Автор: Королькова Любовь Федоровна
Должность: учитель истории и обществознания (ОРКСЭ)
Учебное заведение: МКОУ СОШ №10 Курского муниципального района Ставропольского края
Населённый пункт: станица Стодеревская
Наименование материала: Методическая разработка по спецкурсу «Основы православной культуры» в классах казачьей направленности
Тема: «Пасха в казачьей станице»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка по спецкурсу
«Основы православной культуры» в
классах казачьей направленности
«Пасха в казачьей станице»
Автор - Королькова Любовь Федоровна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №10 Курского муниципального района
Ставропольского края
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Д.С. Лихачев.
Цель: воспитание любви к культуре своего народа, его обычаям, обрядам,
бережного
отношения к святому; приобщение детей к истокам казачьей культуры;
формирование устойчивого интереса к традициям празднования Светлого
праздника Пасхи.
Задачи:
- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений
казачат о народных традициях.
- развивать логическое мышление, память, внимание, двигательные умения
-воспитывать духовно-нравственные качества у детей, способствовать
сохранению интереса к казачьим семейным традициям.
Ключевые понятия: Великий пост, Воскресение, Спаситель, Пасха
Христова.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, компьютер, книги.
На мероприятии присутствуют обучающиеся казачьих классов,
представители станичного казачьего общества, педагоги школы, настоятель
местного храма.
Учитель: По словам знаменитого русского историка Карамзина: «История
– учитель жизни, завет предков, к потомству, кладезь мудрости». Познавая
историю, мы познаем себя. Необходимо вернуться к нашим родным истокам,
вспомнить то, чего забывать нельзя: кто мы? Где наши корни?
Наш край исконно казачий, поэтому его история тесно связана с историей
казачества. Духовная основа казачества – это православие. Казаки всегда
были
верными
слугами
Богу
и
Отечеству.
Так
повелось
издревле.
Свои
подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение
Христово.
В
казачьей
культуре
Православие
тесно
переплеталось
с
воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами
казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской.
Многие века казаки самоотверженно воевали и трудились во имя веры,
царя и Отечества, черпали свою силу в Православии.
Казаки всегда отличались крепкой верой. Казак без веры - не казак. Вера
спасает, оживляет, творит. Сила казачества не в лампасах и не в чубе, а в
казачьем
духе,
в
казачьей
психологии
свободного
человека,
в
чувстве
собственного достоинства, в безграничной любви к родному краю, России, в
бережном отношении к традициям предков, в трудолюбии, предприимчи-
вости, умении защищать свои права. Современное возрождение казачества -
самое
убедительное
доказательство
того,
что
казачий
дух,
никогда
не
менявший своего верного отношения к Православию и Отечеству, сегодня
возвращает к жизни и самих казаков. Верой возрождается казачество.
Вы знаете многие православные праздники, которые отмечают казаки. А
какой их из самый главный?
Ученики: Праздник Пасхи.
Учитель:
П р а в и л ь н о . Православные
христиане
называют
Пасху
«праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной
церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник
символизирует
победу
добра
над
злом,
света
над
тьмой,
хранит
в
себе
историческую
память
об
искупительной
добровольной
жертве
во
имя
человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.
Христианская Пасха отмечается
не
по
солнечному,
а
по
лунному
календарю
и
поэтому
не
имеет
постоянной
даты.
Учащиеся
класса
подготовили
к
сегодняшнему
занятию
сообщения
из
истории
этого
праздника.
1 ученик: Как же произошло Воскресение Христа из мёртвых? Одно из
свидетельств
этого
величайшего
чуда
принадлежит
историку
Гермидию,
официальному историографу Иудеи. В ночь на воскресенье Гермидий лично
отправился к гробу, чтобы убедиться, что умерший не может воскреснуть. В
слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень
светло и над землёй появился человек, как бы сотканный из света. Раздался
удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная стража вскочила и тут же
упала на землю. Камень, закрывавший вход в пещеру, откатился. Вскоре свет
над
гробом
исчез.
Но
когда
Гермидий
приблизился
к
гробу,
тела
Погребённого
там
не
оказалось.
