Напоминание

"Пластилинография"


Автор: Русина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 36 " Теремок"
Населённый пункт: село Курьи, Сухоложский район, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа по дополнительному образованию
Тема: "Пластилинография"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 « Теремок»

Рабочая программа по дополнительному образованию

Пластилинография

Разработала:

Русина Н.С.,

воспитатель

с. Курьи

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3

2.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

2.1

Цель, задачи Программы

5

2.2

Объём занятий в неделю

6

2.3

Методы и средства

8

2.4

Планируемые результаты освоения Программы

10

3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1

Расписание занятий

10

3.2

Тематические планы занятий

11

4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1

Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими

изданиями

23

4.2

Приложение

27

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

пластилинография

Цель

Формирование эстетического отношения к окружающему

миру посредством развития умения понимать и создавать

художественные образы, отличающиеся оригинальностью,

вариативностью,

гибкостью,

подвижностью;

развитие

способности к восприятию художественного произведения.

Задачи

Задачи обучения (4-5 лет)

Обучающие:

Учить

создавать

оригинальные

образы

из

2-3

деталей, предавая пропорции и взаимное размещение

деталей.

Совершенствовать

изобразительные

умения.

Формировать

умение

передавать

несложные

движения, изменяя статичное положение тела или

его частей.

Развивающие:

Развивать умение детей воплощать в художественной

форме

свои

представления,

переживания,

чувства,

мысли; развивать творческое начало.

Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать

желание добиваться успеха собственным трудом.

Образовательные

области

Художественно - эстетическое развитие, познавательное

развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

Вид

Дополнительное образование

Модифицированная,

составлена

на

основе

методической

литературы

по

изобразительной

деятельности

для

дошкольников

Форма организации

и продолжительность

итоговых

мероприятий

Групповая,

продолжительность

совместной

деятельности

зависит от возрастных особенностей

Форма организации

итоговых

мероприятий

Открытие выставок, галерей творчества

Персональные выставки работ

Участие в районных, городских, окружных ,

Всероссийских конкурсах художественной

направленности

Методическое

обеспечение

Лыкова

И.А.

Программа

художественного

воспитания,

обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –

М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,

настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов

необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений

в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная

роль

в

формировании

головного

мозга,

его

познавательных

способностей,

становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо

тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко

обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие

навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка

потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев,

которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять

множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография

это

один

из

новых

видов

изобразительной

деятельности.

Понятие

«пластилинография»

имеет

два

смысловых

корня:

«графил»

создавать,

рисовать,

а

первая

половина

слова

«пластилин»

подразумевает

материал,

при

помощи

которого

осуществляется

исполнение

замысла.

Занятия

пластилинографией

способствуют

интеллектуальному

развитию

детей.

Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие

способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Занятия

пластилинографией

способствуют

развитию

таких

психических

процессов, как внимание, память, мышление. Пластилинография способствует

развитию

восприятия,

пространственной

ориентации,

сенсомоторной

координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для

успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её

до конца. В процессе занятий пластилинографией у ребенка развивается умелость

и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения

пальцев дифференцируются, у детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват

мелкого

предмета

двумя

пальцами

или

щепотью.

Таким

образом,

ребенок

подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

В

интересной

игровой

форме

обогащается словарь

детей.

В

процессе

обыгрывания

сюжета

и

выполнения

практических

действий

с

пластилином

ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности

детей

стимулирует

их

речевую

активность,

вызывает

речевое

подражание,

формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по

пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных качеств: цвет, форма,

величина.

2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

"ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ"

Цель:

Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством

развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся

оригинальностью,

вариативностью,

гибкостью,

подвижностью;

развитие

способности к восприятию художественного произведения.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.

№ Виды

изобразительной

деятельности

возраст

детей

(4-5 лет)

1.

Пластилинография

.

Учить

создавать

оригинальн

ые образы

из 2-3

деталей,

предавая

пропорции

и взаимное

размещени

е деталей.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

(возраст детей)

(4-5 лет)

Развивать

умение

детей

воплощать

в

х у д о ж е с т в е н н о й

ф о р м е

с в о и

представления,

переживания,

чувства,

мысли; развивать творческое начало.

Развивать

интерес

к

художественной

деятельности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

возраст детей

(4-5 лет)

В о с п и т ы в а т ь

т р у д о л ю б и е ,

аккуратность.

