Автор: Шекунова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 УИИЯ
Населённый пункт: город Ноябрьск ЯНАО Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС".
Раздел: начальное образование
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в условиях
реализации ФГОС.
Т.В.Шекунова
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2УИИЯ
Аннотация:
постоянная
проявляемая
исследовательская
активность
ребенка,
его
стремление к познанию через собственные исследования порождает исследовательское
поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Ключевые
слова:
поисковая
активность
ребенка,
метод
проектного
обучения,
результативность приобретения УДД обучающимися.
Мир, окружающий нас, меняется стремительно, чтобы выжить в нем человеку все
реже удается опереться на отработанные его предками или им мыслительные стереотипы
и
типовые
поведенческие
модели.
В
интенсивно
меняющейся
среде
современному
человеку
все
чаще
приходится
проявлять
исследовательское
поведение.
Поэтому
в
настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике
чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему
образовательному ресурсу.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий
здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать
новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Постоянная проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное
состояние ребенка. Он настроен на познание мира, и хочет его познавать. Именно это
внутреннее
стремление
к
познанию
через
собственные
исследования
порождает
исследовательское
поведение
и
создает
условия
для
исследовательского
обучения.
В
современном динамическом мире принципиально важно, чтобы психическое развитие
ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития[1].
Как
показывает
практика
исследования
многих
ученных
наибольший
интерес
у
учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира.
Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную
жизнь,
который
найдет
непосредственное
применение
в
их
жизни.
В
программе
окружающий мир раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том
числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного
1
отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической
значимости
окружающей
природы
перенесен
на
ее
эстетическую,
познавательную,
исследовательскую, нравственную ценность[3]. Это особенно важно для формирования
духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко
прагматического потребительского подхода к своему природному окружению. Поэтому я
считаю актуальным использование метода проектной технологии на уроках окружающего
мира по ОС « Школа 2100» авторов А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутина.
Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель: создать условия для
самовыражения.
Самореализации
каждого
ученика
и
для
развития
самостоятельной
деятельности.
Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство
собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные
ситуации;
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в
процессе выполнения проектного задания.
Реализация поставленной цели способствует решение следующих задач:
1.
Развитие инициативности и активности обучающихся
2.
Развитие
навыков
проектно-исследовательской
работы,
умения
самостоятельно
и
творчески мыслить, использовать полученные знания на практике
3.
Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности
4.
Расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности
и
самостоятельности
детей,
а
детям
дают
возможность
попробовать
себя
в
самых
разнообразных
ролях,
способах
трудовой,
художественной,
сочинительской,
режиссерской, организационной и другой деятельности.
Итак, рассмотрим конкретный пример.
На уроке общения знаний по теме «Полезные ископаемые» 4 класс, необходимо было
провести
практическую
лабораторную
работу,
повторить
знания
,
полученные
на
предыдущих
уроках,
изучить
новый
материал,
связанный
с
краеведением,
проверить
умение учеников применять знания на практике.
Выполнить эту задачу позволяет использование на уроке проектной технологии.
Данная технология предполагает:
- наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательский подход;
- интеграцию раннее полученных знаний;
2
- практическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность учащихся.
Организация
работы
над
проектом
включает
выбор
темы,
определение
состава
участников,
партнеров
и
схемы
их
взаимодействия,
планирование
работы,
сбор
информации и анализ ее источников, постановку целей и задач, выработку поэтапной
подробной
программы
действий
и
плана
мероприятий,
определение
вида
готового
продукта и способа его защиты. В подготовительный период необходимо продумать план
выполнения работы, порядок и согласование совместных действий.
Отмечу, что все перечисленные выше требования относятся к любой проектной работе
независимо от ее типологии и от времени ее проведения. В моём случае на создание
проекта отводилось минимальное количество времени, а число его участников составило
25
человек,
поэтому
данные
требования
пришлось
приспосабливать
к
конкретной
ситуации.
Сначала была продумана схема внедрения проектной работы в рамки урока с учетом
его типа, темы и задач.
Из данной схемы видно, что в рамках урока по закреплению полученных знаний
изучается новый материал, связанный с краеведением. Тематика проекта, основываясь на
вопросах
изучения
полезных
ископаемых
Ямала,
позволяет
одновременно
повторить
определение полезных ископаемых, их типы, проверить навыки работы с картой, умение
определять
с
помощью
эксперимента
вид
породы,
работать
с
дополнительным
материалом.
Название
проекта
«Я
–
глава
города»
определяет
его
практическую
значимость. И наконец в процессе работы можно выявить общеучебные умения и навыки,
которыми владеют учащиеся.
Следующий этап – разделение класса на группы. Комплект рабочих материалов всем
группам был предложен одинаковый.
В него вошли:
- алгоритм выполнения работы:
1) отгадайте загадку;
2) найдите на карте месторождение;
3)
определите,
какое
полезное
ископаемое,
обнаруженное
в
данном
месторождении,
соответствует вашей загадке;
4) найдите в лотке полезное ископаемое;
5) выберите образец и проведите практическую работу по схеме;
6) выберите и прочитайте дополнительный материал;
7) составьте рассказ об этом полезном ископаемом по предлагаемому плану;
3
8) придумайте, какое производство с использованием этого полезного ископаемого вы
можете открыть в вашем городе;
9) подготовьте доклад-защиту, определите, кто будет выступать;
Ученикам было предложено представить
себя
руководителями
города
Ноябрьск,
«исследовать»
его
недра
и
на
базе
найденных
полезных
ископаемых
«открыть
производство». Свой выбор во время защиты следовало обосновать.
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение
опыта
проектной
деятельности,
главным
в
котором
является
способность
создавать,
представлять и защищать собственный результат и продукт.
Библиографический список
1.Савенков, А. И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.
И. Савенков // Народное образование. – 2011. - № 6. – С.173-181
2.Савенков, А. И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.
И. Савенков // Школьные технологии. – 2011. - № 5. – С.156
3. Сокольникова, Ф. М. Проектная деятельность как условие формирования основных
компетенций учащихся / Ф. М. Сокольникова // Воспитание школьников. – 2013.- № 1. – С.
39
4