Напоминание

Тип проекта: познавательно–исследовательский. Экологическое воспитание.


Авторы: Потапова Наталья Валентиновна, Махмудова Салми Зиядхан Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №38 "ЗОРЕНЬКА"
Населённый пункт: город Сургут ХМАО–Югра
Наименование материала: Проект «Красная книга–Югры».
Тема: Тип проекта: познавательно–исследовательский. Экологическое воспитание.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Красная книга-Югры»

Авторы: Потапова Наталья Валентиновна

Махмудова Салми Зиядхан кызы

Должность: воспитатели

Место работы МБОУ СОШ №26 (дошкольное

отделение)

Проект «Красная книга-Югры».

Проект разработали и воплотили (совместно с детьми и родителями) Потапова Наталья

Валентиновна и Махмудова Салми Зиядхан кызы- воспитатели группы старшего

дошкольного возраса №2 (дети от 6 до7 лет) дошкольного отделения МБОУ СОШ№26.

Актуальность проекта:

За годы освоения десятилетиями сибирской нефти наш округ принял столь

разрушительные формы, что превратил их в зоны экологического бедствия. Современная

экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации отношения

человека и природы. Быстрый рост городов, численности городского населения привел к

тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности

общаться с природой. Цель экологического образования – научить детей экологически

целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении нужно уже

в дошкольном возрасте, когда в детях закладывается фундамент познавательной

активности, пробуждается интерес к окружающему. Важно формировать у детей

потребность в самостоятельном изучении природы, особенно природы родного края.

Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду

экологического направления, в которой ребёнок мог бы познавать окружающий мир,

самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за

явлениями и объектами природы и активно взаимодействуя с ними.

Цель проекта: воспитание у детей осознанно бережного отношения к природе родного

края.

Задачи проекта:

1.Знакомство детей с Красной Книгой ХМАО - Югры.

2. Расширить и углубить знания детей о редких животных, птицах и растениях нашей

местности

3. Найти основные причины сокращения численности этих видов и выяснить, какие меры

необходимо предпринять для их охраны;

4. Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. Учить соблюдать правила

поведения на природе.

5. Развивать познавательный интерес, память, речь.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Формы реализации проекта: Беседы (ознакомление с миром природы, развитие речи и

познавательное развитие). Художественно-продуктивная деятельность (аппликация,

рисование, лепка). Творческая деятельность – создание своей Красной книги. Целевые

прогулки с родителями на природу. Экологическая викторина, развлечение, игровая

деятельность.

Предполагаемые результаты проекта:

1.Изготовление «Красной книги» совместно с детьми

2.Пополнение и расширение знаний детей о животных, птицах и растениях родного края.

3.Укрепление детско-родительских отношений

4. Развитие познавательной активности детей, инициативы, самостоятельности

Предварительная работа:

- подготовка наглядного, дидактического и теоретического материала;

- изготовление с детьми поделок и рисунков;

- совместно с родителеми чтение литературы, инциклопедий, поиски информации.

Основной этап проекта:

- Беседа и рассматривание материалов из «Красной книги ХМАО-Югры» (фотографий

исчезающих животных, растений, насекомых, цветов и т. д.)

- Художественная деятельность: рисование, аппликация, лепка.

- Чтение худ. литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о родном крае.

- Разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире Сибирской тайги.

- Изучение правил поведения на природе, правил по пожарной безопасности в лесу.

- Рассматривание презентаций о природе ХМАО-Югры, водоёмах, заповедниках и т. д. ;

Заключительный этап проекта:

-Закрепление, обобщение знаний детей о животных, птицах и растениях, занесённых

в «Красную книгу ХМАО-Югры»

- Создание «Красной книги нашего края» своими руками

- Изготовление стенгазеты по страницам «Красной книги ХМАО-Югры» - «Они должны

жить».

Использованная литература:

- Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар»1996г. ;

- Иванова А. И. "Живая экология" (Программа экологического образования

дошкольников) - М., 2007 г. ;

- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. ;

«Просвещение», 2002 г.

-

Современная литература ЮГРЫ. Для внеклассного чтения. Екатеринбург:ООО «Баско»,

2008

-Тарханов А.С. «Утренний бор». Средне – Уральское книжное издательство. Свердловск,

1972 год

-Тарханов А.С. «Зелёный дождь». Средне – Уральское книжное издательство. 1975 год.

- Николаева С.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании» М.;

«Просвещение», 2007 г;

- «Самая красивая энциклопедия животных» Издательство: Аванта+, 2008 г.