Воспитывать

желание

добиваться

успеха собственным трудом.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с

учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических

особенностей.

2.2 ОБЪЁМ ЗАНЯТИЙ (НЕДЕЛЯ/МЕСЯЦ)

Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в

соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

Возраст

Максимально допустимый объём занятий в неделю/месяц

4-5 лет

средняя группа

20 минут

80 минут

ОБЪЕМ НАГРУЗКИ ЗАНЯТИЯ

Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

1.

Мотивация детей

Постановка цели

индивидуально

или группе

детей;

- Вовлечение в

совместную

деятельность;

- Использование

наглядных,

информационных

средств.

- Развитие

интереса у детей

- сказочное

повествование,

- игровые

ситуации,

- элементы

пантомимы,

- игры-

путешествия,

- дидактические

игры,

- погружение

ребенка в

ситуацию

- средняя группа – 4-

5 минут;

к предстоящей

деятельности и

сосредоточение

внимания на

предстоящей

деятельности.

слушателя,

- погружение

ребенка в

ситуацию актера.

Доминирует

сказочно-игровая

форма

преподнесения

материала.

2.

Пальчиковая

гимнастика

- Развитие

мелкой

моторики.

- Разминка

суставов кисти.

- Подготовка

руки ребенка к

движениям

необходимым в

художественном

творчестве.

- проведение

специальной

пальчиковой

гимнастики перед

началом

творческого

процесса с

использованием

художественных

текстов

-

- средняя группа – 2

минуты;

.

3.

Художественно-

изобразительная

деятельность

-Использование

синтеза видов

искусств и

художественных

видов

деятельности.

- Формирование

у детей умения

сравнивать,

сопоставлять

различное

эмоционально-

образное

содержание

произведений

изобразительного

искусства,

настроение

живой природы.

- Развитие

умения

передавать

эмоции, чувства

в практической

деятельности.

- задания,

связанные с

использованием

выразительных

возможностей

материалов, техник

исполнения;

- литературные

произведения;

- музыкальное

сопровождение;

- пластические

этюды,

импровизации;

- нетрадиционные

техники

рисования;

- дизайн-

творчество

- средняя группа – 10

минут;

4.

Выставка-

презентация

детских работ

- Решение

творческих задач.

- Позитивный

анализ

результатов с

позиции

- соединение

коллективных и

индивидуальных

форм работы;

- выставки

детского

- средняя группа – 3

минуты;

.

оригинальности,

выразительности,

глубины

замысла.

изобразительного

творчества;

- индивидуальные

вернисажи;

- совместное

обсуждение работ.

2.3 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

Этап

НАЗВАНИЕ

ЭТАПА

МЕТОДЫ

СРЕДСТВА

I этап

Предварительная

работа

Метод

сенсорного

насыщения

(без

сенсорной

основы

немыслимо

приобщение

детей к

художественн

ой культуре).

Метод

эстетического

выбора

(убеждение

красотой),

направленны

й на

формировани

е

эстетического

вкуса.

Беседы, работа с

наглядным

материалом,

наблюдение,

экспериментирование.

II этап

Вхождение в тему

Метод

пробуждения

ярких

эстетических

эмоций и

переживаний

с целью

овладения

даром

сопереживан

ия.

Метод

побуждения к

сопереживан

ию,

эмоциональн

ой

отзывчивости

Игры,

экспериментирование

с различными

материалами, беседы.

на

прекрасное в

окружающем

мире.

Метод

нетривиальн

ых

творческих

ситуаций,

пробуждающ

их интерес к

художественн

ой

деятельности.

III этап

Художественно-

изобразительная

деятельность

Метод

разнообразно

й

художественн

ой практики.

Метод

сотворчества

с педагогом,

народным

мастером,

художником,

сверстниками

Метод

эвристически

х и

поисковых

ситуаций.

Работа с материалами,

сотворчество,

деятельность.

IV этап

Выставка-

презентация

детских работ

Метод

эстетического

убеждения.

Метод

эстетического

выбора

(убеждение

красотой),

направленны

й на

формировани

е

эстетического

вкуса.

Метод

побуждения к

сопереживан

ию,

эмоциональн

ой

отзывчивости

Выставки, вернисажи,

совместное

обсуждение работ.

на

прекрасное в

окружающем

мире.

