Напоминание

"Формирование экологических представлений у детей с задержкой психического развития"


Автор: Минихузина Ляйсан Габдулкашифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63"Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологических представлений у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологических представлений у дошкольников с ЗПР

Воспитатель МБДОО «Детский сад №63»г.Нижнекамск

Минихузина Л.Г.,первая кв.категория

Качество мыслей есть нравственное начало человека. То, как человек

поступает, есть лишь следствие его мыслей, то есть его мировоззрения,

мировосприятия,

миропонимания.

Поэтому

истинная

экология

должна

в

первую

очередь

уделять

внимание

образу

мышления

человека,

его

мировоззрению,

его

культуре.

Человек

чувствует

и

понимает

свою

взаимосвязь с миром, свою ответственность. Такого человека можно назвать

Экологическим Человеком.

Одним

из

направлений

экологического

воспитания

и

обучения

является

ознакомление

детей

с

окружающей

средой.

У

малышей

формируются

способности

сосредоточивать

внимание

на

предметах

ближайшего

окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать,

анализировать,

устанавливать

простейшие

причинно-следственные

связи,

выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают

экологической

культурой:

понимают

общие

для

всех

людей

проблемы и беспокоятся по их поводу показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним

Практически

всегда

у

детей

с

ОВЗ

,

наблюдаются

нарушения

в

формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность

движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у

детей

нарушения

костно-мышечного

аппарата,

недостаточно

развитое

дыхание,

моторные,

сенсорные

функции,

чувство

равновесия,

нарушение

осанки, походки и грации движений.

У

большинства

наших

детей

есть

отклонения

и

в

других

компонентах

языковой

системы:

дети

испытывают

лексические

затруднения,

имеют

характерные

грамматические

и

фонетические

ошибки,

что

отражается

в

связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна

недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического

мышления, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционная

работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Т.

о. основными задачами в работе дефектолога и воспитателя в преодолении

речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи,

но

и

тесно

связанных

с

нею

неречевых

процессов

и

формирование

личности ребенка. Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-

образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем

занятий

дефектолога,

необходимо

при

коррекционной

работе

в

группе

решение следующих задач:

– дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей;

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

МЫ

на

протяжении

всего

времени

работаем

в

тесной

взаимосвязи.

Воспитатель

обеспечивает

практическое

знакомство

с

предметами

и

явлениями,

дефектолог

углубляет

и

обеспечивает

формирование

лексико-

грамматических категорий.

На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации

взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к

тому,

чтобы

они

постоянно

находились

в

фокусе

внимания

и

получали

задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

Индивидуализация

учебно-воспитательного

процесса

в

отечественной

системе

образования

постоянно

обозначается

как

проблема,

требующая

решения.

Знание

индивидуально-психологических

различий

детей

для

педагогов

является

основой

эффективности

их

профессиональной

деятельности.

На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания

воспитанникам

пришла

новая

функция

образования

-

создание

единого

образовательного пространства, в котором воспитатель, учитель-дефектолог

и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а

воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.

Значимость

и

необходимость

решения

проблем

индивидуализации

воспитательного процесса признается многими авторами: М. К. Акимовой, А.

Г.

Асмоловым,

Л.

И.

Божович,

В.

К.

Дьяченко,

Т.

И.

Чирковой.

Общепризнанным

считается,

что

индивидуальность

-

это

сложное

многоуровневое

интегральное

образование,

имеющее

в

зависимости

от

детерминации

как

содержательные,

так

и

формально-динамические

характеристики. Поэтому встает вопрос о профессиональном взаимодействии

учителя-дефектолога и педагогов в решении проблемы изучения и учета

индивидуальных особенностей детей.

Разработка

и

решение

проблемы

профессиональных

взаимоотношений

учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их

профессионального

взаимодействия,

рассмотрение

содержательных

и

организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию

профессиональной компетентности и учителя-дефектолога, и воспитателей:

Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации

индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве

позволяет определить условия и разработать механизм профессионального

взаимодействия.

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать

повышению

их

профессиональной

компетентности

в

теоретических,

методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета

динамических особенностей детей.

Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные

особенности

детей,

могут

моделировать

ситуации

развития

для

каждого

воспитанника.

Особенно это актуально при работе с детьми с отклонениями в развитии.

Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются

одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Нашу

группу

посещают

дети

с

задержкой

психического

развития

со

сложными

дефектами

в

развитии.

У

таких

детей

не

формируется

познавательный интерес к окружающей действительности. Они повышено

возбудимы,

эмоционально

неустойчивы,

страдают

отсутствием

внимания,

пониженной

обучаемостью.

