Автор: Амелина Марина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ – Д⁄С № 51 "Ягодка"
Населённый пункт: г. Клин, Московская область
Наименование материала: технология
Тема: "Технология освоения фольклорной музыки в содержании музыкальных занятий. Календарно–обрядовые праздники. (из опыта работы)"
Раздел: дошкольное образование
Амелина Марина Владимировна
Музыкальный руководитель
г. Клин, Московской области
Технология освоения фольклорной музыки в
содержании музыкальных занятий.
Календарно-обрядовые праздники.
(из опыта работы)
2017 г.
Технология освоения фольклорной музыки в
содержании музыкальных занятий.
Календарно-обрядовые праздники.
Введение
«Детский фольклор – начало начал для ребенка»
В
настоящее
время
к
нам
постепенно
возвращается
национальная
память,
мы
по
новому
начинаем
относиться
к
старинным праздникам, традициям, фольклору и приобщаем к этому
наследию наших детей.
Воспитание
гражданина
и
патриота
знающего
и
любящего
свою родину, не может быть успешно решена без глубокого познания
духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше,
образно
говоря,
с
молоком
матери
ребенок
должен
впитывать
культуру своего народа: через колыбельные песни, потешки, игры-
забавы,
загадки,
пословицы,
поговорки,
сказки,
произведения
народного декоративного искусства.
Приобщение детей и родителей к народной культуре должно
осуществлять
дошкольное
воспитание.
В
нашем
ДОУ
«Ягодка»
сложилась система работы по приобщению воспитанников к истокам
русской народной культуры.
Приоритетным
направлением
в
моей
работе
является
«Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками».
Календарно-обрядовые праздники – это не совсем обычное
музыкальное занятие.
К
празднику
предшествует
большая
подготовка,
в
которой
принимает
участие
коллектив
детского
сада.
Очень
важным
воспитательным
моментом
каждого
календарного
праздника
2
является включение подлинной народной музыки и песни в записи,
или в живом исполнении участниками действа: взрослыми и детьми.
Я
представлю
свою
систему
работы
по
приоритетному
направлению по подготовке детей старшего дошкольного возраста к
календарно-обрядовым праздникам.
Цель:
знакомство
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
календарно-обрядовыми праздниками через приобщение к народной
музыке.
Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
1.
Давать
детям
представление
о
народных
календарно-
обрядовых праздниках.
2.
Слушание: знакомство с русской народной музыкой.
3.
Расширять
диапазон
голоса.
Приспосабливать
голосовой
аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков.
4.
Развивать певческое дыхание.
5.
Развивать
умение
петь
индивидуально
и
коллективно,
с
сопровождением и без него.
6.
Развивать музыкальную память.
7.
Развивать музыкально-ритмические движения.
8.
Развивать творческие способности дошкольников.
9.
Воспитывать нравственно – патриотические качества.
10.
Продолжать
обучение
игре
на
народных
музыкальных
инструментах.
11. Воспитание положительных эмоций.
12. Формировать музыкально – эстетические эмоции.
Методы работы.
Я хочу остановиться на трех главных этапах – это:
1. Песенное творчество.
2. Музыкально-ритмические движения.
3. Игра на музыкальных инструментах.
3
Наиболее
распространенное
и
доступное
средство
приобщения
детей
к
музыке
–
это
песня.
Поэтому
тематике
и
песенному репертуару уделяется особое внимание. Немаловажное
место отводится народной песне, как одному из ярких произведений
музыкального фольклора, которая, как основа русской музыкальной
культуры, входит в жизнь и развитие ребенка.
Для
работы
со
старшим
дошкольным
возрастом
мною
подбирается
специальный
материал,
отвечающий
следующим
требованиям:
- В произведения фольклора включаются простые, доступные
детям явления и понятия. Для развития детского голоса я использую
специальные
упражнения,
которые
легко
усваиваются
детьми,
в
которых выражаются разнообразные эмоции.
-
В
работе
с
детьми
я
применяю
комплекс
музыкальных
упражнений
(в
т.ч.
попевки),
распевание
которых
способствует
постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса и
чистоты интонации в пении.
- Кроме того, на занятиях я использую прием, построенный на
контрастном сопоставлении певческих регистров, с использованием
русских народных мелодий. Это помогает научить детей осознанно
различать
высотные
соотношения
отдельных
частей
мелодии,
развивает у них умение произвольно приспосабливать голосовой
аппарат к пению, как более высоких, так и более низких звуков.
