Автор: Девяткина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка дошкольная группа
Населённый пункт: РБ. Стерлитамакский р–н.д.Максимовка
Наименование материала: конспект занятия НОД
Тема: " Осенние листочки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа д. Максимовка муниципального района
Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Осенние листочки»
Младше – средняя группа
Подготовила и провела:
воспитатель Девяткина М.П.
2016 г.
2
Тема: Осенние листочки
Цель: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать любовь к живой природе, желание беречь её;
Воспитывать умение правильно вести себя в природе.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными
явлениями;
Развивать воображение и творческую активность;
Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружаю-
щем мире.
Образовательные:
Формировать познавательные действия;
Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию;
Закрепить знания о знакомых деревьях, грибах, птицах.
Совершенствовать навыки аппликации.
Работа над словарем: черешок, кромка, жилки.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Оформление уголка осеннего леса
Осенние листочки, скорлупа ореха, пластилин
Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья разноцветные разной формы
Картинки грибов, пенек.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая (игра-имитация «Дорога в лес»)
Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)
Двигательная деятельность (физ. минутка)
Познавательно - исследовательская (рассматривание листочка)
3
Продуктивная (поделка кораблик из скорлупы ореха и листочка)
Музыкально-художественная (отрывок из Ф. Шопена « Осенняя мелодия»)
Чтение художественной литературы…др. (загадка про белочку)
Планируемые результаты:
1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
2. Имеет элементарное представление о строение листа;
3. Проявляет интерес к природе.
Критерии оценки деятельности детей на НОД
Активность
Самостоятельность
Взаимодействие со сверстниками и взрослым
Сопереживание
Эмоциональность
Проявление волевых усилий
Самооценка .
Интеграция образовательных областей
Области
Виды детской
деятельности
Решаемые задачи
Художе-
ственно-эсте-
тическое
раз-
витие
Продуктивная
(
изготовление
ко-
раблика)
Развивать интерес к художественному твор-
честву
Принимать активное участие в деятельности
Развивать у детей творческие способности,
4
Музыкальная
(слушание музыки)
воображение при изготовлении цветка
Формировать умения делать выводы, умоза-
ключения.
Познаватель-
ное развитие
Познавательно-
исследовательская
(рассматривание
листочка)
Формировать умение детей решать интеллек-
туальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту.
Развивать
умения
самостоятельно
действо-
вать, при затруднениях обращается к взрос-
лому за помощью.
Социально-
коммуника-
тивное разви-
тие
Коммуникативная
(беседа,
игровые
упражнения)
Воспитывать
бережное
отношение
к
ре-
зультатам труда.
Воспитывать
дружеское
взаимоотношение
между детьми.
Физическое
развитие
Физ. минутка
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость
в
деятельности
и
общении
со
взрослыми
и
сверстниками.
Развивать мелкую моторику рук.
Речевое
раз-
витие
Беседа,
ответы
на
вопросы
Формировать умение отвечать полным отве-
том
План НОД
1.Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей (письмо от бельчонка)
Определение цели, выводы.
2. Основная часть:
Беседа о правилах поведения в лесу.
Игровая ситуация «Найди грибок»
Игровое упражнение «Для чего нужен пенек»
3 мин
5
Исследование листа
Физкультурная пауза
Изготовление кораблика
3.Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД
14 мин
3 мин.
20 мин.
Ход
образовательной деятельности
Части НОД
Содержание
Области
1.
Вводная
часть.
З д р а в с т в у й т е ,
р е б я т а !
К т о - т о
б р о с и л
н а м
в
о к о н ц е .
П о с м о т р и т е ,
п и с ь м е ц о .
М о ж е т ,
э т о
л у ч и к
с о л н ц а ,
Ч т о
щ е к о ч е т
м н е
л и ц о ?
М о ж е т ,
э т о
в о р о б ь и ш к о ,
П р о л е т а я ,
о б р о н и л ?
М о ж е т ,
к о т
п и с ь м о ,
к а к
м ы ш к у ,
Н а
о к о ш к о
з а м а н и л ?
От кого пришло письмо?
Как вы думаете, ребята, от кого пришло письмо
Ответы
детей:
(от
кошки,
от
в о р о б ь я . )
Художе-
ственно-эсте-
тическая
Речевое
Физическое
6
Воспитатель: Нет, ребята.
