Автор: Бурко Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РО "Шолоховская школа–интернат"
Населённый пункт: п.Шолоховский, Белокалитвинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О дружбе и друзьях" час общения
Раздел: начальное образование
« О дружбе и друзьях»
(час общения, 3 класс)
Цели: способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских
взаимоотношениях
Задачи
:
Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения
друг к другу.
Способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение
дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе
.
Оборудование
:
На доске пословицы:
Друга иметь – себя не жалеть;
Друга ищи, а найдешь - береги;
Друг за друга держаться – ничего не бояться
Друг познается в беде.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Оборудование для мультимедийного
просмотра, рисунки детей.
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья
.
Сегодня мы с вами собрались
здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими
качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в
трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет
учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях .У
каждого человека есть друг, не правда ли? Уверена, что и у вас есть друзья.
Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?
Другом может называться тот, кто может разделить твою радость и твое горе,
а если понадобится то и отдать то, что имеет сам.
Воспитатель зачитывает самые интересные анкеты:
Вопросы:
1.Что значит дружить?
2.С каким бы человеком ты бы хотел дружить?
3.Что нужно делать для того, чтобы было много друзей?
4.Какой бы ты совершил поступок для своего друга?
Воспитатель: Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба
помогает нам учиться, работать, жить.
Если мы хотим иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому
человеку. Дружба- это готовность оказать помощь, разделить с ним неудачу и
радость.
Дети читают стихи:
1 Ученик
Что такое дружба?
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
2.Ученик
Дружба — это дар.
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру:
Игра «Дракон»
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова»,
последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и
дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова»
схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее
количество участников побывали в двух ролях.
Анализ ситуаций.
- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
1. Послушайте рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же
подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле
него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него
роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых
можно что-то заполучить: игрушки, конфеты, книги и т.п. Эти ребята
живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того,
чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно,
а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды,
внутренний мир.
2. Послушайте рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки. Обе они маленькие. Розовощекие,
светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в
одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и
похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не
одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях
болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
3. Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша
заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по
улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.
Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как
же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув
на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?
4. Рассказ “Так или не так?”
Переехала Настя на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было
расставаться со своими друзьями.
В новой школе Настя никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не
обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к
школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не
играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и
спрашивает:
- Ты еще ни с кем не дружишь?
- Нет, - ответила Настя
- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас классе девочки:
Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира.
Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя
ничего не сказала.
- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
- Не волнуйся, - ответила Настя. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато
знаю, с кем мне не надо дружить.
- Так или не так!
Какой в рассказе изображена Настя? А Галя?
Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
Как Настя догадалась, с кем ей не надо дружить?
VI. Мимическая гимнастика.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно
настроенного человека.
- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
Игра “Волшебный стул”.
Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества
личности; учить видеть в человеке хорошее.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он
садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его
достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза;
называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие
характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…);
говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).
В) Давайте с вами выработаем правила дружбы, ПОВЕСИМ В НАШЕМ
УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАИВЛА СОБЛЮДАТЬ.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не надо менять друзей;
Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом,
останови если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее
забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь вещь, игру или посмотреть
– почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или какую то вещь , обращайся с этими
вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит
твой друг или когда ты сам пообещал).
Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам,
будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!
Ученик “Монолог о дружбе”:
Ну, а может дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
я надеюсь ,вы будете настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу
и во взрослую жизнь.
Предлагаю закончить час общения нашей любимой песней.
Все исполняют песню о дружбе. «Если друг не смеется»