Напоминание

«У родного причала» Урок внеклассного чтения: региональный компонент


Автор: Акинина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
Населённый пункт: с. Старомарьевка Грачёвского района Ставропольского края РФ
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: «У родного причала» Урок внеклассного чтения: региональный компонент
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» с.Старомарьевка

Грачёвского муниципального района

Ставропольского края

Урок литературы в 6 классе

для категории детей с ОВЗ (ЗПР).

«У родного причала»

Урок внеклассного чтения: региональный компонент

Автор: учитель русского

языка и литературы

МКОУ СОШ №7

с.Старомарьевка

Е. В. Акинина

2018.

Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Предмет: литература

Класс: 6 класс

Тип урока: региональный компонент

Тема

Урок внеклассного чтения по литературе «У родного причала…» (региональный компонент)

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие за-

дачи;

1.

познакомить учащихся с творчеством поэтов родного села (Елагина Н. А., Ефименко Л. Т., Лобков И. .,

Лепёхин А. ., Троцко Н. П…); показать значение художественного мастерства поэтов, использование

ими различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительно-

го чтения; пополнять словарный запас учеников;

2.

формирование навыка выразительного чтения вслух, словесного рисования;

3.

развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;

4.

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к истории своего села, патриотизм.

Коррекционно – образовательные цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов родного села

(Елагина Н. А., Ефименко Л. Т., Лобков И. ., Лепёхин А. ., Троцко Н. П., Чвалун Г. Л.).

Коррекционно – развивающая цель: развитие мышления и речи, познавательной активности, развития

общей моторики путём проведения физ. паузы.

Коррекционно – воспитательная: воспитание интереса к учебной деятельности.

Задачи

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, проч -

ность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литерату-

ры; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; раз -

вивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус.

Формируемые

УУД

-

Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности

учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё дей -

ствие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его заверше -

ния на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять

свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать,

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую:

составлять ответы на вопросы.

Основные поня-

тия

Стилистические повторы, тропы (метафора, эпитет, олицетворение).

Ресурсы

Доска, мультимедиа система, сборники произведений поэтов родного села, толковые словари, прослушивание

аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации, звуки живой природы и музыка

Mascagni «Cavalleria rusticana».

Организация про-

странства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая работа, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Общеобразовательная программа

Адаптированная

программа для

детей с ЗПР

I.Организаци-

онный мо-

мент.

Цель этапа:

включение уча-

щихся в дея-

тельность на

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Пси-

хологический настрой.

1.Здравствуйте, ребята!

Чтоб урок наш стал светлее,

1.Приветствуют учителя, друг друга,

проверяют готовность к уроку, психо-

логически настраиваются на урок.

1.Приветствуют

учителя, друг дру-

га, проверяют го-

товность к уроку

под руководством

учителя, психоло-

гически настраи-

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудниче-

ства.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль.

личностно –

значимом уров-

не.

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь

ваются на урок.

Мотивация к

учебной дея-

тельности.

Цель этапа:

определение со-

держательных

рамок урока.

1.Включает презентацию.

Слайд №1

Сегодня у нас урок внеклассного

чтения «У родного причала…».

Давайте пустимся с вами в увле-

кательное путешествие по поэти-

ческим страницам односельчан!

2.!!!!(1 слайд) Картины природы

и музыка Mascagni «Cavalleria

rusticana». Учитель читает в

это время эпиграф и вступле-

ние к началу урока. Вступление

!!!!(2 слайд) Фото с птицами

(звуки живой природы: пение

птиц, трели соловья)

Слово учителя

Сегодня на уроке мы продол-

жим знакомство с творче-

ством замечательных поэтов

нашего родного села, кото-

рые писали о природе, о род-

ных краях, любимой реке –

словом – о малой родине. У

каждого из нас есть своя ма-

лая Родина – тот уголок, где

2.Работают с презентацией.

