Напоминание

"Цели, задачи и принципы организации учебно – исследовательской и проектной деятельности"


Автор: Рубаник Светлана Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ " Высоковская СШ "
Населённый пункт: с.Высокое Новодугинский район Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Цели, задачи и принципы организации учебно – исследовательской и проектной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Цели, задачи и принципы организации

учебно-исследовательской и проектной деятельности

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт

проектной

деятельности ка к

о с о б о й

фо рмы

у ч е б но й

р а б о т ы ,

способствующей

воспитанию

самостоятельности,

инициативности,

ответственности,

повышению

мотивации

и

эффективности

учебной

деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне

овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать

решения,

в

том

числе

и

в

ситуациях

неопределённости.

Они

получат

возможность

развить

способность

к

разработке

нескольких

вариантов

решений,

к

поиску

нестандартных

решений,

поиску

и

осуществлению

наиболее приемлемого решения

Цели

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности

обучающихся

отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной

программы основного общего образования, а именно:

• формирование универсальных учебных действии обучающихся через:

о сво ение

социа льных

ролей,

необходимых

для

у ч е б н о -

исследовательской и проектной деятельности;

актуальные

для

данного

вида

деятельности

аспекты

личностного

развития:

умение

учиться,

готовность

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям,

целеустремлённость,

самосознание

и

готовность

преодолевать

трудности;

освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в

жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы,

инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания,

развитие продуктивного воображения;

развитие компетентности общения;

овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью

при помощи последовательного освоения:

основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;

методов определения конкретного пользователя продукта (результата)

проекта или исследования;

технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента

начала его создания;

развитие

творческих

способностей

и

инновационного

мышления

обучающихся на базе:

предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;

владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной

деятельности,

творческого

поиска

решений

структурированных

и

неструктурированных задач;

общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников,

учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и

видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Данная

Программа

преобразует

предметно-ориентированную

модель

обучения,

дополняя

её

метапредметными

возможностями

и

средствами

индивидуализации,

дифференциации

и

мотивации

личностно

значимой

деятельности.

Логика

Программы

базируется

на

идее

формирования

и

развития

целостной

мировоззренческой

картины

обучающегося

через

использование

традиционных

методов

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования,

проектирования,

исследования,

сотрудничества.

При

этом

само

использование проектных и исследовательских подходов в обучении является

показателем

высокой

квалификации

учителя,

его

профессиональной

компетенции

в

организации

системно-деятельностного

подхода

с

целью

развития обучающихся.

Исходя из целей освоения Программы организационно - методическое

обеспечение

и

педагогическое

сопровождение

программы

направлены

на

создание условий для решения следующих задач:

в отношении обучающихся:

обучение целеполаганию, планированию и контролю;

овладение

приёмами

работы

с

неструктурированной

информацией

(сбор

и

обработка,

анализ,

интерпретация

и

оценка

достоверности,

аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа

данных;

обучение методам творческого решения проектных задач;

формирование

умений

представления

отчётности

в

вариативных

формах;

формирование конструктивного отношения к работе;

создание

дополнительных

условий

для

успешной

социализации

и

ориентации в мире профессий;

в отношении учителя:

применение

педагогических

техник

и

приёмов,

обеспечивающих

самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и

контроль за соблюдением этапов деятельности;

2

поддержка

научного

уровня,

ориентированности

на

результат

и

инновационной направленности исследований и проектных разработок;

обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной

деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка

заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения

многообразия видов деятельности;

владение методами организации учебного сотрудничества и проектной

кооперации,

повышения

индивидуальной

эффективности

деятельности

отдельных учащихся и работы группы в целом;

в отношении администрации образовательного учреждения:

создание

организационных

возможностей

для

данного

вида

деятельности

(расписание,

циклограмма,

деятельность

в

системе

дополнительного

образования,

часы

школьного

компонента,

платные

образовательные услуги, волонтёрские и общественные работы);

разработка

локальных

актов,

поддерживающих

усилия

учащихся

в

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности,

соглашений

о

сотрудничестве

с

учебными,

научными

и

социальными

организациями

с

целью

привлечения

экспертов,

консультантов,

научных

руководителей

и

дополнительных ресурсов;

организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских,

клубов,

конкурсов,

олимпиад,

конференций,

научных

обществ,

т.

