Автор: Корчагина Любовь Валерьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко" муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области Населённый пункт: г. Нерехта Наименование материала: НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: "В гости к звукам" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко»
г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области
«В гости к звукам»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию
фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и
синтеза в подгруппе детей старшего возраста
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Корчагина Любовь Валерьевна
Нерехта, 2017 год
Цель: продолжать формировать навыки звукового анализа слов
Задачи:
Обучающие:
-закреплять понятия «звуки речи», «гласные звуки», «согласные звуки»
-закреплять знания детей об артикуляционных и фонетических
характеристиках гласных и согласных звуков
-закреплять навык дифференциации твёрдых и мягких согласных
-учить подбирать слова к заданной звуковой схеме
-продолжать формировать навык звукового анализа слов
Развивающие:
- развивать фонематический слух
-развивать словесно-логическое мышление
-способствовать формированию длительного плавного выдоха
-развивать мелкую моторику
- развивать координацию движений с речью
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение слушать других
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
- поддерживать положительное отношение к логопедическим занятиям
Оборудование:
-ноутбук, презентация «Страна Звукландия»
-экран для демонстрации презентации
- карточки «Договори словечко»
- шарики Су-Джок (по три на каждого ребёнка: красный, синий, зелёный)
- карточки для звукового анализа слова «Лось»
- цветные карандаши
Ход занятия:
1. Вступительная часть (слайд №1)
- Ребята, сегодня я снова приглашаю вас в страну «Звукландию».
- Кто живёт в этой стране? (в ней живут разные звуки речи)
- Почему звуки речи называют «невидимками»? (мы их не видим, а только
слышим и произносим)
2 . Закрепление знаний о гласных звуках
- Давайте прислушаемся… (звучит запись распевки гласных – ( слайд №1,
клик по чёрному квадрату)
- Какие звуки так красиво поют? (это поют гласные звуки)
- Правильно, это гласные - все певцы прекрасные. А почему гласные звуки
мы можем так долго тянуть, петь? (при произношении гласных звуков в
ротике нет преграды, воздух выходит свободно)
3. Дидактическая игра « Узнай звук» (слайд №2)
-По губам звук угадай песню звонко запевай! (а, о, у, и, ы, э)
4. Пропевание гласных звуков с движениями (слайд № 3)
- А теперь давайте вместе споём их песенку.
Исходное положение – стоя, руки опущены.
Руки через стороны вверх – вдох.
Руки через стороны вниз, поём: «А…У…» - выдох
Руки через стороны вверх – вдох.
Руки через стороны вниз, поём: «А…О…» - выдох
Руки через стороны вверх – вдох
Руки через стороны вниз, поём: «А…И…» - выдох
Руки через стороны вверх – вдох.
Руки через стороны вниз, поём: «А-О-У-И-Э» - выдох
Руки через стороны вверх – вдох.
Руки через стороны вниз, поём: «А-О-У-И-Э» - выдох
5. Дидактическая игра «Звуки прячутся» (определение гласных в словах)
(Слайд № 4)
-Гласные звуки приглашают нас к себе в гости в красный дом.
Вот гостиная. Какую мебель вы здесь видите? (стол, стул, шкаф, диван)
- Гласные звуки предлагают вам услышать их в названии этих предметов.
- Какой гласный звук «спрятался» в слове стол? стул? шкаф? диван?
-Молодцы!
6. Закрепление знаний о согласных звуках
- Ой, а это кто сюда спешит? (Логопед произносит: Ш, Ж, Р, Ф…)
- Это согласные звуки (Слайд №5)
- Как вы узнали? (согласные не поют, не тянутся)
- Дети, а почему согласные звуки не могут петь? (при произношении
согласных звуков в ротике возникает преграда выдыхаемому воздуху,
поэтому звук не можем произносить долго, тянуть)
- Да, но некоторые согласные звуки мы всё-таки можем потянуть: /ш/, /з/,
/р/…
Но там воздух тоже преодолевает преграду, поэтому эти звуки хоть и
тянутся, но считаются согласными.