2.Записывают тему урока в тетрадях.

Ученики пытаются вспомнить все, что

знают о поэтах - односельчанах.Форму-

лируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение.

Отвечают

на вопросы,

строят понятные для

партнера

высказывания; в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками дела-

ют вывод.

3.Записывают в тетради свое мнение

(5 мин)

4. Внимательно слушают, дополняют и

оценивают работу.

2.Работают с пре-

зентацией.

2.

Записывают

тему урока в

тетрадях, под

контроллем

учителя. Ученики

вспомнают все,

что знают о

поэтах -

односельчанах.

Отвечают

на во-

просы.

( с помощью

учителя).

3.

Записывают в

Личностные УУД: жизненное,

личностное самоопределение,

ценностно-смысловая

ориентация;

нравственно-этическое оценивание, толе-

рантность

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказы-

вание в соответствии с поставленными за-

дачами.,

инициативное сотрудничество

в поиске и сборе информации, умение

с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалоги-

ческой формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими

нормами языка.

Познавательные УУД:

постановка, формулирование и реше-

ние проектной задачи, поиск и выделе-

ние необходимой информации.

Регулятивные УУД:

Организованность во времени,

самооценка,

определение последовательности

промежуточных целей с учетом

конечного результата; составление

плана и последовательности действий

.

мы родились, где выросли,

где живут наши родители и

друзья, где находится наш

родной дом. Для кого – то ма-

лая Родина – родное село,

улица или палисадник у

дома. Словом, малая Родина

у каждого своя! Наше село

славится талантливыми людь-

ми, влюблёнными в поэзию,

русское слово. О них, о поэтвх

– земляках, и пойдёт наша бе-

седа

.

3. (3 слайд) Фото поэтов – од-

носельчан.

Мир поэзии Ефименко Лидии Ти-

мофеевны глубоко проникнове-

нен, волнует все поколения чита-

телей, просторен и светел, холод-

новат и чуть призрачен. Ребята,

дома вы готовили сообщения о

поэтах – земляках. Что вы може-

те рассказать о Лидии Тимофе-

евне?

Сообщение ученика

Ефименко Лидия Тимофеевна

родилась в 1942 году, в одном

из живописнейших сёл Ставро-

полья, в Бешпагире. С 1968

года учительствовала в селе

Старомарьевка, вплоть до

ухода на пенсию. Лидия Тимо-

феевна является автором

сборников стихов: «Живая рос-

сыпь», «Зов истоков», «Уви-

денное сердцем».

тетради «верно»

или «неверно»,

устно обосновы-

вают свой ответ.

Слово учителя

Необычен и подчас неожи-

дан мир, созданный само-

бытным поэтом. Тот самый

мир, где мы живем, но дале-

ко не всегда так пристально

вглядываемся в него, мир, о

котором не всегда задумыва-

емся. Окунёмся в атмосферу

лирики Лидии Тимофеевны и

ощутим всю её прелесть!

Как свободно и вольно дышится

в атмосфере лирики Ефименко Л.

Т. Она грустна по преимуществу,

но

грусть

легка

и

возвышенна.

Всё мелкое, суетное отступает, и

остаются один на один человек и

мир.

Сообщение ученика

Елагина

Наталья

Александровна

родилась 22 июля 1960 году в селе

Старомарьевка. Окончила в 1983

году

Ставропольский

пединсти-

тут, физико – математический

факультет. С этого же 1983 года

и по настоящее время работает

учителем

математики

в

МОУ

СОШ №10 г. Ессентуки. Является

Отличником прсвещения РСФСР,

ветеран труда. Начала занимать-

(учащийся чита-

ет

стихотворе-

ние

«Тихая

Ро-

дина» Л. Т. Ефи-

менко)

(Учащийся чита-

ет

стихотворе-

ние

Л.

Т.

Ефи-

менко

«Первый

снег»)

Удивителен

мир,

нарисованный

поэтом!