Врач
не
верил,
что
умерший
может
воскреснуть, но Христос, по его воспоминаниям, «действительно воскрес, и
все мы видели это собственными глазами».
2 ученик::
Пасхе предшествует строгий семинедельный Великий пост, когда верующие
воздерживаются
от
определённых
видов
пищи.
За
неделю
до
Пасхи
отмечается праздник – Вербное воскресенье. Когда люди расходились по до-
мам в день Вербного воскресенья, отмечая вход Иисуса в Иерусалим, и несли
перед собой, как свечи, пушистые вербные прутики, они знали: начинается
преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний. Неделю перед Пасхой
называют Страстной седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями
последних дней из земной жизни Христа.
Учитель: В станицах терских казаков в каждой семье постились все от мала
до велика. Особенно ждали Пасху дети, когда можно было разговляться, т.е.
есть мясо, яйца, молоко, сливочное масло.
3 ученик:
В казачьих станицах все ждали этот праздник, готовились к нему. Мужчины
наводили порядок во дворах и конюшнях, вывозили навоз на поле, готовили
конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей.
Женщины торопились после зимы новым веником собрать паутину по углам
и на потолке, нетерпеливо снимали занавески с окон и русской печи, стирали
их, разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи.
Спешили достать из сундуков одежду, выветрить ее, выгладить - так и мель-
кали в умелых руках утюги, паровой да печной!
1 ученик:
В один из таких дней глава семьи отправлялся на мельницу и привозил
домой мешок специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату,
окружали, развязывали, брали муку щепоткой, пробовали языком и выносили
решение:
«Надо
только
добавить
простой
муки,
чтобы
пасхи
сверху
не
потрескались».
И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает ее тулупом и тут же
объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем».
В день приготовления пасхи - Великую пятницу - детвору отправляли на
целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе.
В комнатах воцарялось спокойствие: ни грубого слова, ни суеты, тем более
ссор. Если что и вспыхнет между невестками, бабушка тут же их усмиряла:
«Прекратите! Грех ругаться на Пасху. Хлеб поставили в печь!»
С утра во всех уголках хаты, а особенно ближе к русской печи, пахло
ванилью, сушеными фруктами, изюмом, вареньем.
2 ученик:
Печь протапливали овечьими и коровьими кизяками - до тех пор. пока угли
не ложились мерцающим ковром по поду. Тогда только по нему разносили
рогачом
сырое
тесто
в
формочках.
Закрывали
большой
заслонкой.
Все
выходили из комнаты, и только бабушка изредка заходила и заглядывала в
печь.
Девчонки в это время колотили в стаканах гоголь-моголь, чтобы украсить
пасхи: размазывали его гусиным пером по верхушкам, а потом посыпали
сверху крашеным пшеном. Когда готовый хлеб вынимали из печи, начинали
готовить пироги, пирожки, красили яйца.
3
ученик:
Вечером,
когда
вся
семья
была
в
сборе,
бабушка
вскидывала
облачко марли - и взорам присутствующих открывалось сокровище: большие
и
маленькие
пасхи,
напоминавшие
купола
церквей,
румяные
пирожки
и
пироги с плетенками посередине.
Все домашние кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые
дары. Затем обращали взоры к святому углу, где находилась икона Матери
Божьей Кормилицы со снопом, и молились ей.
Во все предпасхальные дни у икон горела лампада, стояла плащаничка -
эмалированный поднос, на котором располагалась пророщенная пшеница, а в
центре миниатюрного зеленого поля - свеча и три красных яичка.
Учитель:
Впереди
были
всенощная
служба
в
церкви,
освящение
пасок,
разговенье на рассвете, праздничное гулянье.
(Видеосюжет об освещении пасок, который сопровождается колокольным
звоном.)
1 ученик:
Открыты царские врата пред нами
Святой огонь сияет от свечи...
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Еще темно. Но солнышко играет,
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем:
Христос Воскрес!
Дети: - Христос Воскрес!
