Автор: Гасымова Айдан Шахсувар Кызы
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект тренинга для родителей "Роль семьи в подготовке к школе"
Раздел: дошкольное образование
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
для родителей будущих первоклассников
«РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ»
Цель: Изменение поведенческих реакций, установок родителей, их психологического роста и
доверительных отношений.
Задачи:
-
Развитие коммуникативных умений родителей;
-
Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником;
-
Расширение возможностей понимания своего ребенка;
-
Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны;
-
Развития умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
Оборудование: цветные карандаши (10 наборов), мягкая игрушка, листы А4.
Регламент: 1,5 часа.
Содержание
Этап занятия/
Методика
Инструкция
Ожидаемый результат
Время
Начало круга.
«Здравствуйте, я рада приветствовать
всех на нашем тренинговом занятии.
Тема
нашей
встречи «Роль семьи в
подготовке к школе».
Сейчас я предлагаю каждому из вас,
по кругу, немного поделиться с нами. Я
передам
по
кругу
этот
предмет,
ваша
задача представиться и озвучить ваши
мысли
ожидания
от
сегодняшней
работы.
Также
можете
оставить
пожелание на сегодняшнее занятие.
Ус т а н о в л е н и е
п о л о ж - г о
э м о ц и о н а л ь н о г о
ф о н а .
Экстериоризация мотива, и работа
с целеполаганием.
15
мин.
Упражнение
«Серьезный
момент»
О том, что начало обучения ребенка в
школе
–
один
из
самых
серьезных
моментов в его жизни, знают все. Но что
значит
«серьезный
момент»?
На
этот
вопрос я попрошу ответить вас...
Родители выполняют задание,
передавая друг другу мяч.
Например: новый коллектив, новые
знания, новая учительница, новые
обязанности и т.п.
Как видите, большая часть родителей
оценивает начало обучения в школе, как
п е р е л ом н ы й
э т ап
в
с о ц и а л ь н о -
п с и хол о г и ч е с ком
п л а н е .
Н о в ы е
контакты,
новые
отношения,
новые
обязанности,
новая
социальная
роль,
иные условия.
Т.е. это еще один серьезный шаг
ребенка на пути взросления.
Разнообразие тактильных
ощущений, сопутствующих в
ролевой игре, и наблюдение за
этим, даст возможность
почувствовать свое
мироощущение,
проанализировать свое поведение.
10
мин.
Упражнение
«Готовность к
школе»
И
о
том,
что
к
этому
этапу
жизни
ребенок должен быть готов, - понимают
все, но каждый по-разному. Так что же
значит «готовность к школе»? На этот
вопрос я попрошу ответить вас.
Родители
выполняют
задание,
передавая друг другу мяч.
Например: желание учиться и др.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Родителям предлагается разбиться на три подгруппы, каждому из них в случайном порядке
раздаются следующие ситуации. Задача участников, ответить на вопросы.
Ситуация №1.
Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для
обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что по всем
показателям ребенок готов к обучению в школе. Но в беседе, мама узнала, что ребенок не хочет
идти в школу.
Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?
Комментарий психолога:
Если ребенок не хочет учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная
готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не
достигнет. Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно.
При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебные
задания из чувства долга и ответственности (и то навряд ли), то такой ученик делает все
небрежно, наспех, ему трудно достичь желаемого результата.
Необходимо развивать внутреннюю мотивацию собственным положительным примером
родителей. Все разговоры родителей о школе должны нести позитивный заряд энергии, чтобы у
ребенка вся информация вызывала чувство радости, предвкушения радостных событий.
Ситуация №2.
Первоклассник Виталик садится за уроки. Сначала он роется в портфеле, доставая то один
учебник, то другой, видимо, не решил еще, чем будет заниматься - читать или решать задачи.
Наконец, предпочтение отдает задачам. Раскрывает книгу и, наморщив лоб, думает. Кажется,
что-то решил, но, заметив, что нет тетради, снова лезет в портфель. Тетрадь раскрыта, но он уже
забыл условие задачи. Снова читает, собираясь записать нужное.