Читатели

подметили

очевидный факт, что стихи Ли-

дии Тимофеевны

«естественно,

незаметно

вдруг переходят

в

песню, вернее не в песню, а в

песенную стихию».

!!!!(4

слайд

– клип

с

песней

«Старомарьевка»)

4.Совершенно другой образ ма-

лой Родины предстаёт в лирике

нашей землячки Елагиной Ната-

льи Александровны.

ся творчеством с 2002 года.

Учащиеся читают наизусть стихо-

творение

Н.

Елагиной

«Старома-

рьевка – село моё родное»)

(Учащиеся читают подготовленное

наизусть стихотворение «Русь

страдальная»).

Сообщение ученика

Иван Алексеевич Лобков родился в

1930 году в нашей родной Старома-

рьевке. Семья была бедная, родители

работали

в

колхозе.

Мирную

жизнь

семьи нарушила война. Отец погиб на

полях сражения. Мама растила сыно-

вей одна. После войны Иван Алексее-

вич закончил агрономический техни-

кум.

Оставшуюся

жизнь

работал

научным сотрудником на селекцион-

ной станции в родном селе, вывел но-

вый

сорт

кукурузы.

Много

читал.

Увлекался шахматами – часто зани-

В стихах Натальи Александров-

ны Елагиной чувствуется «новая

поэтическая стихия, выражаю-

щая духовные искания совре-

менного человека». «Сколько об-

наружилось музыки, веры, на-

дежды и света!». Поэтесса до

сих пор потрясает «глубинным

ощущением причастности к

судьбе нашей Родины, мощью

и искренностью чувства».

5.

Историю нашего села с

самых истоков мы можем

увидеть в творчестве на-

шего поэта – земляка Лоб-

кова Ивана Алексеевича.

мал

призовые

места

на

турнирах

шахматистов.

Стихи

начал

писать

рано. Печатался в районной газете.

Учащиеся читают подготовленное наи-

зусть стихотворение «Речка тихоструй-

ная – Чла» И. А. Лобкова)

II.

Актуали-

зация зна-

ний.

Цель этапа:

актуализация и

углубление

изученного,

актуализация

мыслительных

операций:

сравнение,

анализ,

обобщение;

зафиксировать

затруднение при

выполнении уча-

щимися пробного

учебного дей-

ствия

6. Слово учителя

Творчество поэтов нашего села

вошло в нашу жизнь, обогатило

наше воображение удивительны-

ми образами, еще и еще раз

заставило присмотреться к изна-

чальному — к малой родине,

которая есть у каждого.

!!Посмотрите на заголов-

ки стихотворений, кото-

рые лежат перед вами, и

ответьте, можно ли по на-

званию узнать, о чем бу-

дет идти речь в стихотво-

рении?

!!О чем идёт речь в творче-

стве поэтов нашего села?

!!Что вы представляете,

когда слышите слово

“родина”?

!!Назовите слова-синони-

мы к слову “родина”.

!!Да, родина малая у

(Россия, Отчизна, Отечество, род-

ная земля)

("жавороночья высь", "сиреневый

чабрец", "полоса хлебородной

земли", "седые холмы", "благодать

земная"...)

!!!! Ученики читают работают со

стихотворениями односельчан,

которые находятся у них на пар-

тах

Знакомясь с творчеством наших

Да.

О Родине.

Ответы детей.

("жавороночья

Регулятивные УУД: ориентирование

в ситуации, прогнозирование,

ориентироваться в своей системе

знаний (определять границы

знания/незнания).

Познавательные УУД: выбор критериев

для сравнения, критическое оценивание,

построение речевого высказывания,

остановка и формулирование

проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении

проблем поискового характера

Коммуникативные УУД: умение всту-

пать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении

проблемы, владение монологической и

диалогической формами речи.

каждого своя: «родной

причал».

А какая она для поэтов нашей

Старомарьевки ?

