Напоминание

"Технология освоения фольклорной музыки в содержании музыкальных занятий. Календарно–обрядовые праздники. (из опыта работы)"


Автор: Амелина Марина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ – Д⁄С № 51 "Ягодка"
Населённый пункт: г. Клин, Московская область
Наименование материала: технология
Тема: "Технология освоения фольклорной музыки в содержании музыкальных занятий. Календарно–обрядовые праздники. (из опыта работы)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Амелина Марина Владимировна

Музыкальный руководитель

г. Клин, Московской области

Технология освоения фольклорной музыки в

содержании музыкальных занятий.

Календарно-обрядовые праздники.

(из опыта работы)

2017 г.

Технология освоения фольклорной музыки в

содержании музыкальных занятий.

Календарно-обрядовые праздники.

Введение

«Детский фольклор – начало начал для ребенка»

В

настоящее

время

к

нам

постепенно

возвращается

национальная

память,

мы

по

новому

начинаем

относиться

к

старинным праздникам, традициям, фольклору и приобщаем к этому

наследию наших детей.

Воспитание

гражданина

и

патриота

знающего

и

любящего

свою родину, не может быть успешно решена без глубокого познания

духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше,

образно

говоря,

с

молоком

матери

ребенок

должен

впитывать

культуру своего народа: через колыбельные песни, потешки, игры-

забавы,

загадки,

пословицы,

поговорки,

сказки,

произведения

народного декоративного искусства.

Приобщение детей и родителей к народной культуре должно

осуществлять

дошкольное

воспитание.

В

нашем

ДОУ

«Ягодка»

сложилась система работы по приобщению воспитанников к истокам

русской народной культуры.

Приоритетным

направлением

в

моей

работе

является

«Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками».

Календарно-обрядовые праздники – это не совсем обычное

музыкальное занятие.

К

празднику

предшествует

большая

подготовка,

в

которой

принимает

участие

коллектив

детского

сада.

Очень

важным

воспитательным

моментом

каждого

календарного

праздника

2

является включение подлинной народной музыки и песни в записи,

или в живом исполнении участниками действа: взрослыми и детьми.

Я

представлю

свою

систему

работы

по

приоритетному

направлению по подготовке детей старшего дошкольного возраста к

календарно-обрядовым праздникам.

Цель:

знакомство

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

календарно-обрядовыми праздниками через приобщение к народной

музыке.

Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:

1.

Давать

детям

представление

о

народных

календарно-

обрядовых праздниках.

2.

Слушание: знакомство с русской народной музыкой.

3.

Расширять

диапазон

голоса.

Приспосабливать

голосовой

аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков.

4.

Развивать певческое дыхание.

5.

Развивать

умение

петь

индивидуально

и

коллективно,

с

сопровождением и без него.

6.

Развивать музыкальную память.

7.

Развивать музыкально-ритмические движения.

8.

Развивать творческие способности дошкольников.

9.

Воспитывать нравственно – патриотические качества.

10.

Продолжать

обучение

игре

на

народных

музыкальных

инструментах.

11. Воспитание положительных эмоций.

12. Формировать музыкально – эстетические эмоции.

Методы работы.

Я хочу остановиться на трех главных этапах – это:

1. Песенное творчество.

2. Музыкально-ритмические движения.

3. Игра на музыкальных инструментах.

3

Наиболее

распространенное

и

доступное

средство

приобщения

детей

к

музыке

это

песня.

Поэтому

тематике

и

песенному репертуару уделяется особое внимание. Немаловажное

место отводится народной песне, как одному из ярких произведений

музыкального фольклора, которая, как основа русской музыкальной

культуры, входит в жизнь и развитие ребенка.

Для

работы

со

старшим

дошкольным

возрастом

мною

подбирается

специальный

материал,

отвечающий

следующим

требованиям:

- В произведения фольклора включаются простые, доступные

детям явления и понятия. Для развития детского голоса я использую

специальные

упражнения,

которые

легко

усваиваются

детьми,

в

которых выражаются разнообразные эмоции.

-

В

работе

с

детьми

я

применяю

комплекс

музыкальных

упражнений

т.ч.

попевки),

распевание

которых

способствует

постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса и

чистоты интонации в пении.

- Кроме того, на занятиях я использую прием, построенный на

контрастном сопоставлении певческих регистров, с использованием

русских народных мелодий. Это помогает научить детей осознанно

различать

высотные

соотношения

отдельных

частей

мелодии,

развивает у них умение произвольно приспосабливать голосовой

аппарат к пению, как более высоких, так и более низких звуков.