2 ученик: К нам пришел Праздник праздников лучший,
3 ученик: Самый главный, любимый, певучий,
1 ученик: Торжествуйте же, люди, все вместе,
2 ученик:: Принимайте такое известие:
3 ученик: : Днесь Воскресе Христос! То не сказка,
1 ученик: Вот она – долгожданная…
Вместе: ПАСХА!
(Выступление настоятеля местного храма, поздравление всех с праздником
светлой Пасхи)
1 ученик: Земля и солнце, поля и лес –
Всё славит Бога: Христос Воскрес!
2 ученик: В улыбке синих живых небес
Все та же радость: Христос Воскрес!
3 ученик: Вражда исчезла, и страх исчез,
Нет больше злобы – Христос Воскрес!
1 ученик: Как дивны звуки святых словес,
В которых слышно:
Вместе: Христос Воскрес!
(Обучающимися казачьих классов исполняется песня «Он воскрес, ангелы
поют!»)
2 ученик:
Он самый главный светлый праздник Пасхи
С зарею льется музыка с небес
Весь мир сияет радужной окраской
Хор ангелов поет: «Христос Воскрес!»
А с ним приходят крашенки из детства
И радость птицей счастья в каждый дом.
3 ученик:
Тепло несет он людям чтоб согреться
От зла и бед закрыть своим крылом.
Спешит всегда с добром с благою новью
С известием Воскресения спешит.
Народу сердце окропить любовью
И искру Божию доставить для души.
(исполняется песня «Подарил нам этот день Спаситель ты»)
Учитель: Кто скажет, как в этот день казаки приветствовали друг друга?
Ученики:
На
Пасху
принято
было
христосоваться.
Все
обменивались
крашеными
яйцами
и
трижды
целовали
друг
друга.
Христосоваться
-
поздравлять друг друга с праздником, а крашеные яйца при этом являются
символом жизни.
В
день
Светлой
Пасхи
полагалось
приветствовать
словами
"Христос
Воскрес!", в ответ принято сказать "Воистину Воскрес!" В народе считалось,
что в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения, сам Христос спускается на
землю и ходит по городам. Люди раздавали угощение нищим, потому что
одним из них мог быть сам Иисус.
Яйцо считается символом новой жизни, возрождения. По преданию, первое
пасхальное
яйцо
святая
Мария
Магдалина
преподнесла
римскому
императору, яйцо окрасилось в ярко красный цвет, подтверждая благую весть.
Красный цвет- цвет крови Христа.
Учитель: Но праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника
всегда была и другая сторона - мирская. Пока шла пасхальная служба, никто
не смел предаваться праздничным развлечениям. Но когда «иконы прошли»,
начинались пасхальные гулянья.
Какие же развлечения приняты на Пасху?
Ученики: На Пасху принято "биться яйцами", стукать тупым или острым
концом сваренного крашеного яйца яйцо соперника. Выиграет тот, чье яйцо
не треснуло.
Учитель: А у терских казаков принято было яйца катать. Каждый играющий
должен был положить одно яйцо в шапку, предварительно наметив его. Затем
ведущий поднимал шапку над головами и доставал поочередно по одному
яйцу.
Так
определяли
очередь.
Яйца
клали
на
ровную
поверхность
на
расстоянии 50 см друг от друга и с расстояния 5-6 м катили мяч, направляя
его на яйцо. Если мяч задевал яйцо, оно становилось добычей игрока.
А теперь послушайте сообщение учащихся о том, чем и как красили яйца в
станицах Терека.
Ученики: Существует несколько способов раскрашивания:
Крашенки
- в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху,
сок
свеклы,
корень
марины.
Сегодня
используют
пищевые
красители.
Крапанки
- сначала вареное яйцо красят, а затем наносят капли горячего
воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска
высохнет,
яйцо
опускают
в
горячую
воду.
В
ней
воск
тает,
образуется
о р и г и н а л ь н ы й
р и с у н о к .
Писанки
-
это
целое
произведение
народного
творчества.
В
их
росписи
используются изображения растений и животных, геометрические фигуры.
Учитель:
Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время. В
чистый Четверг люди наводят порядок в домах, во дворе и около двора,
красят яйца, в страстную пятницу дома наполняются запахом пекущихся
пасок и пирогов.
Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после
пасхального
воскресенья.
Это
был
"родительский
день",
поминовение
усопших.
Отношение
к
предкам
-
показатель
нравственного
состояния
общества,
людей.
На
Тереке
к
предкам
всегда
относились
с
глубоким
почтением. В некоторых станицах в этот день все шли на кладбище, вязали на
крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали "на
помин" еду и сладости. В нашей станице Стодеревской наоборот соблюдался
запрет на посещение кладбищ, т.к. считалось, что "родители в это время
находятся дома", среди живых.
Итак, Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и
печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение,
пусть
душа
ваша
наполнилась
любовью,
добротой
и
надеждой.
1 ученик:
Из года в год
Из века в век передается истина
Пусть слышит каждый человек
Христос воскрес! Во истину…
(исполняется детская песня «Сегодня у окошка чирикнул воробей»)
2 ученик: Чтобы с удачей жить в согласии,
И ждать от жизни разных благ,
Не будьте с верой в разногласье,
Не тратьте время просто так.
3 ученик: Хоть в жизни дел мирских так много,
Оставив их придите в храм,
В делах не забывайте Бога.
И ангел ваш поможет вам.
(исполняется танец девочек 6 класса)
Учитель:
«
Иисус воскрес!, Во истину воскрес!
Народ друг друга поздравляет.
Вот это - истина, благая весть!
Надежду, веру в нас вселяет.
Каким тяжёлым не был бы удел:
Удары, боли судьбы злобной.
Есть Божий выход из любых проблем,
Заплачено ценою кровной.
Её Спаситель наш, Христос пролил.
За все грехи наши с тобою.
Дорогу в ад Собою Он закрыл,
Растерзанной Своей Душою.
Он-Пасха наша, закланный за нас,
За наши боли и страданья.
На Крест проклятья Он Собой вознёс,
Принёс нам грешным оправданье!
А теперь давайте закрепим тот материал, с которым познакомились на уроке.
Проведем игру «Да или нет».
1
) Пасха празднуется семь дней.
2) Пасха у христиан более популярна, чем Рождество.
3) Кулич, как и пасха, является главным христианским пасхальным блюдом.
4) На Пасху отмечается воскресение Иисуса Христа, который своей смертью
искупил людские грехи.
5) На пасхальном столе обязательно должен быть барашек из теста.
6) Освященное пасхальное яйцо обладает магическими свойствами.
- Оказались ли в этой игре вопросы, на которые ты не смог ответить или
сомневаешься в правильности ответа?
Домашнее задание:
Задание для любителей поэзии.
- Найдите стихотворения, посвященные Пасхе.
- Приготовься к выразительному чтению.
-Попробуй придумать своё стихотворение на тему Светлое Воскресение
Христово.
Задание для любознательных.
А знаешь ли ты?
Пасха- древнейший праздник христианской Церкви, он отмечался уже во
времена апостолов. В 325 году на первом Вселенском Соборе в Нике было
установлено, что Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после
весеннего равноденствия и полнолуния (поэтому она является переходящим
праздником), что обычно приходится на период с 4 апреля по 8 мая.
- Посчитайте, сколько лет люди отмечают Пасху?
А знаешь ли ты?
Сколько примет связано с этим праздником!
-Попытайся в книгах хотя бы несколько примет.
Литература:
1.
«Концепция
традиционного
духовно-нравственного
воспитания,
развития
и
социализации
обучающихся
в
казачьих
кадетских
корпусах»., М., 2013 год.
2.
Примерная
программа
традиционного
духовно-нравственного
воспитания, развития и социализации в казачьих кадетских корпусах,
М., 2012 год.
3.
«Формирование
духовно-нравственной
культуры
и
гражданского
становления личности на основе казачьего этнокомпонента», Крючков
В.К., Котина И.А, Тимофей Чайкин (священник) под общей редакцией
Прео священного
Кирилла,
епископа
Ст авропольского
и
Невинномысского.
4.
Книга для чтения «Казачество в истории Ставрополья», Невская Т.А.,
Ставрополь, 2015 год.
5.