Напоминание

Программа работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предмету «Общение»


Автор: Сеселятина Татьяна Юрьевна
Должность: ведущий библиотекарь
Учебное заведение: КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа–интернат №1»
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предмету «Общение»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки РФ

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1»

Программа

работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

по предмету «Общение»

Автор:

ведущий библиотекарь

Сеселятина Татьяна

Юрьевна

г. Барнаул

2017

Пояснительная записка

Программа «Общение» предназначена для осуществления образования детей

6 (6,5) – 6,5 (7) лет, не посещающих дошкольные учреждения, на базе разных

типов образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что современная

социальная ситуация в обществе разделила детей на две устойчивые группы

детей: «организованных» (посещающих детский сад) и «неорганизованных» (не

посещающих детский сад). При этом часть детей, как тех и других, могут

посещать подготовительные группы или центры раннего развития, группы

кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях.

Такое «расслоение» в отношении к подготовке к школе создаёт проблемы как

и для учителей начальной школы.

Учителю, принимающему детей разной степени подготовленности в первый

класс, приходится осуществлять корректировку уровней подготовки. Чаще всего

это выравнивание ограничивается образовательной стороной, тогда как

специфика возраста детей предполагает их подготовку к осуществлению в

школьной жизни широкого спектра деятельностей, формирующих базис

личностной культуры. Существующая практика подготовки ребёнка в

дошкольном учреждении, так как в каждом детском саду создаётся своя

программа для подготовительной группы. Все эти программы демонстрируют

разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Несмотря на многообразие существующих программ, актуальной остаётся

проблема преемственности дошкольного и школьного образования с учётом

различия их целей и содержания. Анализ существующих образовательных

программ для дошкольного возраста показывает, что большинство из них

ориентировано на пребывание ребёнка в детском саду в течение целого дня.

Также в некоторых дошкольных образовательных учреждениях, и особенно в

группах, созданных при начальной школе по подготовке детей 5 – 6 лет,

усиливается тенденция раннего обучения школьным предметам на основе

дублирования части учебных материалов и программ начального образовании, а

также неблагоприятно сказывается на здоровье детей.

Занятия по программе «Общение» помогают плавно пройти кризис шести-семи

лет успешно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

Кроме того, занятия позволяют обеспечить состояние внутреннего

благополучия, комфорта, защищенности, что обусловлено как содержанием, так и

принятыми в группе правилами взаимодействия и личностно - центрированным

стилем общения педагога.

Занятия с ребятами построены на сюжетной основе. От занятия к занятию

прослеживается сюжетная линия, дети вовлечены в деятельность, которая является

целесообразной и мотивированной, что повышает эффективность занятий и интерес

к изучаемому материалу.

Особенностью программы является ее построение на основе принципа

событийности. Усвоение психологических, этических и других знаний на основе

собственного опыта, через проживание конкретных событий позволяет придать им

личностный смысл, облегчает дальнейшее применение в жизни. Событийность

означает не только включение изучаемого материала в событийный контекст, но и

живой отклик на реальные события, происходящие в жизни детей.

Использование форм и методов работы с детьми определяется тем, что

содержание обращено к компонентам психического здоровья (благополучия)

учащихся. Поэтому наряду с формами и методами, принятыми в педагогике, нами

были использованы адаптированные психологические методы:

- групповая дискуссия, беседа;

- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;

- создание и анализ проблемных ситуаций;

- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;

- игры;

- тестирование;

- элементы социально-психологического климата.

Цель программы: обеспечить преемственность становления базиса

личностной культуры ребёнка и активизировать возможности детей, необходимые

для их успешного вхождения в новое образовательное пространство.

Задачи программы «Общение»:

создать условия для полноценного физического, социально – личностного,

познавательно – речевого, эмоционально – эстетического развития детей в

соответствии с возрастом;

способствовать развитию психики ребёнка, основных психических

новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно

– игровой и других видов деятельностей, взаимосвязи с образовательной средой;

обеспечить успешную социально – психологическую адаптацию в новой

образовательной среде;

способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок

учебной деятельности;

Программа «Общение» предусматривает развитие личности ребёнка по

следующим направлениям:

- развитие познавательной активности и познавательных процессов (образное

мышление, память, внимание, воображение, контекстная речь);

- становление личностной культуры ребёнка (культура общения, культура речи,

культура эмоций и чувств, культура межличностных отношений, культура

познавательной деятельности, культура поведения, культура игровой деятельности,

культура труда, культура здоровья, культура личной безопасности);

- формирование товарищеского отношения к сверстникам, интереса и потребности

к совместным занятиям с ними;

- развитие воли ребёнка, сознательного управления своим поведением, внешними и

внутренними действиями, формирование умения добиваться принятой цели,

преодолевать трудности;

- развитие соподчинённости мотивов поведения, инициативы, самостоятельности;

- воспитание культуры эмоций и чувств: осознание своих переживаний,

выражение их вербальными и невербальными средствами, освоение элементарной

эмоциональной саморегуляции;

- формирование коммуникативно – поведенческой рефлексии - строить своё

поведение с учётом ситуаций общения и социального положения, возможных

реакций окружающих.

Тематическое планирование занятий по предмету

«Общение»

Тема занятий

Коли-

чество

часов

Содержание

занятий

Литература

Тема 1. Знакомство

1.

Освоение детьми навыков

установления контакта со

сверстниками, проявления

взаимного внимания и

уважения.

1

Игры «Ежик

Тиша», « Давайте

познакомимся»,

«Паровозик».

С. 41-42 «Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника»

2.

1

Игры и

упражнения: «Круг

знакомств»;

«Школьные

правила»; «Собери

картинки»

С. 41-42 «Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника»

3-4

2

Игры и

упражнения:

«Расскажи о себе»;

«Наоборот»;

«Зеркало»

С.49-50 «Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника»

5-6

Формирование умения

рассказывать о себе и

слушать других.

2

«Какой я, какая

я?»

С.49-51 «Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника»

2. Учимся быть внимательными

1-2

Знакомство детей с

психическим процессом

«внимание». Разбор

ситуаций, в которые

попадают невниматель-

ные люди. Выводы о

значимости развития

уровня внимания.

2

Стихи, рассказы.

Упражнение

«Вспомни!»

Домашнее

задание: «Будьте

внимательны».

Проверка д.з.

(рассказы детей)

Упражнение:

«Повторяй!»

С .44-45 «Учителю о

психическом

здоровье младшего

школьника».

3. Время

1-2

Знакомство с настоящим,

будущим и прошедшим

временами. Учить детей

ориентироваться во

временах по ситуациям.

2

Игра «Реки

времени»

Загадки о временах

года. Игры с Ти-

шей.Фотографии.

Мой портрет в

разные времена.

С.45-47

«Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника».

4. Моя семья

1-2

Учить называть полный

домашний адрес.

Развивать логическое

мышление.

2

Беседа: Почему

люди живут вместе?

Упражнения:

«Незаконченные

предложения»;

С. 51-52

«Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника».

3

Формировать умение

составлять связный рассказ

о своей семье.

Развитие невербального

мышления.

1

Упражнения:

«Расскажи о своей

семье»;«Строим

свой дом»; Игра-

конкурс «Хорошо ли

мы знаем друг

друга?»

С.52

«Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника».

4

Учить выделять сходства и

различия в описательных

рассказах. Развитие

невербального мышления.

Продолжать учить детей

высказывать свое мнение,

приводя доводы.

1

Упражнение

«Сходство – разли

чие»; «Невербаль-

ные подарки».

Рефлексия занятий

по теме: «Моя

семья».

С. 53

«Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника».

5. Мои желания

1-2

Учить выражать вербально

и невербально свои жела-

ния.Беседа о стремлении

сделать приятное для

Других.

2

Упражнение: «Три

желания»;

Сказка «Цветик –

семицветик».

Альбом желаний.

(рисунки детей)

С. 53

«Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника».

3-4

Учить анализировать

поступки людей, которые

приводят к хорошим

последствиям. Воспитание

дружеских чувств по

отношению друг к другу.

