Напоминание

Урок окружающего мира "Зачем летают в космос?"


Автор: Долгова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г.Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира "Зачем летают в космос?"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок окружающего мира

1 класс

Тема урока:

«Зачем летают в космос»

Автор: Долгова Ольга Александровна-учитель начальных классов,

г. Салехард

2014

Тема урока: Зачем летают в космос.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся: понимать

значимость

полётов

космонавтов

в

космос,

значимость

искусственных спутников Земли и их роль в жизни современного человека;

получат

возможность: систематизировать

и

расширить

свои

представления

о

космонавтике.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и

умения о космосе для решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении

разноуровневых заданий по командам, осуществлять пошаговый контроль своих действий,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные:

обмениваться

мнениями,

слушать

друг

друга,

строить

понятные

речевые высказывания,

формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве

взаимопомощь.

Личностные:

развитие

мотивов

учебной

деятельности,

формирование

личностного

смысла

учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,

развитие

доброжелательности,

эмоциональной

отзывчивости,

привитие

бережного

отношения к природе, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину-Россию.

Тип урока:

урок «открытия» нового знания.

Методы и формы обучения:

Частично

-

поисковый,

объяснительно

-

иллюстративный,

индивидуальная

работа,

фронтальная, работа в микрогруппах.

Образовательные ресурсы:

учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;

тесты "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;

бортовые журналы для будущих космонавтов;

глобус;

шаблоны из бумаги "космонавт" (детали костюма космонавта);

портрет Ю.А.Гагарина;

иллюстрации искусственных спутников Земли, планет;

газетная статья "Обращение Ю.А.Гагарина к школьникам";

м /проектор, интерактивная доска, компьютер;

разноуровневые задания для команд;

медали «Будущий космонавт».

Организационная структура урока:

I.

Организационный

момент:

эмоциональная,

психологическая

и

мотивационная

подготовка

обучающихся

к

усвоению

изучаемого

материала.

(звучит

музыка,

дети

проверяют рабочие места) (слайд 1)

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

Готов работать наш отряд?

Мы спешим в Салехардскую школу,

В наш любимый 1-а класс.

Много открытий больших и новых

Ожидает сегодня нас.

Будет день - дорогой света

Полетим и мы –

К тайнам, сказочным планетам,

В дальние миры.

II. Подготовка к восприятию. (слайд 2)

-Сегодня, ребята, наш урок необычный: мы отправимся в путешествие… Как вы думаете,

куда?

Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчании долгом

Человек в простор ночной –

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

-Молодцы! Правильно, в космос! (слайд 3)

-Что нам нужно для полёта в космос?

-Во-первых, наши знания о космосе.

- А полетим мы на …

(слайд 4)

-

Чудо-птица — алый хвост.

Полетела в стаю звезд. (ракета).

-Правильно, на ракете!

-А теперь поднимите руку, кто из вас совершал полёт на ракете?

-Знаете, ребята, и я не летала на ракете, да, и наши гости тоже не могут это сделать. А как

вы думаете, почему? (ответы детей)

-Правильно, на ракете летают космонавты в космос. А вы хотите побывать в космосе?

Тогда давайте сегодня на нашем необычном уроке пройдём подготовку в космонавты,

готовы? Работать мы будем по командам. Член каждой команды за правильный ответ будет

получать изображение планеты. А в конце нашего путешествия мы подведём итоги, и

узнаем, кто из ребят нашего класса лучше всех прошёл подготовку в космонавты. На

столах у вас бортовые журналы, которые понадобятся нам для записи наших наблюдений в

космосе.

-А какая одежда у космонавтов? (скафандр). Кто из вас знает, какова особенность этой

одежды? ( слайд 5)

Сообщение ученика: - Скафандр – это дом для космонавта. Как в доме, здесь бежит по

трубам вода. Скафандр согревает, если холодно. Охлаждает, если жарко. В нём

есть

маленький обогреватель

и

маленький

холодильник.

В

скафандре

поддерживается

постоянная температура тела космонавта и содержится запас воздуха для дыхания.

