Автор: Басханова Мадинат Темирсултановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия им. М. Горького"
Населённый пункт: г.Хасавюрт Республика Дагестан
Наименование материала: открытый урок Окружающий мир
Тема: "Грибы"
Раздел: начальное образование
Цель: Познакомить учащихся с особенностями грибов и их ролью в
природе.
Оборудование: Презентация к уроку Окружающий мир. 3 класс.
Прирожденные разрушители.ppt
1.
Организационный момент.
- Начнем урок с повторения
2.
Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
-
Какими
признаками
обладают
все
живые
организмы?
(Живые
организмы дышат, растут, размножаются.)
- По каким признакам различают растения и животных? Чем они
отличаются?
Растения
Животные
[Слайд 2]
(Растения создают органическое вещество, цветут, не двигаются.)
Растения:
- фотосинтез
- не двигаются
[Слайд 2 – открытие по клику]
- Цветут не все растения. (Животные могут двигаться, заглатывать и
переваривать пищу, чувствовать.)
Животные:
- двигаются
- заглатывают и переваривают пищу
- чувствуют
[Слайд 2 – открытие по клику]
-
Кто
выполняет
работу
разрушителей
(«мусорщиков»)
в
экосистеме?
[Слайд 3]
(Работу разрушителей выполняют микробы, дождевые черви, раки,
грибы и другие живые организмы.)
3.
Совместное открытие знаний.
Работа с учебником.
- Прочитайте диалог Лены и Миши в учебнике на странице 120.
(чтение учащихся по ролям)
- Почему Лена считает, что грибы – это растения?
Грибы: [Слайд 4]
- не двигаются
- растут
- нет хлорофилла.
[Слайд 4 – открытие по клику]
- Какими признаками обладают все живые организмы?
-
По
каким
признакам
различают
растения
и
животных?
- Прочитайте первый абзац на странице 120.
- С каким царством мы сегодня познакомимся? (с царством грибов)
[Слайд 5]
- Посмотрите на рисунок в задании 1. Сколько грибов на рисунке?
(работа в парах)
-
Проверьте
свои
ответы,
прочитав
текст
учебника
(это
один
организм)
-
Где
находится
основная
часть
гриба?
Как
она
называется?
(грибница, находится под землей).
- Грибница состоит из множества ветвящихся нитей толщиной в одну
клетку. Таким образом, каждая клетка гриба всасывает питательные
вещества почти всей поверхностью.
У огромного количества грибов наружное пищеварение, поэтому они
успешно разрушают остатки других живых организмов. Не забывайте,
они - прирожденные разрушители.
Если
грибница
-
основная
часть
гриба,
то
зачем
вырастает
надземная
часть,
которую
мы
и
называем
грибом?
(Плодовое
тело
нужно для размножения, на нем созревают споры.)
2
[Слайд 6]
-Что такое лишайник? (Это содружество грибов и водоросли.)
[Слайд 7]
- На кухне встречается еще один вид грибов - дрожжи. Какие они?
(Дрожжи - одноклеточные и не образуют нитей грибницы.)
- Как человек использует дрожжи? (Для изготовления теста, вина,
пива.)
- Что дрожжи делают с тестом? (Тесто становится пышным.)
- Что заменяет дрожжам дыхание? (Дрожжи используют брожение
вместо дыхания.)
- Можем ли мы столкнуться с грибами на кухне? (На продуктах
появляется плесень: серая, сизая, голубая, желтая)
[Слайд 7 – открытие по клику]
-
Как
человек
использует
плесневые
грибы?
(Из
них
получают
лекарства - антибиотики.)
-
Некоторые
грибы
образуют
содружество
с
деревом,
как
оно
называется? (Содружество называется микориза.)
[Слайд 8]
- Все это - разные виды грибов.
- Рассмотрите на странице 121 разные виды грибов.
Съедобные грибы - ценная пища, богатая белками.
[Слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14] (заранее подготовленные сообщения
учащихся о съедобных грибах)
Важно научиться различать съедобные и ядовитые, несъедобные
грибы.
[Слайд 15, 16, 17] (заранее подготовленные сообщения учащихся о
несъедобных грибах)
Среди трубчатых грибов, у которых шляпка снизу напоминает губку,
нет особо опасных, но есть несъедобные.
3
А вот с пластинчатыми грибами нужно быть поосторожнее, у них
шляпка снизу покрыта пластинками. Среди них есть очень ядовитые
грибы.
4.
Первичное закрепление.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 80, выполните задание 5.
5.
Итог урока.
Какова роль грибов в природе? (Они - прирожденные разрушители.)
-
Что
они
делают?
(Разрушают
остатки
живых
организмов
и
превращают их в минеральные вещества, нужные растениям.)
- Грибы - это растения или животные? (Это особое царство - царство
грибов.)
[Слайд 18]
- Где нельзя собирать даже съедобные грибы? (В городе, вблизи
дорог и заводов.)
[Слайд 18 – открытие по клику]
- Какое главное правило грибника важно помнить, собирая грибы?
(Собирать только съедобные грибы! Незнакомые грибы не собирать!)
[Слайд 18 – открытие по клику]
- Прочитайте вывод в учебнике на странице 122 и сравните его с
выводом, сделанным нами на уроке.
- Какое же золотое правило грибника? (собирать только известные
съедобные грибы).
- Проверим себя, решив кроссворд.
[Слайд 19 – открытие по клику]
6.
Домашние задание
- Дома прочитайте текст учебника на странице 121-122 еще раз и
ответьте на вопросы на странице 122.
- Для желающих: подготовьте сообщение о съедобных грибах.
7.
Орг. момент.
Оценки выставляются в течение урока.
4
- за работу на уроке
- за сообщения
- за выполнение задания в учебнике.
Источники:
1.
Вахрушев
А.А.,
Данилов
Д.Д.
Окружающий
мир.
Ч.
1
«Обитатели Земли».
2.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к
учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.
3.
Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации
для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс.
4. Тимофеева О.А. Окружающий мир, 3 класс: Поурочные планы по
учебнику Вахрушева А.А. «Обитатели Земли». 2006г.
5