Напоминание

Конспект тренинга для родителей "Роль семьи в подготовке к школе"


Автор: Гасымова Айдан Шахсувар Кызы
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект тренинга для родителей "Роль семьи в подготовке к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

для родителей будущих первоклассников

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ»

Цель: Изменение поведенческих реакций, установок родителей, их психологического роста и

доверительных отношений.

Задачи:

-

Развитие коммуникативных умений родителей;

-

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником;

-

Расширение возможностей понимания своего ребенка;

-

Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны;

-

Развития умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

Оборудование: цветные карандаши (10 наборов), мягкая игрушка, листы А4.

Регламент: 1,5 часа.

Содержание

Этап занятия/

Методика

Инструкция

Ожидаемый результат

Время

Начало круга.

«Здравствуйте, я рада приветствовать

всех на нашем тренинговом занятии.

Тема

нашей

встречи «Роль семьи в

подготовке к школе».

Сейчас я предлагаю каждому из вас,

по кругу, немного поделиться с нами. Я

передам

по

кругу

этот

предмет,

ваша

задача представиться и озвучить ваши

мысли

ожидания

от

сегодняшней

работы.

Также

можете

оставить

пожелание на сегодняшнее занятие.

Ус т а н о в л е н и е

п о л о ж - г о

э м о ц и о н а л ь н о г о

ф о н а .

Экстериоризация мотива, и работа

с целеполаганием.

15

мин.

Упражнение

«Серьезный

момент»

О том, что начало обучения ребенка в

школе

один

из

самых

серьезных

моментов в его жизни, знают все. Но что

значит

«серьезный

момент»?

На

этот

вопрос я попрошу ответить вас...

Родители выполняют задание,

передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые

знания, новая учительница, новые

обязанности и т.п.

Как видите, большая часть родителей

оценивает начало обучения в школе, как

п е р е л ом н ы й

э т ап

в

с о ц и а л ь н о -

п с и хол о г и ч е с ком

п л а н е .

Н о в ы е

контакты,

новые

отношения,

новые

обязанности,

новая

социальная

роль,

иные условия.

Т.е. это еще один серьезный шаг

ребенка на пути взросления.

Разнообразие тактильных

ощущений, сопутствующих в

ролевой игре, и наблюдение за

этим, даст возможность

почувствовать свое

мироощущение,

проанализировать свое поведение.

10

мин.

Упражнение

«Готовность к

школе»

И

о

том,

что

к

этому

этапу

жизни

ребенок должен быть готов, - понимают

все, но каждый по-разному. Так что же

значит «готовность к школе»? На этот

вопрос я попрошу ответить вас.

Родители

выполняют

задание,

передавая друг другу мяч.

Например: желание учиться и др.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Родителям предлагается разбиться на три подгруппы, каждому из них в случайном порядке

раздаются следующие ситуации. Задача участников, ответить на вопросы.

Ситуация №1.

Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для

обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что по всем

показателям ребенок готов к обучению в школе. Но в беседе, мама узнала, что ребенок не хочет

идти в школу.

Будет ли ребенок успешно учиться в школе?

Что необходимо предпринять?

Комментарий психолога:

Если ребенок не хочет учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная

готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не

достигнет. Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно.

При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебные

задания из чувства долга и ответственности (и то навряд ли), то такой ученик делает все

небрежно, наспех, ему трудно достичь желаемого результата.

Необходимо развивать внутреннюю мотивацию собственным положительным примером

родителей. Все разговоры родителей о школе должны нести позитивный заряд энергии, чтобы у

ребенка вся информация вызывала чувство радости, предвкушения радостных событий.

Ситуация №2.

Первоклассник Виталик садится за уроки. Сначала он роется в портфеле, доставая то один

учебник, то другой, видимо, не решил еще, чем будет заниматься - читать или решать задачи.

Наконец, предпочтение отдает задачам. Раскрывает книгу и, наморщив лоб, думает. Кажется,

что-то решил, но, заметив, что нет тетради, снова лезет в портфель. Тетрадь раскрыта, но он уже

забыл условие задачи. Снова читает, собираясь записать нужное.

