Автор: Белькова Римма Асхатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Петропавловская ООШ"
Населённый пункт: Республика Татарстан,Новошешминский район
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках технологии"
Раздел: начальное образование
«Развитие творческих способностей младшего школьника
на уроках технологии»
«ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКИЙ ВЗРОСЛЫЙ МОЖЕТ
ВОСПИТАТЬ ТВОРЧЕСКОГО РЕБЁНКА»
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но
без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не
произойдет, это будет видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание напиться из источника знаний? Какие
педагогические средства можно использовать для мотивации получения знаний?
ДЕВИЗ моей работы: Учение без принуждения.
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя
технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более
самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и
аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое
главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его
чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А
думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.
Поэтому я в своей работе поставила перед собой цели изучать, разрабатывать и
внедрять метод проектов.
Основой программы общеобразовательной области «Технология» являются
разработка и выполнение творческого проекта. Проектное обучение даёт
развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать
новые знания и навыки. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы,
склонности, способности и возможности детей. В основе создания творческого
проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
Считаю, что основная цель: Создать условия для развития творческих
способностей учащихся в ходе учебного проектирования на уроках технологии
Суть проектной деятельности заключается в выборе и выполнении какого-
либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке
необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность
совместной творческой работы учителя и учащегося
Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает
учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает
сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и
творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную
голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют
различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-
исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую
подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и
возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие
у них идеи в материале.
Материалы бывают разные .(слайд)
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей
помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся
предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и
поэтапную проработку выбранной темы. Вместе изучаем тематику проектных
заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно,
больший круг разделов предмета и учесть интерес учащихся. Важно, чтобы
выполненное проектное изделие было востребовано..
Убеждена, что проектная деятельность – дело хорошее, интересное,
увлекательное, но организация её вызывает определенные трудности, как у
учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является
необходимость затрат учителем большого количества времени на
индивидуальную работу с каждым учащимся. В процессе выполнения проекта
учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные
исследования.
Ещё Марк Авралий говорил: “Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-
вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
интерес школьников к проблеме;
практическая направленность и значимость проекта;
творческая постановка задачи;
практическая осуществимость проекта.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат
исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках
и во внеурочное время углублять и закреплять знания, полученные по другим
предметам,воспитывается общая информационная культура школьника,
реализуется индивидуальный подход в обучении учащихся, реализуются
межпредметные связи.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю
значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить
формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для
формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие
эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.
Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении
знаний, необходимых для выполнения проекта. развивает инициативу,
творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в
команде. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он
компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее
самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это
коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие
творческих способностей. Если ученик сумеет справиться с работой над
учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он
окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную
деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям
Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные
виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать,
осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к
анализу потребительских, экономических, экологических и технологических
ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей,
материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный,
экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта
проектной деятельности.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и
формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового
сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно
добывать знания.
При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку
между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества,
свободной дискуссии.
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под
руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он
способен выполнить самостоятельно..»
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном
в организации творческой самостоятельной работы учащихся.
Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать
друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого,
групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам;
обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как
от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность
равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то
же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить
взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и
педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии,
необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, в качестве
образца, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного
творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям.
Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, не возникает само
по себе, для этого надо создать благоприятную атмосферу. Кабинет превратить в
творческую мастерскую.
И у ребенка возникнет чувство удовлетворенности,
искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих
заданий дети приобретают уверенность в своих силах, в том, что они могут от
начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Глядя на чудесные
детские работы, я понимаю, зачем я в школе. Я учу детей главному – творить
красоту и добро.
И мое назначение – формировать у воспитанников умение творить прекрасное в
повседневной жизни, в повседневном труде, в повседневных человеческих
отношениях.
Средь множества пытливых глаз,
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас,
Всегда он требует вниманья.
Сумей всех лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
Не совершать сумей ошибки.
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги,
И научи выигрывать борьбу.