Н а м
в е д ь
х о ч е т с я
у з н а т ь ?
Т о г д а
н а д о
п о с т а р а т ь с я
Вам загадку отгадать.
Х о ж у
в
п у ш и с т о й
ш у б к е ,
Ж и в у
в
г у с т о м
л е с у .
В
л е с у
н а
с т а р о м
д у б е
О р е ш к и
я
г р ы з у .
Ответы детей (белка, белочка, бельчонок)
Правильно, письмо от белочки.
Давайте прочитаем:
Здравствуйте, ребята
Что случилось вдруг в лесу
Все ни как я не пойму
Все листочки пожелтели
С ветки медленно слетели
Застелили всю округу
И пустились в пляс по кругу
Ребята, что случилось в лесу у белочки.
Предполагаемые ответы детей (листопад, осень)
Что же нам делать, как помочь белочке?
Надо в этом более подробно разобраться
Собирайтесь
скорее.В
н е о б ы ч н ы й
п о х о д .
Ждут вас тайны лесные.
Вд а л ь
т р о п и н к а
н а с
з о в е т .
А пока будем идти в лес, послушаем звуки приро-
д
ы
.
(З ву ч и т
ф о н о г р а м м а
з ву ко в
п р и р о д ы . )
Дети идут по коридору (ходьба змейкой между ку-
биками, прыжки из обруча в обруч, ходьба по ска-
мейке).
П о д х о д и м
к
л е с т н и ц е .
- А теперь наша тропинка спускается вниз. Идем
7
осторожно, не толкаемся, держимся за перила.
2.Основная
часть.
Показ,
ком-
ментирова-
ние, дискус-
сия.
Определение
способа
изготовле-
ния.
Планирова-
ние.
Изготовле-
ние.
Обыгрыва-
н и е
Ф и з-
культурная
пауза
Демонстра-
ция.
Вот мы и пришли в лес. А знаете ли вы правила
п о в е д е н и я
в
л е с у ?
О т в е т ы
д е т е й :
д а .
Висят
знаки (ветки не ломать, гнезда не разру-
шать, не шуметь, не сорить)
Тогда
ответьте,
что
обозначают
эти
знаки?
Ответы детей (нельзя ломать ветки деревьев, не-
льзя разрушать гнезда птиц, нельзя трогать живот-
н ы х ,
о н и
м о г у т
б ы т ь
о п а с н ы )
Заходим в спортивный зал, украшенный, как осен-
н я я
п о л я н к а
л е с а .
- Вот мы с вами и в лесу.
Зд р а в с т в у й ,
л е с ,
д р е м у ч и й
л е с ,
П о л н ы й
с к а з о к
и
ч у д е с !
Здравствуйте, гости дорогие
Приглашаем вас мы в лес!
По дорожке мы пойдем, и грибочки мы найдем.
Вероника, какой грибок ты нашла.
Артем, а какой грибок тебе нравиться. Почему?
Семен, а ты какой грибок нашел, он съедобный
или несъедобный
А мухомор - красивый гриб, съедобный или несъе-
добный. А для чего он нужен в лесу.
Ребята, а полянка, на которой растут грибы, как на-
зывается? (грибная)
Много грибов на полянке? (много) Молодцы!
Вот в лесу стоит пенёк
Он совсем не одинок
Познава-
тельно-иссле-
довательское
речевое
Физическое
Художе-
ственно-эсте-
тическое
8
Как ты думаешь, спрошу
Для чего пенек в лесу.
Как вы думаете ребята? (Чтобы отдохнуть, при-
сесть)
Я хочу вам что-то показать, подойдите поближе,
мы сейчас заглянем за кору пенька, что вы там ви-
дите?.
Ответы детей (жука, гусеницу, муху, насекомых)
Правильно, ребята. Насекомые спрятались за кору
пенька, чтобы пережить зиму, холода.
Посмотрите, какая красивая полянка. Как её можно
назвать? Давайте назовем её «Полянка разноцвет-
ных листочков»
Что нам шепчут листья?
Подойдем и спросим
Листья отвечают
Осень, осень, осень
Ребята, а осень грустное или веселое время года?