2.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых

ориентиров:

-

ребенок

активно

и

с

желанием

участвует

в

разных

видах

творческой

художественной деятельности;

-

ребенок

использует

разные

способы

выражения

своего

отношения

к

окружающему миру в продуктивной деятельности;

- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

- у ребенка развиты сенсорные эталоны;

- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;

- ребенок способен принимать задачу;

-

ребенок

умеет

передавать

образы

предметов,

явлений

посредством

пластилинографии.

3.1 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ВОЗРАСТ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

(МИН.)

ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

ДЕНЬ

НЕДЕЛИ

4-5 лет (средняя

группа)

20

15.30 -15.50

Среда

Программа

не

может

реализовываться

взамен

или

в

рамках

основной

образовательной

деятельности

за

счет

времени,

отведенного

на

реализацию

основных

образовательных

программ

дошкольного

образования

(прогулки,

дневного сна, основных занятий, игр).

Количество и длительность занятий,

проводимых

в

рамах

оказания

дополнительных

образовательных

услуг,

регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.

Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину

дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с группой детей.

3.2 Календарно-тематическое планирование 4-5 лет

п/

Тема

Техника

Задачи

Материалы

п

Сентябрь

1

«Созрели

яблочки в

саду»

Пластилинография

1. Учить передавать

посредствам

пластилинографии

изображение фруктового

дерева: отщипывать

небольшие кусочки

пластилина и скатывать

маленькие шарики

круговыми движениями

пальцев, расплющивать

шарики на всей

поверхности силуэта

(кроны дерева).

2 Развивать эстетическое

восприятие природы.

Плотный

картон жёлтого

цвета с

силуэтом

дерева, размер

А4; пластилин

красного,

желтого или

зеленого

цветов; стека.

2

«Овощи»

Пластилинография

1. Расширять

представление детей об

овощах (форма, цвет,

величина).

2. Учить лепить

плоскостные изображения

овощей, наносить стекой

рельефные рисунки (точки,

полоски).

3. Развивать правильное

цветовосприятие, мелкую

моторику.

Плотный

картон жёлтого

цвета;

пластилин

зелёного и

красного цвета;

стека; доска

для лепки.

3

«Осенние

листья»

Пластилинография

1. Закреплять приемы

надавливания и

размазывания, учить

смешивать различные

цвета.

2. Поддерживать желание

доводить начатое дело до

конца, развивать мелкую

моторику.

3. Воспитывать навыки

аккуратности.

Плотный

картон

голубого цвета

с силуэтом

дерева, размер

А4; пластилин

красного,

желтого,

оранжевого

цветов; стека.

4

«Мухомор»

Пластилинография

1. Расширить

представление детей о

грибах (форма, цвет,

величина, съедобные-

несъедобные).

2. Учить лепить

плоскостное изображение

мухомора, выделяя его

отличительные признаки.

3. Развивать мелкую

Плотный

картон жёлтого

цвета;

пластилин

красного и

белого цвета;

доска для

лепки

моторику рук,

координацию движений,

глазомер, цветовосприятие.

Октябрь

1

«Радужное

настроение»

Пластилинография

Правильно подбирать цвета

и оттенки.

1. Учить раскатывать

пластилин в ладошках,

придавая нужную форму,

аккуратно размазывать

пластилин пальчиком по

основе, прорисовывая

детали; правильно

подбирать цвета и оттенки.

2. Развивать способности к

сюжетосложению и

композиции.

3. Воспитывать

художественный вкус,

самостоятельность,

творческую

инициативность

Плотный

картон жёлтого

цвета, размер

А4; пластилин

разных цветов;

стека; цветные

карандаши.

2

«Весёлый

ёжик в лесу»

Пластилинография

1. Учить передавать в

работе характерные

особенности окраса

осенних листьев;

правильно выбирать фон

для будущей работы; уметь

разглядывать различные

оттенки цвета.

2.Развивать эстетическое

восприятие; мелкую

моторику.

Осенние

листья,

игрушка Ёжик,

картон

различных

цветов

размером А4 с

нарисованным

контуром

кленового

листка,

пластилин;

стека; картинки

с

изображением

осенних

деревьев.

3

«Дождь-

проказник»

Пластилинография

1. Учить рисовать капли

дождя путём отщипывания

и размазывания маленьких

комочков пластилина;

отрабатывать приём

«скатывания».

2. Развивать чувство

ритма, цвета.

3. Воспитывать творческое

восприятие окружающего

мира.

Картон

стального

цвета;

пластилин

синего цвета;

доска для

лепки.

4

«Пушистое

облачко»

Пластилинография

1. Учить создавать образ

облачка: отщипывание и

примазывание пластилина

пальчиками.

