Автор: Рубаник Светлана Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ " Высоковская СШ "
Населённый пункт: с.Высокое Новодугинский район Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Цели, задачи и принципы организации учебно – исследовательской и проектной деятельности"
Раздел: полное образование
Цели, задачи и принципы организации
учебно-исследовательской и проектной деятельности
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт
проектной
деятельности ка к
о с о б о й
фо рмы
у ч е б но й
р а б о т ы ,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению
мотивации
и
эффективности
учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения,
в
том
числе
и
в
ситуациях
неопределённости.
Они
получат
возможность
развить
способность
к
разработке
нескольких
вариантов
решений,
к
поиску
нестандартных
решений,
поиску
и
осуществлению
наиболее приемлемого решения
Цели
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности
обучающихся
отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования, а именно:
• формирование универсальных учебных действии обучающихся через:
—
о сво ение
социа льных
ролей,
необходимых
для
у ч е б н о -
исследовательской и проектной деятельности;
—
актуальные
для
данного
вида
деятельности
аспекты
личностного
развития:
умение
учиться,
готовность
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям,
целеустремлённость,
самосознание
и
готовность
преодолевать
трудности;
—
освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в
жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы,
инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания,
развитие продуктивного воображения;
—
развитие компетентности общения;
•
овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью
при помощи последовательного освоения:
—
основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
—
методов определения конкретного пользователя продукта (результата)
проекта или исследования;
—
технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента
начала его создания;
•
развитие
творческих
способностей
и
инновационного
мышления
обучающихся на базе:
—
предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
—
владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
творческого
поиска
решений
структурированных
и
неструктурированных задач;
•
общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников,
учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и
видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Данная
Программа
преобразует
предметно-ориентированную
модель
обучения,
дополняя
её
метапредметными
возможностями
и
средствами
индивидуализации,
дифференциации
и
мотивации
личностно
значимой
деятельности.
Логика
Программы
базируется
на
идее
формирования
и
развития
целостной
мировоззренческой
картины
обучающегося
через
использование
традиционных
методов
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования,
проектирования,
исследования,
сотрудничества.
При
этом
само
использование проектных и исследовательских подходов в обучении является
показателем
высокой
квалификации
учителя,
его
профессиональной
компетенции
в
организации
системно-деятельностного
подхода
с
целью
развития обучающихся.
Исходя из целей освоения Программы организационно - методическое
обеспечение
и
педагогическое
сопровождение
программы
направлены
на
создание условий для решения следующих задач:
•
в отношении обучающихся:
—
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
—
овладение
приёмами
работы
с
неструктурированной
информацией
(сбор
и
обработка,
анализ,
интерпретация
и
оценка
достоверности,
аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа
данных;
—
обучение методам творческого решения проектных задач;
—
формирование
умений
представления
отчётности
в
вариативных
формах;
—
формирование конструктивного отношения к работе;
—
создание
дополнительных
условий
для
успешной
социализации
и
ориентации в мире профессий;
•
в отношении учителя:
—
применение
педагогических
техник
и
приёмов,
обеспечивающих
самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и
контроль за соблюдением этапов деятельности;
2
—
поддержка
научного
уровня,
ориентированности
на
результат
и
инновационной направленности исследований и проектных разработок;
—
обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной
деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка
заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения
многообразия видов деятельности;
—
владение методами организации учебного сотрудничества и проектной
кооперации,
повышения
индивидуальной
эффективности
деятельности
отдельных учащихся и работы группы в целом;
•
в отношении администрации образовательного учреждения:
—
создание
организационных
возможностей
для
данного
вида
деятельности
(расписание,
циклограмма,
деятельность
в
системе
дополнительного
образования,
часы
школьного
компонента,
платные
образовательные услуги, волонтёрские и общественные работы);
—
разработка
локальных
актов,
поддерживающих
усилия
учащихся
в
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
соглашений
о
сотрудничестве
с
учебными,
научными
и
социальными
организациями
с
целью
привлечения
экспертов,
консультантов,
научных
руководителей
и
дополнительных ресурсов;
—
организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских,
клубов,
конкурсов,
олимпиад,
конференций,
научных
обществ,
т.
е.
образовательного пространства, поддерживающего этот вид деятельности;
—
создание
условий
для
поощрения
и
практического
использования
результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в
деятельности школы и других организаций;
—
создание
условий
для
поиска
инвестиций
для
инновационных
разработок учащихся.
