Напоминание

" Осенние листочки"


Автор: Девяткина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка дошкольная группа
Населённый пункт: РБ. Стерлитамакский р–н.д.Максимовка
Наименование материала: конспект занятия НОД
Тема: " Осенние листочки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

общеобразовательная школа д. Максимовка муниципального района

Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: «Осенние листочки»

Младше – средняя группа

Подготовила и провела:

воспитатель Девяткина М.П.

2016 г.

2

Тема: Осенние листочки

Цель: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к живой природе, желание беречь её;

Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными

явлениями;

Развивать воображение и творческую активность;

Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружаю-

щем мире.

Образовательные:

Формировать познавательные действия;

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию;

Закрепить знания о знакомых деревьях, грибах, птицах.

Совершенствовать навыки аппликации.

Работа над словарем: черешок, кромка, жилки.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Оформление уголка осеннего леса

Осенние листочки, скорлупа ореха, пластилин

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья разноцветные разной формы

Картинки грибов, пенек.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая (игра-имитация «Дорога в лес»)

Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)

Двигательная деятельность (физ. минутка)

Познавательно - исследовательская (рассматривание листочка)

3

Продуктивная (поделка кораблик из скорлупы ореха и листочка)

Музыкально-художественная (отрывок из Ф. Шопена « Осенняя мелодия»)

Чтение художественной литературы…др. (загадка про белочку)

Планируемые результаты:

1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

2. Имеет элементарное представление о строение листа;

3. Проявляет интерес к природе.

Критерии оценки деятельности детей на НОД

Активность

Самостоятельность

Взаимодействие со сверстниками и взрослым

Сопереживание

Эмоциональность

Проявление волевых усилий

Самооценка .

Интеграция образовательных областей

Области

Виды детской

деятельности

Решаемые задачи

Художе-

ственно-эсте-

тическое

раз-

витие

Продуктивная

(

изготовление

ко-

раблика)

Развивать интерес к художественному твор-

честву

Принимать активное участие в деятельности

Развивать у детей творческие способности,

4

Музыкальная

(слушание музыки)

воображение при изготовлении цветка

Формировать умения делать выводы, умоза-

ключения.

Познаватель-

ное развитие

Познавательно-

исследовательская

(рассматривание

листочка)

Формировать умение детей решать интеллек-

туальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту.

Развивать

умения

самостоятельно

действо-

вать, при затруднениях обращается к взрос-

лому за помощью.

Социально-

коммуника-

тивное разви-

тие

Коммуникативная

(беседа,

игровые

упражнения)

Воспитывать

бережное

отношение

к

ре-

зультатам труда.

Воспитывать

дружеское

взаимоотношение

между детьми.

Физическое

развитие

Физ. минутка

Проявлять

эмоциональную

отзывчивость

в

деятельности

и

общении

со

взрослыми

и

сверстниками.

Развивать мелкую моторику рук.

Речевое

раз-

витие

Беседа,

ответы

на

вопросы

Формировать умение отвечать полным отве-

том

План НОД

1.Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей (письмо от бельчонка)

Определение цели, выводы.

2. Основная часть:

Беседа о правилах поведения в лесу.

Игровая ситуация «Найди грибок»

Игровое упражнение «Для чего нужен пенек»

3 мин

5

Исследование листа

Физкультурная пауза

Изготовление кораблика

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД

14 мин

3 мин.

20 мин.

Ход

образовательной деятельности

Части НОД

Содержание

Области

1.

Вводная

часть.

З д р а в с т в у й т е ,

р е б я т а !

К т о - т о

б р о с и л

н а м

в

о к о н ц е .

П о с м о т р и т е ,

п и с ь м е ц о .

М о ж е т ,

э т о

л у ч и к

с о л н ц а ,

Ч т о

щ е к о ч е т

м н е

л и ц о ?

М о ж е т ,

э т о

в о р о б ь и ш к о ,

П р о л е т а я ,

о б р о н и л ?

М о ж е т ,

к о т

п и с ь м о ,

к а к

м ы ш к у ,

Н а

о к о ш к о

з а м а н и л ?

От кого пришло письмо?

Как вы думаете, ребята, от кого пришло письмо

Ответы

детей:

(от

кошки,

от

в о р о б ь я . )

Художе-

ственно-эсте-

тическая

Речевое

Физическое

6

Воспитатель: Нет, ребята.

