Автор: Акинина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
Населённый пункт: с. Старомарьевка Грачёвского района Ставропольского края РФ
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: «У родного причала» Урок внеклассного чтения: региональный компонент
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» с.Старомарьевка
Грачёвского муниципального района
Ставропольского края
Урок литературы в 6 классе
для категории детей с ОВЗ (ЗПР).
«У родного причала»
Урок внеклассного чтения: региональный компонент
Автор: учитель русского
языка и литературы
МКОУ СОШ №7
с.Старомарьевка
Е. В. Акинина
2018.
Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Предмет: литература
Класс: 6 класс
Тип урока: региональный компонент
Тема
Урок внеклассного чтения по литературе «У родного причала…» (региональный компонент)
Цель
Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие за-
дачи;
1.
познакомить учащихся с творчеством поэтов родного села (Елагина Н. А., Ефименко Л. Т., Лобков И. .,
Лепёхин А. ., Троцко Н. П…); показать значение художественного мастерства поэтов, использование
ими различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительно-
го чтения; пополнять словарный запас учеников;
2.
формирование навыка выразительного чтения вслух, словесного рисования;
3.
развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;
4.
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к истории своего села, патриотизм.
Коррекционно – образовательные цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов родного села
(Елагина Н. А., Ефименко Л. Т., Лобков И. ., Лепёхин А. ., Троцко Н. П., Чвалун Г. Л.).
Коррекционно – развивающая цель: развитие мышления и речи, познавательной активности, развития
общей моторики путём проведения физ. паузы.
Коррекционно – воспитательная: воспитание интереса к учебной деятельности.
Задачи
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, проч -
ность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литерату-
ры; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; раз -
вивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус.
Формируемые
УУД
-
Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё дей -
ствие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его заверше -
ния на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять
свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать,
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять ответы на вопросы.
Основные поня-
тия
Стилистические повторы, тропы (метафора, эпитет, олицетворение).
Ресурсы
Доска, мультимедиа система, сборники произведений поэтов родного села, толковые словари, прослушивание
аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации, звуки живой природы и музыка
Mascagni «Cavalleria rusticana».
Организация про-
странства
Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая работа, презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Общеобразовательная программа
Адаптированная
программа для
детей с ЗПР
I.Организаци-
онный мо-
мент.
Цель этапа:
включение уча-
щихся в дея-
тельность на
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Пси-
хологический настрой.
1.Здравствуйте, ребята!
Чтоб урок наш стал светлее,
1.Приветствуют учителя, друг друга,
проверяют готовность к уроку, психо-
логически настраиваются на урок.
1.Приветствуют
учителя, друг дру-
га, проверяют го-
товность к уроку
под руководством
учителя, психоло-
гически настраи-
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудниче-
ства.
Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль.
личностно –
значимом уров-
не.
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь
ваются на урок.
Мотивация к
учебной дея-
тельности.
Цель этапа:
определение со-
держательных
рамок урока.
1.Включает презентацию.
Слайд №1
Сегодня у нас урок внеклассного
чтения «У родного причала…».
Давайте пустимся с вами в увле-
кательное путешествие по поэти-
ческим страницам односельчан!
2.!!!!(1 слайд) Картины природы
и музыка Mascagni «Cavalleria
rusticana». Учитель читает в
это время эпиграф и вступле-
ние к началу урока. Вступление
!!!!(2 слайд) Фото с птицами
(звуки живой природы: пение
птиц, трели соловья)
Слово учителя
Сегодня на уроке мы продол-
жим знакомство с творче-
ством замечательных поэтов
нашего родного села, кото-
рые писали о природе, о род-
ных краях, любимой реке –
словом – о малой родине. У
каждого из нас есть своя ма-
лая Родина – тот уголок, где
2.Работают с презентацией.
2.Записывают тему урока в тетрадях.
Ученики пытаются вспомнить все, что
знают о поэтах - односельчанах.Форму-
лируют тему урока.