2. Вовлекать детей в

сотворчество с

воспитателем через

создание коллективной

композиции.

Картон

голубого цвета;

пластилин

белого

цвета;

д о с к а

д л я

лепки.

Ноябрь

1

«Подарок для

Хрюши»

Пластилинография

1. Закрепить представления

детей о домашних

животных, особенностях

их внешнего облика.

Продолжать знакомить

детей со свойствами

пластилина (мягкий,

податливый, способен

принимать любую форму).

Учить детей достигать

выразительной передачи

формы, цвета, изображений

мелких деталей объекта.

2. Развивать мелкую

моторику.

3. Воспитывать

аккуратность в работе с

пластилином. Вызвать у

детей желание делать

приятное, дарить подарки.

Пластилин

розового цвета;

стека; картон

яркого цвета

1\2; бисер;

бантики.

2

«Осенняя

берёза»

Пластилинография

1. Расширить знания детей

о деревьях (строение,

величина, вид).

2. Учить лепить

плоскостные изображения

берёзы, равномерно

располагая осенние листья

по веткам берёзы.

Закреплять умение

скатывать очень тонкие

«колбаски» для нанесения

характерности строения

ствола.

3. Развивать мелкую

моторику рук,

координацию движений,

цветовосприятие, глазомер.

Плотный

картон

голубого цвета

с силуэтом,

размер А4;

стека.

.

3

«Змейка»

Пластилинография

1.Расширить

представления детей о

многообразии живых

существ, местах их

обитания.

2.Формировать умение

украшать объект

декоративным узором,

используя скатывание,

расплющивание.

Развивать эстетический

вкус, цветовосприятие.

Плотный

картон

розового цвета

с силуэтом

змейки, размер

А4; стека.

.

4

«Осьминог»

Пластилинография

1. Познакомить детей с

представителями морского

дна, рассказать об их

особенностях,

приспособленности к

жизни в водной среде.

2. Развивать воображение,

образную память, умение

продумывать

композиционное

построение изображения.

3. Способствовать

развитию

формообразующих

движений руки в работе с

пластилином.

Плотный

картон синего

цвета с

силуэтом

осьминога,

размер А4;

стека.

.

Декабрь

1

«Откуда

ёлочка

пришла»

Пластилинография

1. Расширить

представления детей об

истории новогоднего

праздника. Закреплять

умения детей использовать

в работе нетрадиционную

технику изобразительного

искусства –

пластилинографию.

Добиваться реализации

выразительного, яркого

образа, дополняя работу

элементами бросового

материала.

2. Развивать образное

мышление, умение

создавать знакомый образ,

с опорой на жизненный

опыт детей (новогодний

праздник, художественное

слово, иллюстрации)

Плотный

картон

голубого цвета

с силуэтом

ёлочки, стека;

размер А4;

пластилин

зелёного

цвета..

2

«Снежинка»

Пластилинография

1. Расширять

представления детей о

зиме.

2. Учить лепить

плоскостное изображение

снежинки из отдельно

слепленных «колбасок».

3. Развивать мелкую

моторику, конструктивные

способности.

Плотный

картон

голубого цвета;

пластилин

белого цвета;

доска для

лепки.

3

«Зимняя

ночь»

Пластилинография

1.Уточнять знания детей о

понятии «пейзаж».

2.Учить создавать лепную

картину с выпуклыми

изображениями.

3. Развивать мелкую

моторику,аккуратность,

глазомер.

Плотный

картон

тёмного цвета,

пластилин

белого,

коричневого и

зелёного

цветов, доска

для лепки.

4

«Душистый

снег»

Пластилинография

1. Учить детей изображать

ветку цветущего дерева с

помощью пластилина.

Учить создавать

композицию из отдельных

деталей, используя

имеющиеся умения и

навыки работы с

Картон

розового цвета

с силуэтом

дерева; размер

А4; пластилин

белого цвета;

стека;

иллюстрации

пластилином —

раскатывание,

сплющивание,

сглаживание.

2. Развивать мелкую

моторику рук, эстетическое

восприятие.

3. Воспитывать любовь к

природе, желание передать

ее красоту в своем

творчестве.

цветущих

деревьев.

Январь

1

«Снеговик»

Пластилинография

1. Закрепить способ

создания знакомого образа

посредством пластилина на

горизонтальной плоскости

путём раскатывания,

сплющивания.