Для
успешного
управления
проектно-исследовательской
деятельностью
учащихся
используются
следующие принципы организации
данного
процесса:
•
доступности — занятие проектно-исследовательской деятельностью
предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это
происходит зачастую на высоком уровне трудности. Но понятие «высокий
уровень
трудности»
имеет
смысл
тогда,
когда
этот
уровень
имеет
непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному
учебному
материалу:
что
для
одного
ученика
достаточно
сложно
и
непонятно, для другого просто и доступно;
3
•
естественности
—
тема
исследования,
за
которую
берётся
обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть
интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность
заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без
каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам
«потрогать»
проблему,
ощутить
возможности
её
решения,
стать
первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;
•
наглядности, и л и экспериментальности,
—
в
исследовательской
деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением,
но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности
позволяет
учащемуся
выходить
за
рамки
только
созерцательной
стороны
восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами,
материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;
•
осмысленности —
для
того
чтобы
знания,
полученные
в
ходе
исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика,
они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе
работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках
проблемы. Это возможно только в том случае, если цель, задачи, проблема,
гипотеза исследования (проекта) не готовые выкладки, сформулированные
взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Именно процесс
осмысливания
хода
проектно-исследовательской
работы
даёт
ученику
осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать
логические умственные операции, способность переносить полученные или
имеющиеся знания в новую ситуацию;
•
культуросообразности —
это
воспитание
в
ученике
культуры
соблюдения
научных
традиций,
научного
исследования
с
учётом
актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот
принцип
можно
считать
принципом
творческой
исследовательской
деятельности,
когда
обучающийся
привносит
в
работу
что-то
своё,
неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;
•
самодеятельности —
ученик
может
овладеть
ходом
сво ей
исследовательской
(проектной)
работы
только
в
том
случае,
если
она
основана
на
его
собственном
опыте.
Выбор
собственной
предметной
деятельности
позволяет
школьнику
самостоятельно
анализировать
результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что
приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем
конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная
деятельность
школьника
позволяет
ему
выйти
на
новый
уровень
4
взаимоотношений
со
своими
сверстниками
и
педагогами,
он
становится
партнёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в
котором они, взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип
самодеятельности
является
самым
главным
из
вс ех
вышеперечисленных
принципов,
так
как
именно
самостоятельная
деятельность
в
ходе
учебной
проектно-исследовательской
работы
—
основной
показатель
понимания
обучающимся
изучаемой
им
проблемы,
становления
его
мировоззренческой
позиции.
Именно
принцип
самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и
экспериментальности, а не наоборот.
Организация учебно-исследовательской
и проектной деятельности
Программа отражает особенности проектной и учебно-исследовательской
деятельности
обучающихся,
а
также
деятельности
обучающихся
в
реализации инженерных проектов.
При этом:
•
п од учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная
деятельность,
направленная
на
реализацию
основных
этапов
научного
исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры
исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие
способностей
к
познанию,
но,
в
отличие
от
научного
исследования,
не
предполагающая получение нового научного результата;
•
под проектной деятельностью понимается любая социально значимая
организованная
деятельность
обучающихся,
опирающаяся
на
их
индивидуальные
интересы
и
предпочтения,
направленная
на
достижение
реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии
оценки
результата,
поддержанная
культурой
деятельности
обучающихся,
традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;
•
п о д исследовательской
деятельностью
понимается
деятельность,
связанная
с
решением
обучающимися
проблемы
с
заранее
неизвестным
решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для
научного исследования, и получение в результате объективно новых научных
знаний;
•
п
о
д инженерным
проектом
п о н и м а е т с я
с о з д а н и е
и д и
усовершенствование машин, конструкций и схем, предполагающее наличие
традиционных для инженерного проекта этапов.
При организации проектной деятельности в образовательном учреждении
лучше ориентироваться на уже используемую в широкой педагогической
5
практике типологию проектов, например предложенную Е. С. Полат
по
следующим критериям:
•
преобладающему виду деятельности (информационный (поисковый),
исследовательский,
творческий,
социальный,
прикладной
(практико-
ориентированный),
игровой
(ролевой),
инновационный
(предполагающий
организационно-экономический механизм внедрения);
•
содержанию
(монопредметный,
метапредметный,
относящийся
к
области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности
и пр.);
•
количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5
человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках
школы),
муниципальный,
городской,
всероссийский,
международный,
сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
•
длительности
(продолжительности)
проекта
(от
проект
-
урока
до
вертикального многолетнего проекта);
•
дидактич е ской
цели
(обе спеч ение
индивидуа лизации
и
дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация
потенциала личности и пр.).
При выполнении проекта (исследования) должны учитываться следующие
требования к его реализации:
•
проект
или
учебное
исследование
должны
быть
выполнимыми
и
соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
•
для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия
—
информационные
ресурсы,
мастерские,
клубы,
школьные
научные
общества;
•
обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и
учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или
учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий
и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
•
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в
отношении
выбора
темы
и
содержания
(научное
руководство),
так
и
в
отношении
собственно
работы
и
используемых
методов
(методическое
руководство);
•
учащимся, впервые выполняющим проект, необходимо вести дневник
самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и
который используется при составлении отчётов и во время собеседований с
руководителями проекта;
6
•
необходимо наличие простой и обоснованной критериальной системы
оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в
случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
•
результаты
и
продукты
проектной
или
исследовательской
работы
должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в
форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или
путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
С
методической
точки
зрения
от
учителя
требуется
специальная
предварительная
подготовка,
имеющая
отношение
не
к
предмету
и
содержанию,
а
в
большей
степени
к
поведенческой
роли
учителя,
его
владению набором средств и методов, необходимых для организации такой
работы.
