Напоминание

"Грибы"


Автор: Басханова Мадинат Темирсултановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия им. М. Горького"
Населённый пункт: г.Хасавюрт Республика Дагестан
Наименование материала: открытый урок Окружающий мир
Тема: "Грибы"
Раздел: начальное образование





Назад




Цель: Познакомить учащихся с особенностями грибов и их ролью в

природе.

Оборудование: Презентация к уроку Окружающий мир. 3 класс.

Прирожденные разрушители.ppt

1.

Организационный момент.

- Начнем урок с повторения

2.

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

-

Какими

признаками

обладают

все

живые

организмы?

(Живые

организмы дышат, растут, размножаются.)

- По каким признакам различают растения и животных? Чем они

отличаются?

Растения

Животные

[Слайд 2]

(Растения создают органическое вещество, цветут, не двигаются.)

Растения:

- фотосинтез

- не двигаются

[Слайд 2 – открытие по клику]

- Цветут не все растения. (Животные могут двигаться, заглатывать и

переваривать пищу, чувствовать.)

Животные:

- двигаются

- заглатывают и переваривают пищу

- чувствуют

[Слайд 2 – открытие по клику]

-

Кто

выполняет

работу

разрушителей

(«мусорщиков»)

в

экосистеме?

[Слайд 3]

(Работу разрушителей выполняют микробы, дождевые черви, раки,

грибы и другие живые организмы.)

3.

Совместное открытие знаний.

Работа с учебником.

- Прочитайте диалог Лены и Миши в учебнике на странице 120.

(чтение учащихся по ролям)

- Почему Лена считает, что грибы – это растения?

Грибы: [Слайд 4]

- не двигаются

- растут

- нет хлорофилла.

[Слайд 4 – открытие по клику]

- Какими признаками обладают все живые организмы?

-

По

каким

признакам

различают

растения

и

животных?

- Прочитайте первый абзац на странице 120.

- С каким царством мы сегодня познакомимся? (с царством грибов)

[Слайд 5]

- Посмотрите на рисунок в задании 1. Сколько грибов на рисунке?

(работа в парах)

-

Проверьте

свои

ответы,

прочитав

текст

учебника

(это

один

организм)

-

Где

находится

основная

часть

гриба?

Как

она

называется?

(грибница, находится под землей).

- Грибница состоит из множества ветвящихся нитей толщиной в одну

клетку. Таким образом, каждая клетка гриба всасывает питательные

вещества почти всей поверхностью.

У огромного количества грибов наружное пищеварение, поэтому они

успешно разрушают остатки других живых организмов. Не забывайте,

они - прирожденные разрушители.

Если

грибница

-

основная

часть

гриба,

то

зачем

вырастает

надземная

часть,

которую

мы

и

называем

грибом?

(Плодовое

тело

нужно для размножения, на нем созревают споры.)

2

[Слайд 6]

-Что такое лишайник? (Это содружество грибов и водоросли.)

[Слайд 7]

- На кухне встречается еще один вид грибов - дрожжи. Какие они?

(Дрожжи - одноклеточные и не образуют нитей грибницы.)

- Как человек использует дрожжи? (Для изготовления теста, вина,

пива.)

- Что дрожжи делают с тестом? (Тесто становится пышным.)

- Что заменяет дрожжам дыхание? (Дрожжи используют брожение

вместо дыхания.)

- Можем ли мы столкнуться с грибами на кухне? (На продуктах

появляется плесень: серая, сизая, голубая, желтая)

[Слайд 7 – открытие по клику]

-

Как

человек

использует

плесневые

грибы?

(Из

них

получают

лекарства - антибиотики.)

-

Некоторые

грибы

образуют

содружество

с

деревом,

как

оно

называется? (Содружество называется микориза.)

[Слайд 8]

- Все это - разные виды грибов.

- Рассмотрите на странице 121 разные виды грибов.

Съедобные грибы - ценная пища, богатая белками.

[Слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14] (заранее подготовленные сообщения

учащихся о съедобных грибах)

Важно научиться различать съедобные и ядовитые, несъедобные

грибы.

[Слайд 15, 16, 17] (заранее подготовленные сообщения учащихся о

несъедобных грибах)

Среди трубчатых грибов, у которых шляпка снизу напоминает губку,

нет особо опасных, но есть несъедобные.

3

А вот с пластинчатыми грибами нужно быть поосторожнее, у них

шляпка снизу покрыта пластинками. Среди них есть очень ядовитые

грибы.

4.

Первичное закрепление.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 80, выполните задание 5.

5.

Итог урока.

Какова роль грибов в природе? (Они - прирожденные разрушители.)

-

Что

они

делают?

(Разрушают

остатки

живых

организмов

и

превращают их в минеральные вещества, нужные растениям.)

- Грибы - это растения или животные? (Это особое царство - царство

грибов.)

[Слайд 18]

- Где нельзя собирать даже съедобные грибы? (В городе, вблизи

дорог и заводов.)

[Слайд 18 – открытие по клику]

- Какое главное правило грибника важно помнить, собирая грибы?

(Собирать только съедобные грибы! Незнакомые грибы не собирать!)

[Слайд 18 – открытие по клику]

- Прочитайте вывод в учебнике на странице 122 и сравните его с

выводом, сделанным нами на уроке.

- Какое же золотое правило грибника? (собирать только известные

съедобные грибы).

- Проверим себя, решив кроссворд.

[Слайд 19 – открытие по клику]

6.

Домашние задание

- Дома прочитайте текст учебника на странице 121-122 еще раз и

ответьте на вопросы на странице 122.

- Для желающих: подготовьте сообщение о съедобных грибах.

7.

Орг. момент.

Оценки выставляются в течение урока.

4

- за работу на уроке

- за сообщения

- за выполнение задания в учебнике.

Источники:

1.

Вахрушев

А.А.,

Данилов

Д.Д.

Окружающий

мир.

Ч.

1

«Обитатели Земли».

2.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к

учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.

3.

Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации

для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс.

4. Тимофеева О.А. Окружающий мир, 3 класс: Поурочные планы по

учебнику Вахрушева А.А. «Обитатели Земли». 2006г.

5



В раздел образования