Фиксируют возникшее затруднение.
Отвечают
на вопросы,
строят понятные для
партнера
высказывания; в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками дела-
ют вывод.
3.Записывают в тетради свое мнение
(5 мин)
4. Внимательно слушают, дополняют и
оценивают работу.
2.Работают с пре-
зентацией.
2.
Записывают
тему урока в
тетрадях, под
контроллем
учителя. Ученики
вспомнают все,
что знают о
поэтах -
односельчанах.
Отвечают
на во-
просы.
( с помощью
учителя).
3.
Записывают в
Личностные УУД: жизненное,
личностное самоопределение,
ценностно-смысловая
ориентация;
нравственно-этическое оценивание, толе-
рантность
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказы-
вание в соответствии с поставленными за-
дачами.,
инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации, умение
с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации,
владение монологической и диалоги-
ческой формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами языка.
Познавательные УУД:
постановка, формулирование и реше-
ние проектной задачи, поиск и выделе-
ние необходимой информации.
Регулятивные УУД:
Организованность во времени,
самооценка,
определение последовательности
промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление
плана и последовательности действий
.
мы родились, где выросли,
где живут наши родители и
друзья, где находится наш
родной дом. Для кого – то ма-
лая Родина – родное село,
улица или палисадник у
дома. Словом, малая Родина
у каждого своя! Наше село
славится талантливыми людь-
ми, влюблёнными в поэзию,
русское слово. О них, о поэтвх
– земляках, и пойдёт наша бе-
седа
.
3. (3 слайд) Фото поэтов – од-
носельчан.
Мир поэзии Ефименко Лидии Ти-
мофеевны глубоко проникнове-
нен, волнует все поколения чита-
телей, просторен и светел, холод-
новат и чуть призрачен. Ребята,
дома вы готовили сообщения о
поэтах – земляках. Что вы може-
те рассказать о Лидии Тимофе-
евне?
Сообщение ученика
Ефименко Лидия Тимофеевна
родилась в 1942 году, в одном
из живописнейших сёл Ставро-
полья, в Бешпагире. С 1968
года учительствовала в селе
Старомарьевка, вплоть до
ухода на пенсию. Лидия Тимо-
феевна является автором
сборников стихов: «Живая рос-
сыпь», «Зов истоков», «Уви-
денное сердцем».
тетради «верно»
или «неверно»,
устно обосновы-
вают свой ответ.
Слово учителя
Необычен и подчас неожи-
дан мир, созданный само-
бытным поэтом. Тот самый
мир, где мы живем, но дале-
ко не всегда так пристально
вглядываемся в него, мир, о
котором не всегда задумыва-
емся. Окунёмся в атмосферу
лирики Лидии Тимофеевны и
ощутим всю её прелесть!
Как свободно и вольно дышится
в атмосфере лирики Ефименко Л.
Т. Она грустна по преимуществу,
но
грусть
легка
и
возвышенна.
Всё мелкое, суетное отступает, и
остаются один на один человек и
мир.
Сообщение ученика
Елагина
Наталья
Александровна
родилась 22 июля 1960 году в селе
Старомарьевка. Окончила в 1983
году
Ставропольский
пединсти-
тут, физико – математический
факультет. С этого же 1983 года
и по настоящее время работает
учителем
математики
в
МОУ
СОШ №10 г. Ессентуки. Является
Отличником прсвещения РСФСР,
ветеран труда. Начала занимать-
(учащийся чита-
ет
стихотворе-
ние
«Тихая
Ро-
дина» Л. Т. Ефи-
менко)
(Учащийся чита-
ет
стихотворе-
ние
Л.
Т.
Ефи-
менко
«Первый
снег»)
Удивителен
мир,
нарисованный
поэтом!
Читатели
подметили
очевидный факт, что стихи Ли-
дии Тимофеевны
«естественно,
незаметно
вдруг переходят
в
песню, вернее не в песню, а в
песенную стихию».
