Напоминание

"Я рачительный и умелый хозяин"


Автор: Бойко Наталия Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало–Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Цикл игр экологической направленности для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Тема: "Я рачительный и умелый хозяин"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Серия игр

экологической направленности для детей с ОВЗ (ТНР) на тему:

«Я рачительный и умелый хозяин»

Игра – путешествие «Где вода – там жизнь!»

Задачи: воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт

повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Подготовительная работа. Знакомство с пословицами, характеризующих хороших,

бережливых

хозяев:

"Лучше

немного

сделать,

чем

много

наговорить",

"Муравьишка

маленький, а горы вскапывает" и т.п.

Словарная работа: "быть бережливым" (беречь вещи, предметы; не тратить зря деньги;

следить, чтобы не горел без причины свет в квартире, не вытекала из кранов вода и т.п.).

Организация игры, в процессе которой дети узнают, что, где вода, там жизнь, а также

откуда к нам пришла вода - драгоценная капелька.

Изготовление несложной карты маршрута.

Примерные этапы игры-путешествия:

О с т а н о в ка 1 "Где вода - там жизнь". Беседа, во время которой следует ответить на

вопросы: Для чего мы ежедневно используем воду? Сколько раз сталкиваемся с водой?

Почему надо поливать комнатные растения? Сколько дней человек может прожить без

воды? и т.п.

Итог беседы: всему живому, в том числе растениям и животным, нужна вода. Без нее

все гибнет. Например, человек может прожить без воды только неделю (шесть-семь дней).

О с т а н о в ка 2 "Откуда к нам пришла вода?". - Ребята, послушайте рассказ капельки:

-

Жил-был

маленький

ручеек.

Бежал

он

среди

лесов,

лугов.

На

пути

встретил

незнакомца, очень похожего на него.

-

Ты кто? - спрашивает он.

-

Я - ручеек Пика. А ты кто?

-

Я - Пур- отвечает наш ручеек.

-

Давай дружить и потечем-побежим дальше вместе.

Слились воды многих ручейков, и вот уже течет большая и красивая река Пикапур.

Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел

Человек к речке, залюбовался ее чистыми водами и попросил речку поделиться своими

дарами.

Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из речки и подавать ее в водопроводные

сети... Но какой ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки,

частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих "попутчиков" воды, Человеку пришлось

построить очистные сооружения и только после очистки отправить воду в дальнейший

путь - в ваши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к вам.

- В настоящее время воду для дома, для детского сада и т.п. в большинстве случаев

берут не из речки, а из-под земли (бурят скважины - глубокие дыры, и качают воду

насосами). Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька и действительно

становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

О с т а н о в ка 3 "Драгоценная капелька". Дети получают задание в течение нескольких

дней понаблюдать, как дома, в детском саду используется вода (плотно ли закры ты краны,

экономится ли вода, как еще можно ее сэкономить и т.п.).

О с т а н о в ка 4 "Транжиры или нет?" Подводятся итоги наблюдений детей, ребята

рассказывают о положительных и отрицательных фактах в водопользовании.

Принимается

решение:

организовать

работу

"постов

бережливых",

которые

будут

тщательно следить за тем, чтобы:

- краны были плотно закрыты;

- воды в чайник (в кружку) набиралось столько, сколько нужно;

1

- при наполнении водой ведра (таза и др.), если надо отлучиться, краны должны

закрываться и т.п.

Советы

о р г а н и з а то р а м

1.

Сделайте игру-путешествие началом работы "постов бережливых". И пусть работа

детей не принесет большой пользы, они постепенно будут приучаться к порядку, ра -

чительности.

2.

Игру-путешествие проведите в течение нескольких дней (соответственно этапам).

3.

Обязательно

привлеките

родителей

к

формированию

повседневного

опыта

природоохранного поведения детей.

4.

Время

от

времени

напоминайте

детям,

что

они

включены

в

работу

"постов

бережливых".

Игра – операция «Светлячок»

Задача: приучать детей экономить электроэнергию.