III. Актуализация знаний. ( слайд 6)

-Внимание! Проверяем работу бортовых систем:- Что возьмём с собой в полёт? Что нам

потребуется в космосе? (воздух, вода, пища; обучающиеся записывают на интерактивной

доске). – Молодцы!

-Внимание! Пристегнуть ремни! ( слайд 7)

Раз! Два!

Скорость света!

Три! Четыре!

Мы летим!

На далёкие планеты

Поскорей попасть хотим!

IV. Постановка проблемы урока.

-Что же мы наблюдаем? ( слайды 8-9)

-Какая красота в космосе!

-А что бы вы, ребята, хотели узнать из нашего космического путешествия?

-Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:

-Что такое космическое пространство, и что в нём находится?

-Кто и когда впервые полетел в космос?

-Какие бывают космические корабли и спутники?

-Что такое космическая станция?

Проблема урока:

( слайд 10)-Да, и вообще, а зачем летают в космос? Это главный вопрос, на который мы

должны ответить в ходе нашего путешествия.

V. «Открытие» обучающимися нового знания: поиск решения проблемы.

-Ребята, а кто из вас знает, как люди осваивали космос до полёта человека? (ответы детей).

( слайд 11)- Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу.

4 октября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день

был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел

форму шара диаметром 58 сантиметров.

-Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою

планету из космоса. ( слайд 12)

-Итак, первый шаг в освоении космоса был совершён. Кто же второй полетел в космос?

-На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая

облетела Землю. ( слайд 13)

-И, наконец, в космос полетел человек!

Ребята! Кто был первым человеком, полетевшим

в космос, первым космонавтом? ( слайд 14) (ответы детей).

ТАСС СООБЩАЕТ. ( слайд 15)

Юрий Гагарин занял место в кабине. «Поехали!» — раздался в радиорупорах голос

первого космонавта. Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.

( слайд 16)

РЕЧЬ Ю.А.Гагарина ( слайды 17-23)

-Больше часа, а именно 108

мин, длился первый полет человека в космосе. За это время

корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.

( слайд 24)

В

ознаменование

первого

полёта

человека

в

космос

день 12

апреля был

объявлен

праздником – Днём космонавтики. ( слайд 25)

VI. Первичное закрепление. (слайд 26)

Внимание экипажу! Метеоритный дождь!

-Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он

называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, его

называют метеором.

-Вот и у нас посыпался метеоритный дождь в виде космических вопросов. Пользуясь

нашими бортовыми журналами наблюдений, ответьте на космические вопросы:

Первым побывал в космосе искусственный…(спутник)

Первый космический корабль называется. (Восток)

Назовите кличку первой собаки полетевшей в космос. (Лайка)

Как называется одежда космонавтов? (скафандр)

Назовите имя первого космонавта. (Ю.А.Гагарин)

Какие слова сказал Гагарин при взлёте? (Поехали!)

Сколько минут в космосе был первый корабль «Восток»? (108 минут)

Назовите дату полёта первого в мире космонавта.(12 апреля 1961года)

-Молодцы! (ученики получают за правильные ответы изображения планет)

VII. Физминутка. (слайд 27)

-Внимание! Экипажу требуется дозаправка!

Не зевай по сторонам! Ты сегодня-космонавт!

Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким!

Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр.

Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. Проверим, наше самочувствие:

На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны

корпуса).

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей

вверху, впереди, внизу).

Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом

(поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).

VIII. Практическая работа: разноуровневые задания в микрогруппах. (слайд 28)

-Дозаправка

прошла

успешно.

Теперь

мы

можем

провести

наши

космические

исследования.

Работать мы будем дружно по командам. (выдаются конверты с заданиями).

Задание 1. Разгадай космический кроссворд.

1. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.

2. Первый космический корабль, на котором полетел в космос Гагарин.

3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.

4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит.

5. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.

6. Первым побывал в космосе искусственный…

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание 2. Оденьте мальчика в скафандр космонавта.

Задание 3.Составь свои слова, буквы добавлять нельзя.

КОСМОНАВТИКА____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

-Все члены победившей команды получают изображения планет.

IX. «Открытие» обучающимися нового знания: сообщение обучающихся.

1

обучающийся. Корабль

«Восток»

всего

лишь

один

раз

облетел

вокруг

Земли.

