Автор: Зарубина Виктория Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №55 "Дюймовочка"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Статья
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Опытно-экспериментальная деятельность в
дошкольном возрасте
В эпоху, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное
развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов
является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает
выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения,
научить их собирать и обрабатывать интересную информацию.
Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности,
логическое мышление.
Опыты можно начинать проводить еще в младшем дошкольном возрасте,
где воспитатель является демонстратором, а дети наблюдатели, на среднем
этапе можно начинать включать детей в практическую часть опыта
(переливание воды, посадка растений, полив и уход, и др.)
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для
приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются
знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем
очень пригодится им в процессе школьного обучения.
Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных
технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные
навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость
прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному
наилучшим образом на формирование универсальных знаний у
дошкольников.
В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные
исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и
обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные
эксперименты, охотно анализируют полученные результаты. А видеть
радость итога эксперимента в глазах детей-настоящая победа для самого
педагога!
С чего же начинается процесс экспериментирования?
Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной
деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет
интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается
логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению
эксперимента.
Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают
размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за
объектом или предметом ребенок использует логику мышления.
Размышление о том, что видит дошкольник , помогает ему выдвинуть какую-
то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли
это, оригинально ли.
Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь
используются первичные математические знания ребенка.
Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень
невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о
неумерной детской фантазии и воображении.
Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее,
он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге
произойти.
Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о
результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними
справляются. Но при грамотной помощи педагога дети справляются со всеми
трудностями.
Главное-не только вовлеченность детей в процесс, но и заинтересованность
педагога в проведенном исследовании. При правильной постановки цели и
задач ребенку проще справиться с информацией и достичь результата.
Поэтому, педагоги - подбирайте тему исследований и планируйте
деятельность тщательно.
Какие материалы и оборудование используются в
экспериментальной деятельности?
Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов
используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться, показывают,
как они действуют.
На примере использования воды и стакана, можно показать детям, что
происходит с жидкостью, если ее поместить в очень холодную среду —
морозильную камеру. Можно использовать различные формочки, в них
налить воду и таким образом создать красивые ледяные фигурки. Детям
такие опыты очень нравятся.
Другим интересным экспериментов является, когда с детьми в детском саду
в почву помещают семечки. Почву регулярно увлажняют, рыхлят. И через
несколько дней из земли появляются нежные зеленые всходы. Дети с
удовольствием наблюдают, как растет маленький всход.
Наблюдая за водичкой, налитой в неглубокое блюдечко и поставленное на
теплый подоконник, дошкольники получают знания о том, что вода может
испаряться.
Создать свой собственный уголок ученого способен каждый воспитатель.
Не забывайте привлекать к помощи родителей, а так же летом можно
использовать природный материал, тот, что найдете вместе с детьми на
прогулке. Немного фантазии-и у вас целая лаборатория.
Основные блоки экспериментальной деятельности
Начнем с того, что обучение экспериментированию детей должно быть
организовано специально. Это первый блок. Совместное творчество педагога
с детьми развивает у детей активность, познавательную и творческую.
Втором блоком является то, что в ходе проведения эксперимента взрослый
оказывает всяческое содействие детям. Помогает планировать разные опыты,
проводит познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы.
Третий блок заключается в свободной самостоятельной деятельности
дошкольников. В группе отводят место для детской лаборатории, уголки
природы, где и осуществляется самостоятельная экспериментальная
деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры,
альбомы для рисования, в которых дети изображают результаты своих
экспериментальных опытов.
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество
подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс
ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и
результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование —
почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В
какой — то степени даже стать первооткрывателем. Когда
экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация,
творческие способности, формируется эмоциональная сфера.