Однако, тут выясняется, что на столе нет ручки. Снова роется в портфеле и достает ее

оттуда.

Теперь,

наконец,

он

намерен

сделать

первую

запись.

Только

вот

ручка

не

пишет.

Виталик решительно выходит из-за стола и идет в другую комнату, чтобы там взять новый

стержень для ручки. По пути гладит кошку, смотрит в окно...

Сколько еще уйдет драгоценных минут впустую, прежде чем он выведет первую букву в

своей тетради!

Мать поторапливает сына, но безрезультатно: домашнее задание, рассчитанное на 30-40

минут, он растягивает, чуть ли не на весь вечер.

-

Ничего

не

успевает, -

жалуется

она

учительнице. -

А

вот

соседский

мальчик

умеет

заниматься, не тратя время попусту. Всегда собран, все под рукой. А мой сын никак не

раскачается, вечно что-то затеряно, не подготовлено. Почему? Ведь мы стараемся помочь ему в

подготовке к занятию...

Комментарий психолога:

Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога

школы, непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти

навыки

в

дальнейшем

станут

его

"помощниками"

в

учебной

деятельности,

разумном

расходовании времени, умении чередовать труд, учебу, игру, отдых.

Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность - игра, труд, занятие -

требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется

для рисования или лепки, для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все

необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия. Всему этому

нужно учить ребенка, напоминать, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится,

что у него все необходимое приготовлено. И конечно, проследить, как он сам выглядит, в

порядке ли у него костюм, вымыты ли руки.

Подготовка к предстоящей деятельности одновременно настраивает ребенка на серьезный

трудовой

лад,

создает

в

нем

желание

выполнить

работу;

уже

сама

подготовка

как

бы

программирует его деятельность

Ситуация №3

Оксане 6 лет. Активная, развитая, осенью пойдет в школу. Только мы с мужем все чаще

стали замечать, что Оксана старается всегда быть первой и этой цели добивается не лучшими

средствами. Мы ей объясняем, что первой быть хорошо, если достигаешь этого честно. Как

помочь дочери научиться считаться с другими? Думаем, что в школьном коллективе ей будет

нелегко.

Права ли мама, высказывая такие предположения?

Что можно порекомендовать?

Комментарий психолога:

В группе детей обычно бывают лидеры. Они всегда активны, у них все получается, им

нравится демонстрировать свои способности. Но нередко у таких детей проявляется упрямство,

нежелание слушать других, особенно если взрослые не отмечают их достоинств.

Излишняя самоуверенность ребенка, нежелание считаться с другими может превратиться в

зазнайство.

Такого ребенка необходимо обучать в совместных играх с правилами взрослых и детей.

Ребенку лучше увидеть, чем услышать, как нужно уступать, уметь проигрывать. Каждый раз

необходимо обсуждать предстоящую игру, распределять роли, четко проговаривать и следовать

правилам игры.

5. Какую роль несут родители в подготовке детей к школе?

Участникам предлагается разбить листок на две части, с одной стороны изобразить себя, как «Я

реальный - родитель», на другой «Я идеальный - родитель». Так под каждым рисунком, должно

быть описание. Задача проанализировать себя и свое поведении в подготовке детей и сравнение

этих образов.

6. Игровое упражнение «Инструкция».

Хорошо, если ребенок в первый трудный год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай

еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех,

спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих

трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные

слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку?

Данное упражнение поможет осознать это.

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами.

Задача ведущего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в

результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего.

Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, и пройдя по

кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли

ими

была

выполнена

инструкция

ведущего.

Далее

группа

выявляет

причины

неточного

выполнения задания, и совместно формулируют точную инструкцию.

7. Итог занятия. Обратная связь.

Чем полезно именно для вас было данное занятие?

Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

Ваши пожелания на следующую встречу.



В раздел образования