Н а м

в е д ь

х о ч е т с я

у з н а т ь ?

Т о г д а

н а д о

п о с т а р а т ь с я

Вам загадку отгадать.

Х о ж у

в

п у ш и с т о й

ш у б к е ,

Ж и в у

в

г у с т о м

л е с у .

В

л е с у

н а

с т а р о м

д у б е

О р е ш к и

я

г р ы з у .

Ответы детей (белка, белочка, бельчонок)

Правильно, письмо от белочки.

Давайте прочитаем:

Здравствуйте, ребята

Что случилось вдруг в лесу

Все ни как я не пойму

Все листочки пожелтели

С ветки медленно слетели

Застелили всю округу

И пустились в пляс по кругу

Ребята, что случилось в лесу у белочки.

Предполагаемые ответы детей (листопад, осень)

Что же нам делать, как помочь белочке?

Надо в этом более подробно разобраться

Собирайтесь

скорее.В

н е о б ы ч н ы й

п о х о д .

Ждут вас тайны лесные.

Вд а л ь

т р о п и н к а

н а с

з о в е т .

А пока будем идти в лес, послушаем звуки приро-

д

ы

.

(З ву ч и т

ф о н о г р а м м а

з ву ко в

п р и р о д ы . )

Дети идут по коридору (ходьба змейкой между ку-

биками, прыжки из обруча в обруч, ходьба по ска-

мейке).

П о д х о д и м

к

л е с т н и ц е .

- А теперь наша тропинка спускается вниз. Идем

7

осторожно, не толкаемся, держимся за перила.

2.Основная

часть.

Показ,

ком-

ментирова-

ние, дискус-

сия.

Определение

способа

изготовле-

ния.

Планирова-

ние.

Изготовле-

ние.

Обыгрыва-

н и е

Ф и з-

культурная

пауза

Демонстра-

ция.

Вот мы и пришли в лес. А знаете ли вы правила

п о в е д е н и я

в

л е с у ?

О т в е т ы

д е т е й :

д а .

Висят

знаки (ветки не ломать, гнезда не разру-

шать, не шуметь, не сорить)

Тогда

ответьте,

что

обозначают

эти

знаки?

Ответы детей (нельзя ломать ветки деревьев, не-

льзя разрушать гнезда птиц, нельзя трогать живот-

н ы х ,

о н и

м о г у т

б ы т ь

о п а с н ы )

Заходим в спортивный зал, украшенный, как осен-

н я я

п о л я н к а

л е с а .

- Вот мы с вами и в лесу.

Зд р а в с т в у й ,

л е с ,

д р е м у ч и й

л е с ,

П о л н ы й

с к а з о к

и

ч у д е с !

Здравствуйте, гости дорогие

Приглашаем вас мы в лес!

По дорожке мы пойдем, и грибочки мы найдем.

Вероника, какой грибок ты нашла.

Артем, а какой грибок тебе нравиться. Почему?

Семен, а ты какой грибок нашел, он съедобный

или несъедобный

А мухомор - красивый гриб, съедобный или несъе-

добный. А для чего он нужен в лесу.

Ребята, а полянка, на которой растут грибы, как на-

зывается? (грибная)

Много грибов на полянке? (много) Молодцы!

Вот в лесу стоит пенёк

Он совсем не одинок

Познава-

тельно-иссле-

довательское

речевое

Физическое

Художе-

ственно-эсте-

тическое

8

Как ты думаешь, спрошу

Для чего пенек в лесу.

Как вы думаете ребята? (Чтобы отдохнуть, при-

сесть)

Я хочу вам что-то показать, подойдите поближе,

мы сейчас заглянем за кору пенька, что вы там ви-

дите?.

Ответы детей (жука, гусеницу, муху, насекомых)

Правильно, ребята. Насекомые спрятались за кору

пенька, чтобы пережить зиму, холода.

Посмотрите, какая красивая полянка. Как её можно

назвать? Давайте назовем её «Полянка разноцвет-

ных листочков»

Что нам шепчут листья?

Подойдем и спросим

Листья отвечают

Осень, осень, осень

Ребята, а осень грустное или веселое время года?

(веселое, грустное).