Подготовительная работа. Педагог с детьми "исследует" (считает), сколько лампочек в

групповой (спальной комнате, в квартире и т.п.; кратко рассказывает о том, что, нажимая

кнопку выключателя, мы соединяем проводки, по которым в лампу начинает поступать

поток электронов; берет электрическую лампочку и показывает детям, что в ней на тонких

проволочках-ножках подвешена спираль из специального металла (вольфрама). Нить

спирали раскаляется и начинает светиться. Без электричества не смогут работать заводы,

фабрики, остановятся троллейбусы; трудно будет жить людям и т.п. Электроэнергия

вырабатывается на электростанциях специальными машинами (генераторами), для работы

которых используются газ, вода, атомная энергия и т.п. Поэтому электричество очень

дорого стоит. Его надо экономить. Если в школе или дома без необходимости будет гореть

одна лампочка в течение дня (10ч), то этого электричества хватит, чтобы испечь 30 кг

хлеба.

Примерные этапы операции

Первый этап. Игра "Что хорошо и что плохо"

Воспитатель читает детям небольшие рассказы-сюжеты, а дети анализируют действия

взрослых и ребят.

1.

"Мама и папа смотрели телевизор. Мама ушла на кухню готовить ужин. Папа

выключил телевизор и принялся ей помогать".

Правильно ли поступил папа, выключив телевизор? Почему?

2.

"Марина с сестренкой Леной смотрели по телевизору клуб "Дисней" ("Утиные

истории"). Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимы ми

куклами".

Что забыли сделать девочки? Это хорошо или плохо? Почему?

3.

"На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени

заходила на кухню, где все время горел свет, чтобы взять очередное угощение".

Что хорошо и что плохо делала сестра Андрея? Почему?

Такие небольшие рассказы из нескольких предложений воспитатель составляет и

читает

детям

(на

непосредственно

образовательной

деятельности

и

во

время

воспитательного процесса до тех пор, пока они четко не усвоят правило: электроэнергию

надо экономить).

Второй этап. Педагог предлагает детям включиться в операцию "Светлячок". Команда

"поста бережливых" везде и всегда будет следить, чтобы зря не горели лампочки, не

работал без необходимости телевизор и т.п.

Советы

о р г а н и з а то р а м

1.

Постоянно напоминайте детям об их участии в энергосбережении.

2.

Привлеките к этой работе родителей.

2

3.

Время от времени заслушивайте своеобразные отчеты команды "поста бережливых"

о том, как они выполняют данные им поручения: беречь воду, электроэнергию.

Игра – трудовой десант "SOS - мусор!"

Задача:

развивать

интерес

детей

к

решению

проблемы

уборки

мусора,

бытовых

отходов.

Подготовительная работа. На прогулках, экскурсиях воспитатель обращает внимание

детей на красивые уголки природы, отдельные объекты. В то же время использует все

ситуации, подтверждающие, что красоту природы, наше хорошее настроение нарушает

мусор, разбросанный и не убранный человеком.

Примерные этапы воспитательно-образовательного мероприятия:

П е р в ы й

эт а п . Предлагается игра. Дети рассаживаются поудобнее, воспитатель

объявляет условия игры: он называет начало предложения, а дети по желанию его за-

канчивают.

Самое красивое место в парке (сквере, лесу и т.п.)...

Мне было радостно, когда...

Я очень огорчился (ась) ...

Мне стало грустно... и т.п.

Подводится итог высказываний детей. Прекрасно, когда природа радует нас золотом

листвы, зеленью трав, пожелтевшими осенними листочками, чистым воздухом и т.п.

Хорошо, когда опрятны клумбы, кустарники, вокруг чисто. И очень плохо, когда сломаны

веточки, разбросан мусор (банки, стекло и т.п.), когда человек, который делает это, не по-

нимает, что он вредит себе, другим людям, природе.

-

Почему человек, бросающий мусор куда попало, поступает плохо? (Дети должны

ответить очень сжато, например: "становится неуютно, некрасиво; мусор разлагается и

отравляет почву" и т.д.)

-

Кому становится плохо? (человеку; животным, которые находятся в грязном лесу;

растениям и т.п.).