Используются для расширения диапазона голоса тоже специальные

упражнения

на

гласные.

Примером

тому

могут

служить

песни:

«Прибаутка»,

«Солнышко-ведрышко»,

«Дудочка»,

а

также

большинство русских народных мелодий.

- Для развития дыхания и умения петь протяжно и напевно,

мною используются такие народные песни, как: «Не летай соловей»,

«Барашеньки».

4

В течение всего года с детьми старшего дошкольного возраста

разучивается около 20-ти народных песен, разнообразных по своей

ф о р м е

и

с о д е р ж а н и ю .

Э т о

п е с н и :

о п и с а т е л ь н о г о ,

повествовательного, танцевального и игрового характера, а так же

песни:

протяжные,

лирические,

торжественные,

героические,

грустные и веселые. При этом главное их качество я усматриваю в

художественности изложения и доступности в исполнении детьми!

О С Е Н И Н Ы « О С Е Н Н И Е П О С И Д Е Л К И »

5

У стены вид русской избы. В зал под музыку (р.н.м.) входят дети

старшей и подготовительной групп, (в русских народных костюмах),

садятся на стулья.

Выходит Хозяйка.

ХОЗЯЙКА – Добрый день, гости желанные !

Милости просим на Осенины !

(выходят два мальчика и две девочки с караваем хлеба и солонкой на

подносе).

ХОЗЯЙКА – чтобы зайти в нашу горницу, нужно отгадать загадку.

Слушайте внимательно:

Вот художник так художник

Все леса позолотил

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл

Отгадать загадку просим кто художник этот?

ДЕТИ - - ОСЕНЬ !

ХОЗЯЙКА

молодцы,

отгадали,

проходите

не

стесняйтесь,

поудобней располагайтесь!

1.

Нам начинать досталась роль,

2.

МЫ принесли Вам хлеб и соль

(девочки низко кланяются, вручают поднос Хозяйке).

ХОЗЯЙКА – спасибо, гости дорогие, без хлеба не бывает праздника,

Хлеб – всему голова.

1.

На завалинке в свителке,

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки,

Пожилых и молодых.

2.

При лучине мы сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили песни пели

6

Да водили хоровод.

3.

Добрым чаем угощались

с медом явно без конфет

как и нынче мы общались

без общенья жизни нет.

4.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши

Словом эти посиделки

Были праздником души.

ХОЗЯЙКА :

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир

Нынче все мы по сусекам

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

1.

отдых – это не безделки

2. время игр и новостей

3. начинаем посиделки

4. открываем посиделки

( вместе ) – для друзей и для гостей.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ --- К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ !

Хозяйка:

Наши посиделки сегодня посвящены ОСЕНИ !

Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки,

водить хороводы, читать стихи.

7

1.

Осень наступает незаметно

осторожным шагом к нам идет

разрисует листики на ветках

птичек перелетных соберет

ветерок тропинки заметает

и шуршит опавшею листвой

ты пришла к нам осень золотая

снова рады встретиться с тобой. М. Сидоровой

2.

Осень осень за окошком

Дождик сыплется горошком

Листья падают шуршат

Как ты, осень, хороша

Листья золотом расшиты

Тропки дождиком умыты

В ярких шапочках грибы

Все нам осень даришь ты.

ХОЗЯЙКА :

Давайте,

ребята,

споем

красивую

песню,

которая

называется

«ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА»

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ

( хвалит детей )

ХОЗЯЙКА :

Ребята,

я

хочу

еще

вам

рассказать

какие

народные

праздники

отмечаются осенью. Знаете какой праздник отмечается 14 сентября?

Может взрослые нам подскажут? Это праздник «Семен День». Что в

этот день делали? Начиналось « Бабье лето », начинались посиделки

работа

в

избах

при

огне,

с

этого

дня

начинали

выкапывать

картошку, сушить и мять лен.

8

А что делают изо льна? Нитки, а из них ткут полотно, из него шьют

одежду, постельное белье, полотенца.

А

еще,

ребята,

осенью

есть

праздник,

который

называется

«

КУЗЬМИНКИ

».

Это

День

Кузьмы

и

Демьяна,

их

называли

бессребниками, потому-то они не брали денег за свою работу, а

называли их « Кашниками », за их работу кормили их кашей.

