Автор: Кицан Анжела Ильинична
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБОУ школа №1551
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по обучению грамоте для детей старшего возраста "Встреча с Незнайкой"
Раздел: дошкольное образование
Игровое занятие по обучению детей грамоте
«ВСТРЕЧА С НЕЗНАЙКОЙ»
Задачи
: учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в
слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и
правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать
знакомить детей с буквами; учить читать слоги; развивать фонематическое
восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое
и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции — анализ,
синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не
перебивать товарища.
Оборудование
:
«звуковой домик»; карточки с изображением звуков; слогов;
индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов; карточки с
картинками игрушек; мяч.
Ход занятия:
1. Организационный этап. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Ход занятия:
1 .Ребята, вы уже в подготовительной группе, и скоро пойдете в школу. Гости, которых
вы видите, учителя которые пришли посмотреть как вы готовы к школе. Давайте,
покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем.
Ну что ж, начнем наше путешествие в сказочную страну звуков и слов.
(Раздается шум ,в зал вбегает Незнайка.)
Незнайка: - Подождите, не начинайте! Я тоже хочу! Можно мне с вами?
-Незнайка, мы готовимся к школе, вспоминаем , что учили на прошлых занятиях.
Незнайка : - Учиться, нет учиться я не люблю.
- Не пугайся Незнайка, мы сегодня будем только играть. Игры наши не простые, а
умные со звуками и словами.
-Незнайка, ты знаешь, что такое звуки и буквы?
Незнайка: - Знаю! Звуки бывают, когда играешь на трубе. Звуки получаются громкие,
звонкие. А буквы - это что-то вкусное и мягкое. Кажется булочки.
-Вот и неправильно! Ребята скажите, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, читаем, пишем, а звук мы слышим и произносим)
-А какими бывают звуки? (гласными и согласными)
-Назовите гласные звуки? Почему мы называем их гласными? (тянутся, поются)
-Назовите согласные звуки? Как мы их произносим? (с препятствием)
-Согласные звуки какие могут быть?(мягкие и твердые, звонкие и глухие)
2. Игра: «Волшебный часы»
Расшифруйте слово спрятанное в круге.
-Выложите получившееся слово. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных
звуков?
-Ребята, а что получится если соединить согласный и гласный звук. (слог)
Слог- это часть, в которой есть гласный звук. Как узнать, сколько в слове слогов?
(сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)
Игра: « Подели на слоги»
Незнайка: - А давайте поиграем с картинками, которые я принес.
( Буратино, показывает картинку, дети слово на картинке делят на слоги.
Выкладываются слова: кукла, мяч, мишка, машина - обобщающее слово -
игрушки)
Игра: «Сложи слово»
Незнайка:- Мне понравилось играть. И для ребят у меня есть еще одна игра. На этих
карточках слоги перепутались. Давайте их расшифруем. (ноги, леса, столы, дома)
-Что вы можете сказать о всех этих словах .(они обозначают несколько предметов)
-Молодцы. Ребята вы справились и с этим заданием. Звуки образуют слоги, а слоги
слова. Слова обозначают предметы, признаки, действия.
Игра: «Какой, какая, какое?»
Незнайка в кругу детей бросает мяч и называет предмет, а дети каким этот предмет
может быть. (сыр какой? - желтый, соленый, вкусный, сливочный. Слова для игры:
солнце, мяч, молоко, мама)
-Молодцы! Вы справились и с этим заданием. И вас уже ждет следующая игра.
Игра: «Составь предложение»
- Ребята перед вами схемы предложений. Скажите , что обозначает каждая полоска на
схеме? (слово) А что мы знаем о предложении? (пишется с заглавной буквы, в конце
ставится точка)
Незнайка: А я хотел поиграть со своей любимой игрушкой. (достает из портфеля
игрушку , машинку )
-Очень хорошо! Мы будем составлять предложения со словом машина.
1.
---------- ------------- .
2.
----------- ------------- ------------- .
3.
----------- ------------- ------------- ------------- .
-Молодцы, вы справились и с этим заданием.
3.Итог.
-Ну вот, мы и справились со всеми заданиями. Какое задание вызвало у вас
затруднение? А какое было легким? Теперь Незнайка может отправляться в Цветочный
город и вместе с малышами ходить в школу.
Буратино: Спасибо, вам ребята! Вы меня многому научили. И я хочу подарить вам
подарки, шоколадные буквы.