Автор: Васильева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель рисунка живописи и композиции
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Камышин Волгоградской области
Наименование материала: Презентация
Тема: Передвижники
Раздел: дополнительное образование
ПЕРЕДВИЖНИКИ-
ТОВАРИЩЕСТВО
ПЕРЕДВИЖНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ВЫСТАВОК(1870-1923гг)
БЫЛО
СОЗДАНО
РУССКИМИ
ЖИВОПИСЩАМИ
И
СКУЛЬПТОРАМИ
РЕАЛИСТИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ.
Русские художники передвижники
Его особенности
-глубокий правдивый анализ социальной действительности;
-разоблачение социальных пороков и противоречий;
-демократическая ориентация;
-связь с крестьянской идеологией.
Возникновение товарищества было обусловлено:
1 кризисом официального академического искусства;
2 общим подъёмом демократической культуры(50-60годы)19века;
3 подготовлено деятельностью петербургской артели художников-демократов.
Артель свободных художников, организованная в 1863 году, в течение ряда лет являлась в Петербурге
своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и её искусству, далёкому от запросов
жизни – от современной действительности.
Товарищество стоит в самой кровной связи с Артелью. Ко времени создания Товарищества петербургская
Артель почти прекратила свое существование и часть ее членов вошла в новое объединение. Одна и та же
глубокая мысль лежит в их основе: свобода, нужная для русского искусства. Это свобода мыслилась как
полная независимость от дворянской консервативной Академии художеств, от её условного отвлечённого
искусства, от её приказов.
Русская живопись середины XIX в. в качестве основного
творческого метода использует реализм. Реалистическое
искусство достигает своего наивысшего развития-этапа
критического реализма
В 1870 году во главе
с И. Н. Крамским,
одним из членов
-учредителей
Товарищества,
его вождём и идеологом,
общество передвижных
художников,
уже утверждённое
правительством, начинало
свою деятельность.
Передвижники ставили перед собой задачу
Через устройство самостоятельных передвижных выставок по
городам России широко пропагандировать искусства и
общественно-эстетическое воспитание народных масс.
Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев
и скульпторов второй половины XIX-начала XX века. Это
Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Саврасов и
Шишкин, Куинджи и С. Иванов, Васнецов и Поленов, Репин и
Суриков, Серов и Левитан и многие другие.
Передвижники широко привлекали в свои ряды и к участию на
выставках талантливую молодёжь.
Творчество Передвижников охватывало самые разнообразные
жанры.
-идейный вождь «передвижников», портретист И. Н. Крамской в своих полотнах
пытался постичь внутренний мир человека, его душевные качества,
проанализировать явления современности.
На портрете художника
А.Д. Литовченко кисти И. Н.
Крамского художник с любовью
воссоздал образ человека
который оказал на него большое
влияние. Портрет не доведен до
полной технической
законченности, что предает
манере письма особую свободу
и артистизм
В картинах В. Г. Перова «Сельский крестный ход на пасхе»(1861), «Проводы
покойника(1865), «Последний кабак у заставы» (1868) и в других смело обнажены
социальные язвы России, пережитки крепостничества, нищета и невежество
народа, паразитизм и безнравственность духовенства, унижение человеческого
достоинства…
Молодой художник И. Е. Репин в своем творчестве со всей мощью своего таланта дал
волнующий образ угнетённого, но несокрушимого в своей силе народа - «Бурлаки» (1870-
1873). Наиболее известны его полотна: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван»,
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Богатырская сила народа, его героическое
прошлое, его свободолюбие глубоко раскрывается в этой картине.
Одно из центральных мест в живописи передвижников заняла крестьянская тема.
Г. Г. Мясоедов «Земство обедает»(1872). Художник без прикрас убедительно
показал, что участие крестьян в местном самоуправлении лишь фикция, обман и
лицемерие.
Русский национальный пейзаж достиг высшего расцвета в произведениях
художников-передвижников. Одним, из которых по праву считается А. И.
Куинджи. «Украинская ночь» (1876), «После грозы»(1879), «Берёзовая
роща»(1879) и другие. Куинджи непрестанно искал наиболее выразительные
средства для передачи живой поэзии природы.
Родоначальником
русского лирического
жанра стал А. К.
Саврасов. Его
небольшое полотно
«Грачи
прилетели»(1871) было
настоящим
откровением.
Скромный
незатейливый мотив
получил поэтическое
претворение и глубоко
человеческое
содержание.
Мастером исторического жанра называют В. И. Сурикова. «Утро стрелецкой
казни» (1881), «Меньшиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887),
«Степан Разин» (1906). Свои замыслы художник воплощал в совершенной
художественной форме, с огромным композиционным и колористическим
мастерством.
Искусство передвижников, в котором воплотились
лучшие черты русской национальной художественной
культуры, для нас всегда будет служить ярким
примером новаторского духа, смелости творческих
дерзаний, глубокого проникновения в историю,
утверждения духовной силы и нравственной
стойкости человека, всего прогрессивного в жизни.