-«Как люди обидели речку» (Н. Рыжова)

-«Плакала Саша, как лес вырубали…» (Н.А.Некрасов)

-«Ребята и утята», «Журка», «Моя Родина» (М.М. Пришвин)

-«Лесные картинки» (И.С. Соколов-Микитов)

-«Птенцы – хитрецы» (Н.И. Сладков)

-«Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» (В.Бианки)

- «Сказки о природе» (А.Толстой),

-«Кто лес сажает» (Г.Я. Снегирев).

История создания Красной книги

1948 год ученые всего мира создали международный союз охраны природы. МСОП. По

заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям

нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги.

Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга. Эта книга советует,

какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их

исчезновении.

Что такое Красная книга?

Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения. Много самых разных

зверей, птиц, растений истребляли люди. Но в конце концов поняли, если не помочь

природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы это не случилось, ученые составили

специальную книгу - КРАСНУЮ КНИГУ. Писатель Николай Сладков, создавший немало

книг о животных, так рассказывает об этой книге: Красный цвет книги - запрещающий

цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красная книга сама не охраняет, а только

предупреждает.

Красная книга состоит из цветных страниц.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие виды

На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, уязвимые

виды.

На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика.

Положение их неустойчиво

На серых страницах – те животные, которые до сих пор мало изучены.

На зеленых страницах - те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер. От них

остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.

Красная книга – это документ, в котором записаны редкие и исчезающие виды растений,

животных и птиц.

Причина их исчезновения?

браконьерство;

освоение людьми обширных территорий округа, загрязнение тысячи гектаров

земли, водоёмов;

лесные пожары и вырубка лесов;

осушение болот;

строительство автомобильных дорог.

Вывод

Мы изучили литературу о Красной книге и узнали, что в Красную книгу занесены

растения и животные, которых осталось мало.

Если ничего не делать они могут исчезнуть совсем, и люди, которые будут жить после

нас, их не увидят.

Правила охраны природы.

Не ломай

ветки деревьев и кустарников

Не повреждай кору деревьев.

Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

Не лови диких животных и не уноси их домой

Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их

Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор.

Не шуми в лесу

Приложение

Игры на развитие сенсомоторных координаций:

-Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка или животного из Красной книги.

-«Учимся рисовать линии» Нарисуй прямую линию, соединив пищевую цепочку.

-«Кто нарисован»

-Рассмотри картинку. Скажи, кто нарисован в правом, левом верхнем углу, в правом, левом

нижнем углу? Кто в середине листа?

-Сравни картинки и найди между ними семь (пять) отличий.

Дидактические игры

-«Собери животное (птицу) из частей»,

-«Кто где живет?»

-«Чей малыш?»

Игра-задание «Подбери клюв»

Для проведения этой игры подготовьте «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой

бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т. д. Объясните детям, что

их задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий

клюв. В качестве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки,

щипцы, лопатки, шумовки и т. д. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся

еду, превращается в птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду. Если

два (или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь

место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли

птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали

питаться одной и той же пищей?»

Экологическая игра «Благодарение»

Основные цели: ощущение единства с миром природы и психологической включённости

в этот мир.

Ориентировочное время: 15 минут.

Материалы и подготовка: упражнение проводится на местности, где растёт щавель,

заячья капуста или другие съедобные растения; с собой нужно взять яблоки и хлеб.

Процедура. Ведущий собирает и съедает несколько листиков, затем благодарит растение,

предлагает сделать это и участникам.

Что чувствует человек, когда благодарит растение?

За что ещё мы можем быть благодарны растениям? (жильё, книги, тепло в печи,

кислород и т. д.).

Участникам предлагается откусить яблоко со словами благодарности: «Спасибо, Солнце,

за то, что даёшь энергию яблоне, яблоку и мне! Спасибо и тебе, Яблоня, за этот

замечательный плод!»

Семечко от яблока можно посадить в землю. Откусив хлеба, оставить кусочек и для птиц

там, где им будет удобно его найти.

Примечание. Если группа на экскурсии попала под дождь, то эту ситуацию также можно

использовать для ритуала благодарения.

Встаньте в круг. Подставьте ладони дождю, почувствуйте его и поблагодарите за то

хорошее, что он делает для нас: «Спасибо, Дождь, что ты напоил Землю и растения!

