Автор: Долгова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г.Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира "Зачем летают в космос?"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок окружающего мира
1 класс
Тема урока:
«Зачем летают в космос»
Автор: Долгова Ольга Александровна-учитель начальных классов,
г. Салехард
2014
Тема урока: Зачем летают в космос.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся: понимать
значимость
полётов
космонавтов
в
космос,
значимость
искусственных спутников Земли и их роль в жизни современного человека;
получат
возможность: систематизировать
и
расширить
свои
представления
о
космонавтике.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и
умения о космосе для решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
разноуровневых заданий по командам, осуществлять пошаговый контроль своих действий,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные:
обмениваться
мнениями,
слушать
друг
друга,
строить
понятные
речевые высказывания,
формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь.
Личностные:
развитие
мотивов
учебной
деятельности,
формирование
личностного
смысла
учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
развитие
доброжелательности,
эмоциональной
отзывчивости,
привитие
бережного
отношения к природе, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину-Россию.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения:
Частично
-
поисковый,
объяснительно
-
иллюстративный,
индивидуальная
работа,
фронтальная, работа в микрогруппах.
Образовательные ресурсы:
учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
тесты "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
бортовые журналы для будущих космонавтов;
глобус;
шаблоны из бумаги "космонавт" (детали костюма космонавта);
портрет Ю.А.Гагарина;
иллюстрации искусственных спутников Земли, планет;
газетная статья "Обращение Ю.А.Гагарина к школьникам";
м /проектор, интерактивная доска, компьютер;
разноуровневые задания для команд;
медали «Будущий космонавт».
Организационная структура урока:
I.
Организационный
момент:
эмоциональная,
психологическая
и
мотивационная
подготовка
обучающихся
к
усвоению
изучаемого
материала.
(звучит
музыка,
дети
проверяют рабочие места) (слайд 1)
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать наш отряд?
Мы спешим в Салехардскую школу,
В наш любимый 1-а класс.
Много открытий больших и новых
Ожидает сегодня нас.
Будет день - дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
II. Подготовка к восприятию. (слайд 2)
-Сегодня, ребята, наш урок необычный: мы отправимся в путешествие… Как вы думаете,
куда?
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчании долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
-Молодцы! Правильно, в космос! (слайд 3)
-Что нам нужно для полёта в космос?
-Во-первых, наши знания о космосе.
- А полетим мы на …
(слайд 4)
-
Чудо-птица — алый хвост.
Полетела в стаю звезд. (ракета).
-Правильно, на ракете!
-А теперь поднимите руку, кто из вас совершал полёт на ракете?
-Знаете, ребята, и я не летала на ракете, да, и наши гости тоже не могут это сделать. А как
вы думаете, почему? (ответы детей)
-Правильно, на ракете летают космонавты в космос. А вы хотите побывать в космосе?
Тогда давайте сегодня на нашем необычном уроке пройдём подготовку в космонавты,
готовы? Работать мы будем по командам. Член каждой команды за правильный ответ будет
получать изображение планеты. А в конце нашего путешествия мы подведём итоги, и
узнаем, кто из ребят нашего класса лучше всех прошёл подготовку в космонавты. На
столах у вас бортовые журналы, которые понадобятся нам для записи наших наблюдений в
космосе.
-А какая одежда у космонавтов? (скафандр). Кто из вас знает, какова особенность этой
одежды? ( слайд 5)
Сообщение ученика: - Скафандр – это дом для космонавта. Как в доме, здесь бежит по
трубам вода. Скафандр согревает, если холодно. Охлаждает, если жарко. В нём
есть
маленький обогреватель
и
маленький
холодильник.
В
скафандре
поддерживается
постоянная температура тела космонавта и содержится запас воздуха для дыхания.
III. Актуализация знаний. ( слайд 6)
-Внимание! Проверяем работу бортовых систем:- Что возьмём с собой в полёт? Что нам
потребуется в космосе? (воздух, вода, пища; обучающиеся записывают на интерактивной
доске). – Молодцы!
