Напоминание

"Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС".


Автор: Шекунова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 УИИЯ
Населённый пункт: город Ноябрьск ЯНАО Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС".
Раздел: начальное образование





Назад




Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в условиях

реализации ФГОС.

Т.В.Шекунова

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2УИИЯ

Аннотация:

постоянная

проявляемая

исследовательская

активность

ребенка,

его

стремление к познанию через собственные исследования порождает исследовательское

поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Ключевые

слова:

поисковая

активность

ребенка,

метод

проектного

обучения,

результативность приобретения УДД обучающимися.

Мир, окружающий нас, меняется стремительно, чтобы выжить в нем человеку все

реже удается опереться на отработанные его предками или им мыслительные стереотипы

и

типовые

поведенческие

модели.

В

интенсивно

меняющейся

среде

современному

человеку

все

чаще

приходится

проявлять

исследовательское

поведение.

Поэтому

в

настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике

чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему

образовательному ресурсу.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий

здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать

новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского

поведения.

Постоянная проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное

состояние ребенка. Он настроен на познание мира, и хочет его познавать. Именно это

внутреннее

стремление

к

познанию

через

собственные

исследования

порождает

исследовательское

поведение

и

создает

условия

для

исследовательского

обучения.

В

современном динамическом мире принципиально важно, чтобы психическое развитие

ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития[1].

Как

показывает

практика

исследования

многих

ученных

наибольший

интерес

у

учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира.

Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную

жизнь,

который

найдет

непосредственное

применение

в

их

жизни.

В

программе

окружающий мир раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том

числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного

1

отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической

значимости

окружающей

природы

перенесен

на

ее

эстетическую,

познавательную,

исследовательскую, нравственную ценность[3]. Это особенно важно для формирования

духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко

прагматического потребительского подхода к своему природному окружению. Поэтому я

считаю актуальным использование метода проектной технологии на уроках окружающего

мира по ОС « Школа 2100» авторов А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутина.

Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель: создать условия для

самовыражения.

Самореализации

каждого

ученика

и

для

развития

самостоятельной

деятельности.

Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство

собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные

ситуации;

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в

процессе выполнения проектного задания.

Реализация поставленной цели способствует решение следующих задач:

1.

Развитие инициативности и активности обучающихся

2.

Развитие

навыков

проектно-исследовательской

работы,

умения

самостоятельно

и

творчески мыслить, использовать полученные знания на практике

3.

Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

4.

Расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности

и

самостоятельности

детей,

а

детям

дают

возможность

попробовать

себя

в

самых

разнообразных

ролях,

способах

трудовой,

художественной,

сочинительской,

режиссерской, организационной и другой деятельности.

Итак, рассмотрим конкретный пример.

На уроке общения знаний по теме «Полезные ископаемые» 4 класс, необходимо было

провести

практическую

лабораторную

работу,

повторить

знания

,

полученные

на

предыдущих

уроках,

изучить

новый

материал,

связанный

с

краеведением,

проверить

умение учеников применять знания на практике.

Выполнить эту задачу позволяет использование на уроке проектной технологии.

Данная технология предполагает:

- наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательский подход;

- интеграцию раннее полученных знаний;

2

- практическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность учащихся.

Организация

работы

над

проектом

включает

выбор

темы,

определение

состава

участников,

партнеров

и

схемы

их

взаимодействия,

планирование

работы,

сбор

информации и анализ ее источников, постановку целей и задач, выработку поэтапной

подробной

программы

действий

и

плана

мероприятий,

определение

вида

готового

продукта и способа его защиты. В подготовительный период необходимо продумать план

выполнения работы, порядок и согласование совместных действий.

Отмечу, что все перечисленные выше требования относятся к любой проектной работе

независимо от ее типологии и от времени ее проведения. В моём случае на создание

проекта отводилось минимальное количество времени, а число его участников составило

25

человек,

поэтому

данные

требования

пришлось

приспосабливать

к

конкретной

ситуации.

Сначала была продумана схема внедрения проектной работы в рамки урока с учетом

его типа, темы и задач.

Из данной схемы видно, что в рамках урока по закреплению полученных знаний

изучается новый материал, связанный с краеведением. Тематика проекта, основываясь на

вопросах

изучения

полезных

ископаемых

Ямала,

позволяет

одновременно

повторить

определение полезных ископаемых, их типы, проверить навыки работы с картой, умение

определять

с

помощью

эксперимента

вид

породы,

работать

с

дополнительным

материалом.

Название

проекта

«Я

глава

города»

определяет

его

практическую

значимость. И наконец в процессе работы можно выявить общеучебные умения и навыки,

которыми владеют учащиеся.

Следующий этап – разделение класса на группы. Комплект рабочих материалов всем

группам был предложен одинаковый.

В него вошли:

- алгоритм выполнения работы:

1) отгадайте загадку;

2) найдите на карте месторождение;

3)

определите,

какое

полезное

ископаемое,

обнаруженное

в

данном

месторождении,

соответствует вашей загадке;

4) найдите в лотке полезное ископаемое;

5) выберите образец и проведите практическую работу по схеме;

6) выберите и прочитайте дополнительный материал;

7) составьте рассказ об этом полезном ископаемом по предлагаемому плану;

3

8) придумайте, какое производство с использованием этого полезного ископаемого вы

можете открыть в вашем городе;

9) подготовьте доклад-защиту, определите, кто будет выступать;

Ученикам было предложено представить

себя

руководителями

города

Ноябрьск,

«исследовать»

его

недра

и

на

базе

найденных

полезных

ископаемых

«открыть

производство». Свой выбор во время защиты следовало обосновать.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение

опыта

проектной

деятельности,

главным

в

котором

является

способность

создавать,

представлять и защищать собственный результат и продукт.

Библиографический список

1.Савенков, А. И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.

И. Савенков // Народное образование. – 2011. - № 6. – С.173-181

2.Савенков, А. И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.

И. Савенков // Школьные технологии. – 2011. - № 5. – С.156

3. Сокольникова, Ф. М. Проектная деятельность как условие формирования основных

компетенций учащихся / Ф. М. Сокольникова // Воспитание школьников. – 2013.- № 1. – С.

39

4



В раздел образования