Автор: Минихузина Ляйсан Габдулкашифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63"Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологических представлений у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование
Формирование экологических представлений у дошкольников с ЗПР
Воспитатель МБДОО «Детский сад №63»г.Нижнекамск
Минихузина Л.Г.,первая кв.категория
Качество мыслей есть нравственное начало человека. То, как человек
поступает, есть лишь следствие его мыслей, то есть его мировоззрения,
мировосприятия,
миропонимания.
Поэтому
истинная
экология
должна
в
первую
очередь
уделять
внимание
образу
мышления
человека,
его
мировоззрению,
его
культуре.
Человек
чувствует
и
понимает
свою
взаимосвязь с миром, свою ответственность. Такого человека можно назвать
Экологическим Человеком.
Одним
из
направлений
экологического
воспитания
и
обучения
является
ознакомление
детей
с
окружающей
средой.
У
малышей
формируются
способности
сосредоточивать
внимание
на
предметах
ближайшего
окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать,
анализировать,
устанавливать
простейшие
причинно-следственные
связи,
выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают
экологической
культурой:
понимают
общие
для
всех
людей
проблемы и беспокоятся по их поводу показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним
Практически
всегда
у
детей
с
ОВЗ
,
наблюдаются
нарушения
в
формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность
движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у
детей
нарушения
костно-мышечного
аппарата,
недостаточно
развитое
дыхание,
моторные,
сенсорные
функции,
чувство
равновесия,
нарушение
осанки, походки и грации движений.
У
большинства
наших
детей
есть
отклонения
и
в
других
компонентах
языковой
системы:
дети
испытывают
лексические
затруднения,
имеют
характерные
грамматические
и
фонетические
ошибки,
что
отражается
в
связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна
недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического
мышления, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционная
работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Т.
о. основными задачами в работе дефектолога и воспитателя в преодолении
речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи,
но
и
тесно
связанных
с
нею
неречевых
процессов
и
формирование
личности ребенка. Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-
образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем
занятий
дефектолога,
необходимо
при
коррекционной
работе
в
группе
решение следующих задач:
– дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
МЫ
на
протяжении
всего
времени
работаем
в
тесной
взаимосвязи.
Воспитатель
обеспечивает
практическое
знакомство
с
предметами
и
явлениями,
дефектолог
углубляет
и
обеспечивает
формирование
лексико-
грамматических категорий.
На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации
взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к
тому,
чтобы
они
постоянно
находились
в
фокусе
внимания
и
получали
задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
Индивидуализация
учебно-воспитательного
процесса
в
отечественной
системе
образования
постоянно
обозначается
как
проблема,
требующая
решения.
Знание
индивидуально-психологических
различий
детей
для
педагогов
является
основой
эффективности
их
профессиональной
деятельности.
На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания
воспитанникам
пришла
новая
функция
образования
-
создание
единого
образовательного пространства, в котором воспитатель, учитель-дефектолог
и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а
воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.
Значимость
и
необходимость
решения
проблем
индивидуализации
воспитательного процесса признается многими авторами: М. К. Акимовой, А.
Г.
Асмоловым,
Л.
И.
Божович,
В.
К.
Дьяченко,
Т.
И.
Чирковой.
Общепризнанным
считается,
что
индивидуальность
-
это
сложное
многоуровневое
интегральное
образование,
имеющее
в
зависимости
от
детерминации
как
содержательные,
так
и
формально-динамические
характеристики. Поэтому встает вопрос о профессиональном взаимодействии
учителя-дефектолога и педагогов в решении проблемы изучения и учета
индивидуальных особенностей детей.
Разработка
и
решение
проблемы
профессиональных
взаимоотношений
учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их
профессионального
взаимодействия,
рассмотрение
содержательных
и
организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию
профессиональной компетентности и учителя-дефектолога, и воспитателей:
Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации
индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве
позволяет определить условия и разработать механизм профессионального
взаимодействия.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать
повышению
их
профессиональной
компетентности
в
теоретических,
методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета
динамических особенностей детей.
Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные
особенности
детей,
могут
моделировать
ситуации
развития
для
каждого
воспитанника.
Особенно это актуально при работе с детьми с отклонениями в развитии.
Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются
одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Нашу
группу
посещают
дети
с
задержкой
психического
развития
со
сложными
дефектами
в
развитии.
У
таких
детей
не
формируется
познавательный интерес к окружающей действительности. Они повышено
возбудимы,
эмоционально
неустойчивы,
страдают
отсутствием
внимания,
пониженной
обучаемостью.