2

Сказка «Легенда о

времени

колокольчиков».

Изготовление

поделок в подарок

для своих

товарищей.

С. 142-144

«Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника».

5-6

Учить в игровой форме

проявлять заботу,

внимание, сочувствие о

других. Учить различать

положительные и

отрицательные качества

человека.

2

Сказкотерапия: «Два

острова»,

«Волшебные цветы

добра и зла».

6. Мои будущие одноклассники.

1-2

Учить детей

бесконфликтному

общению, подчинению

общим правилам.

2

Игра: «Космическое

путешествие»;

Упражнение

«Представь

другого».

3-4

Отследить уровень

сформированности

классного коллектива.

2

Рисунок «Моя

школа, мой класс».

Рассказы детей по

своим рисункам.

5-6

Учить детей работать в

парах или малыми

группами (по 4 человека),

находить общие решения и

их совместно демонстри-

Ровать.

2

Игра «Островки».

Упражнения:

«Отгадай»,

«Дружные ребята»

7

Формировать значимость

дружного классного

коллектива.

1

Игры: «Цветочная

клумба», «Приду-

май продолжение

сказки…»

7. Заключительное

1.

Демонстрация

приобретенных знаний,

умений и навыков.

1

Путешествие к

Держателю Знаний.

Упражнение:

«Живые руки»,

«Пантомима».

С. 59-60

«Учителю о

психическом здоровье

младшего школьника».

Различные формы учебной работы представлены следующим образом.

Всего аудиторских занятий - 28

в том числе:

лекций - 20

практических занятий - 6

другие формы (конкурсы, викторины) - 2

1 Тема. « Знакомство».

1 Занятие.

Учитель встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят в форме круга и

садится вместе с детьми.

Учитель; Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Поздравляю вас, вы стали

учениками, вы уже ходите в школу. А что такое школа? (Ответы детей.)

-

Правильно!

Школа

-

это чудесный дворец знаний, с уроками,

учебниками и тетрадками, учителями и одноклассниками, открытиями. Здесь

вы

познакомитесь

с удивительным

Миром

Знаний,

многому

научитесь.

Но

существует

еще

и

сказочный

Мир Знаний. Знаете, где он находится? Конечно,

прежде всего, в сказках, но и в этой комнате тоже, И хотя на первый взгляд она кажется

обыкновенной, здесь с вами будут происходить настоящие чудеса. Вы знаете, что такое

чудеса? Вы встречались с ними? (Дети отвечают: сказки, волшебство, звери и игрушки

разговаривают).

-

Но кто это меня зовет? Вы ничего не слышите?

Учитель встает, подходит к шкафу, берет мягкую игрушку ежика. -А,

это ты, Тиша! Вот видите, чудеса уже начались. Обращается к

детям:

-

Ребята, это ежик Тиша, он хозяин этой комнаты, и он очень хочет познакомиться

с вами.

Как же мы будем знакомиться? (Версии детей.)

Хорошо, давайте сделаем

так: каждый по очереди возьмет ежика в руки, потрогает его, рассмотрит.(Дети

передают друг другу ежика по кругу.)

-Какой он? (Мягкий.)

-А какие ежики бывают? (Колючие.)

- Зачем им колючки? (Чтобы лиса или волк не съели. Чтобы защищаться. Прятаться

- А почему Тише не нужны колючие иголки? (Здесь ему никто зла не причинит,

нечего бояться. Вокруг него друзья, добрые люди).

- А теперь пусть каждый снова возьмет ежика в руки и глядя ему в глаза, скажет

такие слова: "Здравствуй, Тиша, меня зовут..." Я начну первая: « Здравствуй, Тиша,

меня зовут Татьяна Юрьевна)»

Учитель

передает

ежика

рядом

сидящему

ребенку,

он

здоровается

с

Тишей,

передаёт

его следующему и т. д. Когда Тиша снова оказывается в руках у учителя,

он "говорит":

- А теперь я хочу познакомиться с вами получше. И я знаю, как это сделать. Сейчас

встану

в

центр

круга,

и

ко

мне

будут

подбегать

те,

кого

я

позову.

Будьте

внимательны. Итак, начали:

- Ко

мне

бегут...

мальчики. (Мальчики подбегают к учителю, у которого в руках

Tишка. Спасибо, молодцы, становитесь на место).

- Ко мне бегут ... девочки.

- Ко мне бегут те, у кого серые глаза.

- Ко мне бегут те, кто любит мороженое.

- Ко мне бегут те, у кого есть бантики.

- Ко мне бегут те, кто живет на улице (Название улицы).

- Ко мне бегут те, кто учится в 1-ом классе.

(Все дети подбегают к учителю, он их

обнимает.)

-Вот здорово, теперь я узнал, кто у вас любит мороженое, а у кого серые глаза.

Учитель: Тиша, можно мы осмотрим твои владения? Ведь дети никогда здесь не

были. Дети вместе с учителем обходят комнату, внимательно все осматривают, что-

то берут в руки,

задают вопросы.

Пусть дети немного поиграют.

Учитель

наблюдает за игрой и взаимодействием между детьми.

-Наш класс - это наш второй дом, поэтому мы сделали вот такой "дом" (Mожно

сделать плакат или макет), где у каждого из нас есть свое окно. Когда вы приходите

и можете открыть ставни на своем окошке и тогда будет видна ваша фотография,

означает, что вы здесь, с нами. Ставни можно каждому украсить по-своему. Мы

вскоре сделаем. Под окном находится кармашек - это ваш почтовый ящик. Вы

можете получать письма, и когда вы научитесь писать, вы можете посылать друг

другу письма, а пока вам буду писать я.

-

А сейчас давайте поиграем в игру, которая поможет мне лучше запомнить

имена. Она называется "Паровозик".

Игра «Паровозик».

Все дети стоят в кругу. Первый ребенок берет на себя роль "паровозика". Он

начинает двигаться в кругу, произнося свое имя: Ваня, Ваня,.. Затем он выбирает

кого-то из круга, подходит к нему, берет его сзади за пояс и выбранный ребенок в

месте

с

первым

двигает кругу,

они

вдвоем

произносят

имя

второго

ребенка

(Миша, Миша,...) и т.д. продолжается до тех пор, пока все дети не побывали в роли

паровозика. В конце игры должны выстроиться в длинный поезд из всех детей.

Учитель; Занятие заканчивается, как же мы будем прощаться? (Версии детей.)

Учитель выбирает один из вариантов, предложенных детьми, или предлагает им

проститься каким-то иным способом (см. варианты прощания в конце раздела).

2 ЗАНЯТИЕ. «Мы – ученики».

Учитель: Здравствуйте, дети! Вы помните, что мы делали на прошлом

ЗАНЯТИИ

.

Понравилось?

Что

особенно

запомнилось? (На

каждом

занятии

желательна

рефлексия, надо затягивать эту часть занятий, отвечают только те, кто хочет.)

-

А теперь давайте повторим ваши имена: пусть каждый по кругу назовет имя

соседа, сидящего от него справа и свое. (Выполняют упражнение.)

Учитель: Теперь вы - ученики, и ваш основной труд сейчас - хорошая учеба. И

чтобы хорошо учиться, нужно внимательно слушать то, что говорит учитель. Это

важное

правило, которое

вы

все

должны

выполнять.

Что

еще

должен

делать

ученик?

(

Обсуждение обязанностей и прав ученика. Можно выполнить задание

в альбоме: «Ты ученик, Это значит...».). Да, в школе много правил, которые должен

выполнять каждый ученик..

Тиша: Сегодня к нам в гости пришел мой друг - кролик Сеня. Он давно живет в

другой школе и вместе с ребятами уже выучил много правил поведения в школе. А

вы

их

знаете? Наверное, нам тоже полезно будет повторить их, а некоторые вы

узнаете сейчас:

1.

Учитель спросит - надо встать.

2.

Когда он сесть позволит - сядь.

3.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

(Все повторяют стихотворение, дополняют эти правила.)