!!!! Ученики читают работают

со стихотворенимия односель-

чан, которые находятся у них

на партах

!!Понравились вам стихотворе-

ния, с которыми мы познакоми-

лись на уроке?

!!Какое настроение вызвали они

у вас?

земляков, мы видим, что каждый из

них хотел провести диалог между

читателем и писателем и донести

до нас своё видение и понимание

слова “родина”.

Ученик выразительно читает наи-

зусть стихотворение Л. Т. Ефи-

менко «Старо –Сстаро –Старома-

рьевка»

высь",

"сиреневый

чабрец", "полоса

хлебородной

земли", "седые

холмы",

"благодать

земная"...)

!!!! Ученики чи-

тают работа-

ют со стихо-

творениямя од-

носельчан, кото-

рые находятся у

них на партах

А теперь давайте более подроб-

но рассмотрим стихотворение

Ефименко Л. Т. «Старо – Старо –

Старомарьевка»

1.

!!!!(5слайд – текст стихо-

творения

!!Каким настроением проникну-

то это стихотворение.

!! Как надо прочитать

этот стих?

. !!

Какие слова повторяются?

Прочитайте.

С паузами, не спеша

Повтор

Чтобы показать неспешность,

размеренность сельской жизни, а

также доверительность и

проникновенность своего

внутреннего состояния.

Восторгом, лю-

бовью, восхи-

щением

Учащиеся зачи-

тывают повторя-

ющиеся в стихо-

творениях слова.

!!Какой литературный приём

использует автор?

!!Для чего автор использует

повторы?

!!Какие чувства автор пытается

передать читателю?

!!Какие эпитеты использует ав-

тор?

!!Найдите олицетворение?

Учащиеся выбирают из

предложенного стихотворения

эпитеты и зачитывают их.

Учащиеся выбирают из

предложенного стихотворения

олицетворения и зачитывают их.

Учащиеся выбирают из

предложенного стихотворения

метафоры и зачитывают их.

С образом женщины

Надо знать и помнить историю своей

малой родины, любить и беречь род-

ные места, любить людей, с которыми

Чувства любви к

своей малой ро-

дине

.

!! Назовите метафоры?

!!Благодоря художественно –

выразительным средствам

поэтесса создала великолепный

образ нашей Старомарьевки. А с

чем или кем этот образ ассоции-

руется?

7.

Слово учителя

Да, чудесную песнь любви рус-

ской души к малой родине вос-

пели наши земляки, но не по-

вторили, а извлекли небывалые

звуки и чувства. Первое впечат-

ление — удивительно простое

и ясное, понятное всякому, кто

хранит в душе тепло детских

воспоминаний . Иногда невоз-

можно читать эти строки гром-

общаешься, и ценить это общение

ко: кажется, помешаешь, вспуг-

нешь человека, оглядывающего

родное село, с нежностью и

печалью признающего:

"Село моё, родное, ночью снит-

ся,

Я от него живу вдали.

Сюда мечтаю снова возвра-

титься,

Как прилетают на гнездовье

журавли".

Проводя долгие часы наедине

с малой родиной, наши поэты

становились как бы частью ее,

растворяясь в таинственных

шорохах ее жизни, раскрывая

ее секреты.

В чем мудрость, главная

мысль стихотворений на-

ш и х

о д н о с е л ь ч а н

-

поэтов?

То, что оставили нам наши

поэты - творцы, со всей очевид-

ностью позволяет утверждать:

не забвению, а будущему при-

надлежит поэзия Натальи Елаги-

ной, Лидии Тимофеевны Ефи-

менко, Лобкова И . А., Троцко

Нины Петровны, Чвалун Галины

Леонидовны, Лепёхина Анатолия

Николаевича чем и объясняет-

ся значительный интерес чита-

телей к их личностям.

Анализируют текст

8. Предлагает сравнить их по лекси-

ческому значению

Слайд №7

Физминутка

Цель:снять эмо-

циональную

усталость,

предупредить

утомление.