!!!!(4
слайд
– клип
с
песней
«Старомарьевка»)
4.Совершенно другой образ ма-
лой Родины предстаёт в лирике
нашей землячки Елагиной Ната-
льи Александровны.
ся творчеством с 2002 года.
Учащиеся читают наизусть стихо-
творение
Н.
Елагиной
«Старома-
рьевка – село моё родное»)
(Учащиеся читают подготовленное
наизусть стихотворение «Русь
страдальная»).
Сообщение ученика
Иван Алексеевич Лобков родился в
1930 году в нашей родной Старома-
рьевке. Семья была бедная, родители
работали
в
колхозе.
Мирную
жизнь
семьи нарушила война. Отец погиб на
полях сражения. Мама растила сыно-
вей одна. После войны Иван Алексее-
вич закончил агрономический техни-
кум.
Оставшуюся
жизнь
работал
научным сотрудником на селекцион-
ной станции в родном селе, вывел но-
вый
сорт
кукурузы.
Много
читал.
Увлекался шахматами – часто зани-
В стихах Натальи Александров-
ны Елагиной чувствуется «новая
поэтическая стихия, выражаю-
щая духовные искания совре-
менного человека». «Сколько об-
наружилось музыки, веры, на-
дежды и света!». Поэтесса до
сих пор потрясает «глубинным
ощущением причастности к
судьбе нашей Родины, мощью
и искренностью чувства».
5.
Историю нашего села с
самых истоков мы можем
увидеть в творчестве на-
шего поэта – земляка Лоб-
кова Ивана Алексеевича.
мал
призовые
места
на
турнирах
шахматистов.
Стихи
начал
писать
рано. Печатался в районной газете.
Учащиеся читают подготовленное наи-
зусть стихотворение «Речка тихоструй-
ная – Чла» И. А. Лобкова)
II.
Актуали-
зация зна-
ний.
Цель этапа:
актуализация и
углубление
изученного,
актуализация
мыслительных
операций:
сравнение,
анализ,
обобщение;
зафиксировать
затруднение при
выполнении уча-
щимися пробного
учебного дей-
ствия
6. Слово учителя
Творчество поэтов нашего села
вошло в нашу жизнь, обогатило
наше воображение удивительны-
ми образами, еще и еще раз
заставило присмотреться к изна-
чальному — к малой родине,
которая есть у каждого.
!!Посмотрите на заголов-
ки стихотворений, кото-
рые лежат перед вами, и
ответьте, можно ли по на-
званию узнать, о чем бу-
дет идти речь в стихотво-
рении?
!!О чем идёт речь в творче-
стве поэтов нашего села?
!!Что вы представляете,
когда слышите слово
“родина”?
!!Назовите слова-синони-
мы к слову “родина”.
!!Да, родина малая у
(Россия, Отчизна, Отечество, род-
ная земля)
("жавороночья высь", "сиреневый
чабрец", "полоса хлебородной
земли", "седые холмы", "благодать
земная"...)
!!!! Ученики читают работают со
стихотворениями односельчан,
которые находятся у них на пар-
тах
Знакомясь с творчеством наших
Да.
О Родине.
Ответы детей.
("жавороночья
Регулятивные УУД: ориентирование
в ситуации, прогнозирование,
ориентироваться в своей системе
знаний (определять границы
знания/незнания).
Познавательные УУД: выбор критериев
для сравнения, критическое оценивание,
построение речевого высказывания,
остановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении
проблем поискового характера
Коммуникативные УУД: умение всту-
пать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении
проблемы, владение монологической и
диалогической формами речи.
каждого своя: «родной
причал».
А какая она для поэтов нашей
Старомарьевки ?
!!!! Ученики читают работают
со стихотворенимия односель-
чан, которые находятся у них
на партах
!!Понравились вам стихотворе-
ния, с которыми мы познакоми-
лись на уроке?
