Напоминание

"Что такое STEM–образование? "


Автор: Веригина Натэла Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: города Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое STEM–образование? "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое STEM-образование?

Воспитатель МБДОУ № 70

города Ростова-на-Дону

Веригина Н.Б.

STEM-образование – новый в наших широтах термин, расшифровывая каждую букву и

получаем: SCIENCE – наука; TECHNOLOGY – технология ; ENGINEERING – инженерия;

MATH – математика.

STEM-образование – комплексный междисциплинарный подход с

проектным обучением, сочетающим в себе естественные науки с технологиями, инженерией

и математикой. Как и в жизни, все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое

- и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.

Есть еще вариации

направления STEM, расширенные и углубленные – STREM, добавили в комплекс «R» -

robotics (робототехника) или STEАM – добавили в комплекс «А» - art (искусство). Во многих

странах STEM-образование в приоритете т.к. в ближайшем будущем в мире и, естественно, в

России,

будет

резко

не

хватать

ITспециалистов,

программистов,

специалистов

высоко

технологичных производств и др. В отдаленном будущем появятся профессии о которых

сейчас

даже

представить

трудно,

все

они

будут

связаны

с

высокотехнологичным

производством на стыке с естественными науками. Образование в области STEM является

основой подготовки сотрудников в области высоких технологий. Поэтому уже многие страны

проводят

государственные

программы

в

области

STEM-образования.

В

России

тоже

понимают эту проблему. Преимущества STEM технологии:

1. Детям лучше запомнить то, чему они научились, когда они вовлечены в процесс, а не

являются пассивными наблюдателями.

2. STEM технологии требуют от детей больших способностей мыслить критически,

работать как в команде, так и самостоятельно.

3.

Предоставление

детям

доступа

к

технологиям.

Дети

создают

цифровой

контент,

обмениваются им и потребляют его в невиданных доселе масштабах.

4. STEM – это выбор возможностей профессионального развития. В стране набирает

обороты

общенациональная

компания

за

внедрения

технологий

обучения

дисциплинам

STEM.

5. STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число

разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации

технологически-ориентированных проектов.

В дошкольном учреждении , STEM-образование должно стать важным элементом в

системе образовательного процесса. На сегодняшний день ещё очень мало информации для

воспитателей. Я, как педагог, прочитала различные источники, доступные в России, перевела

некоторые

иностранные

работы

родоначальников

STEM

системы

и

систематизировала,

имеющееся небольшое количество информации для того, что бы начать работать в этом

направлении.

Все свои действия я разбила на несколько шагов. Первый шаг – поощрять

любознательность

и

исследовательские

навыки

воспитанников

во

время

учебно-

воспитательного процесса.

Для организации подобных занятий необходимо пересмотреть свой подход и функцию,

сменить

роль

воспитателя-авторитета

на

роль

со-ученика,

дать

больше

свободы

в

наблюдении и обсуждении, терпеливо отвечать на вопросы «почему?», «для чего?», «как?».

Второй шаг – пересмотреть концепцию подхода к построению занятий: вместо введения

понятия

в

начале

занятия

воспитатель

предлагает

детям

тот

или

иной

опыт

и

задает

наводящие вопросы, чтобы дети сами смогли прийти к выводу о смысле и закономерностях

эксперимента.

Третий

шаг

интегрировать

экспериментальные

модули

в

тематику

образовательной программы. Это требует усилий от педагога, однако очень эффективно.

Экспериментируя с предметами, малыши узнают все об истории и свойствах бумаги, узнают

что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Работа с каждым

объектом строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой

и заучиванием новых, более сложных слов. Например, ткань-мягкая, мнущаяся, линяющая,

шуршащая, приятная на ощупь. Таким образом, у детей развивается речь, умения отстаивать

свою правоту и признавать правоту других. Одно из составляющих STEM-системы-это

математика. Так как, постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать,

определять форму и размер. Все это предает математическим представлениям реальную

значимость и способствуют их осознанию. Четвертый шаг – изучение с детьми окружающей

среды. В таком большом городе как Ростов-на-Дону неразрывно связано понятия «чистый» и

«загрязненный». Для этого можно: собирать необычные цветы, изучать структуру листьев,

проводить

анализ

воды,

наблюдать

за

небом,

насекомыми.

И

все

это

для

того,

чтобы

проникнуться красотой природных явлений, осознать всю хрупкость окружающего мира.

Философия

STEM-образования

основана

на

старых

добрых

подходах

обучения

детей

профессиям,

изменились

инструменты

и

способы

обучения.

STEM

–игрушки

весьма

разнообразны:

• Блочные конструкторы – рассчитаны на любой возраст детей – это ЛЕГО, конструктор

«Детская

площадка»,

конструктор

с

болтовым

соединением,

разнообразные

магнитные

конструкторы, криволинейные конструкторы из гнущихся трубочек, мягкие конструкторы и

развивающие конструкторылабиринты

• Научно-познавательные наборы – знакомят детей со свойствами различных веществ,

предметов, стихий, основными принципами естественных наук. Самые популярные – «Юный

радиолюбитель», «Забавная химия», «Опыты на кухне», «Юный археолог», «Телескоп» и пр.

Трехмерные

пазлы

это

несколько

десятков

деталей,

которые

нужно

собирать

с

использованием трех измерений, т.е. в объемную фигуру.

Электронные конструкторы – предназначены для увлечения детей электроникой и

радиоуправлением.

• Робототехника – создание роботов и автоматизированных технических систем.

• Мультстудии «Мой мир», «Радуга», «Страна чудес», «Я творю мир», «Мультиприкатор»

– обучение детей созданию мутипликационных фильмов.

В

2014

году

состоялась

Международная

конференция

«STEM

forward»

в

которой

прозвучали следующие заявления: - Привлечение детей к STEM. STEM-образование должно

начинаться с самого раннего дошкольного возраста, нужно внедрять программы в детские

сады. - Язык науки - английский язык. Самые значимые научные ресурсы публикуются на

английском языке. - Нужны программы STEM-образования для девочек. Они благодаря своей

аккуратности

и

склонности

к

работе

с

данными,

могут

сделать

то,

что,

не

под

силу

мальчикам,

но

их

нужно

правильно

учить.

-

STEM-образование

должно

строиться

на

патриотизме и любви к своей стране. Несмотря на то, что в науке нет границ, важно

вырастить хорошего специалиста, который приносит пользу своему государству. - Наука

должна быть праздником, который нужно готовить самому, наука должна быть интересна и

полностью

захватывать.

Получается,

что

STEM

не

просто

естественно-научный

и

инженернотехнический

подход

к

образованию,

а

коренная

перестройка

всей

системы.

Предметы

STEM

учат

детей

навыкам

критического

мышления,

необходимого

для

преодоления трудностей, с которыми они могут столкнуться в жизни и в работе



В раздел образования