А что же делали девушки в этот день?

А

девушки

устраивали

посиделки:

снимали

избу,

готовили

пиршество, приглашали парней и гуляли до утра, и мы, ребята,

сейчас с вами повеселимся, а ну-ка заводите веселый хоровод :

ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД --- « РЯБИНУШКА »

Хозяйка :

Молодцы дети, какой красивый осенний хоровод про РЯБИНУШКУ.

Ребята! А вы знаете в какие игры в этот день играли парни и

девчата? В разные русские народные игры.

Давайте и мы с вами поиграем в народные игры!

ПРОВОДЯТСЯ ИГРЫ :

ИГРА – « ПЛЕТЕНЬ » ----- подготовительная группа.

ИГРА – « ЗАРЯ – ЗАРЯНИЦА » ----- старшая группа.

ХОЗЯЙКА :

Ребята, мы с вами много говорили об осенних праздниках,

а теперь давайте позовем саму ОСЕНЬ к нам в гости.

Дети ( выходят )

Осень, осень золотая

Приди осень с радостью

С великой милостью

Приходи поскорее, будь к нам по добрее.

9

В ЗАЛ ПОД МУЗЫКУ ВХОДИТ ОСЕНЬ

ОСЕНЬ :

Вы обо мне ? А вот и я

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год

За летом следом мой черед

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

ДЕТИ :

Да, хороши твои подарки!

ОСЕНЬ :

Я пришла на праздник к вам, петь и веселиться

Я хочу со всеми здесь крепко подружиться.

ХОЗЯЙКА :

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой

Будут радостными встречи

Осень – это праздник твой.

Давайте ребята вместе с осенью встанем в хоровод и споем песню,

которая называется : ----- « ОСЕНЬ – ГОСТЬЯ ДОРОГАЯ ».

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ.

ОСЕНЬ ---- ( благодарит детей ).

Ребята, я осень, прихожу не одна, а со своими братьями, осенними

месяцами, их у меня трое. Попробуйте узнать, про какой месяц я

буду говорить.

1.

Опустел наш лес и сад

Паутинки вдаль летят

И на южный край земли

10

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ

Что за месяц к вам пришел? ----- сентябрь.

2.

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса

Молкнут птичьи голоса

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился? ----- октябрь.

3.

Черно поле, бело стало

Падает то дождь то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц подскажи? ----- ноябрь.

ОСЕНЬ :

Молодцы, ребята, все осенние месяцы правильно назвали,

А отгадайте-ка ребятки еще осенние загадки.

1. Удивительное солнце

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. ----- подсолнух.

2. Синий мундир желтая подкладка

А в середине сладко. ----- слива.

3. Кругла, да не луна

С хвостом, да не мышь,

Зелена да не дубрава. ----- репа.

4.

Шел долговяз, в землю увяз. ----- дождь.

ХОЗЯЙКА :

А

сейчас,

ребята,

давайте

для

осени

и

наших

гостей

исполним

хоровод, который называется ----- « НА ГОРЕ – ТО КАЛИНА ».

11

ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД

ОСЕНЬ : ( благодарит детей за хоровод )

Ну, а теперь пришла пора

Поиграть нам детвора!

Выходи играть, ребята,

Выходи играть, девчата!

Лента яркая – атлас,

Кто водящий в этот раз?

ИГРА С ЛЕНТОЙ « ХОДИТ ВАНЯ » ------- старшая группа.

( похвалить детей ).

ИГРА « ВОРОН » ------- подготовительная группа.

ХОЗЯЙКА :

Молодцы, ребята, весело играли.

А сейчас давайте послушаем дорогие гости, какие стихи

Осенние знают наши дети !

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ( 3, 4 СТИХ. )

ХОЗЯЙКА :

А сейчас Осень, мы тебя попросим, расскажи нам, пожалуйста,

Еще об осенних народных праздниках.

ОСЕНЬ :

Ну конечно расскажу.

А, вы знаете, как называется первый осенний праздник?

Успенье.

12

ХОЗЯЙКА :

А скажи нам Осень, что это за праздник, и чему он посвящается?

ОСЕНЬ :

А посвящается он окончанию жатвы и встрече осени.

Когда начинали жатву, первый сноп называли --- « Именинник ».

А последний сноп --- « Молчанушка ».

А знаете почему?

Было такое поверье, что если в это время девушка заговорит, то

жених у нее будет слепой.

