколения,
владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Маленький
ребенок
становится
человеком
только
в
общении
со
взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультуризацию и
социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также
учится
соотносить
свое
поведение
с
действиями
других
людей,
образуя
вместе
с
ними
единый
общественный
организм-социум.
В
процессах
социально-культурного
взаимодействия
приобретают
свою
устойчивую
форму нормы, ценности и институты той или иной культуры.
Вместе с тем, в дошкольном возрасте закладываются основные черты
личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях,
способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и
потребностями других людей. Для дошкольников характерна недостаточная
сформированность
дифференциации
эмоциональных
состояний
и
саморегуляции,
адекватной
оценки
своего
места
в
мире
взрослых
и,
соответственно,
недостаточное
развитие
социально-
коммуникативных
способностей.
Отсутствие
четких
представлений
о
социальных
законах
бытия,
человеческого
общежития,
недостаточное
развитие
эмоционально-
выразительных
средств
осложняют
овладение
детьми
навыками
коммуникативной
культуры,
в
связи
с
чем,
проблема
формирования
социально- коммуникативной культуры дошкольников актуализируется.
Одной из важных задач педагога детского сада остается поиск средств и
создание оптимальных условий социально-коммуникативного развития, что
18
связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, с помощью
которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые
ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем,
решающее значение должно придаваться ведущей деятельности, в которой
ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности наиболее эффективно
усваивает социально-культурный опыт.
19