е.

образовательного пространства, поддерживающего этот вид деятельности;

создание

условий

для

поощрения

и

практического

использования

результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в

деятельности школы и других организаций;

создание

условий

для

поиска

инвестиций

для

инновационных

разработок учащихся.

Для

успешного

управления

проектно-исследовательской

деятельностью

учащихся

используются

следующие принципы организации

данного

процесса:

доступности — занятие проектно-исследовательской деятельностью

предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это

происходит зачастую на высоком уровне трудности. Но понятие «высокий

уровень

трудности»

имеет

смысл

тогда,

когда

этот

уровень

имеет

непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному

учебному

материалу:

что

для

одного

ученика

достаточно

сложно

и

непонятно, для другого просто и доступно;

3

естественности

тема

исследования,

за

которую

берётся

обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть

интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность

заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без

каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам

«потрогать»

проблему,

ощутить

возможности

её

решения,

стать

первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;

наглядности, и л и экспериментальности,

в

исследовательской

деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением,

но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности

позволяет

учащемуся

выходить

за

рамки

только

созерцательной

стороны

восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами,

материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;

осмысленности —

для

того

чтобы

знания,

полученные

в

ходе

исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика,

они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе

работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках

проблемы. Это возможно только в том случае, если цель, задачи, проблема,

гипотеза исследования (проекта) не готовые выкладки, сформулированные

взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Именно процесс

осмысливания

хода

проектно-исследовательской

работы

даёт

ученику

осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать

логические умственные операции, способность переносить полученные или

имеющиеся знания в новую ситуацию;

культуросообразности —

это

воспитание

в

ученике

культуры

соблюдения

научных

традиций,

научного

исследования

с

учётом

актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот

принцип

можно

считать

принципом

творческой

исследовательской

деятельности,

когда

обучающийся

привносит

в

работу

что-то

своё,

неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;

самодеятельности —

ученик

может

овладеть

ходом

сво ей

исследовательской

(проектной)

работы

только

в

том

случае,

если

она

основана

на

его

собственном

опыте.

Выбор

собственной

предметной

деятельности

позволяет

школьнику

самостоятельно

анализировать

результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что

приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем

конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная

деятельность

школьника

позволяет

ему

выйти

на

новый

уровень

4

взаимоотношений

со

своими

сверстниками

и

педагогами,

он

становится

партнёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в

котором они, взрослый и ученик, становятся равными.

Принцип

самодеятельности

является

самым

главным

из

вс ех

вышеперечисленных

принципов,

так

как

именно

самостоятельная

деятельность

в

ходе

учебной

проектно-исследовательской

работы

основной

показатель

понимания

обучающимся

изучаемой

им

проблемы,

становления

его

мировоззренческой

позиции.

Именно

принцип

самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и

экспериментальности, а не наоборот.

Организация учебно-исследовательской

и проектной деятельности

Программа отражает особенности проектной и учебно-исследовательской

деятельности

обучающихся,

а

также

деятельности

обучающихся

в

реализации инженерных проектов.

При этом:

п од учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная

деятельность,

направленная

на

реализацию

основных

этапов

научного

исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры

исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие

способностей

к

познанию,

но,

в

отличие

от

научного

исследования,

не

предполагающая получение нового научного результата;

под проектной деятельностью понимается любая социально значимая

организованная

деятельность

обучающихся,

опирающаяся

на

их

индивидуальные

интересы

и

предпочтения,

направленная

на

достижение

реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии

оценки

результата,

поддержанная

культурой

деятельности

обучающихся,

традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;

п о д исследовательской

деятельностью

понимается

деятельность,

связанная

с

решением

обучающимися

проблемы

с

заранее

неизвестным

решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для

научного исследования, и получение в результате объективно новых научных

знаний;

п

о

д инженерным

проектом

п о н и м а е т с я

с о з д а н и е

и д и

усовершенствование машин, конструкций и схем, предполагающее наличие

традиционных для инженерного проекта этапов.

