Авторы: Булдыженко Евгения Александровна, Макарова Светлана Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства, истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски Воронежской области
Наименование материала: статья с методической разработкой
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся в интегральной системе обучения эпохи Возрождения".
Раздел: среднее образование
Современные образовательные технологии и методики в
профессиональной деятельности.
Чтение
и
письмо
в
развитии
критического
мышления
при
изучении
эпохи
Возрождения (РКМЧП).
«Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
в
интегральной
системе
обучения эпохи Возрождения».
Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного
искусства, искусства МБОУ СОШ №12 город Лиски, Воронежская область
Макарова Светлана Васильевна учитель истории
МБОУ СОШ №12 город
Лиски, Воронежская область
При изучении эпохи Возрождения дети всегда с трудом воспринимали эту
тему, потому что она объемная, много нужно запомнить, а главное, понимать,
откуда что берется. В основном это касается философии Возрождения и
сравнения с античностью и средневековьем. Поэтому старые методы здесь не
действуют. А вот новые технологии ФГОС дают хорошие результаты.
Роль
учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному
познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных
работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся
хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Думать
критически означает проявлять любознательность и использовать
исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять
планомерный поиск ответов.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по
изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать учащегося, дать им возможность целенаправленно думать,
выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий
процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной
проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и
практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции
этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том
случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение,
задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения
этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые
сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того,
чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время
фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации.
Обмена мнениями между учениками и преподавателем;
Анализ всего процесса изучения материала;
Выработка собственного отношения к изучаемому материалу .
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники,
направленные на выполнение задач этапа.
Тема: «Эпоха Возрождения» предполагает серию уроков
Ход урока.
Учитель. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ученики. Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться.
Учитель. Рассмотрите на презентации иллюстрации и прочтите высказывание
современника этой эпохи. О какой эпохе идет речь?
«Это, несомненно, золотой век,
Который вернул свет
Свободным искусствам
И воплотил человечность». Марсилио Фичино
Ученики. Итальянское Возрождение
Учитель. Назовите тему урока.
Ученики. Итальянское Возрождение Средневековья.
Учитель. Заполните в таблице первые две колонки
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Леонардо да Винчи
Произведение «Моно Лиза»
более широкую информацию
об Итальянском Возрождении
Учитель. О чем же мы сегодня будем говорить и что делать?
Ученики. Мы познакомимся с эпохой Возрождения, узнаем ее характерные особенности и
выполним исследовательский проект, в котором сделаем выводы.
Учитель. Первый этап нашего урока знакомимся с эпохой Возрождения. На партах у
вас лежат учебники истории, дидактический материал с иллюстрациями и текстом
по изобразительному искусству, которые помогут вам приобрести новую
информацию о Возрождении. 2 минуты.
Учитель. А теперь посмотрим видеофильм: «Эпоха Возрождения»
Учитель. Делимся информацией. Дайте объяснения новым словам и фразам, таблицу
заполнить.
Мировоззрение
Взгляд общества на окружающий мир, космос, на
космический разум (Бога), на природу, на отношение к
миру
Возрождение
В обществе появляется заинтересованность культурой
античности, происходит что-то вроде ее «возрождения».
Ренессанс
«заново рожденный» и имеет итальянские и французские
корни.
Ренессанс возник намного позже. На окончание XV
столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения
.
Человек мера всех вещей
В человеке от природы заложены пропорции золотого сечения.
Человек пропорционален и соизмерим. Пропорции золотого
сечения существуют во всей Вселенной от самой маленькой
звезды до пыльцы на земных цветах.
Гуманизм
(от лат. humaniis — человеческий, человечный), в
широком смысле — исторически изменяющаяся система
воззрений, признающая ценность человека как личности,
его право на свободу, счастье...
Созерцание
Рациональный подход в познании. Познание мира по
законам гармонии Вселенной
Аскетизм
Отказ от жизненных благ и удовольствий. Строгий образ
жизни.
Универсальный человек
Это человек с разносторонними интересами, обладающий
обширными знаниями и достигающий хороших результатов во
всем, за чтобы не взялся.
Учитель. Назовите периоды итальянского Возрождения
Ученики.
1. Раннее Возрождение. 15 в.- Флоренция.
2. Высокое Возрождение возникло(1490 – е гг. – первая треть 16 в.). Происходит в
Италии.
3. Позднее Возрождение проявило себя (после1530 – го г. – вторая половина16 в.).
Закончилось в Венеции.
Учитель. По презентации назовите причины возникновения эпохи Возрождения
Ученики. Расцвет городов. Развитие наук, философии, географические открытия,
археологические раскопки, увлечение Античностью, книгопечатанье, появление свободных
ремесленников. Все это меняет мировоззрения людей.
