Автор: Курамшина Елена Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Краснохуторская ООШ "
Населённый пункт: село Красный Хутор, Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование
Курамшина Е. Б.,
учитель истории и обществознания
МОУ «Краснохуторская ООШ
Белгородского района
Белгородской области»
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории и во
внеурочной деятельности.
В современных условиях перед школой стоит задача приобщения новых
поколений к исторической памяти
народа. Знание традиций своей страны,
своей малой Родины необходимо каждому народу. Наше прошлое является
фундаментом
стабильной,
полноценной
жизни,
залогом эволюционного
развития.
Вопрос о целях воспитания представляется сейчас особо значимым,
потому
что
идет
процесс
формирования
нового
поколения
российских
граждан.
Воспитание
гражданина
страны
–
одно
из
главных
условий
национального
возрождения
России.
Понятие
гражданственности
предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по
отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю.
Формируя гражданина, прежде всего мы должны видеть в каждом ребёнке
человека.
Поэтому
гражданин
с
педагогической
точки
зрения
–
это
самобытная индивидуальность и личность.
Нравственное воспитание также является неотъемлемой частью общего
учебно-воспитательного процесса. Необходимо целенаправленно развивать у
ребенка проявления духовности, ориентировать его на уважение к другим
людям,
сострадание,
сочувствие,
уважение
к
этническим
и
духовным
традициям родного края, что прививает в целом и любовь к Родине.
Восстановление
исторической
памяти,
умение
понимать
культуру
своей семьи, народа, Белгородской области, России формирует национальную
гордость и национальную память. Всё это в большей мере
необходимо
прививать на уроках истории и обществознания в школе.
Одной из важнейших составных частей воспитательного процесса в
современной
российской
школе
является
формирование
патриотизма
и
культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в
социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на
основе
возвышенных
чувств
патриотизма
и
национальных
святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных
ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм гуманистичен, он включает в себя уважение к другим
народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно
связан с культурой межнациональных отношений.
В
толковом
словаре
В.И.
Даля
слово
«патриот»
трактуется
как
«любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или
отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему
отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.
Если
заглянуть
в
толковый
словарь
С.И.
Ожегова,
патриотизм
объясняется автором как «… преданность и любовь к своему Отечеству,
своему народу».
В словаре современного русского литературного языка «патриот – это
человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на
жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное
развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в
единстве
духовности,
гражданственности
и
социальной
активности
личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Он
формируется
в
процессе
обучения,
социализации
и
воспитания
школьников.
Детский
возраст
наиболее
оптимален
для
системы
гражданско-
патриотиче ского
во спитания,
так
как
он
является
п е р и од ом
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Однако реализация гражданско-патриотического воспитания только с
помощью знаниевого подхода невозможна. Современное время требует от
школы
содержания,
форм
и
методов
гражданско-патриотического
воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Появляется
необходимость
в
деятельностном
компоненте
гражданско-
патриотического воспитания, поэтому только через активное вовлечение в
социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение
школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в
этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный,
нравственно
обусловленный
процесс
подготовки
подрастающего
поколения
к
функционированию
и
взаимодействию
в
условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в
управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а
также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и
правовой
выбор,
за
максимальное
развитие
своих
способностей
в
целях
достижения жизненного успеха. Оно способствует становлению и развитию
личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более –
патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы
особо
заострить
на
этом
внимание,
т.к.
практические
педагоги
редко
задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция.
Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно
созданная
ситуация,
когда
ребенок
переживает
гордость
за
свою
мать,
близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй
семьей;
за
совместный
успех
и
достижения
других
членов
коллектива,
односельчан, россиян.
В течение всей своей работы я использую краеведческий материал при
преподавании
курса
истории
нашей
страны,
как
на
уроках,
так
и
во
внеурочной
работе
с
целью
изучения
истории
родного
края
учащимися;
развития
у
них
познавательного
интереса
к
предмету
истории
в
целом;
воспитания любви к малой Родине, гражданско-патриотических чувств у
учащихся.
В нашей школе ещё в 1967 году был открыт музей Боевой и Трудовой Славы
села Красный Хутор, добавлен раздел «Предметы быта старины», экспонаты
которого
собраны
учащимися
школы.
Изучая
историю
села
был
собран
большой материал по истории села с 1855 года до 1980 годов. Учащиеся
школы участвуют в походах и экскурсиях по родному краю, в операциях
«Обелиск», «Подарок ветерану», готовят и проводят митинг, посвящённый
Дню Победы. С особым чувством они относятся к Вахте Памяти у братской
могилы
нашего
села:
волнуются
и
переживают,
чтобы
всё
прошло
без
замечаний. В 2014 году 20 учащихся вступили в кадеты, в отряд «Юные
друзья пограничников», затем в 2015 году ещё 19 учащихся стали «юными
пограничниками», в 2016 году – 12, в 2017 году – 10. Стать кадетом – теперь
мечта каждого мальчишки и каждой девчонки начальной школы. Многие
знают, что так просто туда не попасть: нужно хорошо себя вести, хорошо
учиться.
Материалы
школьного
музея
учителя
используют
на
своих
уроках.
Особенно ценны проводимые уроки истории в музее или на его материале.
По возможности, мы стараемся использовать краеведческий материал на всех
уроках истории России.
Наша
школа
может
с
гордостью
сказать,
что
растит
настоящего
гражданина и патриота своей Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, важно
особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея
средств и методов. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст
соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, –
значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем
патриотов и деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в
развитии
и
становлении
стабильного
общества.
В
этом
и
заключается
подход каждого педагога в деле воспитания современной молодежи.