При организации проектной деятельности в образовательном учреждении

лучше ориентироваться на уже используемую в широкой педагогической

5

практике типологию проектов, например предложенную Е. С. Полат

по

следующим критериям:

преобладающему виду деятельности (информационный (поисковый),

исследовательский,

творческий,

социальный,

прикладной

(практико-

ориентированный),

игровой

(ролевой),

инновационный

(предполагающий

организационно-экономический механизм внедрения);

содержанию

(монопредметный,

метапредметный,

относящийся

к

области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности

и пр.);

количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5

человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках

школы),

муниципальный,

городской,

всероссийский,

международный,

сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

длительности

(продолжительности)

проекта

(от

проект

-

урока

до

вертикального многолетнего проекта);

дидактич е ской

цели

(обе спеч ение

индивидуа лизации

и

дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация

потенциала личности и пр.).

При выполнении проекта (исследования) должны учитываться следующие

требования к его реализации:

проект

или

учебное

исследование

должны

быть

выполнимыми

и

соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия

информационные

ресурсы,

мастерские,

клубы,

школьные

научные

общества;

обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и

учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или

учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий

и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в

отношении

выбора

темы

и

содержания

(научное

руководство),

так

и

в

отношении

собственно

работы

и

используемых

методов

(методическое

руководство);

учащимся, впервые выполняющим проект, необходимо вести дневник

самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и

который используется при составлении отчётов и во время собеседований с

руководителями проекта;

6

необходимо наличие простой и обоснованной критериальной системы

оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в

случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

результаты

и

продукты

проектной

или

исследовательской

работы

должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в

форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или

путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

С

методической

точки

зрения

от

учителя

требуется

специальная

предварительная

подготовка,

имеющая

отношение

не

к

предмету

и

содержанию,

а

в

большей

степени

к

поведенческой

роли

учителя,

его

владению набором средств и методов, необходимых для организации такой

работы.

С одной стороны, поддержка эффективности работы обучающегося — это

индивидуальная

деятельность

учителя,

направленная

на

достижение

поставленных целей. В этом контексте учитель выступает больше в роли

тренера,

перед

которым

стоит

задача

не

передать

конкретный

опыт

или

знания, а найти для обучающегося тот индивидуальный, присущий только

ему

стиль

деятельности

и

поведения,

который

позволит

ему

добиваться

поставленной в проекте или исследовании цели.

Основная задача учителя — создание мотивирующей и объединяющей

линии поведения, не научить какому-то конкретному знанию, а инициировать

самообучение,

чтобы

обучающийся

смог

сам

находить

и

получать

необходимые знания, осознавать значимость цели своей деятельности.

С

другой

стороны,

обеспечение

качества

сотрудничества

и

учебного

взаимодействия обучающихся в группе осуществляется за счёт поддержки

комфортной

атмосферы

внутри

группы,

оказания

помощи

ученикам

в

выполнении

задач

и

достижении

соглашения

при

обсуждении

сложных

проблем или спорных ситуаций. Работа учителя по созданию таких условий

повышает

вовлечённость

и

заинтересованность

участников

группы,

раскрывает их потенциал, позволяет отработать основные приёмы проектной

и исследовательской деятельности, помогает обучающимся освоить новые

модели

поведения,

систематизировать

знания,

изменить

отношение

к

различным аспектам своей деятельности. В результате можно рассчитывать

на

коллективный

вариант

организационных

решений,

продуктивные

предложения, получившие общее согласие и зафиксированные на бумаге.

