Автор: Кононова Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБ ДОУ №41
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей к условиям ДДУ.
Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь
в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в
таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых.
Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу
занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство
семей
все-таки
склоняются
к
варианту
«отдавать
в
садик».
Возможно,
маме
необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители
хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с
другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут
быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.
И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее,
малыш
вдруг
начинает
закатывать
истерики,
капризничать,
отказывается
самостоятельно
засыпать.
Или,
наоборот,
замыкается
в
себе,
тихо
плачет,
перестает
интересоваться
ранее
любимыми
игрушками
и
сказками.
Что
же
происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его
из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?
Что такое адаптация
Адаптация
–
это
привыкание,
приспособление
организма
к
внешним
изменяющимся
условиям,
то
есть
к
новой
обстановке.
Такие
перемены
не
проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о
маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик –
совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и
новые отношения.
Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую
провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил
организма.
Во-вторых,
в
ранее
стабильную
и
размеренную
жизнь
ребенка
«врываются» новые условия:
отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых
крохе;
внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь
уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой
гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море
внимания каждой детке;
необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым
взрослым – воспитателем.
Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь
ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни,
процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных
сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех
системах.
Мы
же
замечаем
обычно
только
верхушку
айсберга
–
нарушения
поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период
происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном
нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме
того, часто наблюдаются такие нарушения:
1.
Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или
просыпаться по ночам.
2.
Снижение или потеря аппетита.
3.
Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить
сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество,
начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
4.
Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что
кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться,
кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со
всем этим легко справлялся.
5.
Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш
вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе.
Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего
раньше за ним не наблюдалось.
6.
Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее
любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не
хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку,
и его познавательная активность угасает.
7.
Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на
контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и
общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными,
беспокойными.
8.
Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка
обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за
компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь
воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия.
Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот
позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только
в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
9.
Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость
организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые
недели и даже дни посещения садика.
Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне
объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как
только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут,
чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование
или
даже
сердиться
на
малыша,
когда
этого
не
происходит.
Но,
по
мнению
специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4
недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш
ребенок – индивидуален, и не торопите события!
Какой может быть адаптация ребенка
1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает
почти
половина
детей.
Малыши
посещают
сад
без
особых
потерь,
и
даже
присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно
кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.
Такой ребенок:
входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
может при необходимости попросить о помощи;
сам способен завязывать контакты;
может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть
играет «понарошку»;
находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
принимает установленные правила поведения;
нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно
изменяет свое поведение;
умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.
2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до
нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша
вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными
инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других –
опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются
разные
ОРЗ
и
ОРВИ.
В
данном
случае
помочь
малышу
может
врач
–
своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация
приблизится к благоприятной.
Малыш, переживающий адаптацию средней степени:
соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с
другими детьми, может развернуть игру;
адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила
поведения.
Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе
привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо
осложнений.
3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену
обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой
вариант, естественно, самый неблагоприятный.
При этом типе адаптации малыш:
не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью
родителей;
встревожен, замкнут;
не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
не может развернуть игру;
пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку
мамы, или вообще не реагирует.
Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский
психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о
важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.
Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему
привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего
неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода
привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:
темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики
приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
состояния здоровья крохи;
обстановки в семье;
уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному
событию в жизни крохи.
Как помочь малышу приспособиться к детскому
садику
1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам
самостоятельности. Малыш должен уметь:
самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
умываться;
одеваться и раздеваться;
пользоваться горшком;
пользоваться носовым платочком.
Когда
малыш
овладеет
всеми
этими
премудростями,
его
процесс
адаптации
пройдет гораздо легче.
Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и
практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они
будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с
переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.
Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо
держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда
крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в
садик,
потренируйтесь
с
крохой
дома
одеваться-обуваться.
Если
малыш
уже
привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.
2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово,
что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему
предстоит
пойти,
что
он
там
будет
делать,
читайте
сказочные
истории
о
посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории
сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем
– тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».
3. Старайтесь
соблюдать
четкий
режим
дня,
максимально
приближенный
к
«садовскому».
Желательно
начинать
такую
подготовку
минимум
за
месяц
до
посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть
таким:
7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
8-30 – время прихода в садик;
8-40 – прием завтрака;
10-30 –12-00 – прогулка;
12-15 – 12-45 – обед;
13-00 – 15-00 – дневной сон,
15-30 – полдник.
Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш»
режим.
Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-
девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это
для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в
сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать
немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.
4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его,
как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего
понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно
внимательно
относитесь
к
жалобам
малыша. Если
ребенок
жалуется
на
воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху,
что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это
вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с
воспитательницей — обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В
большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто
не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша
чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас
что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.
Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше
времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь
малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему
время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание
их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома –
пошалить, немного пошуметь и побегать.
5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и
саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух
при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще
ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой
хороший
садик
вы
выбрали
для
своего
крохи
и
какие
чудесные
люди
там
работают.
6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои
обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после
прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего
ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.
7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать
его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так
очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на
время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить
просмотр телепередач.
8. Создайте
малышу
бесконфликтную
и
спокойную
атмосферу
дома.
Не
забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите
нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите.
Ведь
малыш
сейчас
больше
всего
нуждается
в
вашей
поддержке
и
теплом
участии!
9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут
дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с
ним в садике может что-то произойти.
10. Придумайте
свой
ритуал
прощания -
поцеловать,
сказать
«пока-пока»,
помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым
условиям.
11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том,
чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с
дедушкой.
12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие
родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».
13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то
мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.
14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха
возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.
15. Терпимо
относитесь
к
капризам
малыша.
Помните,
они
появляются
от
перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте
вместе.
16. И
в
садике,
и
дома
говорите
с
крохой
уверенно
и
спокойно.
Будьте
доброжелательны
и
настойчивы
при
переодевании,
пробуждении
в
садик.
Озвучивайте
все
свои
действия.
Такие
простые
рекомендации
помогут
крохе
поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.
17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе.
И з л и ш н е е
к у т а н и е
н е
с п о с о б с т в у е т
з д о р о в ь ю .
18.
Если
вы
замечаете
сильные
отклонения
от
обычного
поведения
крохи,
обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.
19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять
его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно
увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И
только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.
20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк,
кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете
избежать возможных осложнений.
21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики
ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.
22. По
возможности
укрепляйте
иммунитет
крохи
с
помощью
закалывания
и
прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на
ночь.
23. Помните:
причина
постоянных
простуд
чаще
всего
кроется
в
психике.
Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что
кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но
организм
начинает
ослабевать,
с
легкостью
поддается
негативному
влиянию.
Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению
малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.
Список «табу» для родителей
И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются
привыкнуть к садику:
1.
Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет
идти в садик.
2.
Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше
покажите ему, как вы его любите!
3.
Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд
ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
4.
Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти
в садик.
5.
Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы
только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое
место с нехорошими людьми.
6.
Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и
оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму
придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
7.
Нельзя водить в садик больного ребенка.
И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи
радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период
адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь
не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите,
что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того,
чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с
большим
числом
сверстников
понадобится
свое,
определенное
количество
времени. Дайте ему это время!