Автор: Соснина Анастасия Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детского сада № 171 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: города Белово, Кемеровская области
Наименование материала: Конспект сюжетно–ролевой игры
Тема: "На железнодорожном вокзале"
Раздел: дошкольное образование
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе
«На железнодорожном вокзале»
Цель: формировать умение отображать в игре знания об окружающей
жизни.
Задачи:
продолжать
учить
объединять сюжетно-ролевые
игры
разной
тематики в один сюжет. Развивать умение планировать игровые действия,
вступать
в
ролевое
взаимодействие,
создавать
игровую
обстановку,
использовать предметы-заместители, действовать в реальной и воображаемой
игровой ситуации. Коррегировать слуховое, зрительное восприятие, речевые
обороты,
диалоги,
выразительные
движения.
Воспитывать
стремление
к
самостоятельным, совместным играм со сверстниками.
Игровое оборудование: кассы, железнодорожные билеты, деньги, чеки
(буфет), муляжи еды, столы и стулья, куклы, пеленальный столик, кошельки,
сумки (чемоданы), монитор с клавиатурой (для охранника), железнодорожная
форма, форма для буфетчицы, форма для охранника, накидка для уборщицы,
картинки с изображением зала ожидания, буфета, кассы, комнаты отдыха,
камеры хранения. Предметы заместители и атрибуты для игры. Фонограмма
со звуками вокзала.
Предварительная
работа:
экскурсии
на
железнодорожный вокзал,
просмотр видеороликов о железнодорожном вокзале и правил поведений в
нем. Рассматривание фотографий с изображением вокзала, зала ожидания,
буфета,
кассы,
платформы
с
поездом.
Беседа «Правила
поведения
на
железной
дороге».
Игры
в
отдельные
сюжетно-ролевые
игры
(«Буфет»,
«Мед.пункт»,
«Парикмахерская»).
Беседы
о
труде
работников
железнодорожного вокзала.
С л о в а р н а я
р а б о т а : обогащение
словарного
запаса
д е т е й:
железнодорожный билет, кассир, пассажир, дежурный по вокзалу, охранник,
буфетчица
(-ик),
киоскер,
уборщик
помещений,
наблюдение,
камера
хранения,
зал
ожидания,
комнаты
отдыха,
комната
матери
и
ребенка,
расписание.
Игровые
действия
и
роли:
кассир
–
берет
деньги,
выдает
билет,
пассажиры - покупают билет, сдают вещи в камеру хранения, гуляют по
вокзалу в ожидании поезда (обедают в кафе, отдыхают в комнатах отдыха, в
зале
ожидания); охранник
- обеспечивает
порядок
в
залах
вокзала,
принимает соответствующие меры к его нарушителям; буфетчица – продает
товар (еду), получает деньги, выдает чек, убирает со столов; уборщица –
моет полы, вытирает пыль, протирает сиденья в зале ожидания, убирает все
помещения
вокзала;
мед.сестра
(врач)
–
принимает
людей
с
жалобами,
оказывает необходимую помощь им (измеряет температуру, давление, дает
таблетки,
оказывает
скорую
помощь
при
ожогах,
порезах,
ушибах);
парикмахер – делает прически;
дежурный по вокзалу –
принимает меры
для создания максимальных удобств пассажирам, поддержания чистоты и
порядка в залах ожидания. Осуществляет контроль за своевременностью и
качеством
уборки
залов
обслуживающим
персоналом.
Следит
за
правильностью расстановки мебели и оборудования и соблюдением правил
пользования
ими.
Обеспечивает
порядок
в
залах
совместно
с
органами
общественного
порядка,
принимает
соответствующие
меры
к
его
нарушителям. Оказывает помощь и содействие пассажирам с детьми, дает
необходимые
устные
справки.
Сдает
в
камеру
хранения
забытые
пассажирами вещи. Следит за работой торговых точек на территории вокзала.
Контролирует пропускной режим на вокзале и при необходимости проводит
проверку наличия билетов у пассажиров.
Основные
сюжетные
линии: игровая ситуация, приглашение детей в
зоопарк, прибытие на вокзал, распределение ролей, покупка билетов, отдых
на вокзале в ожидание поезда (обед. игра, чтение), привлечение новых ролей,
действий в игру (проводник. машинист, проверка билетов и посадка в вагон).