С одной стороны, поддержка эффективности работы обучающегося — это
индивидуальная
деятельность
учителя,
направленная
на
достижение
поставленных целей. В этом контексте учитель выступает больше в роли
тренера,
перед
которым
стоит
задача
не
передать
конкретный
опыт
или
знания, а найти для обучающегося тот индивидуальный, присущий только
ему
стиль
деятельности
и
поведения,
который
позволит
ему
добиваться
поставленной в проекте или исследовании цели.
Основная задача учителя — создание мотивирующей и объединяющей
линии поведения, не научить какому-то конкретному знанию, а инициировать
самообучение,
чтобы
обучающийся
смог
сам
находить
и
получать
необходимые знания, осознавать значимость цели своей деятельности.
С
другой
стороны,
обеспечение
качества
сотрудничества
и
учебного
взаимодействия обучающихся в группе осуществляется за счёт поддержки
комфортной
атмосферы
внутри
группы,
оказания
помощи
ученикам
в
выполнении
задач
и
достижении
соглашения
при
обсуждении
сложных
проблем или спорных ситуаций. Работа учителя по созданию таких условий
повышает
вовлечённость
и
заинтересованность
участников
группы,
раскрывает их потенциал, позволяет отработать основные приёмы проектной
и исследовательской деятельности, помогает обучающимся освоить новые
модели
поведения,
систематизировать
знания,
изменить
отношение
к
различным аспектам своей деятельности. В результате можно рассчитывать
на
коллективный
вариант
организационных
решений,
продуктивные
предложения, получившие общее согласие и зафиксированные на бумаге.
Учитель в данном случае — нейтральный лидер, который делает процесс
групповой работы лёгким и эффективным. Он не предлагает решения и
способы. Он создаёт условия и предлагает технологии, в которых группа сама
7
находит решение. Основные задачи учителя в процессе такой работы можно
сформулировать в следующей последовательности используемой технологии:
—
определить до встречи темы и вопросы, требующие решения;
—
п од о б р ат ь
и
о р га н и зо ват ь
п од ход я щи й
фо рмат
( в р е м я ,
продолжительность, форма) и место обсуждения;
—
создать комфортную, привычную, творческую, свободную атмосферу
для обмена мнениями и принятия решений обучающимися;
—
организовать планирование перечня (но не содержания) ожидаемых
результатов обсуждения;
—
неформально
снижать
агрессию
и
конфликтность
участников
обсуждения;
—
фиксировать процесс и итоги (промежуточные и финальные) на бумаге,
информационных носителях;
—
систематизировать и обобщать каждый этап, помогать в организации
обсуждений результатов этапа;
—
зафиксировать в конце работы итоговый документ или материал, с
которым участники смогут продолжить работу самостоятельно.
Средняя
ступень
школьного
образования
является
исключительно
благоприятным
периодом
для
развития
коммуникативных
способностей,
сотрудничества
и
кооперации
между
детьми,
а
также
для
вхождения
в
проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут
выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один
отвечает
—
остальные
слушают);
оценка
ответа
товарища
только
после
завершения
его
выступления;
правила
работы
в
группе,
паре;
действия
обучающихся на основе заданного эталона и т. д.
Целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества.
1.
Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функции.
Способность
сформулировать
вопрос,
помогающий
добыть
информацию, недостающую для успешного действия, является важным
показателем
учебной
инициативности
обучающегося,
перехода
от
позиции
обучаемого
к
позиции
учащего
себя
самостоятельно
с
помощью других людей.
2.
Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта
ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося
выступает
не
сверстник,
а
взрослый.
Здесь
требуется
способность
обучающегося
проявлять
инициативу
в
ситуации
неопределённой
задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.
8
3.
Ситуация
взаимодействия
со
сверстниками
без
чёткого
разделения
функций.
4.
Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Последние две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили
сотрудничества, свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению,
агрессивность, индивидуалистические тенденции и пр.
Установлено,
что
у
обучающихся,
занимающихся
проектной
деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме
того, с помощью проектной деятельности может быть существенно снижена
школьная тревожность.
1.3. Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают
тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования, а именно:
•
формирование универсальных учебных действии обучающихся через:
9
освоение социальных ролей, необходимых для учебно - исследовательской и
проектной деятельности;
актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение
учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям,
целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;
освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни
общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы,
инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания,
развитие продуктивного воображения;
развитие компетентности общения;
овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при
помощи последовательного освоения:
основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или
исследования;
технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его
создания;
развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на
базе:
предметного и мета предметного, научного и поли научного содержания;
владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности, творческого поиска решений структурированных и
неструктурированных задач;
общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-
исследовательской и проектной деятельности.
