Напоминание

"Технология проблемного обучения"


Автор: Мелентьева Надежда Владимировна
Должность: учитель географии, истории
Учебное заведение: МБОУ "Школа №4 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Березники. Пермский край
Наименование материала: учебно – методический материал
Тема: "Технология проблемного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




Методика проведения проблемных уроков

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос,

задача, требующие разрешения, исследования.

О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно

давно.

Истоки

такого

обучения

можно

найти

в

далеком

прошлом.

Так,

можно

сослаться

на

высказывание

Квинтилиана

(ок.35-

95

гг.)

в

его

философско-

педагогическом

труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен

бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он

очень хотел его достичь».

Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии

усилилось

внимание

к

теоретическим

основам

проблемного

обучения

и

к

практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем,

что

проблемное

обучение

создает

условия

для

формирования

положительной

мотивации учения и глубокого усвоения знаний.

Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос

являются

слова

С.Л.Рубинштейна:

«Для

того,

чтобы

учащийся

по

настоящему

включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе

учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы

они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его

переживаниях».

Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется

очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Человек нуждается в

переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает

эмоциональный

голод.

Он

переживается

в

форме

скуки

и

тоски.

Одним

из

существующих

средств

и

путей

эмоционального

насыщения

человека

является

интерес.

Интерес-

потребность

в

определенных

эмоциональных

переживаниях

является важным мотивом деятельности. Недаром многие педагоги согласны со

словами

Л.С.Выготского

о

том,

что

«искусство

обучения

есть

искусство

возбуждения и удовлетворения интересов».

Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как

новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным

в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения.

Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении

этих

ситуаций

в

ходе

совместной

деятельности

обучающихся

и

учителя,

при

оптимальной

самостоятельности

учеников

и

под

общим

направляющим

руководством

учителя.

Принцип

проблемности

сближает

между

собой

процесс

обучения с процессами исследования, творчества.

Несколько слов о проблемной организации учебного процесса. Она может

быть

разной,

в

зависимости

от

той

роли,

которую

берет

на

себя

учитель,

в

зависимости от характера выдвинутой проблемы. Но необходимо выделить три

основных аспекта в организации проблемного урока.

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной,

поэтому

требует

адекватного

конструирования

дидактического

содержания

материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные

ситуации

могут

быть

различными

по

характеру

неизвестного,

интересности

содержания,

уровню

проблемности,

виду

рассогласования

информации, другим методическим особенностям (см. рис. 1).

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

1. решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование,

т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;

в

основе

этого

вида

проблемного

обучения

лежат

постановка

и

решение

теоретических учебных проблем;

2. решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического

решения,

т.е.

способа

применения

известного

знания

в

новой

ситуации,

конструирование, изобретение;

в

основе

этого

вида

проблемного

обучения

лежат

постановка

и

решение

практических учебных проблем;

3.

создание

художественных

решений

(художественное

творчество)

-

художественное отображение действительности на основе творческого воображения,

включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных

ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и

решении

сложных

вопросов,

требующих

актуализации

знаний,

анализа,

умения

видеть

за

отдельными

фактами

и

явлениями

их

сущность,

управляющие

ими

закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.

Первая

представляет

особую

организацию

учебного

процесса,

вторая

касается

деятельности учеников.

Педагогическая

проблемная

ситуация

создается

с

помощью

активизирующих

действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну,

важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление:

это

"вопросное

состояние",

поисковая

деятельность

сознания,

психологический

дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не

создает проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при

объяснении, закреплении, контроле.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения»

к

«школе

развития».

Важнейшей

характеристикой

новой

школы

является

проблемное

обучение.

Совершенно

очевидно,

что

ЗУНы

не

могут

быть

единственной

педагогической

целью:

школа

должна

всемерно

развивать

познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах,

воспитывать

взрослеющую

личность.

Значит,

все

должно

быть

по-другому:

и

психологическая

атмосфера

занятий,

и

учебное

содержание,

и

методика

преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую

за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в

готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!



В раздел образования