Тиша: Какие правила вы знали раньше, до школы? ( Дети отвечают, что им знакомо

с детского сада.)

Тиша: Кто-то сказал, что до школы вы ходили в детский сад. А что это такое, я не

знаю. Это сад, где на деревьях вместо яблок - детки? ( Дети отвечают ему, что такое -

детский сад, что там делают дети.)

Тиша: Теперь понятно - это большой дом, где вместо мамы - воспитательница, а

вместо уроков дети играют или занимаются чем-то интересным, рисуют, лепят.

А чем еще отличается детский сад от школы? (Ответы детей.)

Учитель: Вы, наверное, помните то время, когда ходили в детский сад и помните

своих воспитателей. Может быть, мы пошлем им что-нибудь в подарок, чтобы и они

нас тоже не забывали. Закройте глаза и постарайтесь представить, что можно было

бы сейчас сделать в подарок

сообща,

чтобы

порадовать

воспитательниц.

(Дети

представляют, какой подарок можно сделать сейчас и в ходе обсуждения приходят к

решению, что это может быть картина, аппликация.)

Учитель: Ребята, мы собрались вместе, сообща делать подарок. Все мы учимся

вместе, но как нужно работать сообща? Я назову правила совместной работы, а вы

подумайте, соблюдаете ли их.

Правила совместной работы:

1.

Делись с друзьями тем, что есть у тебя.

2.

По ходу работы выясняй, как идут дела у других.

3.

Помоги другому, если он что-то не может сделать и просит о помощи.

4.

Распредели общую работу поровну.

5.

Выполняй свою работу как можно лучше, не подводи товарищей.

6.

Когда работа сделана, проверь ее сам или проверьте друг у

друга.

Повторим эти правила.

Учитель:

сейчас

зазвучит

музыка

и

вы

походите

по

комнате,

когда

музыка

прекратится, вам нужно быстро объединиться всем по 3 (4-5) человек, взяться за руки.

(Звучит музыка.)

Учитель: У нас образовалось несколько групп и для каждой у меня есть в пакетах

разрезанные картинки. Вы разберете их на три группы: это части картины, где

изображены школа, детский сад и улица. Решите в группе, какую аппликацию вы

будете делать вместе в подарок детскому саду и приступайте к работе.

(Каждой команде дается бумага, клей. Учитель помогает организовать групповую

деятельность: распределить обязанности, координировать свои действия, например,

посредством

установления

очередности

работы

по

приклеиванию

элементов

рисунка на бумаге. Можно дать другое групповое задание. После его выполнения -

анализ того, как выполнена работа, как выполнялись правила совместной работы.

Дети обсуждают, когда и как они вручат подарки.

3 - 4 ЗАНЯТИЕ.

«Расскажи

о

себе».

«Зеркало».

Учитель: Расскажите, как вы выполнили домашнее задание. (Ответы детей.)

-

Помните,

недавно

мы

с

вами

получили

посылку

из

прошлого,

с

нашими

фотографиями,

где мы еще маленькие, а потом мы рисовали себя в будущем, а

можно ли увидеть или сделать фотографию настоящего?

-

Да, посмотреть на себя в зеркало.

-

Давайте

посмотрим

на

доску:

здесь

нарисованы

лица

с

различными

выражениями.Назовем

их

(радость,

интерес,

печаль,

злость,

удивление,

спокойствие).

Каждый

из

вас, подходя к зеркалу, сделает какое-то выражение

лица и "сфотографируется". А мы постараемся определить, какое оно у него было.

(Дети по очереди подходят к зеркалу и каждый "фотографируется", все определяют

его выражение, а учитель выдает ему "фотографию" - схематическое изображение).

Учитель:

Хотите

сделать

коллективную

фотографию?

Усаживайтесь

поудобнее

перед объективом,

а

я

вас

сфотографирую. {Учитель

смотрит

в

воображаемый

объектив и говорит, что все не входят в кадр, надо сесть или встать поплотнее).

Учитель: Какие вы дружные и веселые, у вас получилась фотография настоящей

семьи. {Показывает детям большое зеркало).

Учитель: Сейчас мы поиграем в игру "Зеркало", где зеркалом будет кто-то из вас.

Д в о е человек

выходят

в

круг.

Одному

дается

задание

(пришить

пуговицу

к

рубашке,

собрать

школьные

принадлежности

в

портфель,

причесаться

и

т.д.).

Другой

будет

"зеркалом",

он будет отражать все движения исполнителя. Нужно

стараться

это

делать

точно

так,

как

в зеркале, копировать все движения, позы,

выражения лица.

Кто

это

сделает

точно,

тому

мы

в

конце

поаплодируем.

{Упражнение выполняется поочередно, по возможности, всеми детьми).

Учитель:

Мы

с

вами использовали зеркало для чего? Какое у него свойство?

Отражать.)

- Мы часто смотримся в зеркало. А кто из вас заметил, как в зеркале все

отображается? (Наоборот, т. е. симметрично.)

- А как это - наоборот? ( Ответы детей.)

Тиша; Вы узнали, что зеркало отображает все наоборот. Сейчас я вспомнил

очень интересную и веселую игру, в которую меня научила играть моя знакомая

обе Чичи. Становитесь в круг, вы будете зеркалом, а я - обезьянкой. Я буду

показывав различные

движения,

а

вы

отражать,

т.е.

повторять

за

мной

все

движения,

только зеркале.(Далее идет игра. Учитель вместе с Тишей в руках

показывает

сначала

произвольные движения,

затем

они

усложняются

с

одновременным

увеличением

темпа.

Желательно игру проводить под музыку.

Через некоторое время роль обезьянки берет на себя кто - то из детей.)

Учитель: Какие вы внимательные "зеркала"! Ни одно движение не пропустили

сумели повторить. И я думаю, что наши "зеркала" помогут нам еще лучше

познакомиться друг с другом и с самим собой, ведь мы поможем увидеть себя в

настоящем глазами других людей если посмотреть внимательно друг на друга.

- Сейчас разбейтесь на пары, как хотите, и закройте глаза.

- Те, до кого я дотронусь один раз, превращаются в зеркала, а кого я коснусь два раза

будут в этих "зеркалах" отражаться...

Откройте глаза.

-"Зеркала"

-

какие

вы

красивые,

чистые,

светлые,

вы

не

простые

зеркала,

а

волшебные вы

видите

не

только

какого

цвета

глаза

и

волосы

того,

кто

в

вас

смотрится,

но

и xapaктеризуют человека,

его

привычки

и

интересы.

Будьте

внимательны

и

добры

к

тем,

кто

в

вас

отражается постарайтесь

хорошо

их

рассмотреть

и

запомнить.

(Дети

садятся

напротив

друг

друга.

Игра

идет

в

течении 30 секунд - 1 минуты, более).

-А теперь каждое зеркало по очереди расскажет нам о том, кто в него смотрелся.

(Учитель может быть первым "зеркалом" и продемонстрировать образец рассказа,

затем

дети по очереди рассказывают об «увиденном».)

После каждого описания учитель спрашивает у тех, кто отражался:

- "Зеркало" правильно тебя увидело?

- А теперь поменяйтесь ролями и продолжим нашу игру.

-Да, оказывается зеркало - очень интересный предмет. Главное, для чего

оно используется - чтобы можно было в него посмотреться и увидеть себя, свое

отражение. A также важнее - понять себя... Прощание.

5-6 ЗАНЯТИЕ. «Какой я? Какая я?» «Лесенка».

-

Возьмите каждый зеркало, внимательно вглядитесь в свое отображение, как

будто-то ни разу не видели себя в зеркале, познакомьтесь с самим собой, Смотрите

молча, ничего мне не говорите. (Длительность упражнения 1-2 минуты).

Тиша; Я в зеркале вижу себя, свои черные глаза - бусинки, вздернутый нос, на голи

топорщится мех. Ой, мне, наверное, надо причесаться.

Учитель;

Спасибо, Тиша. А теперь пусть дети расскажут нам о том, что они видят

зеркале.

Дети рассказывают, а учитель или Тиша им тактично помогают.