А современная

космическая

станция

находится

в космосе

много

лет;

это

настоящий

космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. (слайд 29)

2

обучающийся. Сейчас

в

космосе

работает МЕЖДУНАРОДНАЯ

КОСМИЧЕСКАЯ

СТАНЦИЯ

-

МКС. Космонавты

запускают

искусственные спутники Земли. Как вы

думаете: «Зачем же они нужны?» (ответы детей) (слайд 30)

X. Решение проблемы урока.

-Да, ребята, спутники помогают нам вести телефонные переговоры. (слайд 31)

-С помощью спутников капитан ведёт корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг

Земли,

спутники

непрерывно

посылают

радиосигналы.

По

этим

сигналам

капитан

определяет путь корабля. (слайд 32)

-С помощью сигналов спутников работает всемирная сеть Интернет. (слайд 33)

-С помощью сигналов спутников мы смотрим телевизор. (слайд 34)

-С высоты полёта спутника хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой

скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю. И по ним

метеорологи составляют прогноз погоды. (слайд 35)

XI. Закрепление изученного материала по учебнику. (с.72)

-Итак, ребята, сделаем вывод: - Космос – для жизни. (слайд 36)

XII. Самостоятельная работа. Тестирование.

Обучающиеся выполняют тесты на с.58 «Зачем летают в космос?» Три первых ученика,

которые выполнят работу правильно, получают изображения планет.

XIII. Итог урока. (слайд 37)

Завершаем наш полёт. Пришло время: возвращаться на нашу планету Земля.

-

Что нового вы сегодня узнали во время путешествия?

-

Зачем космонавты летают в космос?

-

С каким настроением вы вернулись на планету Земля?

-

Кто оказался самым подготовленным космонавтом нашего экипажа?

XIV. Рекомендации для занятий дома. (слайд 38)

-Из телевизионной программы новостей, из газеты или из Интернета узнайте о последних

событиях в освоении космоса.

-Приготовьтесь рассказать об этом в классе на следующем уроке.

XV. Экологическая страничка. Рефлексия. (слайды 39-41)

-Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное космическое путешествие, узнали

много нового, но чтобы стать настоящим космонавтами давайте прислушаемся к советам-

пожеланиям нашего первого в мире лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина:

« Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем

хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её.» Ю.А.Гагарин

«Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта.

Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на

утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.» Ю.А.Гагарин

БЕРЕГИТЕ НАШУ ПЛАНЕТУ!

-Помните эти напутствия. Может быть среди вас есть ученик, который совершит в

будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину и свою планету Земля.

-Спасибо за интересное путешествие! Успехов вам, ребята!

Список литературы:

1.

Космическое содружество : Земля - орбитальный комплекс "Салют-6" - "Союз" -

"Прогресс" / Под ред. А.С. Елисеева. - М. : Машиностроение, 1980. - 184 с.

2.

Леонов А.А.

Ждите нас, звезды / А.А. Леонов, А. К. Соколов. - М. : Мол. гвардия, 1967. - 108 с

3.

Космонавтика

СССР /

Со с т.

Л . А . Гильберг,

А . А .

Е р е м е н к о .

-

М. : Машиностроение: Планета, 1986. - 496 с.

4.

Покорение космоса / Сост. А.Д. Коваль, В.П. Сенкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. -

М. :Машиностроение, 1972. - 180 с.

5.

Мировая пилотируемая космонавтика : История. Техника. Люди / Под ред. Ю.М.

Батурина. - М. : "РТСофт", 2005. - 752 с. : ил. - Библиогр.: с. 730-731.

6.

Саган К.

Космос : Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации / К. Саган ; Пер. с англ. А.

Сергеева; Отв. ред. Т. Уварова. - СПб. : Амфора, 2008. - 370 с.

7.

Гордиенко Н.И.

Космос : Иллюстр. энциклопедия / Н.И. Гордиенко. - М. : Эксмо, 2009. - 256 с. :

ил. -Библиогр.: с. 250-251.

8.

Цветков В.И.

Космос : Полная энциклопедия / В.И. Цветков. - М. : Эксмо, 2010. - 248 с.



В раздел образования