Автор: Александрова Любовь Владимировна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого–педагогические рекомендации воспитателям ДОО по развитию у дошкольников восприятия времени"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические рекомендации воспитателям ДОО
по развитию у дошкольников восприятия времени
Время является сложной абстрактной категорией. Усвоение временных
категорий
требует
определенного
уровня
развития
мышления
ребенка.
Интерес детей ко времени с возрастом расширяется и углубляется, охватывая
разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем.
Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей протекает во времени,
представления о нем возникают у детей сравнительно поздно. Это связано со
специфическими
особенностями
времени:
текучестью,
необратимостью,
отсутствием
наглядных
форм,
относительностью
словесных
обозначений
времени.
Восприятие
детьми
времени
своеобразно:
оно
воспринимается
конкретно и опосредовано, то есть через косвенные признаки и действия.
Знания о времени часто носят формальный характер, так как не опираются на
понимание
деятельности,
текучести,
необратимости
и
периодичности
времени.
При целенаправленной психолого-педагогической работе дети к концу
дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы
измерения времени, но и учатся использовать его в практической и
интеллектуальной деятельности.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
и
результатов
диагностики показал необходимость разработки рекомендаций воспитателям
и
родителям
по
использованию
дидактических
игр
и
занимательных
упражнений
для
развития
представлений
о
времени
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
1. При формировании представлений о времени в работе со старшими
дошкольниками
целесообразно
использовать
дидактические
игры
и
занимательные
упражнения,
так
как
игра
является
ведущим
видом
деятельности дошкольников.
2. При проведении игр необходимо учитывать общие рекомендации к
проведению дидактических игр:
- если игра имеет оборудование, то его целесообразно рассмотреть до
игры, что бы новые предметы не отвлекали внимание детей;
-
что
бы
игра
заинтересовала
детей,
можно
на
глазах
у
детей
внимательно рассматривать ее, читать вслух правила;
- не спешите срезу играть в игру, познакомьтесь с оборудованием, но
скажите,
что
сегодня
вы
не
успеете
поиграть,
на
следующий
день
познакомьте с правилами и выскажите сожаление о том, что вам пора идти на
прогулку, отложите начало игры на завтра, это создаст интерес и желание
поиграть;
- если вы заметили, что интерес к игре ослабевает, уберите из поля
зрения детей игру на несколько дней, чтобы сохранить интерес к ней.
3. Для формирования представлений о временах года используйте игры
«Когда это бывает?», лото «Времена года», «Помоги незнайке собраться на
прогулку», «Когда деревья надевают этот наряд», «Волшебный круг», «Лови,
бросай, месяцы года называй», «Собери месяцы вместе», «Какое время года
заблудилось?», «Что перепутал художник», «Какое время года я загадала?».
Используйте игры-путешествия в различные времена года.
4. При знакомстве с временами годы можно употребить модель времен
года:
каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу
– белая, лето красивое – красное и т.д.
каждому
времени
года
соответствует
свой
вид
деятельности:
зимой
дети
лепят
снежную
бабу
или
играют
в
снежки,
весной
вешают
скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.
5. Формированию представлений о частях суток помогут следующие
дидактические игры: «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью»,
«Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Кто, когда спит», «Что я
люблю делать днем, утром…», «Подбери картинки», «Скажи наоборот». Как
и при формировании знаний о временах года, при закреплении знаний о
частях суток можно использовать игры-путешествия в разные части суток.
6. При формировании представлений о днях недели, используйте такие
игры как «Неделька, стройся», «Веселая неделя», «Радуга-дуга», «Чья неделя
скорее соберется», «Лови, бросай, дни недели называй», «Найди соседей»,
«Найди свой день», «Я начну, а ты продолжи», «Назовите 1, 2, 5, 7… день
недели»,
«Семь
волшебных
листков», «Наведи
порядок»,
«Разноцветная
неделька», «Совушка», «Неделькина лесенка».
7 . Для
того
чтобы
дети
лучше
усвоили
название
дней
недели,
их
последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением
названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник –
второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота –
конец недели, воскресенье – выходной день.
8. Важной задачей является знакомство детей с часами. Для решения
этой задачи используйте игры: «Какое время», «Который час?», «Часы гнома
Тик-Так», «Когда начинается спектакль», «Веселые часы».