2. Развивать интерес к

экспериментированию

через включение в

оформление работы

«бросового» материала для

создания необычных

поверхностей в

изображаемом объекте.

Картон

голубого

(синего) цвета

с силуэтом

снеговика;

размер А4,

набор

пластилина;

белая яичная

скорлупа;

стека; игрушка

снеговик.

2

«Хвост с

узорами,

сапоги со

шпорами»

Пластилинография

1. Обучать рисованию

длинных изогнутых линий

с помощью пластилина.

2. Развивать творческие

способности.

Картон жёлтого

цвета с

фигурой

петушка,

пластилин

красного,

синего,

зелёного,

оранжевого

цвета; доска

для лепки.

3

«Змейка»

Пластилинография

1.Расширить

представления детей о

многообразии живых

существ, местах их

обитания.

2.Формировать умение

украшать объект

декоративным узором,

используя скатывание,

расплющивание.

Развивать эстетический

вкус, цветовосприятие.

Плотный

картон

розового цвета

с силуэтом

змейки, размер

А4; стека.

.

4

«Улица

города»

Пластилинография

1. Дать детям

представление об

архитектуре города.

Картонные

шаблоны домов

городской

2. Развивать умения

растягивать пластилин по

поверхности, создавая

рельефные объекты

средствами прямой и

обратной

пластилинографии в

сочетании с контурными и

мозаичными элементами.

3. Развивать мелкую

моторику рук.

4. Воспитывать

коллективные, дружеские

взаимоотношения.

архитектуры и

живых

насаждений

(деревьев,

клумб и

цветов);

пластиковые

заготовки с

контурным

изображением

машин;

пластилин;

стеки;

незаконченная

композиция

«Улица города»

с проезжей

частью на

цветном

картоне А1;

иллюстрации,

художественны

е фотографии,

набор

открыток с

видами

архитектуры

города.

Февраль

1

«День рождения

медвежонка»

Пластилинография

1. Закреплять умение

раскатывать комочки

пластилина кругообразными

движениями; учить

преобразованию

шарообразной формы в

овальную путём

надавливания и

продвижения пальчика по

вертикали вниз.

2. Воспитать чувство

сопереживания и

совместной радости с

игровым персонажем.

3.

Развивать

эстетическое

восприятия.

Плотный картон

жёлтого цвета;

пластилин

коричневого

цвета; доска для

лепки.

2

«Танк»

Пластилинография

1. Учить детей лепить

плоскостное изображение

танка, используя усвоенные

ранее приёмы лепки

(скатывание,

расплющивание,

сглаживание границ

соединений). Учить

передавать форму,

характерные детали танка.

2. Развивать мелкую

моторику.

3. Воспитывать любовь к

своей родине.

Картон

голубого цвета

с силуэтом

танка; размер

А4, пластилин

зелёного цвета;

стека; игрушка

танк.

3

«Шубка для

ёжика»

Пластилинография

1. Учить моделированию

образа ёжика путём

изображения иголочек на

спине ритмичными

короткими мазками,

используя приёмы

скатывания и

примазывания.

2. Формировать интерес к

созданию коллективной

композиции.

3. Воспитывать любовь к

животным.

Картон жёлтого

цвета с

фигурой ёжика,

пластилин

коричневого

цвета; доска

для лепки.

4

«Ветка ели с

шишками»

Пластилинография

1. Учить передавать

выразительный образ

заснеженной ветки ели в

технике пластилинографии.

2.Развить мелкую

моторику рук,

аккуратность.

Пластилин,

картон, стеки

Март

1

«Матрёшечки

- подружки»

Пластилинография

1. Познакомить детей с

историей создания русской

матрёшки, закреплять

понимание взаимосвязи

декоративно-прикладного

искусства и русского

фольклора.

2. Развивать умения

отражать характерные

особенности оформления

матрёшки в

нетрадиционной технике –

обратной

пластилинографии.

3. Воспитывать интерес к

Пластиковые

заготовки с

контурным

изображением

Матрёшки;

пластилин;

стека; большая

матрёшка.

народной игрушке.

2

«Разноцветны

е рыбки»

Пластилинография

1. Обучать приёму

«скатывания»

кругообразными

движениями. Закреплять

умение раскатывать

комочки пластилина

кругообразными

движениями; учить

преобразованию

шарообразной формы в

овальную путём

надавливания и

продвижения пальчика по

горизонтали,

создавая изображение

рыбки в движении; учить

передавать характерные

особенности (раздвоенный

хвостик).