Используются для расширения диапазона голоса тоже специальные
упражнения
на
гласные.
Примером
тому
могут
служить
песни:
«Прибаутка»,
«Солнышко-ведрышко»,
«Дудочка»,
а
также
большинство русских народных мелодий.
- Для развития дыхания и умения петь протяжно и напевно,
мною используются такие народные песни, как: «Не летай соловей»,
«Барашеньки».
4
В течение всего года с детьми старшего дошкольного возраста
разучивается около 20-ти народных песен, разнообразных по своей
ф о р м е
и
с о д е р ж а н и ю .
Э т о
п е с н и :
о п и с а т е л ь н о г о ,
повествовательного, танцевального и игрового характера, а так же
песни:
протяжные,
лирические,
торжественные,
героические,
грустные и веселые. При этом главное их качество я усматриваю в
художественности изложения и доступности в исполнении детьми!
О С Е Н И Н Ы « О С Е Н Н И Е П О С И Д Е Л К И »
5
У стены вид русской избы. В зал под музыку (р.н.м.) входят дети
старшей и подготовительной групп, (в русских народных костюмах),
садятся на стулья.
Выходит Хозяйка.
ХОЗЯЙКА – Добрый день, гости желанные !
Милости просим на Осенины !
(выходят два мальчика и две девочки с караваем хлеба и солонкой на
подносе).
ХОЗЯЙКА – чтобы зайти в нашу горницу, нужно отгадать загадку.
Слушайте внимательно:
Вот художник так художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл
Отгадать загадку просим кто художник этот?
ДЕТИ - - ОСЕНЬ !
ХОЗЯЙКА
–
молодцы,
отгадали,
проходите
не
стесняйтесь,
поудобней располагайтесь!
1.
Нам начинать досталась роль,
2.
МЫ принесли Вам хлеб и соль
(девочки низко кланяются, вручают поднос Хозяйке).
ХОЗЯЙКА – спасибо, гости дорогие, без хлеба не бывает праздника,
Хлеб – всему голова.
1.
На завалинке в свителке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки,
Пожилых и молодых.
2.
При лучине мы сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили песни пели
6
Да водили хоровод.
3.
Добрым чаем угощались
с медом явно без конфет
как и нынче мы общались
без общенья жизни нет.
4.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши
Словом эти посиделки
Были праздником души.
ХОЗЯЙКА :
Быт людей отмечен веком
Поменялся старый мир
Нынче все мы по сусекам
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
1.
отдых – это не безделки
2. время игр и новостей
3. начинаем посиделки
4. открываем посиделки
( вместе ) – для друзей и для гостей.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ --- К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ !
Хозяйка:
Наши посиделки сегодня посвящены ОСЕНИ !
Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки,
водить хороводы, читать стихи.
7
1.
Осень наступает незаметно
осторожным шагом к нам идет
разрисует листики на ветках
птичек перелетных соберет
ветерок тропинки заметает
и шуршит опавшею листвой
ты пришла к нам осень золотая
снова рады встретиться с тобой. М. Сидоровой
2.
Осень осень за окошком
Дождик сыплется горошком
Листья падают шуршат
Как ты, осень, хороша
Листья золотом расшиты
Тропки дождиком умыты
В ярких шапочках грибы
Все нам осень даришь ты.
ХОЗЯЙКА :
Давайте,
ребята,
споем
красивую
песню,
которая
называется
«ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА»
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ
( хвалит детей )
ХОЗЯЙКА :
Ребята,
я
хочу
еще
вам
рассказать
какие
народные
праздники
отмечаются осенью. Знаете какой праздник отмечается 14 сентября?
Может взрослые нам подскажут? Это праздник «Семен День». Что в
этот день делали? Начиналось « Бабье лето », начинались посиделки
–
работа
в
избах
при
огне,
с
этого
дня
начинали
выкапывать
картошку, сушить и мять лен.
8
А что делают изо льна? Нитки, а из них ткут полотно, из него шьют
одежду, постельное белье, полотенца.
А
еще,
ребята,
осенью
есть
праздник,
который
называется
«
КУЗЬМИНКИ
».
Это
День
Кузьмы
и
Демьяна,
их
называли
бессребниками, потому-то они не брали денег за свою работу, а
называли их « Кашниками », за их работу кормили их кашей.