Учитель. Меняется мировоззрение и меняется вся культура и искусство. Как же
изменилось мировоззрение людей в эпоху Возрождения?
Сравните параметры мировоззрения Античности и Средневековья. Колонку эпохи
Возрождения заполните сами. Учащиеся работают с текстом и заполняют 4
колонку в таблице.
Параметры
сравнения
Античность
Средневековья
Возрождение
(Новое время)
Сюжеты и
темы
Античные сюжеты и
темы (легенды и
мифы, где участвуют
Боги, полубоги,
герои, титаны)
Религиозные сюжеты
и темы
Античные и
религиозные сюжеты
наполнялись светским
содержанием, их
трактовка как события
из жизни реальных
людей
Человек и
Бог
Человек - мера всех
вещей
Очеловечивание
Богов
Возвеличивание Бога
Возвеличивание
человека без Бога.
Человек - мера всех
вещей
Человек и
мир
Максимальная
гармония человека с
миром ( человек не
стоит над природой –
он ее часть
Земная жизнь это
период испытания,
выбора между
добром и злом.
Осуждение красоты
телесной и мысли.
Аскетизм
Утверждение земного
счастья, красоты,
наслаждения –
телесного и
интеллектуального
Человек венец природы
Отношение к
миру
Спокойная
созерцательность.
Математические
законы создают
космическую
гармонию. Верили в
космический разум и
судьбу
Гуманизм
сострадания
(милосердие,
проявление доброты
к униженным)
Осуждение сострадания,
гуманизм величия
человеческого разума
Учитель. На основании выше изложенного назовите характерные черты эпохи
Ренессанса.
Ученики. Отличительные черты эпохи Возрождения – это гуманизм ( необычайный
интерес к человеку как индивидууму и его деятельности). Обращение к античному
наследию, как образец художественного творчества и источник знаний. Светский
характер культуры.
Учитель. Назовите идеалы красоты эпохи Возрождения. Колонку №4 в таблице
заполнить
Ученики. Работа с таблицей. Изучают идеалы красоты в колонках Античности и
Средневековья. Делают выводы об эпохи Возрождения и заполняют 4 колонку.
Параметры
сравнения
Античность
Средневековье
Возрождение
Идеал красоты
Эстетические
категории
Античности: мера,
симметрия, ритм,
гармония, они на
века определили
европейские
каноны красоты
Гармонично
развитый человек, в
котором красота
физически
тренированного
тела сочетается с
нравственной
чистотой и
духовным
благородством.
Счастье человека
определяется не в
познании мира и
себя, а в познании
Бога, формирование
духовной
нравственности
человека.
Идеалом был
универсальный человек
–созидатель, творец,
всесторонне одаренная
и сильная личность,
образованный и
талантливый человек в
эту эпоху вызывал
поклонение и
восхищение.
Учитель. Совершим заочное путешествие в музей Эрмитаж, где сможете
познакомиться с искусством Возрождения. Делимся информацией
Учитель.
Прочтите из дидактического материала цитаты об эпохе Возрождения Бунина и
пьесы «Буря», которые необходимы вам будут для практической работы. Напишите
синквейн на тему « Возрождение».
Ученик.
Ренессанс
Универсальный, талантливый
Создает, утверждает, возвеличивает
« Стремились все - открыть, изобрести, найти все таинства природы»
Гуманизм
Ученик.
Возрождение
Одаренный, образованный
Познает, утверждает, восхищает
Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив!
Гуманизм
Найдите
в
тексте
новые
слова,
применяемые
в
искусстве.
Дайте объяснение.
Заполните таблицу.
Рото́
нда
(итал. , круглый)
Круглая постройка, увенчанная куполом. По окружности ротонды
расположены колонны.
Пиля́
стра
«колонна»,
«столб»
Вертикальный выступ стены, имеющий базу и капитель. Пилястра
повторяет части и пропорции ордерной колонны, лишена утолщения
ствола. Пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны)
и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с
полуколоннами»).
Притолока
Верхняя горизонтальная перемычка в оконном или дверном проеме, а
также стоячий боковой брус дверного проема.
АРКА
Дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя
опорами (колоннами, устоями моста)..
полуциркульная или полукруглая — её дуга описана
полуокружностью; наиболее распространенный вид арки..
Купол
купол, свод, бочка. — Пространственное покрытие зданий и сооружений,
по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения
кривой (эллипса, параболы и т. п)...
ЭДИКУЛА
В храмах и общественных зданиях, жилых домах в эдикулы ставились
статуи богов..
в античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами,
опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном.
Центрический
тип зданий
постройки,
симметричные
относительно
вертикальной
оси
в
центре
главного помещения (круглого, квадратного или многоугольного в плане).