Данная Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя
её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и
мотивации личностно значимой деятельности. Логика Программы базируется на идее
формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через
использование традиционных методов учебно-исследовательской и проектной
деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования,
исследования, сотрудничества. При этом само использование проектных и
исследовательских подходов в обучении является показателем высокой квалификации
учителя, его профессиональной компетенции в организации системно-деятельностного
подхода с целью развития обучающихся.
Исходя из целей освоения Программы организационно - методическое обеспечение и
педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения
следующих задач:
10
в отношении обучающихся:
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и
обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование,
реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
обучение методам творческого решения проектных задач;
формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
формирование конструктивного отношения к работе;
создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в
мире профессий;
в отношении учителя:
применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение
и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением
этапов деятельности;
поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной
направленности исследований и проектных разработок;
обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности,
творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем,
тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов
деятельности;
владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации,
повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и
работы группы в целом;
в отношении администрации образовательного учреждения:
создание организационных возможностей для данного вида деятельности
(расписание, циклограмма, деятельность в системе дополнительного образования,
часы школьного компонента, платные образовательные услуги, волонтёрские и
общественные работы);
разработка локальных актов, поддерживающих усилия учащихся в учебно-
исследовательской и проектной деятельности, соглашений о сотрудничестве с
учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения
экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;
организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, клубов,
конкурсов, олимпиад, конференций, научных обществ, т. е. образовательного
пространства, поддерживающего этот вид деятельности;
11
создание условий для поощрения и практического использования результатов
проектной и исследовательской деятельности обучающихся в деятельности школы
и других организаций;
создание условий для поиска инвестиций для инновационных разработок
учащихся.
1.4. Принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Для успешного управления проектной и учебно-исследовательской деятельностью
учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:
доступности — занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает
освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на
высоком уровне трудности. Но понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл
тогда, когда этот уровень имеет непосредственное отношение к конкретному
ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика
достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно;
естественности — тема исследования, за которую берётся обучающийся, не
должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а
значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик
сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи
взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности
её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;
наглядности, или эксперименталъности, — в исследовательской деятельности
человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью
других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся
выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и
явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые
он изучает в качестве исследователя;
осмысленности — для того чтобы знания, полученные в ходе исследования
(проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им
осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть
подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно
только в том случае, если цель, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта)
не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий,
своеобразный инсайт ученика. Именно процесс осмысливания хода проектно-
исследовательской работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и
формирует умение совершать логические умственные операции, способность
переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;
культуросообразности — это воспитание в ученике культуры соблюдения научных
традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности
подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом
творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в
работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и
мировосприятием;
12
самодеятельности — ученик может овладеть ходом своей исследовательской
(проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном
опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику
самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности,
порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов,
которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования.
Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень
взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнёром
и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они,
взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип самостоятельности является самым главным из всех вышеперечисленных
принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектно-
исследовательской работы — основной показатель понимания обучающимся изучаемой
им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип
самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и
экспериментальное, а не наоборот.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и
специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
•
практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
•
структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие
компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание,
формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных
поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в
соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в
соответствующем использованию виде;
•
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность,
аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько
предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников,
рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование
умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности
творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как
показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской
деятельности
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся
проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему
(задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и
практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и
13
обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания
продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися.
При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится
действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя
переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что
проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной
на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для
обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в
образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
•
видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий,
социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой),
инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
•
содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний
(нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
•
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек),
групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы),
муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках
сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
•
длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального
многолетнего проекта;
•
дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной
деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка
мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,
представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на
протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой
работы школьник — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога
получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть
школьник. Работая над проектом, обучающиеся имеют возможность в полной мере
реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а
иногда и с личными проблемами.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата
работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых
порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение
работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не
только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной
14
деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение
эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития
соответствующих УУД, а именно:
•
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
•
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
•
устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
•
проводить эффективные групповые обсуждения;
•
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
•
чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для
достижения этих целей;
•
адекватно реагировать на нужды других.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка
цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления
проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на
вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся
определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?»
Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые
будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он
хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только
продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи
педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы
подходят небольшие учебные проекты. Кроме того, учебный проект — прекрасный способ
проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне
может проводиться в форме защиты учебного проекта.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию
позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её
результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации
именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся
уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость,
открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные
качества.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся
должны овладеть следующими действиями:
•
постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
15
•
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей
деятельности;
•
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
•
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ;
•
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного
продукта;
•
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её
организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская
деятельность может приобретать разные формы.
16