Учитель: - Да, в зеркале мы видим себя: свои глаза, уши, нос, губы, волосы, свое

тело.

- А что еще мы можем увидеть, если еще внимательнее вглядеться?

- Можно увидеть настроение, привычки.

Посмотрите еще немного на свое отображение. (1-2 минуты)

-

Расскажите.

Тиша: Я увидел, что у меня веселый характер, хотя иногда я могу и грустить,

а еще я увидел свою привычку крутить головой в разные стороны.

Учитель: Ну а вы, ребята, что увидели? (Дети

рассказывают.)

-

Вот видите, дети, как много можно узнать о себе, глядя в зеркало.

Учитель:

Молодцы,

ребята.

Вы

рассказали

не

только

о

выражениях

лица,

о

настроении, но и о своих привычках, характере. А что означает слово "привычка"?

(Ответы

детей.)

Да,

это

то,

что

мы

привыкли

делать,

делаем

часто,

не

задумываясь.

Один

грызет

ручку или

карандаш,

другой

морщит

лоб

или

нос,

третий

перебивает

говорящего, причем делает это очень часто.

Какие бывают еще привычки? (Ответы

детей).

-

Да,

привычки

бывают

вредные

и

полезные.

Кто

назовет

вредные

привычки?

Кто назовет

полезные

привычки?

Почему

они

так

называются?

(Совместное

обсуждение.)

Учитель:

Когда

привычки

закрепляются,

образуются

черты

характера.

Например,

в

какую черту характера может перейти привычка говорить правду, не обманывать?

( Ответы детей).

Ребята,

сегодня

мы

поговорим

о

некоторых

чертах

характера.

Мы

часто

слышим

слова:

щедрый - жадный;

добрый - злой;

правдивый - лживый;

справедливый

-

несправедливый;

честный - нечестный;

трудолюбивый - ленивый;

вежливый - грубый.

А

что

они

означают?

Как

вы

их

понимаете?

Каких

героев

рассказов,

сказок,

имеющих такие качества, вы знаете? (Ответы детей,)

Сегодня мы попробуем разобраться в своем характере.

Методика

«Лесенка».

Инструкция

учителя:

На

этой

лесенке

располагаются

люди

определенным

образом:

внизу самые

плохие,

выше

-

лучше,

на

верхней

ступеньке

самые

хорошие

(всего

-

5

ступенек). Давайте

поиграем.

Здесь

(внизу)

самые

ленивые,

наверху

-

самые

трудолюбивые.

Как

ты думаешь,

на

какую

ступеньку

можно

поставить

тебя?

(Ставит

фигурку,

вырезанную

из картона).

А куда бы тебя поставила мама? Почему? (Затем аналогично выполняется задание в

альбоме

с

такими

качествами

как

справедливость,

честность,

доброта

и

др.)

Прощание.

2 Тема. «Учимся быть внимательными».

1-2 Занятие.

Учитель:

Внимание,

ребята,

посмотрите

все

на

меня:

(Смотрит на реакцию детей.)

-

Знаете, что я сейчас заметила? Когда я сказала слово "внимание", не

все

меня услышали... И еще - одни быстро выполнили мое задание, а другие -

медленнее. Вам что учителя говорят это слово, а как вы его понимаете, что

значит "внимание", "быть внимательным".(Ответы детей.)

Учитель: Итак, вы многое сказали правильно: быть внимательным - это значит

отвлекаться на посторонний шум, звуки, слушать кого - то, смотреть на него,

разговаривать в это время с другими.

Тиша: А интересно, что было бы, если у всех пропало внимание?

Учитель: Давайте-ка представим, что было бы с учениками в школе, что было бы с

вами на улице, дома, если бы у вас вдруг не стало внимания? (Ответы детей.)

-Да, внимание нужно всем и всегда: и в школе, и на улице, и дома. А кто помнит

стихотворение,

в

котором

рассказывается

про

очень

невнимательного

человека?

(Вспоминают

и

читают

стихотворение

С.Я.Маршака

«Рассеянный

с

улицы

Бассейной»)

С. Я. МАРШАК

ВОТ

КАКОЙ

РАССЕЯННЫЙ

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной !

Надевать он стал пальто-

Говорят ему : не то.

Стал натягивать гамаши-

Говорят ему : не ваши.

Вот какой расеянный

С улицы Бассейной

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной !

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал : -

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить ?

Вожатый удивился-

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу Покупать

бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной !

Побежал он на перрон,

Сел в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном ...

Да, с рассеянными, невнимательными людьми могут происходить смешные, и даже

неприятные и грустные случаи. А если ученик невнимателен, не слушает то, что

говорит учитель, отвлекается, то и учиться он будет плохо. Надеюсь, что все вы при

словах учителя:

"Дети, внимание!" - перестаньте заниматься своими делами и будете его слушать.

Внимание можно тренировать и тогда оно станет еще лучше. Давайте проверим, как

внимательны вы были сегодня:

-В чем сегодня мама была утром, перед вашим уходом в школу?

-Какого цвета портфель (сумка) у вашего соседа по парте?

-Что вы сегодня заметили у входа в школу?

-Какая погода была, когда вы шли в школу?

(После игры подводятся итоги и дается домашнее задание:

- Когда будете идти из школы домой и из дома в школу, внимательно посмотрите

на дорогу вначале налево, затем направо, прежде чем переходить улицу, также

обратите внимание на погоду.

- Дома, когда будете разговаривать со старшими, братом, сестрой -

старайтесь внимательно их выслушать: не убегайте, не отворачивайтесь, выслушайте

до конца.) Прощание.

3 Тема. «Время».

1 ЗАНЯТИЕ.

Дети

садятся

вокруг

стола

и

видят

на

нем

коробку (Из

коробки

вынимают

разделенный

натри

части

рисунок

"Реки

Времени".

Дети

высказывают

свои

предположения о том, что это такое).

Тиша: Я, кажется, начинаю догадываться. Когда я был маленький, я слышал о

всемогущем Повелителе Времени, который владеет всем временем на свете. По-

моему, эта карта попала к нам из его Мира Времени.

Учитель: Ребята, в коробке лежат еще вот это три листа бумаги. На них что-то

нарисовано и написано. (Дети рассматривают части картинки. Кто-то из них (или

Тита) догадывается, что это части одной картинки и их надо сложить так, чтобы

получилось одно целое.

Дети складывают картинку и склеивают (желательно прозрачной липкой лентой,

там на обороте есть надпись "Река Времени").

Тиша: Я заметил, что с обратной стороны что-то написано. Только жаль, что я еще и

умею читать. Может кто-то из вас прочитает надпись? (Кто-то из детей пытается

прочитать: "Река Времени".)

Тиша: Я что-то не пойму, реки не бывают разноцветные, а эта Река Времени

окрашена голубой, белый и розовый цвета.

Учитель: Но ведь это не обыкновенная река, а Река Времени. Может быть разгадать

эту загадку нам помогут надписи?

- Кто сможет прочитать слово, которое написано в средней части реки?

(Кто-то из детей читает: "Настоящее".)

- Значит, средняя белая часть реки означает то, что сейчас, т.е. настоящее.

- Что еще сейчас происходит?

- Я сейчас говорю.

- Вы сейчас сидите и слушаете меня.

- Оля сейчас поправляет свой бантик.

- Какое сейчас время года? (Осень.)

- А что будет после осени? (Зима.)

-Значит голубой цвет реки - это будущее

(Читают надпись на голубой части

"Будущее".)

-Что еще будет?

-Будет завтра.

- В ы

п о й д е т е

д о м о й .

В ы

с т а н е т е

взрослыми .Учитель:

А

что

было

перед

осенью?

(Лето.)

- Значит розовый цвет - это прошлое, то что прошло, то что было.

- Что было?

- Было утро.

- Вы были маленькими.

- Вы ездили в гости к бабушке в деревню.

Читаем подпись: "Прошлое".

Давайте вспомним, что вы делали, что с вами произошло вчера.

Учитель: Мы с вами разгадали эту трудную загадку, а теперь я хочу вам задать

несколько вопросов.