-Внимание! Пристегнуть ремни! ( слайд 7)
Раз! Два!
Скорость света!
Три! Четыре!
Мы летим!
На далёкие планеты
Поскорей попасть хотим!
IV. Постановка проблемы урока.
-Что же мы наблюдаем? ( слайды 8-9)
-Какая красота в космосе!
-А что бы вы, ребята, хотели узнать из нашего космического путешествия?
-Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:
-Что такое космическое пространство, и что в нём находится?
-Кто и когда впервые полетел в космос?
-Какие бывают космические корабли и спутники?
-Что такое космическая станция?
Проблема урока:
( слайд 10)-Да, и вообще, а зачем летают в космос? Это главный вопрос, на который мы
должны ответить в ходе нашего путешествия.
V. «Открытие» обучающимися нового знания: поиск решения проблемы.
-Ребята, а кто из вас знает, как люди осваивали космос до полёта человека? (ответы детей).
( слайд 11)- Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу.
4 октября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день
был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел
форму шара диаметром 58 сантиметров.
-Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою
планету из космоса. ( слайд 12)
-Итак, первый шаг в освоении космоса был совершён. Кто же второй полетел в космос?
-На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая
облетела Землю. ( слайд 13)
-И, наконец, в космос полетел человек!
Ребята! Кто был первым человеком, полетевшим
в космос, первым космонавтом? ( слайд 14) (ответы детей).
ТАСС СООБЩАЕТ. ( слайд 15)
Юрий Гагарин занял место в кабине. «Поехали!» — раздался в радиорупорах голос
первого космонавта. Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.
( слайд 16)
РЕЧЬ Ю.А.Гагарина ( слайды 17-23)
-Больше часа, а именно 108
мин, длился первый полет человека в космосе. За это время
корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.
( слайд 24)
В
ознаменование
первого
полёта
человека
в
космос
день 12
апреля был
объявлен
праздником – Днём космонавтики. ( слайд 25)
VI. Первичное закрепление. (слайд 26)
Внимание экипажу! Метеоритный дождь!
-Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он
называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, его
называют метеором.
-Вот и у нас посыпался метеоритный дождь в виде космических вопросов. Пользуясь
нашими бортовыми журналами наблюдений, ответьте на космические вопросы:
Первым побывал в космосе искусственный…(спутник)
Первый космический корабль называется. (Восток)
Назовите кличку первой собаки полетевшей в космос. (Лайка)
Как называется одежда космонавтов? (скафандр)
Назовите имя первого космонавта. (Ю.А.Гагарин)
Какие слова сказал Гагарин при взлёте? (Поехали!)
Сколько минут в космосе был первый корабль «Восток»? (108 минут)
Назовите дату полёта первого в мире космонавта.(12 апреля 1961года)
-Молодцы! (ученики получают за правильные ответы изображения планет)
VII. Физминутка. (слайд 27)
-Внимание! Экипажу требуется дозаправка!
Не зевай по сторонам! Ты сегодня-космонавт!
Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким!
Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр.
Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. Проверим, наше самочувствие:
На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны
корпуса).
Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей
вверху, впереди, внизу).
Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом
(поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).
VIII. Практическая работа: разноуровневые задания в микрогруппах. (слайд 28)
-Дозаправка
прошла
успешно.
Теперь
мы
можем
провести
наши
космические
исследования.
Работать мы будем дружно по командам. (выдаются конверты с заданиями).
Задание 1. Разгадай космический кроссворд.
1. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.
2. Первый космический корабль, на котором полетел в космос Гагарин.
3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.
4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит.
5. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
6. Первым побывал в космосе искусственный…
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание 2. Оденьте мальчика в скафандр космонавта.
Задание 3.Составь свои слова, буквы добавлять нельзя.
КОСМОНАВТИКА____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-Все члены победившей команды получают изображения планет.
IX. «Открытие» обучающимися нового знания: сообщение обучающихся.
1
обучающийся. Корабль
«Восток»
всего
лишь
один
раз
облетел
вокруг
Земли.
