Автор: Кушнарева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс №33 "колокольчик"
Населённый пункт: Ростовская обл,Аксайский р–он, станица Ольгинская
Наименование материала: статья
Тема: "Возрастные особенности детей 6–ти лет"
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений,
творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни —
обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
• Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в
состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования,
которые будут предъявлены ему в школе.
• Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он
становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к
объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними
сотрудничать.
• Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на
непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что
раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения
и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что
ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими,
приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка,
оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
• Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает,
но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым
интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный
интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому
ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он
еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное,
новое, привлекательное.
• Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной
роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная
психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его
мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также
сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35
—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность
формируется именно к семи годам.
• Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно
составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок,
которые слышит в свой адрес.
Математика
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь решать простейшие задачки и головоломки.
2. Ребенок может уметь вычитать и прибавлять к числу.
3. Ребенок может уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево,
вверх, вниз.
4. Ребенок может уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со
множествами.
5. Ребенок может уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше -
меньше.
6. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который?
Какой по счету?
7. Ребенок может знать состав чисел первого десятка.
8. Ребенок может уметь различать и называть предметы круглой, квадратной,
треугольной и прямоугольной формы.
9. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат,
прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические тела: куб,
шар, цилиндр, пирамида.
10. Ребенок может знать знаки "+", "-", "=", ">" и "<".
11. Ребенок может уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение
и вычитание.
12. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
13. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1.Ребенок может отвечать на такие вопросы как:
2.Ребенок может уметь выполнять задания в которых необходимо выявить
закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов.
3. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.
4. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь
заканчивать рассказ (придумать конец).
5. Ребенок может уметь разделять предложенные предметы на две группы и
находить для каждой группы общий признак.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1.Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в
котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона
3. Речь у ребенка должна быть максимально приближенна к взрослой речи (по
качеству).
4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для
выражения своих эмоций.
5. Ребенок может уметь отличать побудительное предложение от
повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их
использовать.
6. Ребенок может уметь формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения,
спорить.
7. Ребенок может уметь вести диалог и монолог.
8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и
больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда,
одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы,
названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1.Ребенок может уметь звонить по телефону.
2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу
3. Ребенок может уметь вести себя за столом.
4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема
пищи.
5. Ребенок может уметь застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за
прической, за ногтями и состоянием одежды.
7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет
светофора, как и где можно переходить дорогу.
8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней
недели.
Вам как его родителям важно:
• Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к
школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу
личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований
и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
• Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой
интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в
школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание.
Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную
жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
• Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на
отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом
возрасте радикальнее всего истребляется скукой, принуждением. По возможности
организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.
• Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает
реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности.
Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень
самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки,
предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной
позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может
справиться сам.
• Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его
представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки
родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его
самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши
негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке
недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По
возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте
лишь его действие или поступок.
• Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная
зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе.
Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в
противовес мотивации избегания.
• Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи
ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем.
Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной
ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной
реализованности.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей
ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания
окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок:
• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много
вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение
задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и
адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку
ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание
важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на
привлечение внимания «плохими» поступками.
• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и
возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими
взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила
взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к
играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим
поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом
возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по
игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам,
но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть
во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может
быть уже достаточно существенной.
• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать
много «неудобных» для родителей вопросов.
• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.* Могут усиливаться страхи,
особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Математика
Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:
1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх,
вниз.
2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со
множествами.
3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который?
Какой по счету?
4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной,
треугольной и прямоугольной формы.
5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат,
прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.
6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:
1.Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».
2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.
3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь
заканчивать рассказ (придумать конец).
4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить
для каждой группы общий признак.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:
1.Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в
котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона
4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для
выражения своих эмоций.
5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного,
восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.
6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения,
спорить.
8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и
больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет может уметь:
1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда,
одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы,
названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет может уметь:
1.Ребенок может звонить по телефону.
2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу
3. Ребенок может уметь вести себя за столом.
4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема
пищи.
5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за
прической, за ногтями и состоянием одежды.
7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет
светофора, как и где можно переходить дорогу.
8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней
недели.
Вам как его родителям важно:
• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его
магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто
игру воображения.
• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя
развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного
творчества.
• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где
его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его
людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в
состоянии отстоять и выдержать.
• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему
малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся
трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с
ребенком обсуждая совместные планы.
• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой
самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным
успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая
причины неудачи.
• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет
откликаться на просьбу о помощи, чем на можетствование и обязанность.
Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем
«взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши
требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных
для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы,
которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему
специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае
трудностей запастись детской литературой на эту тему.
• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими,
в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие,
информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть
тревожнее и страшнее, чем реальность.
• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не
осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и
сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в
процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно
пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться
самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за
помощью к психологам.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел
из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной
становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже
больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.
Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях,
попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций,
он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте
начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые
ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они
поступают.
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу.
Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на
бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает
возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему
признания.
• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя
недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое
магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но
безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к
ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более
широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее
появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в
магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся,
мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками
занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится
потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать
вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать
различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть
способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный
интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной
игре.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева,
посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат,
треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в
пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной
последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение:
больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов:
добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать
цифры.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками
(или между двумя игрушками).
2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в
друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты
картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова,
лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить
лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься
на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и
двери в доме? И т.д.
9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный -
стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро,
пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный –
чай горячий и т.д.
10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым:
стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные
предметы, объяснять, что не так и почему.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать
ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения
животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму
множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое,
желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед,
около и т. д.).
6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих
профессий.
7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и
правильно их задавать.
8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа.
Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в
котором живет.
10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших
событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в
магазине? Что было на тебе одето?
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они
бывают, когда созревают.
2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они
передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы
каждого из них.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его
хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не
выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её
края.
7. Ребенок может различать правую и левую руку.
Вам как его родителям важно:
• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не
позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком
много, иначе их трудно выполнить.
• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их
так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто
запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы
что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его
справедливую злость или обиду по этому поводу.
• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в
другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы
разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с
теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за
незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей
вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться
пассивность, пропадать инициатива.
• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные
истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей
подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно
выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их
вместе с вами.
• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и
самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности
никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому
ребенку оценить свое творчество.
• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры,
осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное
мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального
развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме
игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки,
палочки, брусочки и т.д.
• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься
тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о
необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая
его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его
вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его
интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных
рассуждений и выводов.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет
недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и
переходить в устойчивые негативные черты характера.