Напоминание

"Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте"


Автор: Зарубина Виктория Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №55 "Дюймовочка"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Статья
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно-экспериментальная деятельность в

дошкольном возрасте

В эпоху, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное

развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов

является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает

выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения,

научить их собирать и обрабатывать интересную информацию.

Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности,

логическое мышление.

Опыты можно начинать проводить еще в младшем дошкольном возрасте,

где воспитатель является демонстратором, а дети наблюдатели, на среднем

этапе можно начинать включать детей в практическую часть опыта

(переливание воды, посадка растений, полив и уход, и др.)

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для

приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются

знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем

очень пригодится им в процессе школьного обучения.

Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных

технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные

навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость

прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному

наилучшим образом на формирование универсальных знаний у

дошкольников.

В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные

исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и

обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные

эксперименты, охотно анализируют полученные результаты. А видеть

радость итога эксперимента в глазах детей-настоящая победа для самого

педагога!

С чего же начинается процесс экспериментирования?

Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной

деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет

интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается

логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению

эксперимента.

Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают

размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за

объектом или предметом ребенок использует логику мышления.

Размышление о том, что видит дошкольник , помогает ему выдвинуть какую-

то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли

это, оригинально ли.

Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь

используются первичные математические знания ребенка.

Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень

невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о

неумерной детской фантазии и воображении.

Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее,

он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге

произойти.

Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о

результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними

справляются. Но при грамотной помощи педагога дети справляются со всеми

трудностями.

Главное-не только вовлеченность детей в процесс, но и заинтересованность

педагога в проведенном исследовании. При правильной постановки цели и

задач ребенку проще справиться с информацией и достичь результата.

Поэтому, педагоги - подбирайте тему исследований и планируйте

деятельность тщательно.

Какие материалы и оборудование используются в

экспериментальной деятельности?

Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов

используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться, показывают,

как они действуют.

На примере использования воды и стакана, можно показать детям, что

происходит с жидкостью, если ее поместить в очень холодную среду —

морозильную камеру. Можно использовать различные формочки, в них

налить воду и таким образом создать красивые ледяные фигурки. Детям

такие опыты очень нравятся.

Другим интересным экспериментов является, когда с детьми в детском саду

в почву помещают семечки. Почву регулярно увлажняют, рыхлят. И через

несколько дней из земли появляются нежные зеленые всходы. Дети с

удовольствием наблюдают, как растет маленький всход.

Наблюдая за водичкой, налитой в неглубокое блюдечко и поставленное на

теплый подоконник, дошкольники получают знания о том, что вода может

испаряться.

Создать свой собственный уголок ученого способен каждый воспитатель.

Не забывайте привлекать к помощи родителей, а так же летом можно

использовать природный материал, тот, что найдете вместе с детьми на

прогулке. Немного фантазии-и у вас целая лаборатория.

Основные блоки экспериментальной деятельности

Начнем с того, что обучение экспериментированию детей должно быть

организовано специально. Это первый блок. Совместное творчество педагога

с детьми развивает у детей активность, познавательную и творческую.

Втором блоком является то, что в ходе проведения эксперимента взрослый

оказывает всяческое содействие детям. Помогает планировать разные опыты,

проводит познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы.

Третий блок заключается в свободной самостоятельной деятельности

дошкольников. В группе отводят место для детской лаборатории, уголки

природы, где и осуществляется самостоятельная экспериментальная

деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры,

альбомы для рисования, в которых дети изображают результаты своих

экспериментальных опытов.

Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество

подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс

ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и

результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование —

почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В

какой — то степени даже стать первооткрывателем. Когда

экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация,

творческие способности, формируется эмоциональная сфера.



В раздел образования