(веселое, грустное).
Каждое время года прекрасно по-своему!
А почему именно осенью так приятно гулять в
парке? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые
края. Полина, какие птицы улетели на юг? Алена,
как называют таких птиц? Другие птицы прилета-
ют к нам зимовать. Какие это птицы, Лиза? Как их
называют, одним словом?
Осень — очень красивое время года, потому что
деревья меняют свои зеленые наряды на разно-
цветные.
Листья
не
только
украшают
дерево,
благодаря листьям дерево дышит. Чтобы ответить
на вопрос белочки рассмотрим, как устроен лист.
А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуем-
ся увеличительным прибором — лупой.
Исследование
строения
листа
с
помощью
лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая
9
с о е д и н я е т
л и с т
с
в е т к о й .
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа.
Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут
от черешка по всему листу. Она вбирает в себя сол-
нечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя
сторона листа. Убедитесь в этом сами, если пере-
вернете листок и рассмотрите его нижнюю поверх-
ность.
Край листа называется «кромка».
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том,
что листья имеют зеленый цвет благодаря зелено-
му веществу. (хлорофилл) Сейчас проведем опыт и
увидим это вещество.
Опыт
«Почему
лист
зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого
пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным
кубиком
сильно
постучите
по
листочку
сквозь
ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани
появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из
листочка
и
окрашивает
его
в
зеленый
цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и
меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество
постепенно уменьшается, пока не пропадает со-
всем. Тогда лист, становится желтым или … какого
цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранже-
вые, красные, коричневые.
Потанцуем с осенними листочками.
Один лист большой, один маленький
Мы, листики осенние (покачивание)
На ветках мы сидели
Ветер дунул-полетели,
Мы летели, мы летели. (бег)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова побежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели (бег)
10
И на землю снова сели (присесть)
Ребята давным-давно, когда не было бумаги, люди
писали письма на листочках. Они прижимали их к
сердечку, шептали добрые слова
и отпускали.
Поэтому если листик залетел к вам в дом, значит, к
вам в дом прилетело счастье. Берегите его.
Хотите мы, тоже напишем письма. Для этого мы
прижмем
листик
к сердцу, прошепчем добрые
слова (пожелание), и натянем парус у нашей ло-
дочки, посмотрите как у меня. Скорлупа грецкого
ореха это лодка. Зубочистка будет мачтой. А пару-
сом будет наш листочек. Для этого мы лист сло-
жим пополам, черешок соединим с кромкой и натя-
нем на мачту. Наши лодки готовы к плаванию.
Как вы думаете, все лодочки смогут доплыть?
Маша, а тебе какая лодочка понравилась?
3.Заключи-
тельная
часть.
Оценка
дея-
тельности
д е т е й
и
самооценка.
Подведение
итогов
НОД.
Ребята, где-то в этом лесу домик бельчонка, нам
надо все ему объяснить. Ответить на его вопросы.
Нашли. А вот и телефон. Давайте позвоним. Вот
номер. Вероника набирай
52413.Дети
рассказывают,
что
узнали,
Что
ин-
тересно было им. Белка угощает орешками.
Нам пора возвращаться назад. Как вы думаете, у
нас все получилось? Если вам понравилось в лесу,
я предлагаю взять с собой зеленый листочек, если
не понравилось, то красный, а если вам что-то по-
нравилось, а что-то нет – желтый.
Речевая
Длительность НОД: 20 минут.
11
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности с детьми
в средней группе
Чибашова Татьяна Викторовна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №5»
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию было представлена непосредственно образовательная деятель-
ность с детьми среднего возраста, как вариант организации совместной деятельности
12
взрослого с детьми, в котором отражен целостный подход к познавательно-исследо-
вательскому развитию дошкольников (с интеграцией задач образовательных обла-
стей в контексте ФГОС - познание - формирование целостной картины мира, худо-
жественное творчество, физическая культура, чтение художественной литературы).
Тема НОД: «Осенние листочки»
Вид
НОД:
познавательно- исследовательское, художественно-эстетическое
направление.
Цель; Обобщение знаний детей об осенних изменений в природе, расширение впе-
чатлений о предметах и явлениях действительности.
