Автор: Капсанова Гульнара Кенжельбековна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
Населённый пункт: Нефтеюганск ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок–экскурсия «Великая Отечественная война в произведениях советских художников»
Раздел: среднее образование
Урок-экскурсия «Великая Отечественная война в произведениях советских
художников»
Цель: Воспитание у учащихся чувства гордости за подвиг советского народа в
годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1) продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны
.
2)
познакомить учащихся с картинами советских художников о ВОВ.
3) воспитывать в детях любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к
памяти воинов, сражавшихся за нашу страну, уважение к ветеранам войны.
Оснащение: Презентация с репродукциями картин о ВОВ.
Ход мероприятия: Звучит «Священная война» Муз.: А. Александров, слова: В.
Лебедев-Кумач.
Учитель: Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но
память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть
наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя
победы над самым коварным и жестоким врагом немецким фашизмом. Четыре
военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими
годами нашей истории. ВОВ стала самой кровопролитной войной в истории
человечества.
По
разным
данным
погибло
около
25
миллионов
военнослужащих и мирных жителей нашей страны.
-Кто назовет годы ВОВ?
- Что вам известно о ней?
- Какие произведения о войне вы читали?
Враг напал коварно, подло, несмотря на мирный договор, пакт о ненападении. В
четыре часа утра, когда люди спали в своих домах, на головы мирных жителей
обрушились тысячи авиационных бомб. Началась война. О войне написано
множество
стихов,
сняты
фильмы,
написаны
книги.
Художники
тоже
не
остались в стороне. Катины советских художников, многое из которых сами
участники
тех
событий,
воспевают
подвиг
советского
народа,
мужество
и
героизм
воинов,
стойкость
мирных
жителей,
не
склонивших
головы
перед
ф а ш и с т с к и м и
п о р а б о т и т е л я м и .
Картины отразили все этапы войны. Величайшие битвы и сражения за разные
города, подвиги отдельных героев, фронтовые будни и героический подвиг тех,
кто в тылу ковал победу.
Перед
нами
картина Петра
Александровича
Кривоногова
«Защитники
Брестской
крепости».
Кривоногов-
художник-баталист
(т.е.
художник,
пишущий картины о войне). Картина была написана в 1951 году. Материал к
ней Кривоногов собирал по крупицам. Тогда подвиг Брестской крепости не был
широко известен. А ведь Брестская крепость одной из первых приняла на себя
удар фашистских войск. На картине мы видим фрагмент боя у Тираспольских
ворот. С момента нападения прошел уже месяц, в крепости осталась лишь
горстка раненых и измученных бойцов. Фронт ушел далеко вперед. Но они все
еще живы. На их лицах нет страха, а только решительность и несгибаемая воля.
Они
устремляются
в
атаку
на
противника,
во
много
раз
превосходящего
численностью. Бойцы, практически, все ранены, но на стенах реют красные
знамена и горы вражеских трупов устилают подступы к крепости.Гарнизон
крепости под командованием капитана Зубачева и комиссара Фомина в течении
недели героически сдерживал натиск 45-й пехотной дивизии немцев. Три с
половиной тысячи бойцов оставшихся без связи и поддержки связывали боями
во много раз превосходящие силы врага. Очаги сопротивления оставались в
крепости спустя еще три месяца. Брестская крепость показала фашистам, что
их планам молниеносного захвата нашей страны не суждено сбыться.
Следующая
картина
«Лихолетье»
художника
Николая
Сергеевича
Присекина.
-Почему она так названа?
- Что означает само слово «лихолетье»?
Мирная жизнь разрушена. Ее перечеркнули черные тени немецких самолетов в
небе. Разбомбленная повозка, клубы черного дыма. Людей не видно. Но как
пронзительно-беззащитна вытянутая шея жеребенка, потерявшего мать. В его
больших
глазах
столько
боли
и
ужаса,
как
будто
сама
природа
ужасается
происходящему.
Перекликается с этой картиной следующее полотно. Картина Аркадия Пластова
«Фашист пролетел».
Теплый день золотой осени. Тонкие стволы берез в
осенней листве. Высокое голубое небо с белыми облаками. И тем страшнее
контраст
на
картине.
Уткнувшись
лицом
в
сухую
траву,
лежит
мальчик-
пастушок. Пуля пробила голову. Шапка и кнут лежат в стороне. Чуть дальше
убитые коровы. Возле мальчика собака. Кажется, что слышишь ее тоскливый
вой. Всего лишь мгновенье назад жизнь мальчика оборвал свинцовый ливень
пуль. Фашистский самолёт еще виден в голубой дали неба. На фоне мирной
осенней природы, совершённое преступление выглядит еще более жестоким,
бессмысленным и чудовищным.
-
Какие
чувства
вызывает
у
зрителя
эта
картина?
(Картина
вызывает
ненависть к фашистским оккупантам, к их чудовищным преступлениям.)
Картина Сергея Васильевича Герасимова «Мать партизана».
-Что вы знаете о партизанах? Кто они такие?
В центре картины простая русская женщина, паризанская мать. Ноги ее босы,
руки натружены, но она гордо и прямо смотрит в лицо врага. Мы видим ее силу
и величие,
несмотря ни на что. Образ фашиста резко контрастирует с этой
мощью
русской
женщины
Повелевающий
его
жест,
словно
повис
в
пространстве. В лице его проступает нечто звериное. В этом столкновении
художник показывает, что фашизм обречен, можно победить отдельную армию,
но нельзя победить целый народ.
