Напоминание

Адаптация детей к условиям ДОУ


Автор: Кононова Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБ ДОУ №41
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей к условиям ДДУ.

Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь

в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в

таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых.

Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу

занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство

семей

все-таки

склоняются

к

варианту

«отдавать

в

садик».

Возможно,

маме

необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители

хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с

другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут

быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.

И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее,

малыш

вдруг

начинает

закатывать

истерики,

капризничать,

отказывается

самостоятельно

засыпать.

Или,

наоборот,

замыкается

в

себе,

тихо

плачет,

перестает

интересоваться

ранее

любимыми

игрушками

и

сказками.

Что

же

происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его

из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?

Что такое адаптация

Адаптация

это

привыкание,

приспособление

организма

к

внешним

изменяющимся

условиям,

то

есть

к

новой

обстановке.

Такие

перемены

не

проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о

маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик –

совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и

новые отношения.

Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую

провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил

организма.

Во-вторых,

в

ранее

стабильную

и

размеренную

жизнь

ребенка

«врываются» новые условия:

отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;

необходимость соблюдать четкий распорядок дня;

постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых

крохе;

внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь

уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой

гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море

внимания каждой детке;

необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым

взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь

ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни,

процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных

сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех

системах.

Мы

же

замечаем

обычно

только

верхушку

айсберга

нарушения

поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период

происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном

нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме

того, часто наблюдаются такие нарушения:

1.

Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или

просыпаться по ночам.

2.

Снижение или потеря аппетита.

3.

Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить

сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество,

начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.

4.

Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что

кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться,

кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со

всем этим легко справлялся.

5.

Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш

вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе.

Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего

раньше за ним не наблюдалось.

6.

Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее

любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не

хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку,

и его познавательная активность угасает.

7.

Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на

контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и

общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными,

беспокойными.

8.

Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка

обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за

компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь

воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия.

Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот

позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только

в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).

9.

Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость

организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые

недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне

объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как

только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут,

чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование

или

даже

сердиться

на

малыша,

когда

этого

не

происходит.

Но,

по

мнению

специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4

недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш

ребенок – индивидуален, и не торопите события!

Какой может быть адаптация ребенка

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает

почти

половина

детей.

Малыши

посещают

сад

без

особых

потерь,

и

даже

присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно

кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

Такой ребенок:

входит в группу спокойно, внимательно осматривается;

смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;

может при необходимости попросить о помощи;

сам способен завязывать контакты;

может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть

играет «понарошку»;

находится в стабильном спокойном или бодром настроении;

в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;

принимает установленные правила поведения;

нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно

изменяет свое поведение;

умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до

нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша

вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными

инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других –

опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются

разные

ОРЗ

и

ОРВИ.

В

данном

случае

помочь

малышу

может

врач

своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация

приблизится к благоприятной.

Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;

после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с

другими детьми, может развернуть игру;

адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;

может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила

поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе

привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо

осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену

обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой

вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации малыш:

не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью

родителей;

встревожен, замкнут;

не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;

не может развернуть игру;

пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку

мамы, или вообще не реагирует.

Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский

психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о

важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему

привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего

неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода

привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики

приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;

состояния здоровья крохи;

обстановки в семье;

уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному

событию в жизни крохи.

Как помочь малышу приспособиться к детскому

садику

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам

самостоятельности. Малыш должен уметь:

самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;

умываться;

одеваться и раздеваться;

пользоваться горшком;

пользоваться носовым платочком.

Когда

малыш

овладеет

всеми

этими

премудростями,

его

процесс

адаптации

пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и

практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они

будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с

переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо

держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда

крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в

садик,

потренируйтесь

с

крохой

дома

одеваться-обуваться.

Если

малыш

уже

привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово,

что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему

предстоит

пойти,

что

он

там

будет

делать,

читайте

сказочные

истории

о

посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории

сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем

– тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь

соблюдать

четкий

режим

дня,

максимально

приближенный

к

«садовскому».

Желательно

начинать

такую

подготовку

минимум

за

месяц

до

посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть

таким:

7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;

8-30 – время прихода в садик;

8-40 – прием завтрака;

10-30 –12-00 – прогулка;

12-15 – 12-45 – обед;

13-00 – 15-00 – дневной сон,

15-30 – полдник.

Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш»

режим.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-

девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это

для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в

сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать

немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его,

как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего

понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно

внимательно

относитесь

к

жалобам

малыша. Если

ребенок

жалуется

на

воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху,

что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это

вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с

воспитательницей — обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В

большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто

не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша

чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас

что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше

времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь

малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему

время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание

их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома –

пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и

саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух

при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще

ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой

хороший

садик

вы

выбрали

для

своего

крохи

и

какие

чудесные

люди

там

работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои

обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после

прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего

ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать

его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так

очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на

время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить

просмотр телепередач.

8. Создайте

малышу

бесконфликтную

и

спокойную

атмосферу

дома.

Не

забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите

нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите.

Ведь

малыш

сейчас

больше

всего

нуждается

в

вашей

поддержке

и

теплом

участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут

дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с

ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте

свой

ритуал

прощания -

поцеловать,

сказать

«пока-пока»,

помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым

условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том,

чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с

дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие

родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то

мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха

возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо

относитесь

к

капризам

малыша.

Помните,

они

появляются

от

перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте

вместе.

16. И

в

садике,

и

дома

говорите

с

крохой

уверенно

и

спокойно.

Будьте

доброжелательны

и

настойчивы

при

переодевании,

пробуждении

в

садик.

Озвучивайте

все

свои

действия.

Такие

простые

рекомендации

помогут

крохе

поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе.

И з л и ш н е е

к у т а н и е

н е

с п о с о б с т в у е т

з д о р о в ь ю .

18.

Если

вы

замечаете

сильные

отклонения

от

обычного

поведения

крохи,

обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять

его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно

увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И

только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк,

кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете

избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики

ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По

возможности

укрепляйте

иммунитет

крохи

с

помощью

закалывания

и

прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на

ночь.

23. Помните:

причина

постоянных

простуд

чаще

всего

кроется

в

психике.

Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что

кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но

организм

начинает

ослабевать,

с

легкостью

поддается

негативному

влиянию.

Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению

малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

Список «табу» для родителей

И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются

привыкнуть к садику:

1.

Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет

идти в садик.

2.

Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше

покажите ему, как вы его любите!

3.

Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд

ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.

4.

Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти

в садик.

5.

Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы

только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое

место с нехорошими людьми.

6.

Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и

оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму

придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.

7.

Нельзя водить в садик больного ребенка.

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи

радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период

адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь

не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите,

что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того,

чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с

большим

числом

сверстников

понадобится

свое,

определенное

количество

времени. Дайте ему это время!



В раздел образования