Каждое время года прекрасно по-своему!

А почему именно осенью так приятно гулять в

парке? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые

края. Полина, какие птицы улетели на юг? Алена,

как называют таких птиц? Другие птицы прилета-

ют к нам зимовать. Какие это птицы, Лиза? Как их

называют, одним словом?

Осень — очень красивое время года, потому что

деревья меняют свои зеленые наряды на разно-

цветные.

Листья

не

только

украшают

дерево,

благодаря листьям дерево дышит. Чтобы ответить

на вопрос белочки рассмотрим, как устроен лист.

А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуем-

ся увеличительным прибором — лупой.

Исследование

строения

листа

с

помощью

лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая

9

с о е д и н я е т

л и с т

с

в е т к о й .

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа.

Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут

от черешка по всему листу. Она вбирает в себя сол-

нечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя

сторона листа. Убедитесь в этом сами, если пере-

вернете листок и рассмотрите его нижнюю поверх-

ность.

Край листа называется «кромка».

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том,

что листья имеют зеленый цвет благодаря зелено-

му веществу. (хлорофилл) Сейчас проведем опыт и

увидим это вещество.

Опыт

«Почему

лист

зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого

пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным

кубиком

сильно

постучите

по

листочку

сквозь

ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани

появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из

листочка

и

окрашивает

его

в

зеленый

цвет.

Когда наступает осень и становится холоднее и

меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество

постепенно уменьшается, пока не пропадает со-

всем. Тогда лист, становится желтым или … какого

цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранже-

вые, красные, коричневые.

Потанцуем с осенними листочками.

Один лист большой, один маленький

Мы, листики осенние (покачивание)

На ветках мы сидели

Ветер дунул-полетели,

Мы летели, мы летели. (бег)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова побежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели (бег)

10

И на землю снова сели (присесть)

Ребята давным-давно, когда не было бумаги, люди

писали письма на листочках. Они прижимали их к

сердечку, шептали добрые слова

и отпускали.

Поэтому если листик залетел к вам в дом, значит, к

вам в дом прилетело счастье. Берегите его.

Хотите мы, тоже напишем письма. Для этого мы

прижмем

листик

к сердцу, прошепчем добрые

слова (пожелание), и натянем парус у нашей ло-

дочки, посмотрите как у меня. Скорлупа грецкого

ореха это лодка. Зубочистка будет мачтой. А пару-

сом будет наш листочек. Для этого мы лист сло-

жим пополам, черешок соединим с кромкой и натя-

нем на мачту. Наши лодки готовы к плаванию.

Как вы думаете, все лодочки смогут доплыть?

Маша, а тебе какая лодочка понравилась?

3.Заключи-

тельная

часть.

Оценка

дея-

тельности

д е т е й

и

самооценка.

Подведение

итогов

НОД.

Ребята, где-то в этом лесу домик бельчонка, нам

надо все ему объяснить. Ответить на его вопросы.

Нашли. А вот и телефон. Давайте позвоним. Вот

номер. Вероника набирай

52413.Дети

рассказывают,

что

узнали,

Что

ин-

тересно было им. Белка угощает орешками.

Нам пора возвращаться назад. Как вы думаете, у

нас все получилось? Если вам понравилось в лесу,

я предлагаю взять с собой зеленый листочек, если

не понравилось, то красный, а если вам что-то по-

нравилось, а что-то нет – желтый.

Речевая

Длительность НОД: 20 минут.

11

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности с детьми

в средней группе

Чибашова Татьяна Викторовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №5»

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию было представлена непосредственно образовательная деятель-

ность с детьми среднего возраста, как вариант организации совместной деятельности

12

взрослого с детьми, в котором отражен целостный подход к познавательно-исследо-

вательскому развитию дошкольников (с интеграцией задач образовательных обла-

стей в контексте ФГОС - познание - формирование целостной картины мира, худо-

жественное творчество, физическая культура, чтение художественной литературы).

Тема НОД: «Осенние листочки»

Вид

НОД:

познавательно- исследовательское, художественно-эстетическое

направление.

Цель; Обобщение знаний детей об осенних изменений в природе, расширение впе-

чатлений о предметах и явлениях действительности.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы образовательной

программы ДОУ, а также учитывала комплексно-тематический принцип планирова-

ния и возрастные особенности детей.