Советские воины проявляли чудеса мужества и героизма на полях сражений.
Картина Петра Петровича Широкова «За Родину» показывает нам фрагмент
боя за безымянную высоту. Солдаты идут в атаку. Черная земля и свинцовые
тучи в мрачных тонах. Доминанта картины- яркое алое пятно, знамя в руках
знаменосца. Мы видим, как пуля ударила в грудь бойца, как подгибаются его
ноги, но уже спешит к нему солдат с автоматом в руке, и мы понимаем, что знамя
не рухнет на землю. Это святыня, символ. Его подхватят и понесут другие
надежные руки. Высота будет взята.
Наравне
с
мужчинами
сражались
на
фронтах
Великой
Отечественной
и
женщины.
-
Имена
каких
женщин-героев
ВОВ
вы
знаете?(Летчицы
Марина
Раскова,
Валентина
Гризодубова,
Лидия
Литвяк,
Евгения
Жигуленко;
Валерия
Гнаровская-санинструктор;
Зоя
Космодемьянская-партизанка;
Маншук
Маметова-пулеметчица, Ульяна Громова-подпольщица).
Женщины
служили
связистками,
разведчицами,
снайперами,
и
конечно
же,
медработниками
-
врачами
и
медсестрами.
На
картине
Марата
Самсонова
«Сестрица» мы видим девушку-медсестру, которая выводит с поля боя раненого.
Голова его перевязана, глаза скрыты бинтами. Юная, хрупкая девушка несет
оружие
солдата,
почти
тащит
его
на
себе.
Позади
полыхает
огонь,
видны
разбитые орудия, и среди пожарищ смело шагает медсестра. Сотни, тысячи
вчерашних
школьниц
становились
медсестрами,
бесстрашно
шли
под
пули,
спасая жизни наших воинов. Бойцы нежно звали их «сестрицами», одну из них
мы видим на картине.
Картина
Петра
Кривоногова
«Поединок»
посвящена
одному
из
самых
грандиозных сражений ВОВ-битве на Курской дуге.
-Кто знает, чем знаменита битва на Курской дуге?
Летом 1943 г. Советское командование своевременно раскрыло вражеские планы
наступления в районе Курской дуги. Это позволило хорошо подготовить оборону,
а затем перейти в контрнаступление. В ходе грандиозного танкового сражения
(до 4000 тысяч танков с обеих сторон) враг был разбит, что
предопределило
окончательный
крах
наступательной
стратегии
германской
военной машины.
-Каков колорит картины?
Картина
показывает
лишь
один
краткий
миг
сражения,
композиция
фрагментарная, но как много сказано этим полотном. Орудие разбито, бойцы
погибли, и тогда последний из них встает навстречу грозной вражеской машине,
зажав в руках связку гранат. Поединок смертоносной громады и человека. У
деревни Прохоровка, где сошлись в бою тысячи танков, есть мемориальный
комплекс: на гранитном постаменте стоит советский танк Т-34, легенда Великой
Отечественной. На граните высечены слова:
Здесь под Прохоровкой в сорок третьем,
Смерть призрев по сигналу атаки,
Шли солдаты наши в бессмертье,
Становились бессмертными танки!
И на этой картине мы видим миг, отделяющий бойца от бессмертья!
- Когда закончилась война?
И вот наконец закончились долгие годы борьбы с фашизмом. Освободив всю
Европу, советские войска заняли Берлин. Пришла долгожданная, выстраданная
Победа. Об этом картина Кривоногова «Победа». Советские солдаты ликуют на
ступенях Рейхстага. Столько счастья и ликования на их лицах. Художник не
понаслышке знает о тех событиях. Весной 1945 года он был в Берлине, был
свидетелем всеобщей радости. Реют флаги, люди кричат в едином порыве -это
пришла Победа. То, к чему шел четыре года советский солдат, свершилось.
И завершает наш разговор картина Константина Антонова «Победители», на
которой мы видим Парад Победы. 24 июня 1945 года состоялся Парад Победы.
Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Командовал
парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Жуков и Рокоссовский
проехали
по
Красной
площади
на
белом
и
караковом
конях. Вначале
по
Красной площади прошли сводные полки различных фронтов, которые были
укомплектованы рядовыми, сержантами и офицерами
различных родов
войск,
отличившимися
в боях и
имевшими
боевые
ордена.
Марш
сводных
полков
завершала
колонна солдат,
н ё с ш и х
2 0 0
о п у щ е н н ы х
з н а м ё н
и штандартов р а згр ом л е н н ы х
н е м е ц к и х
во й с к .
Эт и
зн а м ё н а
п од
дробь барабанов были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея
Ленина. Весь мир убедился в том, что фашизм уничтожен и уничтожен он
Советской армией-армией победительницей.
Заключение: Познакомившись с картинами художников о войне, еще ярче
представляешь
себе
события
того
времени.
Проникаешься
гордостью
за
мужество и стойкость всего советского народа, победившего фашистскую чуму.
Понимаешь, как важно помнить уроки прошлого, ведь без прошлого не может
быть будущего!