2. Развивать

пространственное

восприятие, мелкую

моторику рук.

Плотный

картон синего

цвета;

пластилин

красного,

зелёного,

жёлтого цвета;

карандаши

зелёного цвета;

стека; доска

для лепки.

3

«Воздушные

шары для

праздника»

Пластилинография

1. Учить детей раскатывать

ладонями шарики разного

размера, цвета; затем

расплющивать

придавливающими

движениями, располагая на

горизонтальной

поверхности.

2. Развивать мелкую

моторику рук,

цветовосприятие.

Картон жёлтого

цвета с

силуэтом

шарика; размер

А4; набор

пластилина;

стека; игрушка

воздушный

шарик.

4

« Гусеница»

Пластилинография

1.Учить изображать

гусеницу с помощью

жгутиков (колбасок),

выкладывать из них

округлые формы,

2.Совершенствовать

умение катать шарики,

дополнять ими

композицию.

Картон белый,

пластилин

разного цвета,

доска для

лепки.

3. Развить мелкую

моторику рук,

аккуратность.

Апрель

1

«Звёздное небо»

Пластилинография

1.Расширять представления

детей о космосе.

2.Учить самостоятельно

подбирать приёмы

воплощения замысла,

совершенствовать навыки

лепки « колбаски» или

округлых форм ( звёзды,

кометы, ракеты), закреплять

основные цвета.

3. Развивать

пространственное

восприятие, мелкую

моторику рук.

Плотный картон

чёрного цвета,

пластилин

разных цветов.

2

«Верба»

Пластилинография

1.Уточнять знания детей о

натюрморте. Учить

изображать объёмную

веточку вербы в вазе.

2.Совершенствовать приёмы

рисования пластилином –

размазывание, катание,

вдавливание.

3.Развить мелкую моторику

рук, аккуратность.

Картон зелёного

цвета, пластилин

разных цветов.

3

«Пасхальное

яйцо»

Пластилинография

1.Учить самостоятельно

продумывать замысел,

подбирать материалы для его

воплощения.

2. Развивать у детей

эмоциональное восприятие

окружающего мира,

совершенствовать умения

работать с пластилином.

Картон белого

цвета с

шаблоном яйца,

пластилин

разного цвета,

стека, расписное

пасхальное яйцо.

4

«Плывёт,

плывёт

кораблик»

Пластилинография

1. Учить освоению способа

рисования волнистых

линий, размещённых

горизонтально.

2. Развивать чувство формы

и композиции.

3. Воспитывать

любознательность.

Картон

зелёного цвета

с картинкой

кораблика,

пластилин

синего цвета;

доска для

лепки

Май

1

«Божья

коровка на

ромашке»

Пластилинография

1. Учить использовать

знания и представления об

особенностях внешнего

вида насекомых в своей

работе; закрепить

использование в

творческой деятельности

детей технического приема

– пластилинографии,

формировать обобщенные

способы работы

посредством пластилина.

2. Вызвать интерес к

окружающему миру,

формировать

реалистические

представления о природе.

Картон

зелёного цвета

с силуэтом

ромашки;

размер А4;

пластилин

белого и

жёлтого цвета;

стека; наклейка

«божья

коровка».

2

«Одуванчики»

Пластилинография

1. Учить отображать в

изобразительной

деятельности природные

особенности растения.

2.Развивать чувство

формы и композиции.

3. Воспитывать любовь к

природе, желание

передать ее красоту в

своем творчестве.

Картон

зелёного цвета,

пластилин

зелёного и

жёлтого цветов.

3

«Первая

зелень весны»

Пластилинография

1. Закреплять умение

рисовать пластилином,

используя приём

прикрепления небольших

шариков к основе,

преобразования их в

овальную форму.

2. Развивать мелкую

моторику

3. Воспитывать интерес к

наблюдениям в природе,

желание отражать

имеющиеся впечатления в

доступной

изобразительной

деятельности.

Картон жёлтого

цвета с

картинкой

дерева,

пластилин

зелёного цвета;

доска для

лепки

4

«Салютики

над городом»

Пластилинография

1. Учить рисовать

салютики пластилином:

скатывание небольших

комочков в шарики,

примазывание их к основе

в хаотичных направлениях.

Учить прикладывать

усилие при работе с

подручными материалами:

стеки, трубочки, колпачки.

2. Поддерживать интерес к

созданию коллективной

композиции «вечерний

город».