!!Какое настроение вызвали они
у вас?
земляков, мы видим, что каждый из
них хотел провести диалог между
читателем и писателем и донести
до нас своё видение и понимание
слова “родина”.
Ученик выразительно читает наи-
зусть стихотворение Л. Т. Ефи-
менко «Старо –Сстаро –Старома-
рьевка»
высь",
"сиреневый
чабрец", "полоса
хлебородной
земли", "седые
холмы",
"благодать
земная"...)
!!!! Ученики чи-
тают работа-
ют со стихо-
творениямя од-
носельчан, кото-
рые находятся у
них на партах
А теперь давайте более подроб-
но рассмотрим стихотворение
Ефименко Л. Т. «Старо – Старо –
Старомарьевка»
1.
!!!!(5слайд – текст стихо-
творения
!!Каким настроением проникну-
то это стихотворение.
!! Как надо прочитать
этот стих?
. !!
Какие слова повторяются?
Прочитайте.
С паузами, не спеша
Повтор
Чтобы показать неспешность,
размеренность сельской жизни, а
также доверительность и
проникновенность своего
внутреннего состояния.
Восторгом, лю-
бовью, восхи-
щением
Учащиеся зачи-
тывают повторя-
ющиеся в стихо-
творениях слова.
!!Какой литературный приём
использует автор?
!!Для чего автор использует
повторы?
!!Какие чувства автор пытается
передать читателю?
!!Какие эпитеты использует ав-
тор?
!!Найдите олицетворение?
Учащиеся выбирают из
предложенного стихотворения
эпитеты и зачитывают их.
Учащиеся выбирают из
предложенного стихотворения
олицетворения и зачитывают их.
Учащиеся выбирают из
предложенного стихотворения
метафоры и зачитывают их.
С образом женщины
Надо знать и помнить историю своей
малой родины, любить и беречь род-
ные места, любить людей, с которыми
Чувства любви к
своей малой ро-
дине
.
!! Назовите метафоры?
!!Благодоря художественно –
выразительным средствам
поэтесса создала великолепный
образ нашей Старомарьевки. А с
чем или кем этот образ ассоции-
руется?
7.
Слово учителя
Да, чудесную песнь любви рус-
ской души к малой родине вос-
пели наши земляки, но не по-
вторили, а извлекли небывалые
звуки и чувства. Первое впечат-
ление — удивительно простое
и ясное, понятное всякому, кто
хранит в душе тепло детских
воспоминаний . Иногда невоз-
можно читать эти строки гром-
общаешься, и ценить это общение
ко: кажется, помешаешь, вспуг-
нешь человека, оглядывающего
родное село, с нежностью и
печалью признающего:
"Село моё, родное, ночью снит-
ся,
Я от него живу вдали.
Сюда мечтаю снова возвра-
титься,
Как прилетают на гнездовье
журавли".
Проводя долгие часы наедине
с малой родиной, наши поэты
становились как бы частью ее,
растворяясь в таинственных
шорохах ее жизни, раскрывая
ее секреты.
В чем мудрость, главная
мысль стихотворений на-
ш и х
о д н о с е л ь ч а н
-
поэтов?
То, что оставили нам наши
поэты - творцы, со всей очевид-
ностью позволяет утверждать:
не забвению, а будущему при-
надлежит поэзия Натальи Елаги-
ной, Лидии Тимофеевны Ефи-
менко, Лобкова И . А., Троцко
Нины Петровны, Чвалун Галины
Леонидовны, Лепёхина Анатолия
Николаевича чем и объясняет-
ся значительный интерес чита-
телей к их личностям.
Анализируют текст
8. Предлагает сравнить их по лекси-
ческому значению
Слайд №7
Физминутка
Цель:снять эмо-
циональную
усталость,
предупредить
утомление.
«Если слышите имя прилагатель-
ное – тянете руки вверх, слыши-
те имя существительное –
встаёте на носочки, глагол –
приседаете:
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Выполняют упражнение увлечённо и
внимательно.