Учитель в данном случае — нейтральный лидер, который делает процесс

групповой работы лёгким и эффективным. Он не предлагает решения и

способы. Он создаёт условия и предлагает технологии, в которых группа сама

7

находит решение. Основные задачи учителя в процессе такой работы можно

сформулировать в следующей последовательности используемой технологии:

определить до встречи темы и вопросы, требующие решения;

п од о б р ат ь

и

о р га н и зо ват ь

п од ход я щи й

фо рмат

( в р е м я ,

продолжительность, форма) и место обсуждения;

создать комфортную, привычную, творческую, свободную атмосферу

для обмена мнениями и принятия решений обучающимися;

организовать планирование перечня (но не содержания) ожидаемых

результатов обсуждения;

неформально

снижать

агрессию

и

конфликтность

участников

обсуждения;

фиксировать процесс и итоги (промежуточные и финальные) на бумаге,

информационных носителях;

систематизировать и обобщать каждый этап, помогать в организации

обсуждений результатов этапа;

зафиксировать в конце работы итоговый документ или материал, с

которым участники смогут продолжить работу самостоятельно.

Средняя

ступень

школьного

образования

является

исключительно

благоприятным

периодом

для

развития

коммуникативных

способностей,

сотрудничества

и

кооперации

между

детьми,

а

также

для

вхождения

в

проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут

выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один

отвечает

остальные

слушают);

оценка

ответа

товарища

только

после

завершения

его

выступления;

правила

работы

в

группе,

паре;

действия

обучающихся на основе заданного эталона и т. д.

Целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества.

1.

Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функции.

Способность

сформулировать

вопрос,

помогающий

добыть

информацию, недостающую для успешного действия, является важным

показателем

учебной

инициативности

обучающегося,

перехода

от

позиции

обучаемого

к

позиции

учащего

себя

самостоятельно

с

помощью других людей.

2.

Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта

ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося

выступает

не

сверстник,

а

взрослый.

Здесь

требуется

способность

обучающегося

проявлять

инициативу

в

ситуации

неопределённой

задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.

8

3.

Ситуация

взаимодействия

со

сверстниками

без

чёткого

разделения

функций.

4.

Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.

Последние две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили

сотрудничества, свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению,

агрессивность, индивидуалистические тенденции и пр.

Установлено,

что

у

обучающихся,

занимающихся

проектной

деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме

того, с помощью проектной деятельности может быть существенно снижена

школьная тревожность.

1.3. Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной

деятельности

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной

деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию

самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и

эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на

практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,

принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат

возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску

нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают

тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного

общего образования, а именно:

формирование универсальных учебных действии обучающихся через:

9

освоение социальных ролей, необходимых для учебно - исследовательской и

проектной деятельности;

актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение

учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям,

целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;

освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни

общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы,

инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания,

развитие продуктивного воображения;

развитие компетентности общения;

овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при

помощи последовательного освоения:

основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;

методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или

исследования;

технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его

создания;

развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на

базе:

предметного и мета предметного, научного и поли научного содержания;

владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной

деятельности, творческого поиска решений структурированных и

неструктурированных задач;

общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,

специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-

исследовательской и проектной деятельности.

Данная Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя

её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и

мотивации личностно значимой деятельности. Логика Программы базируется на идее

формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через

использование традиционных методов учебно-исследовательской и проектной

деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования,

исследования, сотрудничества. При этом само использование проектных и

исследовательских подходов в обучении является показателем высокой квалификации

учителя, его профессиональной компетенции в организации системно-деятельностного

подхода с целью развития обучающихся.