-Какого цвета будет: "Я ем конфетку"? (Белого - настоящее.)

- Я вчера была в кинотеатре (Розового - прошлое.)

- Скоро будет новый год (Голубого - будущее.)

Тиша: Я тоже хочу задать вам задание. Возьмите каждый по три полоски бумаги:

розовую белую и голубую. Когда я скажу какое-нибудь предложение , вы должны

определить,

какого

оно

цвета

и

поднять

соответствующую

полоску.

Но

будьте

внимательны

(Тиша

произносит

различные

предложения,

среди

которых

встречаются

и

неправильные конструкции - "нелепицы", например, такого рода:

- Вчера я пойду к Сереже на день рождения.

- Завтра я был в цирке.)

Учитель: С настоящим, прошлым и будущим временами мы разобрались, даже

Тиша мог нас запутать.

Тиша: Ребята, я нашел какие-то два листочка, но не могу понять, откуда они и кто

их потерял. Может, это страницы книги?

(Дети рассматривают листки календаря и высказывают свои предположения.)

-Первый лист календаря из прошлого - 1 сентября 2004 года.

-Второй лист - из настоящего (Сегодняшний день.)

-Давайте теперь подробнее поговорим о листке календаря, на котором написано «1

сентября». В какое место Реки Времени мы поместим его?

-Вспомните, что было в этот день. Пусть каждый по очереди будет брать в руки этот

листок календаря и рассказывать о том, что ему запомнилось.

(Дети передают этот листок друг другу и вспоминают день, когда они впервые пошли

в школу и стали учениками, делятся своими впечатлениями)

Учитель: Хорошо, я хотела бы, чтобы этот праздничный день вы запомнили на всю

жизнь.

нас

остается

еще

один

листок.

Что

мы

можем

о

нем

рассказать? (Он

из

настоящего, из сегодня).

-А что у нас сегодня? (... число, ... месяц, ... день недели, ... год.)

-Что

можно

еще

сказать

о

сегодняшнем

дне?

Чего

нет

в

календаре? (Дети: времени года, части суток.)

Тиша: Мне интересно, ребята, что вы делаете дома утром?

-А что делаете вечером? (Ответы детей.)

-Скажите мне, ребята, кто из вас утром встает быстро? Кто делает зарядку? А кто

заправляет свою постель? А кто умывается и чистит зубы без напоминания? А кто

вечером сразу, когда взрослые скажут, ложится в постель? Кто перед сном умывается,

чистит зубы?

-Я думаю, что скоро все- все ребята будут так делать и без напоминания!

-Дети, как вы думаете, один день длится долго? (Ответ детей.)

-Да, если вы заняты чем-то интересным, то время летит незаметно, а если делать

нечего, если вам скучно, день доится долго. Что вам обычно интересно делать? Какое у

вас любимое занятие (рассказы детей). Прощание.

2 ЗАНЯТИЕ.

В самом начале занятия вдруг раздается «волшебная» музыка.

Дemu

подходят

к

магнитофону

и

видят,

что

рядом

лежит

небольшой

пакет,

перевязанный шпагатом, с печатями (из пластилина), с адресом школы. На месте

обратного адреса написано "Прошлое".

Учитель: Интересно, кто мог нам прислать эту посылку?

-И что в ней находится?

-Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения, читая надписи на пакете и по очереди

ощупывая его.

Тиша: Раз посылка из прошлого, а оно связано с Миром Времени, то, может, ее

прислал нам Повелитель Времени?

-Давайте откроем пакет.

Учитель открывает пакет и достает фотографии детей класса, их пап и мам, бабушек

и

дедушек,

а

также

свою

и

учителя

в

детском

возрасте,

(учитель

заранее

договаривается

с родителями о том, чтобы они принесли фотографии в школу в

тайне

от

детей,

желательно чтобы каждая фотография была с обратной стороны

подписана),

затем

по

одной

показывает детям,

они

должны

узнать

себя,

своих

близких на фотографиях, тогда учитель отдает им их. Если кто-то затрудняется - на

помощь приходит Тиша.

Каждый

ребенок

немного

рассказывает

о

себе,

каким

он

был,

когда

его

фотографировали. Они вслух рассказывают о том, что помнят. Дети доходят до того

года, о котором они не могут ничего сказать, не помнят себя. Тогда учитель задает

вопрос:

-Как узнать, какие вы были, что с вами происходило, когда вы были маленьким!

Дети приходят к мысли, что можно спросить у родителей. Учитель дает домашнее

задание - узнать у родителей, близких о себе в детстве, и можно продолжить

раскрашивание

шариков.

Вопросы для родителей:

- Когда и какие первые слова сказал ваш ребенок?

- Что нравилось и что не нравилось вашему ребенку в раннем детстве?

- Чем он любил заниматься?

- Как называли его, когда он был маленький?

- Кто родился раньше: вы или ваши родители? Чье детство было раньше: ваше и

ваших мам, бабушек?

-Давайте разложим эти фотографии на Реке Времени по порядку: фотография того,

кто родился раньше, будет расположена дальше от настоящего.

Учитель

показывает

детям

Реку

Времени

но

только

упрощенную

и

видоизмененную, и дети с помощью учителя раскладывают все фотографии на Реке

Времени.

Тиша: У меня, к сожалению, нет фотографии, но есть портрет, на портрете мне

всего один год.

-Куда вы поместите мой портрет на реке?

Учитель: Тиша, а сейчас сколько тебе лет?

Тиша: О, я уже совсем взрослый, мне почти четыре года!

Учитель: Дети, кто младше - вы или Тиша, где место портрету Тиши? После ваших

фотографий или до них?

Дети рассуждают по этому поводу и приходят к выводу, что портрет Тиши на Pеке

Времени надо расположить перед их фотографиями.

Учитель: Да, Тиша, у тебя прошлое еще совсем маленькое, и у вас, ребята, оно не

такие уже большое, как у ваших мам и пап, а особенно у бабушек и дедушек, но зато

у

вас

впереди огромное

будущее,

в

котором

вас

ожидает

много

хорошего

и

удивительного.

-Ребята, а вы знаете, что такое возраст? (Дети обсуждают.)

-Да, слово "возраст" означает, сколько человеку лет. Жизнь человека делится на

периоды

(детство,

юность,

взрослость,

старость)

и

слово

«возраст»

также

означает,

в

каком периоде

жизни

он

сейчас

находится.

Сравнивая

возраст

людей

можно

определить,

кто моложе,

кто

старше.

Вот,

например,

ты

Витя

(Маша...) скажи, кто из вас старше, ты или Тиша? (Ответ ребенка.)

-Сейчас я буду называть слова, а вы определите, какие из них относятся к возрасту и

хлопните

в

ладоши:

старый,

красивый,

больной,

молодой,

добрый,

пожилой,

маленький ...

-А теперь скажите, в чем отличия пожилого человека от молодого.

(Ответы детей.)

-Вы

назвали

много

признаков.

Но

среди

них

самый

главный

-

это

количество

прожитых лет.

Ведь

и

молодой

человек

может

болеть,

сутулиться,

если

он

не

заботит ся

о

своём здоровье.

А

пожилой

человек

не

обязательно

бывает

сгорбленный, больной, слабый, седой) Прощание.

4 тема. «Моя семья».

1 ЗАНЯТИЕ.

Тиша: Я услышал очень интересное слово "семья", только я не знаю, что оно

обозначает.

Учитель: Я думаю, Тиша, что дети помогут тебе узнать значение этого слова, только

говорить они тебе пока ничего не будут, а просто каждый из них возьмет сейчас лист

чистой бумаги, карандаш и нарисует свою семью. Ты эти рисунки посмотришь и сам

все поймешь. {Дети выполняют проективную методику "Рисунок семьи".)

Учитель: Давайте сдадим Тише рисунки, он их потом хорошо рассмотрит. Теперь кто

скажет Тише, что такое семья? (Ответы детей). У кого из вас есть брат, сестра? С кем

из вас живут вместе бабушка, дедушка? {Ответы детей ). Как вы относитесь к брату,

сестре, что вместе с ними делаете? Как помогаете маме, папе, бабушке, дедушке?