К
центрическим
сооружениям
относятся
постройки
разнообразного
назначения. Особенно широко центрические сооружения распространены
в
культовой
архитектуре
Среднего
и
Дальнего
Востока,
Западной
и
Восточной
Европы
(см.
крестово-купольный
храм,
пантеон,
ротонда,
ступа).
Техника
сфумато
Леонардо да
Винчи.
В
изобразительном
искусстве сфумато в масляной живописи похожа
на завесу
дыма
между
картиной
и
зрителем.
Предметы
на
полотне
приобретают «нечеткий» , «размытый» , «затушеванный» , буквально —
«исчезающий, как дым» контур.
Учитель. Выполнить проектно – исследовательскую работу: «Античное наследие
в культуре Возрождения». Работаем по группам, на партах лежит дидактический
материал с иллюстрациями по искусству и книги по истории, где вы сможете
провести исследовательскую работу и поделиться информацией, сделать выводы.
1 группа. «Историки» Античное наследие в архитектуре эпохи Возрождения
Учитель. Найдите в тексте дидактического материала и прочтите, что является
основополагающим для древней Греции и эпохи Возрождения в развитии
искусства. Докажите, что культура эпохи Возрождения использовала Античное
наследие в своем творчестве.
Но вначале предлагаю посмотреть видеофильмы: «Собор во Флоренции Санта Марии
Брунеллески». «Купола Собора Святого Петра» Микеланджело.
Работаем с текстом и иллюстративным материалом.
Ученик читает выдержки из текста. XV век эпоха Возрождения демонстрирует прямые
связи с культурой Античности.
Обратившись, к использованию Античного наследия зодчество явило собой новый этап в
архитектуре. « Витрувианский человек» рисунок - иллюстрация Леонардо да Винчи к
научным трудам древнегреческого ученого архитектора раскрывает основополагающие
принципы канонических пропорций человека, которые легли в основу не только с
архитектурными нормами, но и во всем изобразительном искусстве эпохи Возрождения. В
основе всего искусства эпохи Возрождения и Античности лежал лозунг: «Человек мера
всех вещей». Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной
архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём нагляд
но свидетельствуют уцелевшие образцы греческой и римской архитектуры.
2 ученик читает. Величайшим достижением греческих зодчих было изобретение ордера
(художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции) дорического,
ионического и коринфского. Связь искусства и науки составляет одну из характерных
особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно
было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой
поры особенно важную роль. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды
художников – ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.
1
2
3 ученик находит нужную информацию из текста. Художники искали опору в науках,
нередко стимулируя их развитие. Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как
науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии. В архитектуре особенно
большую роль сыграло обращение к классической традиции. Она проявлялась не только в
отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системе, но и в
классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве
центрического типа зданий, в области гражданского зодчества было много создано.
Возникает тип городского дворца (палаццо) – жилище богатого чиновника, а также тип
загородной виллы. По- новому реконструируются городские центры. Зодчие Возрождения
использовали в градостроительстве строгие средства выразительности: гармонию
пропорций, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды.
Культура гуманизма выдвинула целую плеяду гениальных архитекторов, скульпторов,
художников таких, как Брунеллеско, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Палладио и др.
Учитель. Сделайте вывод.
Ученик. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным
расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям
приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Архитектура снова становится ордерной.
Ученик. Выдающим представителем данного направления можно назвать Филиппи
Брунеллески, который работал во Флоренции городе, наряду с Венецией, считающимися
памятниками Возрождения. Брунеллески завершил в 1434 г. гигантским куполом
Флорентийский собор. Фонарь восьмигранного купола (диаметр которого 43 м – больше
римского Пантеона) имеет пилястры античного характера с полуциркульными арками.
Характерными чертами архитектуры является: монументальность, величие,
грандиозность замыслов, которые ярко проявились в проектах собора святого Петра
и перестройки Ватикана.
Учитель. Что нового появилось в изобразительном искусстве эпохи Возрождения?
2 группа «Искусствоведы» делятся информацией
Скульптура
Живопись
Центр развития Италия ориентация
на античные образцы. Становится
самостоятельным искусством.
Человеческое тело было основным
источником вдохновения и объектом
исследования
Физическое совершенство отражало
преобладающее тогда представление,
что человек создан по образу и
подобию Бога.
Мифологические и библейские
персонажи были главными для
художников того периода.
Совершенствование методов
изображения и перспективы привело к
постепенному
переходу
от
искусства
Средневековья к эпохе Возрождения.
Художники и скульптуры постоянно
улучшали свои навыки. Искусство
было профессией, и художники
продолжали улучшать своё мастерство
даже после того, как они становились
известными.
Искусное владение кистью, сложные композиции,
перспектива (трёхмерная живопись), сфумато, цвет,
свет, сияние, игра света и тени, эмоциональность и
скрупулезность в работе.