- Что вы ещё знаете о согласных звуках? (они бывают твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие)
8. Дидактическая игра «Словечко ты договори, звук последний покажи»
- Согласным звукам тоже хочется с вами поиграть. Договорите словечко.
Никого, я не боюсь, громче всех гогочет… (гусь)
- Какой последний звук в слове? (звук/сь/) Покажите его (в качестве
символов звуков используются шарики Су-джок : синий, зелёный)
Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель...(ёжик)
Лёг лениво на живот, замурлыкал рыжий… (кот)
Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной... (медведь)
9. Самомассаж кистей рук с помощью шариков Су-Джок
- Давайте вспомним стишок про гласные и согласные звуки и помассируем
наши ладошки.
Гласные тянутся песенкой звонкой (прокатывают красный шарик
между ладошек вверх/вниз)
Могут заплакать : о-о-о…( проводят шариком от кончиков пальцев к
основанию на левой руке)
И закричать: э-э-э…(проводят шариком от кончиков пальцев к
основанию на правой руке)
Могут в кроватке баюкать ребёнка: а-а-а…(катают в ладонях по кругу)
Но не желают свистеть и ворчать (сильно сжимают в кулачке одной и
потом другой руки)
А согласные согласны (берут шарик синего и зелёного цвета)
Шелестеть, шептать, скрипеть (перекатывают оба шарика в правой
руке)
Рычать, фыркать и свистеть (перекатывают оба шарика в левой руке)
Но не хочется им петь (сильно сжимают в кулачках)
9. Дидактическая игра «Сыщики»
А теперь звуки нам предлагают снова поиграть.
- Найдите в комнате предмет, название которого начинается на звук /Л/
(лампа)
- Предмет, название которого заканчивается на звук /ы/ (часы)
- Предмет, название которого начинается и заканчивается звуком /К/(коврик)
- Предмет, в названии которого есть такие гласные: /А/- /И/- /А/(картина)
10. Звуковой анализ слов (слайд № 6)
Определение слов по звуковым схемам
-А ещё в этой комнате где-то сидит кот-невидимка и куда-то закатился мяч-
невидимка. Отыскать их помогут звуковые схемы этих слов. Где кот? Где
мяч?
(По звуковым схемам дети определяют, что кот под столом, а мяч под
стулом)
- Правильно, под столом – кот, а под стулом - мяч (по щелчку появляются
картинки)
Звуковой анализ односложного слова
- А теперь звуки предлагают нам прогуляться по зимнему лесу. Как здесь
красиво! (Слайд № 7)
- Кажется, из лесной чащи кто-то выходит. Отгадайте, кто это?
Загадка:
Ему сугробы - по колено,
Ест траву, зимою - сено.
Широки рога-лопаты,
Нос немножечко горбатый.
В лесу – хозяин, а не гость.
Ну, конечно, это…(лось)
- Правильно, это лось (клик по слайду и появляется картинка)
11. Динамическая пауза «Лось»
- Покажем, как ходит лось.
Лось по лесу ходит (скрещенные руки над головой – «рога», шагают, высоко
поднимая колени)
Лось рогами водит (наклоны головы в стороны)
Головой мотает (повороты головы)
Глазками моргает (моргают глазами)
- Молодцы. Давайте сфотографируем это красивое животное на память
(имитация действия)
- Получите «фотографии» (дети получают карточки с изображением лося и
нераскрашенной звуковой схемой) Подойдём к столу и раскрасим звуковую
схему слова «лось» на наших «фотографиях».
(Дети раскрашивают звуковую схему слова)
12. Итог занятия
- В какой стране мы побывали? (в Звукландии)
- С кем там играли? (с гласными и согласными звуками)
- Какая игра вам больше запомнилась?
Мы ещё не раз побываем с вами в Звукландии. А теперь давайте
попрощаемся с её жителями и скажем: До новых встреч! (слайд № 8)