Спасибо, Дождь, что ты заполняешь наши бочки для воды!» и т. п. Все соединяют руки и

говорят: «Спасибо!»

Подвижная игра «Что я за зверь?»

В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть

ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет,

пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого

зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы

группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть

пушистый мех? и т. д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор,

пока игрок не отгадает зверя.

Настольная игра

«Соседи по планете», разгадывание кроссворда «Природа».

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Чтение художественной литературы:

«Как люди обидели речку» (Н. Рыжова)

«Плакала Саша, как лес вырубали…» (Н.А.Некрасов)

«Ребята и утята», «Журка», «Моя Родина» (М.М. Пришвин)

«Лесные картинки» (И.С. Соколов-Микитов)

«Птенцы – хитрецы» (Н.И. Сладков)

«Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» (В.Бианки)

«Сказки о природе» (А.Толстой),

«Кто лес сажает» (Г.Я. Снегирев).

«Зеленая страна» Е. Серова.

«Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова.

1000 загадок.

«Самая красивая энциклопедия животных» Издательство: Аванта+, 2008 г.

Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия

Юлия Школьник Растения. Полная энциклопедия

Рассматривание книжных иллюстраций:

художников-анималистов Бахтина, Чарушина, Ватагина, Лаптева, репродукций картин

И.Шишкина «Березовый лес», «Утро в сосновом бору», «Туманное утро».

Акция «Принеси книгу о природе».

Музыкально-художественная деятельность: Прослушивание песни Земля-наш общий

дом» музыка Н. Б. Караваевой.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Ученик:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: Чтобы этого не произошло, люди создали Красную книгу (1,2,3,4 слайд).

Скажите мне, пожалуйста, что это за книга такая?

Ученик: Красная книга является официальным документом, в который заносится

информация о состоянии животных , растений и грибов, обитающих или

произрастающих в Югре. Она содержит списки редких, находящихся под угрозой

исчезновения и нуждающихся в особом внимании видов, а также перечень объектов

животного и растительного мира, исчезнувших с территории округа.

Учитель: Почему эта книга красного цвета? (красный цвет-это сигнал опасности)

Рассказывает историю возникновения Красной книги на Земле.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло недалеко от Парижа на

международной конференции был основан международный союз охраны природы и

природных ресурсов (МСОП). Основной задачей МСОП было выявление животных,

находящихся на грани исчезновения и требующих незамедлительной заботы

человека. Для этого в 1948 г. была создана комиссия, в которую вошли самые

знаменитые люди, которые изучали животных и растения. Эти учёные составили

список редких и почти исчезнувших животных. Этот список был назван Красной

книгой. Составление первой Красной книги потребовало 14 лет напряжённого

труда. Она появилась в 2 томах. Первый включал сведения о 211 видах животных, а

второй о 312видах птиц. Каждому виду отводилась отдельная страница, на которой

были записаны все сведения об этом животном, либо птице. Данные сведения были

напечатаны на красной бумаге. Многие страны составляют собственные Красные

книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году, а каждый регион имеет

свою Красную книгу.

Учитель: Нужна ли эта книга и, если да, то зачем?

(5 слайд) Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения.

По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном,

можно сразу определить, в каком положении оно находится.

на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой

исчезновения;

на жёлтых – уязвимые виды;

на белых – сведения о видах, численность которых всегда была невелика;

на серых – сведения о малоизученных видах, а места их обитания

труднодоступны или точно не установлены;

на зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне

опасности;

на чёрных – виды исчезнувшие с Земли

Учитель: А какие страницы в Красной книге Югры ? (красные, белые, серые)

Какие животные и растения нашего округа находятся на грани исчезновения?

(Сообщение учащихся сопровождается показом слайдов)

Ученики:

Западносибирский речной бобр(6 слайд) Самый крупный грызун фауны ХМАО.

Средний вес взрослого бобра в летне-осенний период составляет около 19 кг,

средняя длина тела - 106 см, в том числе голова . около 16 см, туловище . 65 см,

хвост . 25 см, его ширина . 13 см. Туловище имеет обтекаемую форму, его задняя

часть расширена. Голова с маленькими ушами округлая, с притупленной передней

частью морды. Во внешнем облике выделяются парные резцы оранжевого цвета и

широкий плоский хвост, покрытый многочисленными роговыми щитками. Задние

лапы вдвое длиннее и массивнее передних, с плавательными перепонками между

пальцев. Длина задней ступни взрослого бобра около 16 см. Окрас меха от светло-

бурых до бурых тонов.