Выполняют
упражнение
увлечённо и
очень
внимательно.
IV.Самостоятель
ная работа с
взаимопро-
веркой.
Цель этапа:
тренировать
способность к
самоконтролю и
самооценке.
9. Организует самостоятельную дея-
тельность учащихся по карточкам с
взаимопроверкой; выборочно прове-
ряет несколько тетрадей, предлагает
устранить недочеты индивидуально
или в паре (с консультантами); орга-
низует индивидуальную работу.
7. Самостоятельное выполнение карто-
чек; взаимопроверка, проверка по об-
разцу под контролем учителя
7. Выполнение
карточек по
образцу под
контролем
учителя.
Личностные УУД: самоопределение,
сравнение, умение применять нужные
знания
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и
отличий от эталона; коррекция; оценка,
способность к мобилизации сил и
энергии; способность к волевому
усилию – выбору к преодолению
препятствий,
отличать верно
выполненное задание от неверного.
Личностный результат УУД:
способность к самооценке своих дей-
ствий,
осуществлять самоконтроль
V.
Обобще-
ние и система-
тизация знаний
10.Организует работу в группах по
составлению таблицы.
Слайд №8
8.Работают в 4-х группах по заполне-
нию таблицы. Пользуютсясборниками
стихотворений, литературоведческими
8.Работают в
группах по запол-
нению таблицы по
Личностные результаты:
развитие любви и интереса к языку,
его богатству и выразительным воз-
по теме. Работа
в группах.
(
раз-
ноуровневые
задания).
Цель: воспиты-
вать личность
со сформиро-
ванными комму-
никативными
навыками, уме-
ющими рабо-
тать в команде,
брать на себя
ответствен-
ность; приви-
вать чувство
уважения к об-
щечеловеческим
ценностям (со-
циальная компе-
тенция),
научить исполь-
зовать уже
имеющиеся зна-
ния в других
условиях
и орфографическими словорями. По
окончании на интерактивной доске за-
полняют таблицу, комментируя процесс
Выполняют работу в группах, руко-
водствуясь правилами.
руководством
консультантов.
Пользуются учеб-
ником, сборника-
ми стихотворений.
Устный ответ.
Выполняют рабо-
ту в группах, ру-
ководствуясь пра-
вилами.
можностям;
Познавательные УУД: ориентиро-
ваться в
своей системе знаний; находить отве-
ты
на вопросы в тексте, преобразовывать
информацию из одной формы в дру-
гую:
составлять ответы на вопросы, подве-
дение под понятие, выведение след-
ствий.
Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой
деятельности.
Освоение способов совместной
деятельности.
Уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли,
инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации
.
VI.
Рефлексия
деятельно-
сти.
Цель этапа:
оценить ре-
зультаты соб-
ственной дея-
тельности
11. «
А сейчас каждый оценит
себя сам, всё ли у вас получилось,
довольны ли вы своей работой?
Урок был …
На уроке чувствовал себя….
Я доволен (не доволен) своей
работой на уроке…
Оцените свою работу на уроке. Ра-
боту класса.
9. Осуществляют самооценку собствен-
ной учебной деятельности, соотносят
цель и результаты, степень их соответ-
ствия.
Подводят итоги. Выставляют оценки.
9.
Оценивают
свою работу
Личностный результат УУД:
способность к самооценке
VII.
Домашнее
12.Предлагает дифференцированное
10.Выбирают и записывают домашнее
10.Записывают
Личностный результат УУД:
задание
задание:
1.Творческая часть:
нарисовать иллюстрацию к
любому из стихотворений
наших поэтов - односель-
чан.
2.Выразительное чтение
наизусть стихотворения-
поэтов – односельчан (по
выбору).
задание.
домашнее зада-
ние.
формировать
привычку к самоконтролю.
Познавательные УУД:
применение полученных знаний на
практике