Напоминание

"Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в летний оздоровительный период"


Автор: Осейкова Нина Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №39"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в летний оздоровительный период"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Осейкова Н.О.

Подвижные игры

с детьми старшего дошкольного

возраста

на прогулке в летний

оздоровительный период

Великий Новгород

2016

Подвижные игры с детьми старшего дошкольного

возраста на прогулке в летний оздоровительный период: -

Методические рекомендации., 2016. – 30 с.

Данное

методическое

пособие

по

использованию

подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

адресовано, в первую очередь, воспитателям, организаторам

детского

досуга

и

родителям.

В

пособие

включены

разнообразные

подвижные

игры

с

детьми:

групповые

и

командные,

с

бегом.

Они

направлены

на

развитие

у

дошкольников

физиче ских,

волевых

и

с и л о в ы х

способностей;

воспитание

у

них

культуры

общения

в

совместной деятельности.

Содержание

I. Введение ………………………………………………..…………………..4

II. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста………….6

III. Развитие физических качеств………………………………………………8

IV. Методические рекомендации в организации игры………………………..9

V. Подвижные игры……………………………………………………………11

1. Игры с бегом……………………………………………………………...11

2. Игры с мячом……………………………………………………………..17

3. Групповые игры…………………………………………………………..20

4. Командные игры- эстафеты……………………………………………...25

VI. Литература…………………………………………………………………...30

Введение

В

предлагаемом

пособии

представлены

разнообразные

подвижные

игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе.

Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх

воспитатель

может

лучше

узнать с в о и х воспитанников,

их

характер,

привычки,

организаторские

способности,

творческие

возможности,

что

позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из

детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми,

помогают установить с ними более тесный контакт.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в

активную

деятельность

детей

замкнутых

и

застенчивых.

В

играх

воспитывается

сознательная

дисциплина,

воспитанники

приучаются

к

соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки,

правильно и объективно оценивать поступки других.

Игры

существуют

разные:

подвижные,

сюжетные,

подражательные,

познавательные. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны

быть

использованы

воспитателем

в

работе.

Но

особое

место

среди

них

занимают подвижные игры на прогулке.

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время

которого

дети

могут

достаточно

полно

реализовать

свои

двигательные

потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности их ДА .

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения

подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его

новыми, более сложными движениями;

совершенствование

имеющихся

у

детей

навыков

в

основ ных

движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

воспитание

самостоятельности,

активности,

положительн ы х

взаимоотношений со сверстниками.

В

старших

возрастных

группах

на

прогулке

должны

планироваться

подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так,

в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом

разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в те-

чение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям

хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного

характера,

играм-эстафетам,

в

которые

рекомендуется

вводить

хорошо

знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным

играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания.

В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и

вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах

все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат

зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия иг-

рающих. Рекомендую игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек).

Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о

своих

личных

результатах,

но

и

о

результатах

всей

команды,

проявлять

взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Во

время

проведения

подвижных

игр

создаю

радостную

и

непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и

желания детей принимать в них участие. Этому может помочь, например,

подбор интересного сюжета игры.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в они, по

существу,

исчерпывают

все

виды

свойственных

человеку

естественных

движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю,

упражнения с предметами — и потому являются самым универсальным и

незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной

чертой

подвижных

игр

является

не

только

богатство

и

разнообразие

движений,

но

и

свобода

их

применения

в

разнообразных

игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и

творчества.

Подвижные

игры

имеют

ярко

выраженный

эмоциональный

характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и

умственных

сил,

необходимого

для

достижения

успеха.

Игра

должна

органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с

другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети

устали

от

занятий

и

им

нужна

разрядка,

если

расшалились

и

их

надо

успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс

— в

этих

и

во

многих

других

случаях

игра

может

быть

незаменимым

помощником педагога.

Особенности развития детей 5-6 лет

Развитие

опорно-двигательной

системы

(скелет,

суставно-связочный

аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая

из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у

разных костей фазы развития не одинаковы.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3—4 лет,

но к шести годам еще не окончено. Эти особенности необходимо учитывать

при проведении всех занятий по физической культуре, во избежание травм,

так как даже легкие ушибы в области носа, уха или головы могут иметь

серьезные для здоровья последствия.

Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений,

связанных с уменьшением площади опоры или ее повышением — ходьба по

гимнастической скамейке, рейке, бревну, когда дети легко теряют равновесие;

в упражнениях с мячом — у ребенка достаточно силы, чтобы добросить мяч

до

партнера,

но

недостаточно

развитая

координация

движений

может

исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо,

поэтому детям необходимо давать своевременные указания, напоминать, что

мяч нужно бросать в руки партнеру. Систематические упражнения детей с

мячом организуют на прогулке в виде игровых упражнений: «Попади в

обруч»,

«Сбей

кеглю»,

«Подбрось

поймай»

и т.

д.

Использование

теннисных мячей в занятиях с детьми данного возраста нежелательно.

Позвоночный столб ребенка 5—7 лет чувствителен к деформирующим

воздействиям.

Скелетная

мускулатура

характеризуется

слабым

развитием

сухожилий,

фасций,

связок.

При

излишней

массе

тела,

а

также

при

неблагоприятных

условиях

(например,

при

частом

поднятии

тяжестей)

осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот,

плоскостопие, у мальчиков может образоваться грыжа. Поэтому во время

выполнения

детьми

трудовых

поручений

воспитатель

должен

следить

за

посильностью

физических

нагрузок.

Например,

к

тому,

чтобы

вынести

пособия и мелкий инвентарь на участок, перенести пособия в зал или что-

либо передвинуть, необходимо привлечь одновременно несколько детей.

Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы.

Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава растет быстро, а

кольцеобразная

связка,

удерживающая

в

правильном

положении

головку

лучевой кости, оказывается слишком свободой. Вследствие этого нередко

возникает

подвывих

(если

потянуть

малыша

за

руку).

Педагог

должен

обязательно предупреждать об этом родителей.

У детей 5—7 лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с

этим необходимо предупреждать появление у детей плоскостопия, причиной

которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса

тела,

перенесенные

заболевания.

Воспитателям

и

родителям

следует

прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах в статическом

положении и при ходьбе, беге.

В развитии мышц выделяют несколько этапов, среди которых — возраст 6

лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и

конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге,

прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений,

связанных с работой мелких мышц.

Основой

проявления

двигательной

деятельности

является

развитие

устойчивого

равновесия.

Оно

зависит

от

степени

взаимодействия

вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры.

С

возрастом

показатели

сохранения

устойчивого

равновесия

у

ребенка

улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют

некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям

по-прежнему

легче

удаются

упражнения,

где

имеется

большая

площадь

опоры, но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну

ногу, например в подвижных играх: «Совушка», «Не оставайся на полу» и др.

Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой

(занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения в основных

видах

движений

дети

данного

возраста

выполняют

более

правильно

и

осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а

это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с

различной

амплитудой,

переходить

от

медленных

к

более

быстрым

движениям по заданию воспитателя.

Развитие физических качеств

Подвижные

игры

являются

средством

не

только

для

развития

движений, но и для воспитания физических качеств:

Ловкость

-

это

способность

человека

быстро

осваивать

новые

движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно

меняющейся обстановки.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся

условиях.

Так,

в

подвижных

играх

детям

приходится

непрерывно

переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным;

быстро,

без

всякого

промедления

решать

сложные

двигательные

задачи,

сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость

развивается

при

выполнении

упражнений,

проводимых

в

усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения

(бег

между

предметами),

с

использованием

различных

предметов,

физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями,

при

коллективном

выполнении

упражнений

с

одним

предметом

(обруч,

шнур).

Быстрота

-

способность

человека

выполнять

движения

в

наикратчайшее время.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба,

бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша

как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и

очень

быстрый),

а

также

в

подвижных

играх,

когда

дети

вынуждены

выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки,

метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при

метании

совершается

с

большой

скоростью).

Для

развития

быстроты

целесообразно

использовать

хорошо

освоенные

упражнения,

при

этом

учитывать

физическую

подготовленность

детей,

а

также

состояние

их

здоровья.