Исходя из целей освоения Программы организационно - методическое обеспечение и

педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения

следующих задач:

10

в отношении обучающихся:

обучение целеполаганию, планированию и контролю;

овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и

обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование,

реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;

обучение методам творческого решения проектных задач;

формирование умений представления отчётности в вариативных формах;

формирование конструктивного отношения к работе;

создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в

мире профессий;

в отношении учителя:

применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение

и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением

этапов деятельности;

поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной

направленности исследований и проектных разработок;

обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности,

творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем,

тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов

деятельности;

владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации,

повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и

работы группы в целом;

в отношении администрации образовательного учреждения:

создание организационных возможностей для данного вида деятельности

(расписание, циклограмма, деятельность в системе дополнительного образования,

часы школьного компонента, платные образовательные услуги, волонтёрские и

общественные работы);

разработка локальных актов, поддерживающих усилия учащихся в учебно-

исследовательской и проектной деятельности, соглашений о сотрудничестве с

учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения

экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;

организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, клубов,

конкурсов, олимпиад, конференций, научных обществ, т. е. образовательного

пространства, поддерживающего этот вид деятельности;

11

создание условий для поощрения и практического использования результатов

проектной и исследовательской деятельности обучающихся в деятельности школы

и других организаций;

создание условий для поиска инвестиций для инновационных разработок

учащихся.

1.4. Принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Для успешного управления проектной и учебно-исследовательской деятельностью

учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:

доступности — занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает

освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на

высоком уровне трудности. Но понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл

тогда, когда этот уровень имеет непосредственное отношение к конкретному

ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика

достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно;

естественности — тема исследования, за которую берётся обучающийся, не

должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а

значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик

сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи

взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности

её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;

наглядности, или эксперименталъности, — в исследовательской деятельности

человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью

других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся

выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и

явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые

он изучает в качестве исследователя;

осмысленности — для того чтобы знания, полученные в ходе исследования

(проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им

осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть

подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно

только в том случае, если цель, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта)

не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий,

своеобразный инсайт ученика. Именно процесс осмысливания хода проектно-

исследовательской работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и

формирует умение совершать логические умственные операции, способность

переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;

культуросообразности — это воспитание в ученике культуры соблюдения научных

традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности

подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом

творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в

работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и

мировосприятием;

12

самодеятельности — ученик может овладеть ходом своей исследовательской

(проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном

опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику

самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности,

порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов,

которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования.

Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень

взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнёром

и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они,

взрослый и ученик, становятся равными.

Принцип самостоятельности является самым главным из всех вышеперечисленных

принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектно-

исследовательской работы — основной показатель понимания обучающимся изучаемой

им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип

самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и

экспериментальное, а не наоборот.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и

специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной

деятельности;

структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие

компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание,

формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных

поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ;

проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в

соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в

соответствующем использованию виде;

компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность,

аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько

предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников,

рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование

умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности

творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как

показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской

деятельности

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся

проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему

(задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и

практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и

13

обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания

продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися.

При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится

действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя

переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что

проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,

совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной

на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для

обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в

образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:

видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий,

социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой),

инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний

(нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек),

групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы),

муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках

сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального

многолетнего проекта;

дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной

деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка

мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,

представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на

протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой

работы школьник — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога

получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из

важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть

школьник. Работая над проектом, обучающиеся имеют возможность в полной мере

реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а

иногда и с личными проблемами.

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата

работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых

порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение

работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не

только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной

14

деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение

эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития

соответствующих УУД, а именно:

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

проводить эффективные групповые обсуждения;

обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных

совместных решений;

чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для

достижения этих целей;

адекватно реагировать на нужды других.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка

цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления

проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на

вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся

определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?»

Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые

будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он

хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только

продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи

педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы

подходят небольшие учебные проекты. Кроме того, учебный проект — прекрасный способ

проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне

может проводиться в форме защиты учебного проекта.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию

позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её

результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации

именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся

уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость,

открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные

качества.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся

должны овладеть следующими действиями:

постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

15

формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей

деятельности;

планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и

коррекцией результатов работ;

оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного

продукта;

представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для

обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её

организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская

деятельность может приобретать разные формы.

16



В раздел образования