А что же делали девушки в этот день?
А
девушки
устраивали
посиделки:
снимали
избу,
готовили
пиршество, приглашали парней и гуляли до утра, и мы, ребята,
сейчас с вами повеселимся, а ну-ка заводите веселый хоровод :
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД --- « РЯБИНУШКА »
Хозяйка :
Молодцы дети, какой красивый осенний хоровод про РЯБИНУШКУ.
Ребята! А вы знаете в какие игры в этот день играли парни и
девчата? В разные русские народные игры.
Давайте и мы с вами поиграем в народные игры!
ПРОВОДЯТСЯ ИГРЫ :
ИГРА – « ПЛЕТЕНЬ » ----- подготовительная группа.
ИГРА – « ЗАРЯ – ЗАРЯНИЦА » ----- старшая группа.
ХОЗЯЙКА :
Ребята, мы с вами много говорили об осенних праздниках,
а теперь давайте позовем саму ОСЕНЬ к нам в гости.
Дети ( выходят )
Осень, осень золотая
Приди осень с радостью
С великой милостью
Приходи поскорее, будь к нам по добрее.
9
В ЗАЛ ПОД МУЗЫКУ ВХОДИТ ОСЕНЬ
ОСЕНЬ :
Вы обо мне ? А вот и я
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год
За летом следом мой черед
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
ДЕТИ :
Да, хороши твои подарки!
ОСЕНЬ :
Я пришла на праздник к вам, петь и веселиться
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться.
ХОЗЯЙКА :
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой
Будут радостными встречи
Осень – это праздник твой.
Давайте ребята вместе с осенью встанем в хоровод и споем песню,
которая называется : ----- « ОСЕНЬ – ГОСТЬЯ ДОРОГАЯ ».
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ.
ОСЕНЬ ---- ( благодарит детей ).
Ребята, я осень, прихожу не одна, а со своими братьями, осенними
месяцами, их у меня трое. Попробуйте узнать, про какой месяц я
буду говорить.
1.
Опустел наш лес и сад
Паутинки вдаль летят
И на южный край земли
10
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к вам пришел? ----- сентябрь.
2.
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса
Молкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился? ----- октябрь.
3.
Черно поле, бело стало
Падает то дождь то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц подскажи? ----- ноябрь.
ОСЕНЬ :
Молодцы, ребята, все осенние месяцы правильно назвали,
А отгадайте-ка ребятки еще осенние загадки.
1. Удивительное солнце
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. ----- подсолнух.
2. Синий мундир желтая подкладка
А в середине сладко. ----- слива.
3. Кругла, да не луна
С хвостом, да не мышь,
Зелена да не дубрава. ----- репа.
4.
Шел долговяз, в землю увяз. ----- дождь.
ХОЗЯЙКА :
А
сейчас,
ребята,
давайте
для
осени
и
наших
гостей
исполним
хоровод, который называется ----- « НА ГОРЕ – ТО КАЛИНА ».
11
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД
ОСЕНЬ : ( благодарит детей за хоровод )
Ну, а теперь пришла пора
Поиграть нам детвора!
Выходи играть, ребята,
Выходи играть, девчата!
Лента яркая – атлас,
Кто водящий в этот раз?
ИГРА С ЛЕНТОЙ « ХОДИТ ВАНЯ » ------- старшая группа.
( похвалить детей ).
ИГРА « ВОРОН » ------- подготовительная группа.
ХОЗЯЙКА :
Молодцы, ребята, весело играли.
А сейчас давайте послушаем дорогие гости, какие стихи
Осенние знают наши дети !
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ( 3, 4 СТИХ. )
ХОЗЯЙКА :
А сейчас Осень, мы тебя попросим, расскажи нам, пожалуйста,
Еще об осенних народных праздниках.
ОСЕНЬ :
Ну конечно расскажу.
А, вы знаете, как называется первый осенний праздник?
Успенье.
12
ХОЗЯЙКА :
А скажи нам Осень, что это за праздник, и чему он посвящается?
ОСЕНЬ :
А посвящается он окончанию жатвы и встрече осени.
Когда начинали жатву, первый сноп называли --- « Именинник ».
А последний сноп --- « Молчанушка ».
А знаете почему?
Было такое поверье, что если в это время девушка заговорит, то
жених у нее будет слепой.