9.
При
формировании
представлений
о
текучести
времени
можно
использовать игры «Вчера, сегодня, завтра», «Машина времени», «Было –
будет», «Дни приходят и уходят».
10. Так как детям сложно определять временной интервал, используйте
игровые задания, которые дети должны выполнять в течение определенного
отрезка времени (например, «Слепи собачку за 5 минут», «Вымой доску за 1
минуту», «Убери своё рабочее место за 1 минуту», «Попробуй определить без
часов, за какое время Галина Михайловна поменяет все детские полотенца»).
11. Подбирая дидактические игры, помните об особенностях детского
мышления.
Ведущим
видом
в
дошкольном
возрасте
является
наглядно-
действенное
мышление,
следовательно,
в
играх
должна
быть
наглядная
основа.
12. В процессе дидактических игр и игровых упражнений используйте
разнообразные
пособия:
карточки
с
числовыми
фигурами,
изображения
предметов. Эти средства позволяют «материализовать» различные временные
категории производить с ними те или иные «манипуляции», «отыскивать»
недостающие
дни
недели,
«вставить»
на
место
«пропущенный»
месяц,
расставить по порядку, определить, когда это произошло, и совершать другие
игровые действия.
13. Помните, что в дидактической игре у ребенка должен быть партнер.
14. В дидактических играх, связанных с формирований представлений
о
времени,
обязательно
должен
участвовать
взрослый,
который
является
носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры.
15. Привлекайте к оценке действий в игре, к исправлению ошибок
детей.
Это
будет
способствовать
закреплению
и
уточнению
полученных
знаний.
16. Помните, что вы играете с детьми, поэтому поддерживайте игровую
обстановку и не превращайте игру в занятие. Важно, чтобы кроме знаний,
ребенок получил удовольствие от игры.
1 7 . Содержание
работы
необходимо
направлять
не
только
на
формирование и развитие восприятия времени у старших дошкольников, но и
на
развитие
речи.
Обогащайте
словарь
ребенка
новыми
понятиями,
связанными со временем. Этому способствуют задания типа:
“Вставить в предложение пропущенное слово”:
Буратино
и
Пьеро
выступали
в
театре
полчаса.
Значит,
они
выступали … минут.
Маша
может
задерживать
дыхание
на
1
минуту.
Значит,
она
может находиться под водой … секунд
“Закончи предложение”:
За 1 минуту лена вырезает 5 фигур, а за 3 минуты она вырежет…
Секундная
стрелка
делает
полный
круг
на
циферблате
за
1
минуту, а минутная…
Если сейчас 7 часов, то через полчаса будет …
И вопросы типа:
Что короче 1 час или 5 минут?
Что длиннее (минута или час, секунда или час)?
18. Для того чтобы дети лучше запомнили временные отрезки, в работе
с детьми следует использовать загадки, пословицы, стихи, рассматривание
репродукций
картин
великих
художников,
чтение
художественных
произведений, слушание музыки.
19.
Быстрому
запоминанию
временных
представлений
содействует
чтение книг В. Каверина “Песочные часы”, Е. Шварца “Сказка о потерянном
времени”, В. Даля “Старик-годовик”.
20. Помните, в соответствии с возрастом и реализуемой программой
следует обогащать развивающую предметно-пространственную среду, в
которой имеется математическая зона (уголок математики), различными
дидактическими играми на развитие чувства времени, макетами циферблатов
часов с вращающимися стрелками, самими часами различных видов,
необходимым раздаточным материалом. Это необходимо для того, чтобы дети
самостоятельно в любой момент могли пользоваться необходимым для них
материалом.
21. Привлекайте родителей в совместные игры с детьми на развитие
восприятия времени. Ведь, зачастую взрослые не делают этого не потому, что
не хотят, а потому, что не умеют, не знают как. Научите их.
Формирование представлений о времени является важнейшей задачей
работы с детьми старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что с
началом
систематического
обучения
в
школе,
детям
будет
необходимо
реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп
своей деятельности, рационально использовать свое время, укладываться в
отведенный отрезок времени. Чувство времени позволяет ребенку быть более
организованным, собранным, точным.