{Ответы детей). Что делаете, если кто-то заболел?

Тиша: Теперь я понял, что такое семья и как надо относиться к близким: заботиться

о них, помогать им, быть внимательным, не мешать, когда они отдыхают, пожалеть,

когда им плохо, радоваться вместе с ними, когда происходит что-то хорошее. Как

хорошо, когда есть семья!

Беседа: Почему люди живут вместе, а с кем живете вы, расскажите о людях,

которые вас окружают?

Незаконченные предложения:

- Мама для меня...

- Папа для меня...

-

Брат

(сестра,

бабушка,

дедушка)

для

меня...

Игра-упражнение «Паровозик».

Цели: осознание структуры семьи, общности ее членов. Тренировка умения брать на

себя доминирующую

и

подчиненные

роли. Выполнение: «Семья» садится в круг.

Распределяются

семейные

роли.

Давайте

договоримся, кто

сначала

будет

паровозиком

(например,

папа).

Папа

в

одиночку

будет

ездить

по

кругу, громко

приговаривая: «Чух, чух, чух». Потом паровозик - капа соскучится, подъедет к кому-

нибудь и скажет: «Я - паровозик - папа», а тот, к кому он подъехал, скажет: «Я -

вагончик -сынок (мама, бабушка и т. д.) и присоединится к паровозику. И они вместе

двинутся по кpугу («чух, чух, чух»), подъедут к другому члену семьи и т. д. Затем

лидер

меняется.

Анализ

игры:

Что

понравилось

в

игре,

понравилось

или

не

понравилось

быть

паровозиком, что ты чувствовал, когда был главным (гордость,

радость, счастье), что хотелось паровозику (чтобы все были вместе, не отстали, не

потерялись)? Вывод: Паровозик заботится о своей семье, отвечает за вагончики.

Домашнее

задание: Расспросить

родителей

о

том,

как

создавалась

их

семья.

Прощание.

2 - 4 ЗАНЯТИЕ.»Мой родной дом».

Беседа: Дом, в котором я живу, родной дом, почему родной, какой еще, домашний

адрес(номер квартиры, номер дома, названия города и т. д.). Мой любимый уголок в

доме. Чем пахнет мой дом. Какие любимые цвета, звуки в моем доме? Что больше

всего я люблю дела в своем доме? Каким я хочу видеть свой дом?

Упражнение «Строим свой дом» (это упражнение можно делать под музыку).

Выполнение: Сядьте удобно, закройте глаза, представьте дом, в котором вы хотели

бы жить.

Мысленно подойдите к нему. Какой он? Какого цвета? Большой или

маленький? Высокий или низкий? Какие окна, стены? Есть ли шторы? какого они

цвета?

Кого

видите

около

дома?

Войдите

в

дом.

Дверь

тяжелая

или

легкая?

Посмотрите, что есть в комнатах? Какая мебель? Что стоит на столе? Кто есть в

доме: люди, животные? Вдохните воздух, чем пахнет в этом доме? Прислушайтесь к

звукам, что слышно? Побудьте еще немного в своем доме... и

открывайте глаза. Мы снова очутились в классе.

Анализ

упражнения:

кому

понравилось

это

путешествие,

чем

понравилось?

Расскажите о своем доме.

Это занятие является итоговым, поэтому на него желательно пригласить гостей.

Игра ~ конкурс «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

Этот веселый конкурс может включать такие вопросы:

- любимое блюдо мамы (папы)...

- любимая одежда...

- любимое занятие...

- любимый способ отдыха...

- любимое место в доме...

- любимая музыка...

- что больше всего не любит делать мама (папа)... и т.п.

Анализ

игры:

Дома

нужно

проверить

правильность

ответов

и

сообщить

на

следующем занятии. Победит тот, у кого больше правильных ответов. Нужно ли нам

знать что-то друг о друге, зачем нам это нужно, помогает ли это лучше понять друг

друга, как? Итогом занятия может быть: Упражнение «Невербальные подарки».

Выполнение: Участники игры сидят в круге. Каждый по очереди всем или соседу

справа (слева) жестами показывает свой подарок и что с ним можно делать; тот, кому

этот подарок предназначен, должен угадать, что ему дарят.

Упражнение «Сходство -различие».

Выполнение: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний лицом

друг к другу. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу: Мы с тобой

похожи тем, что...». Участники внутреннего круга говорят: «Мы с тобой отличаемся

тем,

что...».

Затем

по

команде

ведущего

участники

передвигаются,

меняясь

партнерами и т. д.

Прощание.

5 Тема. « Мои желания».

1-2 ЗАНЯТИЕ.

-

Сегодня

мы

поиграем

в

необычную

игру,

и

называется

она

"Три

желания".

Кто из вас знает сказку В. Катаева "Цветик - семицветик"?

А

кто

помнит,

какие

желания

загадал

мальчик?

И

что

из

этого

получилось?

(Ответы

детей)

-

Давайте

представим,

что

у

каждого

из

вас

тоже

есть

волшебный

цветик

-

трехцветик

и, отрывая

листочки,

можно

загадать

одно

за

другим

три

желания,

которые

непременно исполнятся. Я сейчас раздам листки бумаги и вы запишите

или

нарисуете

то,

что

вы

больше

всего

хотите,

о

чем

мечтаете.

Но

только

договорились

-

не

больше

трех

желаний,

зато

самых важных,

заветных. (Дети

выполняют задание.)

-А сейчас мы соберем их и положим в коробку. Если очень захотите, то ваше

желание когда-нибудь

обязательно

исполнится.(Все

складывают

листочки

под

елку, можно также сделать записи и рисунки в альбоме.)

-Вы

очень

хорошо

поработали,

и

он

хочет

наградить

вас

с во и ми

сокровищами.

Но

их сначала надо найти. Учитель достает из пакета три или

четыре плана кабинета, дети считают их, определяют, на сколько групп им надо

разделиться

(по

количеству

планов),

делятся

на группы и начинают работать по

плану:

-рассматривают

план

и

определяют

то,

что

там

(на

плане)

забыли

изобразить

(на одном плане стол, на другом стулья, шкаф и т.д.);

-находят

место,

где

спрятано

сокровище

(на

плане

изображен

условный

знак:

точка);

- идет поиск сокровища в комнате.

Когда сокровища - конверты найдены, все снова возвращаются в круг. Учитель

открывает конверты, достает открытки и читает:

1 ОТКРЫТКА:

"Дорогие кладоискатели! Вот вы и у цели. Я дарю

вам

Любовь

и

Нежность.

Вы

можете взять их столько, сколько вместят ваши сердца. Верните их и владейте.

2 ОТКРЫТКА:

"Дорогие

кладоискатели!

Найдя

этот

клад,

вы

обрели

возможность быть Добрыми и Щедрыми с окружающими

вас людьми. Поэтому вам разрешается взять столько доброты и

щедрости,

сколько

каждый

из

вас

захочет

взять.

В

путь

за

новыми сокровищами!

3-4 Занятие.

«Легенда о времени колокольчиков».

У синего-синего моря стоял город, в котором жили пекари и художники, часовщики и

актёры, сапожники

и

звездочёты...

Все

они

были

настоящими

мастерами,

все

любили свой город, и у каждого была тайна - тайна их города. Каждый в детстве

был волшебником и умел творить чудеса.

В городе на Тенистой улице в одном доме жили герои нашей легенды: на вид самые

обыкновенные мальчишки и девчонки. Но самыми обыкновенными они казались

только тогда, когда вокруг них было много людей. А когда они оставались сами с

собой...

Димка был тощим, длинным, с вечно ободранными коленками и торчащими на

макушке вихрами. Больше всего на свете он любил время, когда гроза загоняла

людей в дома, а на море бушевал шторм. Тогда Димка забирался на городскую

стену, расправлял руки-крылья и делал шаг прямо в небо. Димка умел летать, и

это было его волшебством, его тайной.

