Автор: Романова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 28"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Познавательный проект
Тема: "Масленица"
Раздел: дошкольное образование
Познавательный проект в
подготовительной группе № 11
Руководитель: воспитатель:
Романова О.В.
Нижний Новгород, 2018 г.
Ой, да Масленица
На двор въезжает,
Широкая, на двор въезжает!
Ой, да Масленица,
Широкая, погости недельку,
Недельку!
«Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну нам
принесла!
Масленица – один из самых любимых народных праздников, происходящий в
конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и
скоморохами и навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая
интерес к историческому прошлому страны.
• Срок реализации : краткосрочный (1неделя с 12-16 февраля)
• Тип проекта: познавательно-творческий, игровой.
Цель
проекта:
формирование интереса к русским народным традициям на примере
ознакомления с праздником Масленица.
Задачи:
-Познакомить детей с русским народным праздником Масленицей, его
историей и обычаями.
-Разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику,
познакомить с правилами проведения русских народных игр.
-Развивать творческие способности детей и родителей.
-Способствовать сплочению детей и взрослых в процессе подготовки и
проведения праздника Масленица.
-Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие,
всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим
людям.
-Воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях.
Актуальность:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в
том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и
православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили
возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим
образцам устного и музыкального народного творчества, поэтому и возникла
идея в проведении праздничного гулянья силами педагогов, родителей и детей.
• Участники проекта – дети подготовительной группы и их родители,
воспитатели, музыкальный руководитель.
• Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации проекта:
-дети узнают, что в конце зимы отмечают русский народный
праздник Масленица;
-у детей сформируются представления о данном празднике;
-повысится познавательный интерес детей и родителей к русской культуре, ее
обычаям, обрядам;
-дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной
деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;
-обогатиться развивающая среда в группе;
-в традицию детского сада войдёт организация народных праздников совместно
с родителями.
Этапы реализации
проекта:
I– подготовительный
II – основной
III – заключительный
I – этап: подготовительный.
Цель: Постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с традициями
празднования Масленицы.
-Изучение литературы
-Подготовка занятий
-Подготовка иллюстраций
II – этап: основной
Цель: Формирование представлений у детей и родителей о русской
национальной традиции встречи весны.
- Ознакомление детей с историей праздника Масленица: беседы, чтение
художественной литературы, рассматривание репродукций картин народных
гуляний, просмотр слайдов и мультфильмов о Масленице, заучивание
закличек, потешек, загадок, хороводов, песен, русских народных игр, сюжетно-
ролевые игры.
- Подбор и оформление информации об Масленице в уголок информации для
родителей.
-Изготовление макета: « Деревенская изба»
-Составление сценария проведения праздника «Широкая
Масленица» совместно с родителями и детьми, музыкального руководителя.
Распределение ролей и обязанностей в проведении праздника.
- Изготовление костюмов для праздника.
- Изготовление солнышек для украшения участков.
- Привлечение родителей к изготовлению чучела Масленицы, сбору
интересных рецептов блинов.
III – этап: заключительный
Цель: Получение эмоционального удовлетворения от участия в
празднике «Широкой Масленицы».
-Развлечение «Широкая Масленица»
Результат проекта:
-В процессе подготовки и проведения
праздника Масленица родители стали активными партнерами в
образовательном процессе.
-Дети познакомились с русским народным праздником Масленицей, его
историей и обычаями, разучили заклички, потешки, пословицы, песни к
празднику, познакомились с правилами проведения русских народных игр.
-Дети стали более добрыми, великодушными, миролюбивыми, внимательными,
чуткими друг к другу и окружающим людям.
-Дети и родители получили эмоциональное удовлетворение от
праздника «Широкая Масленица».
-У детей и родителей повысился интерес и стремление изучать народные
традиции.
Информационные ресурсы:
Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты,
рукоделие. Дет. литература, 2001
Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988. – описание народных игр.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры –СПб, Детство-пресс, 1998
Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном
образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и
сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для
детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.
Резунков А. Г. Яковлева М. В. Масленица. Сценарий праздника, игры,
скороговорки «композитор» С. Пб 2013 – Сборник о древних русских
праздниках.
Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. -
Москва, Айрис-пресс, 2003.
А
вот
как
мы
встречали
Масленицу
…