«Если слышите имя прилагатель-

ное – тянете руки вверх, слыши-

те имя существительное –

встаёте на носочки, глагол –

приседаете:

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Выполняют упражнение увлечённо и

внимательно.

Выполняют

упражнение

увлечённо и

очень

внимательно.

IV.Самостоятель

ная работа с

взаимопро-

веркой.

Цель этапа:

тренировать

способность к

самоконтролю и

самооценке.

9. Организует самостоятельную дея-

тельность учащихся по карточкам с

взаимопроверкой; выборочно прове-

ряет несколько тетрадей, предлагает

устранить недочеты индивидуально

или в паре (с консультантами); орга-

низует индивидуальную работу.

7. Самостоятельное выполнение карто-

чек; взаимопроверка, проверка по об-

разцу под контролем учителя

7. Выполнение

карточек по

образцу под

контролем

учителя.

Личностные УУД: самоопределение,

сравнение, умение применять нужные

знания

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения

отклонений и

отличий от эталона; коррекция; оценка,

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому

усилию – выбору к преодолению

препятствий,

отличать верно

выполненное задание от неверного.

Личностный результат УУД:

способность к самооценке своих дей-

ствий,

осуществлять самоконтроль

V.

Обобще-

ние и система-

тизация знаний

10.Организует работу в группах по

составлению таблицы.

Слайд №8

8.Работают в 4-х группах по заполне-

нию таблицы. Пользуютсясборниками

стихотворений, литературоведческими

8.Работают в

группах по запол-

нению таблицы по

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку,

его богатству и выразительным воз-

по теме. Работа

в группах.

(

раз-

ноуровневые

задания).

Цель: воспиты-

вать личность

со сформиро-

ванными комму-

никативными

навыками, уме-

ющими рабо-

тать в команде,

брать на себя

ответствен-

ность; приви-

вать чувство

уважения к об-

щечеловеческим

ценностям (со-

циальная компе-

тенция),

научить исполь-

зовать уже

имеющиеся зна-

ния в других

условиях

и орфографическими словорями. По

окончании на интерактивной доске за-

полняют таблицу, комментируя процесс

Выполняют работу в группах, руко-

водствуясь правилами.

руководством

консультантов.

Пользуются учеб-

ником, сборника-

ми стихотворений.

Устный ответ.

Выполняют рабо-

ту в группах, ру-

ководствуясь пра-

вилами.

можностям;

Познавательные УУД: ориентиро-

ваться в

своей системе знаний; находить отве-

ты

на вопросы в тексте, преобразовывать

информацию из одной формы в дру-

гую:

составлять ответы на вопросы, подве-

дение под понятие, выведение след-

ствий.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой

деятельности.

Освоение способов совместной

деятельности.

Уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли,

инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации

.

VI.

Рефлексия

деятельно-

сти.

Цель этапа:

оценить ре-

зультаты соб-

ственной дея-

тельности

11. «

А сейчас каждый оценит

себя сам, всё ли у вас получилось,

довольны ли вы своей работой?

Урок был …

На уроке чувствовал себя….

Я доволен (не доволен) своей

работой на уроке…

Оцените свою работу на уроке. Ра-

боту класса.

9. Осуществляют самооценку собствен-

ной учебной деятельности, соотносят

цель и результаты, степень их соответ-

ствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки.

9.

Оценивают

свою работу

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

VII.

Домашнее

12.Предлагает дифференцированное

10.Выбирают и записывают домашнее

10.Записывают

Личностный результат УУД:

задание

задание:

1.Творческая часть:

нарисовать иллюстрацию к

любому из стихотворений

наших поэтов - односель-

чан.

2.Выразительное чтение

наизусть стихотворения-

поэтов – односельчан (по

выбору).

задание.

домашнее зада-

ние.

формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на

практике



В раздел образования