Плотный

картон

голубого цвета;

пластилин

красного,

зелёного,

жёлтого цвета;

стека;

трубочки;

колпачки;

доска для

лепки.

4. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

4.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫМИ И

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ

п/п

Наименование

образовательной

программы, в том

числе профессии,

специальности,

уровень

образования (при

наличии)

(с указанием

наименований

предметов,

курсов, дисциплин

(модулей) в

соответствии с

учебным планом по

каждой заявленной

образовательной

программе)

Автор, название, год издания

учебного, учебно-методического

издания и (или) наименование

электронного образовательного,

информационного ресурса

(группы электронных

образовательных,

информационных ресурсов)

Вид образовательного и

информационного

ресурса

(печатный/электронный)

1.

Пластилинография

Лыкова И.А. Программа

художественного

воспитания, обучения и

развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки». – М.:

«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,

2007

печатный

Лыкова И.А.

Изобразительная

деятельность в детском саду.

Ранний возраст.

Планирование, конспекты,

методические

рекомендации.- М.:

КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,

2009

печатный

3. Лыкова И.А. Изобразительная

деятельность в детском саду.

Младшая группа.

Планирование, конспекты,

методические рекомендации.-

М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,

2009 г.

печатный

4. Лыкова И.А.

Изобразительная

деятельность в детском саду.

Средняя группа.

Планирование, конспекты,

методические

печатный

рекомендации.- М.:

КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,

2009

5. Лыкова И.А. Изобразительная

деятельность в детском саду.

Старшая группа. Планирование,

конспекты, методические

рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-

ДИДАКТИКА, 2009

печатный

6. Лыкова И.А. Изобразительная

деятельность в детском саду.

Подготовительная группа.

Планирование, конспекты,

методические рекомендации.-

М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,

2009

печатный

7. Горичева В.С., Нагибина М.И.

Сказку сделаем из глины, теста,

снега, пластилина. Популярное

пособие для родителей и

педагогов/ Художники

М.В.Душин, В.Н.Куров. –

Ярославль: «Академия

развития», «Академия и К°»,

1998.

печатный

8. Давыдова Г.Н.

Пластилинография — 2. – М.:

«Издательство Скрипторий

2003», 2006

печатный

9. Давыдова Г.Н.

Нетрадиционные техники

рисования в детском саду.

Часть 1. – М.: «Издательство

Скрипторий 2003», 2008.

печатный

10. Давыдова Г.Н.

Нетрадиционные техники

рисования в детском саду.

Часть 2. – М.: «Издательство

Скрипторий 2003», 2008.

печатный

11. Кожохина С.К. Путешествие

в мир искусства: Программа

развития детей дошкольного и

младшего школьного возраста на

основе изодеятельности. – М.:

ТЦ Сфера, 2002.

печатный

12. И.А.Лыкова

«Художественный труд в

детском саду» (средняя,

старшая группы). - Цветной

мир,2011

электронный

13. И.А.Лыкова

«Изобразительное творчество в

детском саду» занятия в

ИЗОстудии- ТЦ

СФЕРА- М.2009»

электронный

14. Шорыгина Т.А. Красивые

сказки: Эстетика для малышей. –

М.: Книголюб, 2006.

печатный

1.

Пластилинография

- новый

вид

декоративно-прикладного

искусства.

Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее

выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной

материал

пластилин.

Возможно

использование

комбинированных

техник.

Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным

материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится

модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений.

Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали

переднего плана изображаются пластилинографией.

4.2 Приложение

Основные приемы рисования пластилином

П е р е д

и с п о л ь з о в а н и е м

пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и

в ы м ы т ь

и х

т е п л о й

в о д о й

с

м ы л о м .

Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается

частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не

появляются масляные пятна от пластилина.

Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином

или

быть

прокладкой

вырезаемых

деталей

аппликаций.

Дополнительные

природные

материалы,

пластмассовые

детали,

бижутерия

и

т.

п.

и с п о л ь з у ю т с я

д л я

с о з д а н и я

о п р е д е л е н н ы х

э ф ф е к т о в .

Для резания пластилина и нанесения ею на основу применяется стека —

инструмент,

у

которого

один

конец

ножеобразный,

а

другой

острый.

Ножницы предназначены для вырезания деталей картин. Разрезать срезы,

вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того чтобы

брать

мелкие

детали,

необходим

пинцет.

Шилом

можно

прокалывать

от ве рс т ия ,

на но с ит ь

углубле нны е

ре лье фны е

линии.