Ромку

дразнили

в

школе

Веснушкой,

ведь

было

у

него

их

столько,

что

и

не

сосчитать. Он обладал солнечным волшебством. Где бы он ни появлялся - где

совсем темно или где человеку плохо и на душе его хмарь, Ромкина улыбка рождала

ответную улыбку, и людям становилось тепло, светло, словно появлялся солнечный

зайчик.

Уля, как и все девчонки, любила цветы. Она любила их по-особенному: она их

рисовала. Получались сказочные, необыкновенные цветы - они оживали, начинали

источать чудесный аромат, трепетать от ветра. Поэтому комната Ули всегда была

полна цветов, и она очень любила их дарить. А особенно любила дарить цветы

своей подруге Женьке.

Женька, хоть и девчонка, по характеру очень походила на своего деда - капитана

дальнего

плавания.

Больше,

чем

о

цветах

и

куклах,

Женька

мечтала

о

необыкновенных приключениях, о заманчивых путешествиях на кораблях. И если

вы вдруг теряли интерес к жизни, у вас опускались руки и вы переставали верить в

собственные силы, покорялись несправедливости, достаточно было просто подойти

к Женьке, посмотреть в её отчаянные глаза, почувствовать её руку на своём плече -

и

у

вас

появлялась

решимость

действовать,

бороться

и

защищать

людей

от

несправедливости.

Самой маленькой в компании ребят была Анечка, Такая худенькая, беленькая, что

её

называли

Одуванчиком.

Каждый

звук

в

окружающем

мире

был

ноткой

Анечкиных

песенок. Что бы она ни слышала: шум дождя, звон капель* шёпот

прибоя, шелест травы, - всё это становилось её песнями. Анечка любила сидеть на

подоконнике,

свесив

ноги

во

двор,

и напевать.

Мимо

проходили

люди,

иногда

очень серьёзные, в шляпах и с портфелями. Но, проходя два три квартала, они вдруг

начинали

мурлыкать

Анечкины

мелодии.

И

уже

другими глазами

смотрели

на

воробьев, купающихся в лужах, на море, на свой Город и начинали любить его.

Среди ребят был ещё один мальчишка - Борис. Он понимал и любил море, и море

любило его. И люди после разговора с ним начинали любить море, писали картины,

стихи, уходили юнгами, капитанами. Любовь к морю родилась у Бориса, может

быть, потому, что, когда он был совсем-совсем маленьким, его отец ушёл в дальнее

плавание. Он ушёл и на прощание подарил Борису маленький колокольчик, который

назывался корабельной рындой. Отец не мог подарить ему настоящую, большую

рынду и подарил маленькую, сказав "Если тебе когда-нибудь станет очень плохо,

звони в колокольчик и тебя услышат".

До сих пор отец не вернулся из плавания, но раз в год он присылал письмо с

описанием своих приключений, о друзьях, об удивительных странах. Борька очень

любил эти письма и писал отцу ответы. Но однажды Борис возвратился домой и

стал искать последнее письмо отца, чтобы прочитать его друзьям. Роясь в столе,

он наткнулся на пачку своих почему-то неотправленных писем и на недописанное

письмо

отца

к

нему.

Письма

за

отца писала мама. Она хотела уберечь Борика,

считая его маленьким, а ведь все взрослые в городе знали, что отец Борьки

попал в кораблекрушение. Ходили разные слухи: некоторые

говорили,

что

спаслись

несколько

человек,

или

один,

или

только

двое.

Иные

говорили, что все погибли. Но никто не видел ни одного человека с того корабля.

И вот со дня своего ужасного открытия Борька возненавидел море. Уже никто не

видел

его

бегущим

по

берегу,

он

отворачивался

от

волн.

Жил

он

на

самом

верхнем

этаже дома, откуда ему было видно и небо и море. Но Борик закрыл

ставни, задёрнул шторы, чтобы не видеть моря и не слышать шум прибоя. Борьку

стала окружать какая-то муть, все краски мира для него потускнели. Он перестал

выходить во двор, встречаться с ребятами. Потом отчаянье Бориса переросло в

болезнь, и эта страшная болезнь лишила его света и радости в жизни.

Наступил такой день, когда мама Бориса открыла окно комнаты сына, но за окном

уже не было ничего: ни моря, ни солнца - всё заволокла серая вата.

Как-то Борька подумал, что вдруг' всё это неправда, и отец вернётся. Но понял он,

что даже если это случится, всё равно не будет такой встречи, о которой он мечтал.

Он же хотел выбежать на морской берег, подняться на корабль!... И Борик решил,

что дальше так жить нельзя. Когда на его подоконник, на колокольчик отца упал луч

солнца, Борик стал звонить в колокольчик,

всё-таки

надеясь

на

что-то.

Раздался

необычно тихий, но очень ясный тревожный звон.

Ребята

играли

во

дворе.

Анечка,

как

всегда,

что-то

напевала.

Вдруг

все

почувствовали,

что I

SM

как-то

не

по

себе.

Анечка

пела

не

обычную

весёлую

песенку, а тревожную. Это был призыв о помощи, рождалось ощущение беды, что

кому-то

очень

плохо.

Ребята

окружили

Анечку

и

стали

расспрашивать,

что

случилось. Она отвечала, что и сама не понимает, но чувствует, что где-то в море

кораблекрушение

и

звонит

рында.

Но

на

море

был

штиль

и корабли вовсе не

тонули. А ребята вслушивались, стараясь понять, откуда идёт этот звук, и ионяли,

что это - из окна Борьки. И тут все вспомнили, что он уже давно не выходил во двор,

иго слышали от взрослых, что Борик заболел и не покидает дома, и его оставляют

одного взаперти. Ребята решили немедленно проникнуть к Борьке, но дверь его

квартиры

оказалась запертой. И тогда Димка - он стеснялся своего чуда, своего

умения летать - сказал: "Идите со мной". И они залезли на крышу сарая напротив

Борькиного окна, и Димка взлетел.

...

Борьке

показалось

вдруг,

что

к

нему

на

подоконник

села

какая-то

птица,

и

он вздрогнул

от

неожиданности,

когда

его

взяли

за

руку.

Это

Димка

пытался

растормошить Бориса: его пугал взгляд друга, отрешённый, направленный как бы

внутрь себя. А ребята уже барабанили в дверь, и наконец около Бориса собралась

вся компания. Ребята увидели такого Бориса, какого никогда не видели:

грустное лицо, руки, бессильно опущенные на

подлокотники кресла. Все не знали, что и делать, растерялись, и тогда

проявилось волшебство Женьки. Она обвела всех взглядом, и каждый понял, чем он

может

помочь

Борьке.

Ромка улыбнулся,

распахнул

окно

ещё

шире,

и

комнату

залили

потоки

ослепительного

солнечного ;света.

Прямо

на

стене,

напротив

окна, Уля нарисовала целое поле цветов, и их аромат наполнил комнату.

Сквозь серую пелену и туман Борька стал различать и солнечного зайчика на

стене, и красные маки, нарисованные Улей, увидел синее-синее море. К нему стала

возвращаться радость. Борька рассмеялся. Ребята повели его к городской стене, он

с

жадностью

вдыхал

солёный

морской

воздух,

порывы

ветра,

и

к

нему

стала

возвращаться

надежда

на

чудо.

И Маленькие чудеса ребят соединились в одно

большое волшебство. К городской гавани уже поодходил корабль Борькиного отца!

Прямо здесь, на городской стене, ребята дали слово: не расставаться. Раз они могут

все шестеро совершить чудо, значит, должны помогать всем, кому тяжело, грустно,

горько.

И

если и юбой из них узнает, что кого-то постигла беда, каждый будет

звонить в свой колокольчик, и все вместе они помогут человеку.

С той поры наступило время Колокольчиков. А первые буквы имён ребят, как вы

уже догадались, составляли вместе слово Дружба.

5-6 ЗАНЯТИЕ. «Мир сказок».

ЦЕЛИ:

- формировать умение анализировать текст (психологический и этический аспекты

анализа);

- получить представление о добре и зле.