Учитывая
сложную
структуру
дефекта,
возрастные,
индивидуально-личностные
и
психологические
особенности
детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с проблемами в
развитии
побудила
нас
к
поиску
путей
повышения
эффективности
коррекционной
работы,
чтобы
максимальным
образом
стимулировать
развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
Эффективность
коррекционной
работы
может
быть
обусловлена
лишь
интеграцией - объединением усилий педагогов для решения поставленной
цели. Без скоординированных и согласованных действий всех педагогов в
условиях
ДОУ
невозможно
эффективно
скорректировать
имеющиеся
нарушения
в
развитии
ребёнка
и
тем
самым
помочь
ему
легко
адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Исходя из этого, была поставлена цель:
–
обеспечить
коррекцию
недостатков
в
развитии
детей
с
задержкой
психического развития и оказать помощь детям этой категории в освоении
Программы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Разработать практическое пособие по взаимодействию учителя-дефектолога
и
воспитателя
в
старшей
группе
для
детей
с
задержкой
психического
развития.
Обобщить
и
систематизировать
задания,
игры
и
игровые
упражнения
дошкольникам
с
ЗПР
5-6
лет
и
определить
проблемное
поле
для
планирования и организации коррекционно-развивающей работы.
Развивать
у
детей
интерес
к
выполнению
задания,
навыки
владения
различными способами выполнения заданий.
Формировать у детей навыки самостоятельного выполнения заданий.
Внедрить
в
условиях
группы
компенсирующей
направленно сти
разработанный материал.
Гипотеза:
регулярная,
целенаправленная,
системная
коррекционно-
развивающая работа воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога
будет
способствовать
наиболее
эффективному
познавательному
развитию
дошкольников с задержкой психического развития.
Ожидаемый
результат:
восполнение
пробелов
в
развитии
ребенка,
расширение знаний и умений в объеме Программы, коррекция отклонений в
развитии познавательной деятельности в пределах возможностей каждого
ребенка.
Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит
оттого,
насколько
им
хорошо
организована
работа
с
воспитателями,
насколько
тесно
они
взаимодействуют.
Поэтому
в
задачи
учителя-
дефектолога
входит
не
только
планирование
собственной
работы,
но
и
планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на
занятиях учителя-дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные
виды
деятельности,
учитель-дефектолог
фактически
ставит
перед
собой
непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:
ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в
области воспитания и развития детей;
разработать
совместно
с
воспитателями
индивидуальную
программу
развития детей, индивидуальный маршрут развития;
сформулировать психологические требования к развивающей предметной,
игровой и учебной среде;
обеспечить
воспитателей
необходимым
простейшим
диагностическим
инструментарием
для
изучения
умственного
развития
детей
с
ЗПР,
их
личностного роста;
принимать
участие
в
разработке
и
внедрении
новых
педагогических
технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную
функцию за развитием детей;
разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми
и обучить им воспитателей;
формировать
у
воспитателей
высокий
уровень
их
компетентности
в
осуществлении коррекционно - образовательного процесса в детском саду.
Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей
определяют следующие принципы:
Системность.
Развитие
ребенка
-
процесс,
в
котором
взаимосвязаны,
взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать
лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность
(взаимодополняемость).
Развитие
ребенка
-
комплексный
процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и
дополняет развитие других функций.
Соответ ствие
возрастным
и
индивидуальным
в о зм ож н о с тя м .
Индивидуальная
программа
работы
с
ребенком
должна
строиться
в
соответствии
с
психофизиологическими
закономерностями
возрастного
развития,
с
учетом
факторов
риска,
с
учетом
его
дефицитарных
возможностей.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку
в
процессе
занятий,
способствует
оптимизации
занятий
и
повышению
эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при
одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к
более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только
после полного освоения материала предыдущего этапа.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой
организацией
жизни
детей
в
период
их
пребывания
в
детском
саду,
правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в
работе учителя-дефектолога и воспитателей.
При
ведущей
роли
учителя-дефектолога
в
коррекционном
процессе
по
преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед
воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с
задачами
учителя-дефектолога.
Решение
коррекционных
за дач
осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени
пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные
коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель –
дефектолог. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу
было
разработано
практическое
пособие
«Закрепляй-ка»
(тетрадь
взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе
для детей с ЗПР). Практическое руководство к планированию и проведению
коррекционно-развивающей
работы
с
дошкольниками
с
задержкой
психическою развития 5-6 лет составлено на основе методического пособия
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей
ред. С.Г.Шевченко, 2005г.).