Форма организации занимательного дела: фронтальная

В ходе занимательного дела решались следующие задачи:

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослыми, с

детьми, к собственной деятельности, к её результату;

Воспитывать любовь к живой природе.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к природным явлениям;

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать интересные момен-

ты в окружающем мире.

Образовательные:

Опытным путем, исследуя листья сделать вывод о наличии зеленого вещества в ли-

стьях

Закрепить знания о знакомых деревьях, грибах, значение листьев для дерева.

Совершенствовать навыки конструирования из природного материала.

Была обеспечена комплексность, взаимосвязь всех задач.

Структура предложенной совместной деятельности взрослого и детей позволила мне

решить все поставленные задачи и способствовала реализации намеченной цели.

Структура занимательного дела выстроена таким образом, что все её части были вза-

имосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности

обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Для достиже-

ния результата я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические осо-

13

бенности детей данной группы. Основные этапы четко переходили от одного к дру-

гому.

Вводная часть непосредственно- образовательной деятельности предполагала орга-

низацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию

интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую дея-

тельность, объяснение. НОД построена с использованием игровой мотивации, так

как она придает интерес и настраивает детей на умственную деятельность. На протя-

жении всей непосредственно-образовательной деятельности это помогло детям до-

стигнуть результата, приблизиться к выполнению цели.

Основная часть НОД, направлена на организацию самостоятельной умственной и

практической деятельности детей.

При отборе содержания основной части НОД учитывались возрастные и психологи-

ческие особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это, структуру

совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы по-

стоянно активизировать внимание: это – наглядность. В основную часть были вклю-

чены задание на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью по-

вторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию

имеющих знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление имеющихся

навыков.

В середине занятий с целью снятия статического напряжения, повышения умствен-

ной работоспособности, снижения утомления, была проведена физкультминутка,

связанная с темой НОД.

Непосредственно- образовательная деятельность была построена с использованием

элементов современных образовательных технологий индивидуально - дифференци-

рованного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих

дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполне-

нии заданий детям помощь, напоминания, дополнительного объяснении, а также в

учете педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для

достижения результатов каждым ребенком в процессе деятельности был предусмот-

рен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании зада-

ний разного уровня сложности с учетом уровня развития детей.

Использование дидактических пособий (игрушка- белочка, нетрадиционное спортив-

ное оборудование, деревья, грибы, птицы) обеспечивало активность, высокую рабо-

тоспособность,

интерес

детей

к

содержанию

деятельности.

Это

способствовало

успешному решению поставленных учебных задач.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, чтобы в ходе его про -

верить качество усвоения материала и проверить умение детей самостоятельно про-

являть волевое усилие, таким образом подтвердить успешную реализацию воспита-

тельных задач.

14

На

протяжении

всего

занятия

использовались

здоровьесберегающие

технологии.

Спортзал был проветрен, проведена влажная уборка. Быстрая сменяемость приемов

и смена деятельности позволила избежать утомляемости детей. Логическое построе-

ние различных видов деятельности, позволила провести занятие, не выходя за рамки

времени – 20 мин. Дорога до спортзала не входило в рамки НОД.

Поставленные в непосредственной образовательной деятельности задачи были вы-

полнены.

В ходе занятия использовались следующие методы:

Словесные методы, использовались неоднократно

При создании проблемно- игровой ситуации «Поможем бельчонку»

Беседа с детьми о правилах поведения в лесу, о жителях леса, о деревьях.

В течение всей деятельности использовались вопросы поискового характера, созда-

валась проблемная ситуация, вопросы на сообразительность.

Наглядные методы использовались в следующем моменте. Показ презентационных

слайдов с изображением белочки, листья деревьев, силуэты деревьев, грибов, птиц.

Возможность потрогать, взять в руки листик дерева, изучить его. Данный метод был

направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный об-

раз.

Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. Исполь-

зовались методы стимулирования в виде одобрения, поощрения, использовала игро-

вую мотивацию. Стихотворные строчки в процессе всей деятельности способствова-

ло более легкому запоминанию материалов, а также активизирует внимание детей,

которые прекрасно усваивают информацию на слух.



В раздел образования