А дальше, что делали с Молчанушкой: наряжали в сарафан,
Обвивали
ситцевыми
платками,
приносили
домой,
ставили
в
красный угол, несли ему хлеб да соль, низко кланялись и сохраняли
до нового урожая.
А как закончили жатву, пора и повеселиться на славу!
А
ну-ка
запевайте
песню
шуточную,
песню
шуточную
да
прибауточную!
ХОЗЯЙКА :
Осенние солнце, глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило,
Вместе петь не устаем, и еще для вас споем!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ ----- « ГАРМОНИСТ ТИМОШКА »
(стук в дверь)
ПОД МУЗЫКУ В ЗАЛ ВХОДЯТ МУЗЫКАНТЫ – СКОМОРОХИ.
1.
Ой, посмотрите-ка, народу сколько собралось,
А наше-то веселье ко времени пришлось.
ВСЕ СКОМОРОХИ :
Здравствуйте, ребята!
ХОЗЯЙКА :
Здравствуйте, гости дорогие, а кто же вы такие будете?
13
2.
А мы развеселые потешники,
Столичные насмешники.
3.
Веселые скоморохи.
4.
У нас есть бубны, маракасы
ложки да трещотки.
5.
Услышали ваши песни да пляски,
и тоже пришли с вами повеселиться.
ХОЗЯЙКА :
Ну
конечно,
какие
же
посиделки
и
веселье
обходятся
без
музыкантов!
Оставайтесь, повеселите нас, поиграйте нам на своих инструментах!
А наши ребята вам помогут,
А ну-ка ребята запевайте веселые частушки.
ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ
( подготовительная группа ).
ХОЗЯЙКА:
Ну
спасибо,
музыканты
потешники,
как
мы
с
вами
хорошо
повеселились.
А теперь, ребятки, тихонько посидите
И немножко отдохните.
Занимайте, люди добрые,
На лавках места удобные.
А рассказать вам хочу я сказку
Русскую, народную, известную.
А называется сказка ----- « РЕПКА ».
ИНСЦЕНИРОВКА
СКАЗКА ----- « РЕПКА »
НА НОВЫЙ ЛАД
14
ХОЗЯЙКА :
В заключенье, в добрый час
Пошагаем мы сейчас
Раз, два, три, четыре
Будем в дружбе жить и в мире.
Ну что, ребята? Понравилось вам представление?
ОСЕНЬ :
Ребята, и мне у вас понравилось.
Я очень рада, что вы любите осенние игры,
Песни, стихи и праздники,
И для вас приготовила осенние угощения.
РАЗДАЧА УГОЩЕНИЙ
ХОЗЯЙКА :
Славно мы повеселились.
Поиграли, порезвились!
А теперь пришла пора,
Расставаться детвора.
ОСЕНЬ :
А я еще раз вас поздравляю
И желаю никогда
Вам с болезнями не знаться
Быть веселыми всегда.
ХОЗЯЙКА И ОСЕНЬ УХОДЯТ.
15
Заключение
Ежегодным
итогом
нашей
работы
по
данному
направлению,
являются
праздники,
которые
проходят
в
нашем
дошкольном
учреждении с участием детей, воспитателей, родителей.
«Осенины», «Покров».
«Зимние святки». «Рождество».
«Масленица». «Сороки». «Пасха».
«Троица».
Ежегодно мы принимаем участие в районном фестивале «Маленькие
звездочки».
Имеем награждения: грамоты, подарки.
16
В 2009 году на фестивале заняли I место в номинации «Русская
душа».
Русская народная песня: «Валенки».
В 2010 году на фестивале заняли I место
Песня: «Горница».
Состав
детей:
вокальная
группа
с
подтанцовкой
и
с
народными
инструментами.
Используемая литература:
Календарные обрядовые праздники. Авторский коллектив: Н.В.
Пугачёва, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова
Народные праздники в детском саду. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова
Русский фольклор–Детские музыкальные праздники. Т.Ю. Камаева
Фольклор-музыка – Театр С.И. Мерзлякова, И.В. Калиш
Музыкальное воспитание детей на традициях русской культуры Г.В.
Лунина
Музыкальный руководитель – методический журнал для
музыкальных руководителей
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л.
Князева, М.Д. Маханёва
Знакомство детей с русским народным творчеством. Л.С. Куприна,
Т.А. Бударина, О.А. Маркеева
17
18