Автор: Веригина Натэла Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: города Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое STEM–образование? "
Раздел: дошкольное образование
Что такое STEM-образование?
Воспитатель МБДОУ № 70
города Ростова-на-Дону
Веригина Н.Б.
STEM-образование – новый в наших широтах термин, расшифровывая каждую букву и
получаем: SCIENCE – наука; TECHNOLOGY – технология ; ENGINEERING – инженерия;
MATH – математика.
STEM-образование – комплексный междисциплинарный подход с
проектным обучением, сочетающим в себе естественные науки с технологиями, инженерией
и математикой. Как и в жизни, все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое
- и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.
Есть еще вариации
направления STEM, расширенные и углубленные – STREM, добавили в комплекс «R» -
robotics (робототехника) или STEАM – добавили в комплекс «А» - art (искусство). Во многих
странах STEM-образование в приоритете т.к. в ближайшем будущем в мире и, естественно, в
России,
будет
резко
не
хватать
ITспециалистов,
программистов,
специалистов
высоко
технологичных производств и др. В отдаленном будущем появятся профессии о которых
сейчас
даже
представить
трудно,
все
они
будут
связаны
с
высокотехнологичным
производством на стыке с естественными науками. Образование в области STEM является
основой подготовки сотрудников в области высоких технологий. Поэтому уже многие страны
проводят
государственные
программы
в
области
STEM-образования.
В
России
тоже
понимают эту проблему. Преимущества STEM технологии:
1. Детям лучше запомнить то, чему они научились, когда они вовлечены в процесс, а не
являются пассивными наблюдателями.
2. STEM технологии требуют от детей больших способностей мыслить критически,
работать как в команде, так и самостоятельно.
3.
Предоставление
детям
доступа
к
технологиям.
Дети
создают
цифровой
контент,
обмениваются им и потребляют его в невиданных доселе масштабах.
4. STEM – это выбор возможностей профессионального развития. В стране набирает
обороты
общенациональная
компания
за
внедрения
технологий
обучения
дисциплинам
STEM.
5. STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число
разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации
технологически-ориентированных проектов.
В дошкольном учреждении , STEM-образование должно стать важным элементом в
системе образовательного процесса. На сегодняшний день ещё очень мало информации для
воспитателей. Я, как педагог, прочитала различные источники, доступные в России, перевела
некоторые
иностранные
работы
родоначальников
STEM
системы
и
систематизировала,
имеющееся небольшое количество информации для того, что бы начать работать в этом
направлении.
Все свои действия я разбила на несколько шагов. Первый шаг – поощрять
любознательность
и
исследовательские
навыки
воспитанников
во
время
учебно-
воспитательного процесса.
Для организации подобных занятий необходимо пересмотреть свой подход и функцию,
сменить
роль
воспитателя-авторитета
на
роль
со-ученика,
дать
больше
свободы
в
наблюдении и обсуждении, терпеливо отвечать на вопросы «почему?», «для чего?», «как?».
Второй шаг – пересмотреть концепцию подхода к построению занятий: вместо введения
понятия
в
начале
занятия
воспитатель
предлагает
детям
тот
или
иной
опыт
и
задает
наводящие вопросы, чтобы дети сами смогли прийти к выводу о смысле и закономерностях
эксперимента.
Третий
шаг
–
интегрировать
экспериментальные
модули
в
тематику
образовательной программы. Это требует усилий от педагога, однако очень эффективно.
Экспериментируя с предметами, малыши узнают все об истории и свойствах бумаги, узнают
что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Работа с каждым
объектом строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой
и заучиванием новых, более сложных слов. Например, ткань-мягкая, мнущаяся, линяющая,
шуршащая, приятная на ощупь. Таким образом, у детей развивается речь, умения отстаивать
свою правоту и признавать правоту других. Одно из составляющих STEM-системы-это
математика. Так как, постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать,
определять форму и размер. Все это предает математическим представлениям реальную
значимость и способствуют их осознанию. Четвертый шаг – изучение с детьми окружающей
среды. В таком большом городе как Ростов-на-Дону неразрывно связано понятия «чистый» и
«загрязненный». Для этого можно: собирать необычные цветы, изучать структуру листьев,
проводить
анализ
воды,
наблюдать
за
небом,
насекомыми.
И
все
это
для
того,
чтобы
проникнуться красотой природных явлений, осознать всю хрупкость окружающего мира.
Философия
STEM-образования
основана
на
старых
добрых
подходах
обучения
детей
профессиям,
изменились
инструменты
и
способы
обучения.
STEM
–игрушки
весьма
разнообразны:
• Блочные конструкторы – рассчитаны на любой возраст детей – это ЛЕГО, конструктор
«Детская
площадка»,
конструктор
с
болтовым
соединением,
разнообразные
магнитные
конструкторы, криволинейные конструкторы из гнущихся трубочек, мягкие конструкторы и
развивающие конструкторылабиринты
• Научно-познавательные наборы – знакомят детей со свойствами различных веществ,
предметов, стихий, основными принципами естественных наук. Самые популярные – «Юный
радиолюбитель», «Забавная химия», «Опыты на кухне», «Юный археолог», «Телескоп» и пр.
•
Трехмерные
пазлы
–
это
несколько
десятков
деталей,
которые
нужно
собирать
с
использованием трех измерений, т.е. в объемную фигуру.
•
Электронные конструкторы – предназначены для увлечения детей электроникой и
радиоуправлением.
• Робототехника – создание роботов и автоматизированных технических систем.
• Мультстудии «Мой мир», «Радуга», «Страна чудес», «Я творю мир», «Мультиприкатор»
– обучение детей созданию мутипликационных фильмов.
В
2014
году
состоялась
Международная
конференция
«STEM
forward»
в
которой
прозвучали следующие заявления: - Привлечение детей к STEM. STEM-образование должно
начинаться с самого раннего дошкольного возраста, нужно внедрять программы в детские
сады. - Язык науки - английский язык. Самые значимые научные ресурсы публикуются на
английском языке. - Нужны программы STEM-образования для девочек. Они благодаря своей
аккуратности
и
склонности
к
работе
с
данными,
могут
сделать
то,
что,
не
под
силу
мальчикам,
но
их
нужно
правильно
учить.
-
STEM-образование
должно
строиться
на
патриотизме и любви к своей стране. Несмотря на то, что в науке нет границ, важно
вырастить хорошего специалиста, который приносит пользу своему государству. - Наука
должна быть праздником, который нужно готовить самому, наука должна быть интересна и
полностью
захватывать.
Получается,
что
STEM
не
просто
естественно-научный
и
инженернотехнический
подход
к
образованию,
а
коренная
перестройка
всей
системы.
Предметы
STEM
учат
детей
навыкам
критического
мышления,
необходимого
для
преодоления трудностей, с которыми они могут столкнуться в жизни и в работе