-

Что нужно делать? (не разбрасывать мусор; проводить "трудовые десанты" по

уборке мусора во дворе дома, школы, в парке и т.п.).

Учитель предлагает детям послушать отрывки из стихотворения В. Маяковского "Что

такое хорошо и что такое плохо?"

Совместно вырабатываются правила поведения.

1.

Следует поддерживать чистоту и уют в нашем доме.

2.

Бросать мусор где попало - это очень плохо!

Принимается коллективное решение: провести операцию "SOS - мусор!"

Второй

этап. Дети делятся на микроколлективы, исследуют доступные места (во

дворе детского сада, в сквере и т.п.), докладывают об их состоянии и приступают к работе.

Подводятся итоги работы.

Советы

организаторам

1.

Время от времени проводите с детьми трудовые десанты.

2.

Хорошо продумайте механизм проведения трудовых десантов по уборке мусора:

дети ни в коем случае не должны собирать мусор руками (используйте небольшие грабли,

метелки, совки и т.п.).

3.

Воспитательно-образовательное мероприятие "SOS" - мусор!" проводите в течение

нескольких дней (соответственно этапам). К организации дела привлеките родителей.

Игра – дело «Корзинка Незнайки»

Задачи:

познакомить

детей

с

видами

отходов,

их

утилизацией;

формировать

представление о необходимости экологически ориентированного поведения в быту, в

природе.

3

Подготовительная работа. По заданию воспитателя дети в течение недели (двух-трех

дней) наблюдают, какие

отходы образуются в их доме, как их уничтожают.

Примерные этапы игры-дела

Первый

этап. Дети рассказывают о том, что они видели дома (как собирался мусор,

куда выбрасывался, сортировался ли, каких отходов было больше и т.п.)

Выясняются

виды

отходов:

целлофановые пакеты,

баночки

из-под

йогурта,

пластиковые и стеклянные бутылки, бумажки, картофельные очистки и т.п.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что отходы надо уметь правильно

сортировать. В одну корзину складывают те отходы, которые могут исчезнуть в природе,

разложится; в другую - те, которые не разлагаются или разлагаются частично: стекло,

пластик и т.п. Должна быть и специальная

корзина

для

пищевых

отходов,

которые

нежелательно смешивать с другим мусором).

Второй этап. "Помогите Незнайке". Отходы из одной корзины надо разложить в две.

Сказочный персонаж не может правильно это сделать. Дети делятся на две группы,

обсуждают задание и выполняют его.

Подводятся итоги игры, выясняется, насколько точно дети справились с заданием и

оказали ли помощь Незнайке.

Уточняется,

что

нельзя

выбрасывать

бумажные

отходы

(исписанные

тетради,

оберточную бумагу и т.п.), целлофан. Их лучше сдавать в пункты вторичного сырья.

Стеклянные бутылки также сдаются в специальные пункты.

Выясняется,

какие

отходы

(мусор)

выбрасываются

в

мусорные

контейнеры;

как

правильно уничтожать отходы, что нужно делать, чтобы было чисто и уютно в нашем

общем природном доме.

Воспитатель подчеркивает, что лучше и легче предотвратить скопление отходов, чем

их уничтожить.

Третий этап. "Поделка из отходов". Воспитатель показывает детям, какие красивые

поделки можно сделать из пластиковых бутылок, обрезков бумаги, ткани и т.п.

Советы

организаторам

1.

Дайте задание родителям иногда привлекать детей к сортировке домашних отходов.

2.

Совместно с родителями и детьми организуйте в группе выставку поделок из

отходов. Используйте для этого пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, пробки и

т.п.

3.

Все полезные и важные практические дела детей заносите в "Зеленую тетрадь",

благодаря которой в конце года вам будет легче подвести итоги работы детей и взрослых

по защите природы.

4.

Трудовые десанты, а также другие практические дел а детей иногда снимайте на

видео, фото с тем, чтобы дети увидели себя в деле, еще раз порадова лись, а также с

целью создания своеобразного "архива" полезных дел.

5.

Игру-дело

"Корзинка

Незнайки"

проведите

в

течение

нескольких

дней

(соответственно этапам).

4



В раздел образования