Однако, тут выясняется, что на столе нет ручки. Снова роется в портфеле и достает ее
оттуда.
Теперь,
наконец,
он
намерен
сделать
первую
запись.
Только
вот
ручка
не
пишет.
Виталик решительно выходит из-за стола и идет в другую комнату, чтобы там взять новый
стержень для ручки. По пути гладит кошку, смотрит в окно...
Сколько еще уйдет драгоценных минут впустую, прежде чем он выведет первую букву в
своей тетради!
Мать поторапливает сына, но безрезультатно: домашнее задание, рассчитанное на 30-40
минут, он растягивает, чуть ли не на весь вечер.
-
Ничего
не
успевает, -
жалуется
она
учительнице. -
А
вот
соседский
мальчик
умеет
заниматься, не тратя время попусту. Всегда собран, все под рукой. А мой сын никак не
раскачается, вечно что-то затеряно, не подготовлено. Почему? Ведь мы стараемся помочь ему в
подготовке к занятию...
Комментарий психолога:
Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога
школы, непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти
навыки
в
дальнейшем
станут
его
"помощниками"
в
учебной
деятельности,
разумном
расходовании времени, умении чередовать труд, учебу, игру, отдых.
Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность - игра, труд, занятие -
требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется
для рисования или лепки, для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все
необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия. Всему этому
нужно учить ребенка, напоминать, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится,
что у него все необходимое приготовлено. И конечно, проследить, как он сам выглядит, в
порядке ли у него костюм, вымыты ли руки.
Подготовка к предстоящей деятельности одновременно настраивает ребенка на серьезный
трудовой
лад,
создает
в
нем
желание
выполнить
работу;
уже
сама
подготовка
как
бы
программирует его деятельность
Ситуация №3
Оксане 6 лет. Активная, развитая, осенью пойдет в школу. Только мы с мужем все чаще
стали замечать, что Оксана старается всегда быть первой и этой цели добивается не лучшими
средствами. Мы ей объясняем, что первой быть хорошо, если достигаешь этого честно. Как
помочь дочери научиться считаться с другими? Думаем, что в школьном коллективе ей будет
нелегко.
Права ли мама, высказывая такие предположения?
Что можно порекомендовать?
Комментарий психолога:
В группе детей обычно бывают лидеры. Они всегда активны, у них все получается, им
нравится демонстрировать свои способности. Но нередко у таких детей проявляется упрямство,
нежелание слушать других, особенно если взрослые не отмечают их достоинств.
Излишняя самоуверенность ребенка, нежелание считаться с другими может превратиться в
зазнайство.
Такого ребенка необходимо обучать в совместных играх с правилами взрослых и детей.
Ребенку лучше увидеть, чем услышать, как нужно уступать, уметь проигрывать. Каждый раз
необходимо обсуждать предстоящую игру, распределять роли, четко проговаривать и следовать
правилам игры.
5. Какую роль несут родители в подготовке детей к школе?
Участникам предлагается разбить листок на две части, с одной стороны изобразить себя, как «Я
реальный - родитель», на другой «Я идеальный - родитель». Так под каждым рисунком, должно
быть описание. Задача проанализировать себя и свое поведении в подготовке детей и сравнение
этих образов.
6. Игровое упражнение «Инструкция».
Хорошо, если ребенок в первый трудный год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай
еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех,
спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих
трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные
слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку?
Данное упражнение поможет осознать это.
Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами.
Задача ведущего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в
результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего.
Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, и пройдя по
кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли
ими
была
выполнена
инструкция
ведущего.
Далее
группа
выявляет
причины
неточного
выполнения задания, и совместно формулируют точную инструкцию.
7. Итог занятия. Обратная связь.
Чем полезно именно для вас было данное занятие?
Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
Ваши пожелания на следующую встречу.