Д л я

раскатывания пластилина удобна скалка. Применяя такие приспособления,

как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться

рельефности пластилиновых деталей. Рисовать эскизы картин нужно только

карандашом. Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но

можно

использовать

фанеру,

картон

или

клеенку.

В

зависимости

от

объемности

деталей

картины

могут

иметь

плоскостное

или

барельефное

изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной

живописи.

В

барельефном

изображении

фигуры

слегка

выступают

над

поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна.

В

одних

картинах

покрыта

вся

поверхность,

а

в

других

пластилином

заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид

н а з ы в а е т с я

а п п л и к а ц и е й .

Формат

картин

может

быть

различным:

вертикальным,

горизонтальным,

квадратным,

круглым,

овальным.

Преимущество пластилиновых

картин заключается

в

возможности

изображения

выпуклых

барельефных

деталей,

создающих

особую

зрительную

реальность

выполняемых

художественных работ.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными

красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или

размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения

пластилина

более

эффективен,

потому

что

согретый

пальцами

материал

ровно под давлением соединяется с основой.

Р е л ь е ф н о с т ь

к а р т и н

достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием

ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных

элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко,

выдавливанием

материала

через

че сноко-выжималку

и

т.

п.

Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы

исключить касание ладони с покрытыми участками.

При создании объемных изображений применяются два способа лепки:

конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный

(форма вытягивается из пластичной массы). Детали круглых и овальных

форм

формируются

скатыванием

пластилиновых

шариков

с

дальнейшим

р а с п л ю щ и в а н и е м

п р и

з а к р е п л е н и и

н а

п о л о т н е

к а р т и н ы .

Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются

ладонями

на

плоскости.

Желательно,

чтобы

эти

детали

не

были

очень

длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать

затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в

теплом

состоянии

они

могут

разорваться.

Длинные

линии

следует

составляться из нескольких коротких элементов. Раскатывая валики, нужно

иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение

увеличится. Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением

можно

получить,

продавливая

пластилин

через

чесноковыжималку.

Эти

детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей,

завитков

и

т.п.

Эффект

пушистости

и

рыхлости

элементов

картины

достигается трением или продавливанием пластилина через металлическое

ситечко.

Таким

способом

изображаются

мех

животных,

кораллы,

растительность и т.п. Рельефность на поверхности деталей можно получить

продавливанием

тонких

бороздок

кончиками

ножниц,

шилом,

стекой,

расческой. Для

создания

резного

края

срез

пластилиновой

пластинки

надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к

оформляемой

линии.

Этот

метод

применяется

при

изображении

листьев,

кроны

деревьев.

Детали

сложной

конфигурации

можно

выполнить

расплющенным

пятном,

от

которою

стекой

или

скальпелем

отсекаются

излишки.

Если

необходимы

фигуры,

которые

затруднительно

вылепить,

то

из

продублированной

тонким,

слоем

пластилина

бумаги

ножницами

нужно

вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.

Для

создания

прозрачности

или

объемности

элементов

пластилин

растирается

пальцами

и

наносится

на

деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до

получении

необходимого

зрительного

эффекта.

Если

пластилиновая

аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то

вокруг

деталей

могут

образоваться

масляные

ореолы.

В

этом

случае

необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции

н а к л е и т ь

и х

н а

ка рто н

с

в од о от т а л к и ва ю щ и м

п о к р ы т и е м .

Дефекты

можно

аккуратно

срезать

стекой

и

на

этом

участке

выполнить

исправления.

Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита.

Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного,

синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры,

который

получается

смешением

коричневого

и

желтого

цветов.

Чтобы

добиться

эффекта

"мраморности",

т.

е.

изображения

с

разноцветными

хаотическими

разводами,

пластилиновые

валики

разных

цветов

скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное

поглощение

красок.

Колорит

комбинируемых

красок

при

нанесении

на

полотно

должен

просматриваться

разноцветными

разводами.

Видимость

объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка

пастели или тенями для век. Для изображения белых элементов на белом

картоне можно использовать трафареты, которыми закрывают определенные

участки, а вокруг окрашивают фон.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом.

Если

изображение

рельефное,

то

между

стеклом

и

плоскостью

картины

необходимо

проложить

вдоль

рамки

прокладку

на

высоту

выпуклости

рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые

изображения

не

следует

подвергать

деформации,

нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с

небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после

того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать

собственную манеру.



В раздел образования