Ход игры:
Игровая ситуация.
В группу мл. воспитатель приносит письмо и передает воспитателю.
Воспитатель: ребята, интересно, что за письмо, да еще такое большое,
посмотрим, что в нем?
Воспитатель: ребята посмотрите, это же приглашение в цирк. (Читаю
приглашение). Вы хотите поехать в город Новосибирск в зоопарк? А на чем
же мы с вами можем доехать до Новосибирска?
Дети: автобус, машина, электричка
Воспитатель: а, на каком транспорте нам будет ехать комфортно, где
можно отдохнуть, чай выпить, перекусить?
Дети: на поезде, электричке.
Воспитатель: я предлагаю вам поехать в зоопарк на электричке? А чтобы
уехать на электричке, куда мы с вами сначала должны пойти?
Дети: на железнодорожный вокзал.
Вот мы с вами и пришли на вокзал.
Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, на вокзале никого нет, как же мы с
вами поедем без билетов, так дело не пойдет, что же нам делать? (Ответы –
предположения – советы детей).
Распределение ролей.
Воспитатель: ребята, посмотрите, есть касса, а нет кассира, кто будет
сегодня кассиром? Что будет делать кассир? Посмотрите, есть буфет, кто
работает в буфете? Кто будет буфетчиком или буфетчицей? Есть и больница,
и парикмахерская? Кто сегодня будет мед.врачом? Что он делает?
Парикмахером? Что делает парикмахер? А еще есть и пост охраны? Кто хочет
быть охранником? А что же делает охранник на вокзале? А кто же самый
главный на вокзале? (дежурный по вокзалу). А можно я им буду, ведь у него
очень важные обязанности!
Воспитатель: ой, посмотрите, что это за номерки? Не подскажете, что
это? (Камера хранения, багажное отделение) Кто будет у нас принимать
багаж? Ребята, посмотрите, стоит ведро и швабра, странно, для кого они? Для
уборщика помещений. Кто сегодня хочет быть им?
Воспитатель: а сколько же у нас много осталось пассажиров! Давайте же
займем все свои места, пассажиры готовьтесь к отъезду, а мы с работниками
займем свои рабочие места.
Самостоятельная игра детей.
Когда роли выбраны, каждый занимает свое рабочее место, надевает
форму, пассажиры идут к кассам, покупают билеты, те пассажиры, у кого
багаж, сдают его, идут по желанию в комнату отдыха, пассажиры с
детьми в комнату матери и ребенка, в буфет или просто в зал ожидания.
Дежурный по вокзалу приветствует пассажиров, если есть необходимость,
то подсказывает пассажирам, помогает советом, а также координирует
работу работников вокзала и действия пассажиров. Следит за порядком на
рабочих местах и в зале. Охранник следит за порядком в зале.
Н а
п р о т я ж е н и и
и г р ы
с л ы ш е н
з в у к вокзала,
г о л о с о в ы е
оповещения (фонограмма).
Игра продолжается до объявления дежурным по вокзалу посадки в поезд.
Пассажиры забирают багаж в камере хранения, выходят на посадку.
Вводятся
новые
роли
проводник
и
машинист.
Проводник
проверяет
билеты, машинист ведет поезд.
Итог игры:
На
перроне
к
пассажирам
может
подойти
дежурный
по
вокзалу
и
поинтересоваться:
- не скучали ли они, пока ждали прибытие электрички?
- вежливо ли их обслуживали работники вокзала?
-
пожелания
пассажиров
по
улучшению
работы
вокзала
(замечания,
плюсы, минусы)
Дети
строят
поезд
из
стульев
и
отправляются
в
путь.
В
поезде
их
обслуживают проводники и т.д. Дети приезжают в г.Новосибирск, проходят
через
вокзал,
их
уже
встречает
автобус
(воспитатель
все
обыгрывает),
отправляются
на
автобусе
в
зоопарк
(видеофильм
о
животных
Новосибирского зоопарка им. Р.Шило) .
В зоопарке детей угощают соком и печеньем (конфетами).