Сила - степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса

предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и

др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы

(прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В

детском

саду

следует

использовать

разнообразные

упражнения

для

развития

силы

всех

групп

мышц,

уделяя

преимущественное

внимание

мышцам-разгибателям.

Выносливость

-

способность

человека

выполнять

физические

упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и

того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети

теряют

интерес

к

этому

упражнению.

Поэтому

лучше

всего

применять

разнообразные динамические упражнения на свежем воздухе: ходьбу, бег,

катание

на

велосипеде

и

др.

Полезны

также

подвижные

игры,

которые

вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Методические рекомендации в организации игры

При

проведении

игр

должна

быть

хорошо

продумана

организация

работы,

подготовлены

условия.

Для

этого

используются

спортивные

и

групповые

площадки,

дорожки

на

территории

дошкольного

учреждения.

Перед

проведением

игр

на

участке

воспитатель

обязан

заранее

хорошо

ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Для

обеспечения

закаливания

детского

организма

при

проведении

подвижных

игр

на

воздухе

большое

значение

имеет

подбор

правильной

одежды и обуви детей.

Очень важно, чтобы ребёнок был одет в соответствии с температурой

наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и

переохлаждения.

Очень

важна

и

воздухопроницаемость

тканей,

которая

обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой.

Инструктаж. Беседуя с детьми, воспитатель должен стоять так, чтобы

дети его видели, и он видел всех детей. Лучше всего для этого встать в круг

вместе с детьми (но не в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной).

Объяснение игры должно быть четким, кратким, но понятным и образным.

Всегда,

когда

есть

возможность,

оно

должно

сопровождаться

показом,

демонстрацией отдельных этапов игры.

Если

в

игре

много

правил,

которые

сразу

усвоить

трудно,

можно

некоторые из них умышленно опустить и сообщать дополнительно по ходу

игры. Можно не сразу после объяснения начинать игру, а предварительно

провести репетицию. Предупредив детей, что пока результаты засчитываться

не будут.

Выбор

водящего.

Правильный

выбор

водящего

имеет

большое

значение

во

многих

играх.

Его

активность

часто

определяет

ход

игры.

Воспитатель может назначить водящего сам. Можно предложить выбрать

водящего

участникам

игры,

подсказав

при

этом,

какими

качествами

он

должен обладать ( того, кто хорошо бегает; кто не пропустит мяч; самого

весёлого

и

т.п.).

Этот

способ

особенно

хорош,

потому

что

выбранный

водящий всегда старается оправдать доверие своих товарищей.

Но

есть

игры,

где

водящим

может

стать

любой.

Тем

более

что

в

процессе игры он будет часто меняться. В этих случаях лучший способ –

прибегнуть

к

считалке.

Сам

процесс

выбора

водящего

при

помощи

считалочки является для детей игрой.

Построения и перестроения. При проведении игр воспитатель постоянно

сталкивается с необходимостью построить детей в шеренгу, в круг, в два

круга, в колонну по одному и в две колонны. Надо научиться это делать

правильно и быстро.

Если надо построить детей в шеренгу, воспитатель встаёт на правый

фланг и, вытянув в сторону правую руку, показывает направление шеренги.

Надо приучить детей пристраиваться друг к другу слева, подравнивая её

носками или вдоль проведённой линии.

Самое доступное построение для детей – круг. Нетрудно построить

круг из шеренги. Дети берутся за руки, и крайние в шеренге идут навстречу

друг другу, затем все выравнивают круг и растягивают его от положения

поднятых в сторону рук.

Если

нужно

построиться

из

шеренги

в

колонну,

воспитатель

поворачивает детей направо (налево). Равняться при таком построении надо

в затылок. В две колонны дети строятся, образуя пары, стоящие в затылок

(пара за парой).

Инвентарь

для

игр.

Для

многих

игр

нужен

инвентарь:

мячи,

кегли,

скакалки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, верёвки разной

длины, мел. Составляя программу игр, необходимо учитывать, какой для них

понадобится инвентарь, заранее подготовить всё необходимое.



В раздел образования