А современная
космическая
станция
находится
в космосе
много
лет;
это
настоящий
космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. (слайд 29)
2
обучающийся. Сейчас
в
космосе
работает МЕЖДУНАРОДНАЯ
КОСМИЧЕСКАЯ
СТАНЦИЯ
-
МКС. Космонавты
запускают
искусственные спутники Земли. Как вы
думаете: «Зачем же они нужны?» (ответы детей) (слайд 30)
X. Решение проблемы урока.
-Да, ребята, спутники помогают нам вести телефонные переговоры. (слайд 31)
-С помощью спутников капитан ведёт корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг
Земли,
спутники
непрерывно
посылают
радиосигналы.
По
этим
сигналам
капитан
определяет путь корабля. (слайд 32)
-С помощью сигналов спутников работает всемирная сеть Интернет. (слайд 33)
-С помощью сигналов спутников мы смотрим телевизор. (слайд 34)
-С высоты полёта спутника хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой
скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю. И по ним
метеорологи составляют прогноз погоды. (слайд 35)
XI. Закрепление изученного материала по учебнику. (с.72)
-Итак, ребята, сделаем вывод: - Космос – для жизни. (слайд 36)
XII. Самостоятельная работа. Тестирование.
Обучающиеся выполняют тесты на с.58 «Зачем летают в космос?» Три первых ученика,
которые выполнят работу правильно, получают изображения планет.
XIII. Итог урока. (слайд 37)
Завершаем наш полёт. Пришло время: возвращаться на нашу планету Земля.
-
Что нового вы сегодня узнали во время путешествия?
-
Зачем космонавты летают в космос?
-
С каким настроением вы вернулись на планету Земля?
-
Кто оказался самым подготовленным космонавтом нашего экипажа?
XIV. Рекомендации для занятий дома. (слайд 38)
-Из телевизионной программы новостей, из газеты или из Интернета узнайте о последних
событиях в освоении космоса.
-Приготовьтесь рассказать об этом в классе на следующем уроке.
XV. Экологическая страничка. Рефлексия. (слайды 39-41)
-Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное космическое путешествие, узнали
много нового, но чтобы стать настоящим космонавтами давайте прислушаемся к советам-
пожеланиям нашего первого в мире лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина:
« Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем
хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её.» Ю.А.Гагарин
«Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта.
Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на
утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.» Ю.А.Гагарин
БЕРЕГИТЕ НАШУ ПЛАНЕТУ!
-Помните эти напутствия. Может быть среди вас есть ученик, который совершит в
будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину и свою планету Земля.
-Спасибо за интересное путешествие! Успехов вам, ребята!
Список литературы:
1.
Космическое содружество : Земля - орбитальный комплекс "Салют-6" - "Союз" -
"Прогресс" / Под ред. А.С. Елисеева. - М. : Машиностроение, 1980. - 184 с.
2.
Леонов А.А.
Ждите нас, звезды / А.А. Леонов, А. К. Соколов. - М. : Мол. гвардия, 1967. - 108 с
3.
Космонавтика
СССР /
Со с т.
Л . А . Гильберг,
А . А .
Е р е м е н к о .
-
М. : Машиностроение: Планета, 1986. - 496 с.
4.
Покорение космоса / Сост. А.Д. Коваль, В.П. Сенкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. -
М. :Машиностроение, 1972. - 180 с.
5.
Мировая пилотируемая космонавтика : История. Техника. Люди / Под ред. Ю.М.
Батурина. - М. : "РТСофт", 2005. - 752 с. : ил. - Библиогр.: с. 730-731.
6.
Саган К.
Космос : Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации / К. Саган ; Пер. с англ. А.
Сергеева; Отв. ред. Т. Уварова. - СПб. : Амфора, 2008. - 370 с.
7.
Гордиенко Н.И.
Космос : Иллюстр. энциклопедия / Н.И. Гордиенко. - М. : Эксмо, 2009. - 256 с. :
ил. -Библиогр.: с. 250-251.
8.
Цветков В.И.
Космос : Полная энциклопедия / В.И. Цветков. - М. : Эксмо, 2010. - 248 с.