А дальше, что делали с Молчанушкой: наряжали в сарафан,

Обвивали

ситцевыми

платками,

приносили

домой,

ставили

в

красный угол, несли ему хлеб да соль, низко кланялись и сохраняли

до нового урожая.

А как закончили жатву, пора и повеселиться на славу!

А

ну-ка

запевайте

песню

шуточную,

песню

шуточную

да

прибауточную!

ХОЗЯЙКА :

Осенние солнце, глянуло в оконце,

Избу осветило, всех развеселило,

Вместе петь не устаем, и еще для вас споем!

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ ----- « ГАРМОНИСТ ТИМОШКА »

(стук в дверь)

ПОД МУЗЫКУ В ЗАЛ ВХОДЯТ МУЗЫКАНТЫ – СКОМОРОХИ.

1.

Ой, посмотрите-ка, народу сколько собралось,

А наше-то веселье ко времени пришлось.

ВСЕ СКОМОРОХИ :

Здравствуйте, ребята!

ХОЗЯЙКА :

Здравствуйте, гости дорогие, а кто же вы такие будете?

13

2.

А мы развеселые потешники,

Столичные насмешники.

3.

Веселые скоморохи.

4.

У нас есть бубны, маракасы

ложки да трещотки.

5.

Услышали ваши песни да пляски,

и тоже пришли с вами повеселиться.

ХОЗЯЙКА :

Ну

конечно,

какие

же

посиделки

и

веселье

обходятся

без

музыкантов!

Оставайтесь, повеселите нас, поиграйте нам на своих инструментах!

А наши ребята вам помогут,

А ну-ка ребята запевайте веселые частушки.

ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ

( подготовительная группа ).

ХОЗЯЙКА:

Ну

спасибо,

музыканты

потешники,

как

мы

с

вами

хорошо

повеселились.

А теперь, ребятки, тихонько посидите

И немножко отдохните.

Занимайте, люди добрые,

На лавках места удобные.

А рассказать вам хочу я сказку

Русскую, народную, известную.

А называется сказка ----- « РЕПКА ».

ИНСЦЕНИРОВКА

СКАЗКА ----- « РЕПКА »

НА НОВЫЙ ЛАД

14

ХОЗЯЙКА :

В заключенье, в добрый час

Пошагаем мы сейчас

Раз, два, три, четыре

Будем в дружбе жить и в мире.

Ну что, ребята? Понравилось вам представление?

ОСЕНЬ :

Ребята, и мне у вас понравилось.

Я очень рада, что вы любите осенние игры,

Песни, стихи и праздники,

И для вас приготовила осенние угощения.

РАЗДАЧА УГОЩЕНИЙ

ХОЗЯЙКА :

Славно мы повеселились.

Поиграли, порезвились!

А теперь пришла пора,

Расставаться детвора.

ОСЕНЬ :

А я еще раз вас поздравляю

И желаю никогда

Вам с болезнями не знаться

Быть веселыми всегда.

ХОЗЯЙКА И ОСЕНЬ УХОДЯТ.

15

Заключение

Ежегодным

итогом

нашей

работы

по

данному

направлению,

являются

праздники,

которые

проходят

в

нашем

дошкольном

учреждении с участием детей, воспитателей, родителей.

«Осенины», «Покров».

«Зимние святки». «Рождество».

«Масленица». «Сороки». «Пасха».

«Троица».

Ежегодно мы принимаем участие в районном фестивале «Маленькие

звездочки».

Имеем награждения: грамоты, подарки.

16

В 2009 году на фестивале заняли I место в номинации «Русская

душа».

Русская народная песня: «Валенки».

В 2010 году на фестивале заняли I место

Песня: «Горница».

Состав

детей:

вокальная

группа

с

подтанцовкой

и

с

народными

инструментами.

Используемая литература:

Календарные обрядовые праздники. Авторский коллектив: Н.В.

Пугачёва, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова

Народные праздники в детском саду. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова

Русский фольклор–Детские музыкальные праздники. Т.Ю. Камаева

Фольклор-музыка – Театр С.И. Мерзлякова, И.В. Калиш

Музыкальное воспитание детей на традициях русской культуры Г.В.

Лунина

Музыкальный руководитель – методический журнал для

музыкальных руководителей

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л.

Князева, М.Д. Маханёва

Знакомство детей с русским народным творчеством. Л.С. Куприна,

Т.А. Бударина, О.А. Маркеева

17

18



В раздел образования