Учитывая

сложную

структуру

дефекта,

возрастные,

индивидуально-личностные

и

психологические

особенности

детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с проблемами в

развитии

побудила

нас

к

поиску

путей

повышения

эффективности

коррекционной

работы,

чтобы

максимальным

образом

стимулировать

развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Эффективность

коррекционной

работы

может

быть

обусловлена

лишь

интеграцией - объединением усилий педагогов для решения поставленной

цели. Без скоординированных и согласованных действий всех педагогов в

условиях

ДОУ

невозможно

эффективно

скорректировать

имеющиеся

нарушения

в

развитии

ребёнка

и

тем

самым

помочь

ему

легко

адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Исходя из этого, была поставлена цель:

обеспечить

коррекцию

недостатков

в

развитии

детей

с

задержкой

психического развития и оказать помощь детям этой категории в освоении

Программы.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Разработать практическое пособие по взаимодействию учителя-дефектолога

и

воспитателя

в

старшей

группе

для

детей

с

задержкой

психического

развития.

Обобщить

и

систематизировать

задания,

игры

и

игровые

упражнения

дошкольникам

с

ЗПР

5-6

лет

и

определить

проблемное

поле

для

планирования и организации коррекционно-развивающей работы.

Развивать

у

детей

интерес

к

выполнению

задания,

навыки

владения

различными способами выполнения заданий.

Формировать у детей навыки самостоятельного выполнения заданий.

Внедрить

в

условиях

группы

компенсирующей

направленно сти

разработанный материал.

Гипотеза:

регулярная,

целенаправленная,

системная

коррекционно-

развивающая работа воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога

будет

способствовать

наиболее

эффективному

познавательному

развитию

дошкольников с задержкой психического развития.

Ожидаемый

результат:

восполнение

пробелов

в

развитии

ребенка,

расширение знаний и умений в объеме Программы, коррекция отклонений в

развитии познавательной деятельности в пределах возможностей каждого

ребенка.

Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит

оттого,

насколько

им

хорошо

организована

работа

с

воспитателями,

насколько

тесно

они

взаимодействуют.

Поэтому

в

задачи

учителя-

дефектолога

входит

не

только

планирование

собственной

работы,

но

и

планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на

занятиях учителя-дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные

виды

деятельности,

учитель-дефектолог

фактически

ставит

перед

собой

непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:

ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в

области воспитания и развития детей;

разработать

совместно

с

воспитателями

индивидуальную

программу

развития детей, индивидуальный маршрут развития;

сформулировать психологические требования к развивающей предметной,

игровой и учебной среде;

обеспечить

воспитателей

необходимым

простейшим

диагностическим

инструментарием

для

изучения

умственного

развития

детей

с

ЗПР,

их

личностного роста;

принимать

участие

в

разработке

и

внедрении

новых

педагогических

технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную

функцию за развитием детей;

разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми

и обучить им воспитателей;

формировать

у

воспитателей

высокий

уровень

их

компетентности

в

осуществлении коррекционно - образовательного процесса в детском саду.

Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей

определяют следующие принципы:

Системность.

Развитие

ребенка

-

процесс,

в

котором

взаимосвязаны,

взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать

лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность

(взаимодополняемость).

Развитие

ребенка

-

комплексный

процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и

дополняет развитие других функций.

Соответ ствие

возрастным

и

индивидуальным

в о зм ож н о с тя м .

Индивидуальная

программа

работы

с

ребенком

должна

строиться

в

соответствии

с

психофизиологическими

закономерностями

возрастного

развития,

с

учетом

факторов

риска,

с

учетом

его

дефицитарных

возможностей.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку

в

процессе

занятий,

способствует

оптимизации

занятий

и

повышению

эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при

одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к

более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только

после полного освоения материала предыдущего этапа.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой

организацией

жизни

детей

в

период

их

пребывания

в

детском

саду,

правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в

работе учителя-дефектолога и воспитателей.

При

ведущей

роли

учителя-дефектолога

в

коррекционном

процессе

по

преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед

воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с

задачами

учителя-дефектолога.

Решение

коррекционных

за дач

осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени

пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные

коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель –

дефектолог. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу

было

разработано

практическое

пособие

«Закрепляй-ка»

(тетрадь

взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе

для детей с ЗПР). Практическое руководство к планированию и проведению

коррекционно-развивающей

работы

с

дошкольниками

с

задержкой

психическою развития 5-6 лет составлено на основе методического пособия

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей

ред. С.Г.Шевченко, 2005г.).



В раздел образования