При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы образовательной
программы ДОУ, а также учитывала комплексно-тематический принцип планирова-
ния и возрастные особенности детей.
Форма организации занимательного дела: фронтальная
В ходе занимательного дела решались следующие задачи:
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослыми, с
детьми, к собственной деятельности, к её результату;
Воспитывать любовь к живой природе.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к природным явлениям;
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать интересные момен-
ты в окружающем мире.
Образовательные:
Опытным путем, исследуя листья сделать вывод о наличии зеленого вещества в ли-
стьях
Закрепить знания о знакомых деревьях, грибах, значение листьев для дерева.
Совершенствовать навыки конструирования из природного материала.
Была обеспечена комплексность, взаимосвязь всех задач.
Структура предложенной совместной деятельности взрослого и детей позволила мне
решить все поставленные задачи и способствовала реализации намеченной цели.
Структура занимательного дела выстроена таким образом, что все её части были вза-
имосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности
обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Для достиже-
ния результата я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические осо-
13
бенности детей данной группы. Основные этапы четко переходили от одного к дру-
гому.
Вводная часть непосредственно- образовательной деятельности предполагала орга-
низацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию
интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую дея-
тельность, объяснение. НОД построена с использованием игровой мотивации, так
как она придает интерес и настраивает детей на умственную деятельность. На протя-
жении всей непосредственно-образовательной деятельности это помогло детям до-
стигнуть результата, приблизиться к выполнению цели.
Основная часть НОД, направлена на организацию самостоятельной умственной и
практической деятельности детей.
При отборе содержания основной части НОД учитывались возрастные и психологи-
ческие особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это, структуру
совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы по-
стоянно активизировать внимание: это – наглядность. В основную часть были вклю-
чены задание на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью по-
вторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию
имеющих знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление имеющихся
навыков.
В середине занятий с целью снятия статического напряжения, повышения умствен-
ной работоспособности, снижения утомления, была проведена физкультминутка,
связанная с темой НОД.
Непосредственно- образовательная деятельность была построена с использованием
элементов современных образовательных технологий индивидуально - дифференци-
рованного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих
дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполне-
нии заданий детям помощь, напоминания, дополнительного объяснении, а также в
учете педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для
достижения результатов каждым ребенком в процессе деятельности был предусмот-
рен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании зада-
ний разного уровня сложности с учетом уровня развития детей.
Использование дидактических пособий (игрушка- белочка, нетрадиционное спортив-
ное оборудование, деревья, грибы, птицы) обеспечивало активность, высокую рабо-
тоспособность,
интерес
детей
к
содержанию
деятельности.
Это
способствовало
успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, чтобы в ходе его про -
верить качество усвоения материала и проверить умение детей самостоятельно про-
являть волевое усилие, таким образом подтвердить успешную реализацию воспита-
тельных задач.
14
На
протяжении
всего
занятия
использовались
здоровьесберегающие
технологии.
Спортзал был проветрен, проведена влажная уборка. Быстрая сменяемость приемов
и смена деятельности позволила избежать утомляемости детей. Логическое построе-
ние различных видов деятельности, позволила провести занятие, не выходя за рамки
времени – 20 мин. Дорога до спортзала не входило в рамки НОД.
Поставленные в непосредственной образовательной деятельности задачи были вы-
полнены.
В ходе занятия использовались следующие методы:
Словесные методы, использовались неоднократно
При создании проблемно- игровой ситуации «Поможем бельчонку»
Беседа с детьми о правилах поведения в лесу, о жителях леса, о деревьях.
В течение всей деятельности использовались вопросы поискового характера, созда-
валась проблемная ситуация, вопросы на сообразительность.
Наглядные методы использовались в следующем моменте. Показ презентационных
слайдов с изображением белочки, листья деревьев, силуэты деревьев, грибов, птиц.
Возможность потрогать, взять в руки листик дерева, изучить его. Данный метод был
направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный об-
раз.
Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. Исполь-
зовались методы стимулирования в виде одобрения, поощрения, использовала игро-
вую мотивацию. Стихотворные строчки в процессе всей деятельности способствова-
ло более легкому запоминанию материалов, а также активизирует внимание детей,
которые прекрасно усваивают информацию на слух.