Учитель:

Сегодня

мы

продолжаем

наше

путешествие

в

Сказочный

Мир.

Уже

появилиси первые посланницы зимы - снежинки. Мне очень нравится "Зимняя

сказка " Г.Х. Андерсена знаете, как она называется? (Ответы детей.)

- Да, это сказка "Снежная королева". Давайте представим себе, что мы попали в эту

сказку и в эту страну. - Я предлагаю отправиться по следам Кая и Герды.

Нам предстоит нелегкий путь - с опасностями и приключениями. И я думаю, вы

узнаете много нового, потому что это, прежде всего путешествие в Мире Людей. Мы

познакомимся! ближе с героями этой удивительной сказки, постараемся понять их

действия,

поступки.

Мы увидим,

какие

они

разные:

какие

у

них

характеры,

привычки. Как и в любой сказке, с наш будут происходить невероятные вещи: мы

будем

понимать

язык

зверей

и

птиц

...

И,

как

в

любой

сказке,

будет

всегда

побеждать ...(добро). - Кто из вас уже прочитал эту сказку?

- О чем она? Понравилась ли вам?

- А

сейчас

послушайте

дальше

историю

о

Кае

и

Герде,

о

том,

что

случилось

однажды и как это изменило их жизнь.

«Что за чудное было лето и как хорошо было под кустами благоухающих роз,

которые, казалось, должны были цвести вечно! Кай и Герда сидели и рассматривали

книжку с картинками- зверями и птицами; на больших башенных часах пробило

пять.

-Ай! - вскрикнул вдруг мальчик. - Мне кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в

глаз!

Девочка обвила ручонкой его шею, он мигал глазами, но ни в одном ничего не было

видно.

-Должно быть, выскочило! - сказал он.

Но в том то и дело, что нет. В сердце и в глаз ему попали два осколка дьявольского

зеркала,

в

котором,

как

мы,

конечно,

помним,

все

великое

и

доброе

казалось

ничтожным

и

гадким,

а

злое

и

дурное

отражалось

ещё

ярче,

дурные

стороны

каждой вещи выступали еще резче. Бедняжка Кай! Теперь сердце его должно было

превратиться в кусок льда! Боль в глазу и в сердце уже прошла, но самые осколки в

них остались.

-

О чем же ты плачешь? - спросил он Герду. -У! Какая ты теперь безобразная! Мне

совсем не больно! Фуй! - воскликнул он затем. - Эту розу точит червь! Л та совсем

кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых они торчат!

И он, толкнув ящик ногою, вырвал две розы!

-

Кай, что ты делаешь? - закричала девочка, а он, увидев ее испуг, вырвал еще одну

и убежал от миленькой, маленькой Герды в свое окно.

Приносила ли после того ему девочка книжку с картинками, он говорил, что эти

картинки хороши

только

для

грудных

ребят;

рассказывала

ли

что-нибудь

старушка-бабушка,

он придирался к словам. Да хоть бы одно это! А то он дошел до

того, что стал передразнивать ее походку, надевать ее очки и подражать ее голосу!

Выходило

очень

похоже

и

смешило

людей. Скоро

мальчик

выучился

передразнивать

и

всех

соседей;

он

отлично

умел

выставлять напоказ все их

странности и недостатки, и люди говорили:

-Что за голова у этого мальчугана!

А

причиной

всему

были

осколки

зеркала,

что

попали

ему

в

глаз

и

в

сердце.

Потому-то

он передразнивал даже миленькую, маленькую Герду, которая любила

его всем сердцем".

Вопросы для обсуждения:

Каким

был раньше характер у Кая? Как он

раньше относился к еде?

Как он изменился, каким стал? Какие поступки стал совершать?

Как еще в жизни проявляется добро и зло? Дети осуществляют

анализ поступка по алгоритму (работа в альбоме).

Давайте нарисуем по две картины: первую назовем "Добро", а вторую - "Зло". Вы

можете нарисовать все, что вам захочется, как каждый из вас представляет - что

такое добро и зло, в чем оно может проявляться. Мы сохраним ваши рисунки.

Ниже рисунка дети продолжают предложения: Добро -это... Зло-это...

После выполнения заданий - общее обсуждение того, что можно считать добром,

а что - злом. .

Прощание.

7 Тема. Заключительная.

1 ЗАНЯТИЕ.

На это заключительное занятие желательно пригласить родителей, членов семьи,

учителей. Все садятся в один большой круг или два круга: внутри - дети, а большой

круг - приглашенные.

Учитель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас особенное занятие,

прощальное. Это грустно, т.к. мы расстаемся на некоторое время друг с другом. Но

это

и

радостно,

т.к.

сегодня

наши

первоклассники

начнут

"превращаться"

во

второклассников. За год они прошли нелегкий путь учения, были у них и радости и

печали,

неудачи

и

победы. Этот год научил их многому: читать, писать, решать

задачки, быть настоящими друзьями, приходить на помощь своим одноклассникам,

не

унывать

и

не

опускать

руки,

когда

надо действовать.

Они

стали

старше,

повзрослели. (В это время послышались звуки музыки.)

-Но что это? Я слышу звуки знакомой музыки. Снова начинаются чудеса,

(Дети подходят к магнитофону и находят на нем пакет с письмом от Держателя

Знаний.)

Учитель: Как вы думаете, от кого это письмо? Сможете вы узнать? Да, правильно,

надо прочитать подпись на конверте.

(Кто-то

из

детей

читает

подпись

на

конверте.

Затем

учитель

достает

из

него

большой

лист

бумаги,

но

он

оказывается

чистым,

только

в

уголке

нарисованы

тюбик с краской и кисточка.)

-Что

же

нам

делать?

Как

прочитать

это

загадочное

письмо?

И

почему

здесь

нарисованы краска и кисточка?(Если дети не догадываются, то говорит Тиша.)

Тиша: А я догадался надо закрасить лист бумаги краской, тогда появятся буквы и

мы сможем прочитать письмо Держателя Знаний.

Дети аккуратно закрашивают лист бумаги краской, и на нем проявляются буквш

написанные свечой:

«Дорогие

дети! Я знал,

что

вы

разгадаете

мой

секрет

и

прочитаете

письмо.

Молодцы!А теперь я хочу поздравить вас с окончанием вашего первого учебного

года!

Но

чтобы

начать превращаться

во

второклассников,

вам

надо

выполнить

несколько заданий. Их вы найдете по плану, который хранится у мудрой совы. Удачи

вам. До новых встреч!» Держатель Знаний.

(Дети

сначала

находят

план,

а

потом

по

плану

выполняют

задания

Держателя

Знаний]

1задание: В круге на стул садится кто-то из детей, ему завязывают глаза. Напротив

н а стул садятся по очереди взрослые, он, взяв за кисти рук, потрогав их, должен

определить – где его мама (сестра, ...).

(Это упражнение "Живые руки", оно проходит на высоком эмоциональном уровни

важно сделать так, чтобы в случае неудачи у ребенка не остался неприятный осадок

подбодрить его. Можно сделать такой вариант - в круг садится мама и она по рукам

должна определить своего ребенка из детей, подходящих к ней друг за другом.)

2задание: задание ученикам и родителям: в паре, потренировавшись(1-3 мин.)

изобразить пантомимой:

- солнце и бабочку;

- пчелу и цветок;

- льва и дрессировщика;

- дождь и зонтик;

- собаку и косточку;

- певицу и микрофон;

- швейную машинку и швею;

- лист бумаги и стиральную резинку;

- иголку и нитку;

- молоток и гвоздь;

- мяч и корзину;

- клубок и котенка.

(Задание

написано

на

карточках

и

вытягивается

по

жребию.

Вначале

все

тренируются затем,

когда

пара

показывает

свою

пантомиму,

все

смотрят

и

отгадывают.)

Учитель: Испытания окончились и теперь вам остается сделать последний шаг,

чтобы началось превращение во второклассников.

какой-нибудь

части

кабинета

стоит

заранее

приготовленный

постамент

с

надписью: «1 КЛАСС»



В раздел образования