Сложные позы, жесты и
выражения лиц,
гармония и выразительная цветовая
гамма всё это было основными характеристиками
искусства эпохи Возрождения.
Акцент ставился на сходстве произведений
живописи и скульптуры с действительностью.
Природе
также
стало
уделяться
большое
внимание.
Пейзажи обычно включают богатую и разнообразную
растительность.
Сине-голубые
небеса,
пронизанные
лучами
солнца,
проникающими
сквозь
белые
облака,
были великолепным фоном для парящих божественных
существ.
Передача
света
и
тени,
сияния
жемчуга
и
металла
(мечи,
украшения
и
вазы),
детальное
изображение
тканей
с
изящными
с к л а д к а м и
художниками эпохи Возрождения — настоящий прорыв
в живописи. В самом искусстве, технике рисования и в
живописи основным требованием к художникам было
мастерство высшей степени.
Формируются
новые
жанры
искусства:
пейзаж,
историческая живопись, портрет.
Ваятели и живописцы
Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандта, Тициана и др.
Учитель. Сделайте вывод.
Ученик. Искусство эпохи Возрождения в лице мастеров живописи, ваяния и архитектуры
и их бессмертных произведений является для всего человечества образцом трудолюбия и
высокой духовности, стремления к высшим ценностям человека.
В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана итальянская
живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения.
Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу,
мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и
пространство.
Учитель. Какой универсальный человек эпохи Возрождения? Заполнить таблицу.
Представитель
эпохи
Возрождения
Микеланджело
Буонарроти
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Откуда?
Капрезе, Италия
Винчи, Италия
Урбино, Италия
Стиль
Эпохи Возрождения
Эпохи Возрождения
Эпохи Возрождения
Что рисовал?
Физически и духовно
Красивых людей,
возможности которых
безграничны
Деву Марию с младенцем на
руках.
Портреты
Мадонн, в которых
создал образ идеала
материнской любви
и женской красоты
Какой он был?
Решительный и
страстный. Знал о
своем таланте и
понимал, чего хотел.
Вегетарианец и любитель
природы
Талантливым,
образованным,
деликатным,
красивым,
работоспособным
Любил
Учиться новому
Любил мечтать о том, что
человек однажды
сможет летать. Проверять все на
опыте
Любил жизнь и
приклонялся перед
красотой человека
Не любил
Хранить свои работы,
которые считал
несовершенными
заниматься, тем, что скучно или
недостаточно прекрасно
В пустую тратить
время на выяснение
отношений
Произведения
«Давид», «Пьета»
Роспись плафона:
«Страшный суд»,
«фрагмент сотворение
Адама»
«Мадонна в Скалах», «Мадонна
Бенуа» «Моно Лиза», «Дама с
горностаем», «Портрет
Лукреции», «Тайная вечеря»
«Сикстинская
Мадонна»,
«Мадонна
Конестабили»,
«Афинская школа»
Это интересно
Микеланджело не
только был
художником,
скульптором, но и
архитектором и
поэтом, мыслителем.
Он являлся
универсальным
человеком с
разносторонними
интересами,
обладающий
обширными знаниями
и достигающий
хороших результатов
во всем,
за чтобы брался.
Леонардо
был художником, скульптором,
архитектором. Являлся
хорошим музыкантом. Был
прекрасным математиком.
инженером, изобретателем,
ботаником, анатомом и
писателем. Писал справа налево
в зеркальном отражении. Автор
чертежа первого в мире робота.
Придумал парашют.
Подводную лодку, вертолет,
водолазный костюм, танки,
велосипед, многое др.
Рафаэль Санти
относится к
универсальному
человеку: был
живописцем,
скульптором,
архитектором,
обладающий
обширными
знаниями. Создал
Идеал красоты,
воспринимаемый
как духовное
совершенство.
Учитель. Проведем по презентации тестирование.
Учитель. Заполните в таблице последнюю колонку
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Леонардо да Винчи
Произведение «Моно Лиза»
более широкую информацию
об Итальянском Возрождении
обращение к античному
наследию, как образец
художественного творчества
и источник знаний. Культура
носила светский характер.
Гуманизм в искусстве.
Живопись и скульптура
достигли большой
пластичности и
пространства
Внимание! Домашнее задание. Найдите информацию:
«Творчество художника Джузеппе Арчимбольдо» (можно видео или презентацию).
Составить тест.
Прием рефлексии. Эмоциональное состояние школьников.
«Острова настроения». В
классе 20 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления, Просветления, Радости,
Удовольствия, Наслаждения»
«Все наше достоинство – в способности мыслить. Постараемся же
мыслить достойно – в этом основа нравственности». Паскаль Блез.
Урок закончился друзья, до скорого свидания.