Белый журавль (стерх) (7 слайд) Не более 300 особей! Такую тревожную цифру о

численности стерхов, или белых журавлей, в нашей стране приводит Красная книга.

Стерх белоснежен. Лишь концы крыльев у него и голова спереди черные, а ноги

щегольски красные, привержен избранному месту гнездования, осторожен. Птица

эта крупная, весит до восьми килограммов, размах крыльев до двух с половиной

метров. Как и все журавли, стерх не селится на деревьях, устраивая гнездо только

на земле. Любит открытое пространство, чтобы обзор был лучше.

Гуменник (8 слайд) Гуменники, как и многие гуси, не сильно привязаны к воде. Эти

гуси прекрасно ходят и даже бегают по суше. Так, в случае опасности, в период

линьки, гуменник предпочитает спасаться бегством, нежели нырять или

затаиваться в траве. Тем не менее, на воде этот гусь держится также очень

свободно и отлично ныряет. Местообитания гуменников — травянистая и

кустарниковая тундра рядом с водоёмами. Этот гусь предпочитает лесные ручьи,

заболоченные сырые долины рек, моховые болота, горные лесные озёра .Гнездо эти

гуси строят из мха и сухих растительных остатков, лоток и края гнезда гусыня

выстилает собственным пухом. Иногда гнездо гуменника — просто углубление в

земле, выстланное пухом. В кладке бывает от 3 до 9 яиц, чаще 3-4. Самец и самка

вдвоём заботятся о птенцах.

Красотка – блестящая(9слайд) Длина тела — до 50 мм, размах крыльев до 70 мм.

Тело блестящее, от золотисто-зелёного у самок до синеватого у самцов. Летают

медленно, только вблизи воды, часто присаживаются на листья . Личинки живут в

ручьях и реках с небольшим течением и в стоящих водоемах с чистой водой.

Сапсан (10слайд) Сапсан — крупный сокол: его длина составляет 34-50 см, размах

крыльев 80-120 см. Общее телосложение крепкое, характерное для активных

хищных птиц — широкая грудь с твёрдыми и выпуклыми мышцами, сильные пальцы

с острыми и круто согнутыми когтями, и короткий, серпообразно загнутый клюв.

Сапсан - очень красивая и сильная птица. Его ещё называют « пастухом уток». Дело

в том, рядом с гнездом сапсана поселяется очень много уток и гусей. Он отпугивает

от своего гнезда хищников, которые хотят полакомиться яйцами птиц.

Башмачок капельный (11 слайд) Стебель высотой от 10-30 см, железисто-

волосистый. Листьев 2 (редко 3),листья сидячие, 5-10 см длиной, 3-4 см шириной.

Цветки одиночные, крупные, формой похожи на башмачок.

Мак югорский (12 слайд) Редкий, малочисленный в природе. Многолетнее

растение. Листья 4-12 см длиной, на длинных тонких черешках, с 3-4 парами

цельнокрайных или слабо надрезанных сегментов. Цветоносы многочисленные, 10-

30 см высотой. Лепестки сернисто-желтые.

Учитель: Ребята, а в чём причина их исчезновения?

(13слайд)

браконьерство;

освоение людьми обширных территорий округа, загрязнение тысячи гектаров

земли, водоёмов;

лесные пожары и вырубка лесов;

осушение болот;

строительство автомобильных дорог

Учитель: На территории нашего района в лесу мы пока можем встретить этих

животных, а каких, узнаете отгадав загадки.

Загадки (14слайд)

Вот этот случай очень редкий,

На голове растут две ветки. (Олень)

За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара! (Лиса)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Что за странный колобок мне дорогу пересёк?

Шубка в иглах у него, не боится ничего. (Ёжик)

Эти все животные тоже нуждаются в нашем бережном к ним отношении, хотя не

занесены в Красную книгу. Все мы граждане должны принять активное участие в

том, чтобы из года в год больше число видов животных исключалось из Красной

книги. А пока вы ещё маленькие и не можете решать глобальные вопросы,

касающихся редких видов животных и растений занесённых в Красную книгу, но

помнив правила поведения на природе вы поможете им.

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

(15 слайд Памятки друзей природы) – раздаются.

Ученики:

1.

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

2.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

3.

Красная книга! Красная!

Значит природа в опасности!

Красная книга! Красная!

Может, значит она, что природа умрёт?

Цель у неё иная:

Всё живое хранить зовёт.



В раздел образования