Напоминание

"Метод проектной деятельности"


Автор: Багателия Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №77 "Эрудит"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В последние годы на страницах периодических изданий появилось много статей об использовании

метода проектирования, как о новой высокоэффективной форме познавательного развития детей. На

самом деле данный метод не является принципиально новым, он был разработан в начале ХХ

столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952).

По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную

деятельность детей в соответствии с их личными целями».

Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна

быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать

от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения

новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает

источник получения информации.

В результате такая форма приобретает очертания проектной деятельности.

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований:

Во-первых, результат, на который ориентирован проект, должен быть практически и познавательно

значим для его участников.

Во-вторых,

поставленная

детьми

проблема

должна

исследоваться

в

определенной

логической

последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов

исследования; сбор и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление;

выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих,

содержательная

часть

проекта

должна

быть

основана

на

самостоятельной

(индивидуальной,

парной,

групповой)

деятельности

детей,

спланированной

ими

на

подготовительном этапе работы.

Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми

владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у

дошкольников

интереса

к

предлагаемой

теме.

Используя

же

метод

проектов,

воспитатель

становится

организатором

исследовательской

деятельности

детей,

генератором

развития

творческого потенциала. Педагог не должен предлагать для изучения материал, не возбудивший

познавательный интереса детей, он лишь помогает в исследовании того, что их заинтересовало.

Ребенку необходимо открыть для себя свойства предметов и явлений в процессе самостоятельного

изучения, которое должно проходить преимущественно в форме игры и труда. В этих видах

деятельности, как считал Дьюи, развивается вкус детей к самообучению и самосовершенствованию,

т.к.

знания

приобретаются

в

процессе

делания

на

основе

индуктивного

метода

познания:

от

частного – к общему.

По

ходу

реализации

проекта

воспитатель

проживает

целый

ряд

ролей:

вдохновитель

экспериментально-поисковой

деятельности

детей;

специалист

в

различных

областях

знаний;

консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и др.

Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их подготовке и

разработке проекта: какие задачи решает педагог, какие – сами дети, а какие разрешимы через их

сотрудничество. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные

особенности

дошкольников,

сложность

выбранной

темы,

предыдущий

опыт

проектной

деятельности детей, характер взаимоотношений в группе.

Таким образом, использование метода проектов в организации в организации познавательной

деятельности

дошкольников

принципиально

иной

подход

к

построению

образовательного

процесса,

основанный

на

активной

исследовательской

позиции

детей

с

учетом

их

личных

интересов.

.



В раздел образования