Напоминание

"В гости к звукам"


Автор: Корчагина Любовь Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко" муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Населённый пункт: г. Нерехта
Наименование материала: НОД по подготовке к обучению грамоте
Тема: "В гости к звукам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области
«В гости к звукам»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза в подгруппе детей старшего возраста Подготовила и провела: учитель-логопед Корчагина Любовь Валерьевна Нерехта, 2017 год

Цель:
продолжать формировать навыки звукового анализа слов
Задачи:
Обучающие: -закреплять понятия «звуки речи», «гласные звуки», «согласные звуки» -закреплять знания детей об артикуляционных и фонетических характеристиках гласных и согласных звуков -закреплять навык дифференциации твёрдых и мягких согласных -учить подбирать слова к заданной звуковой схеме -продолжать формировать навык звукового анализа слов Развивающие: - развивать фонематический слух -развивать словесно-логическое мышление -способствовать формированию длительного плавного выдоха -развивать мелкую моторику - развивать координацию движений с речью Воспитательные: - воспитывать у детей умение слушать других - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам - поддерживать положительное отношение к логопедическим занятиям
Оборудование:
-ноутбук, презентация «Страна Звукландия» -экран для демонстрации презентации - карточки «Договори словечко» - шарики Су-Джок (по три на каждого ребёнка: красный, синий, зелёный) - карточки для звукового анализа слова «Лось» - цветные карандаши
Ход занятия: 1.
Вступительная часть
(слайд №1) - Ребята, сегодня я снова приглашаю вас в страну «Звукландию». - Кто живёт в этой стране? (в ней живут разные звуки речи) - Почему звуки речи называют «невидимками»? (мы их не видим, а только слышим и произносим) 2
. Закрепление знаний о гласных звуках
- Давайте прислушаемся… (звучит запись распевки гласных – ( слайд №1, клик по чёрному квадрату) - Какие звуки так красиво поют? (это поют гласные звуки) - Правильно, это гласные - все певцы прекрасные. А почему гласные звуки мы можем так долго тянуть, петь? (при произношении гласных звуков в ротике нет преграды, воздух выходит свободно) 3.
Дидактическая игра « Узнай звук»
(слайд №2) -По губам звук угадай песню звонко запевай! (а, о, у, и, ы, э) 4.
Пропевание гласных звуков с движениями
(слайд № 3) - А теперь давайте вместе споём их песенку. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки через стороны вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А…У…» - выдох Руки через стороны вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А…О…» - выдох Руки через стороны вверх – вдох Руки через стороны вниз, поём: «А…И…» - выдох Руки через стороны вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-О-У-И-Э» - выдох Руки через стороны вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-О-У-И-Э» - выдох 5.
Дидактическая игра «Звуки прячутся»
(определение гласных в словах) (Слайд № 4) -Гласные звуки приглашают нас к себе в гости в красный дом. Вот гостиная. Какую мебель вы здесь видите? (стол, стул, шкаф, диван)
- Гласные звуки предлагают вам услышать их в названии этих предметов. - Какой гласный звук «спрятался» в слове стол? стул? шкаф? диван? -Молодцы!
6. Закрепление знаний о согласных звуках
- Ой, а это кто сюда спешит? (Логопед произносит: Ш, Ж, Р, Ф…) - Это согласные звуки (Слайд №5) - Как вы узнали? (согласные не поют, не тянутся) - Дети, а почему согласные звуки не могут петь? (при произношении согласных звуков в ротике возникает преграда выдыхаемому воздуху, поэтому звук не можем произносить долго, тянуть) - Да, но некоторые согласные звуки мы всё-таки можем потянуть: /ш/, /з/, /р/… Но там воздух тоже преодолевает преграду, поэтому эти звуки хоть и тянутся, но считаются согласными. - Что вы ещё знаете о согласных звуках? (они бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие) 8.
Дидактическая игра «Словечко ты договори, звук последний покажи»
- Согласным звукам тоже хочется с вами поиграть. Договорите словечко.  Никого, я не боюсь, громче всех гогочет… (гусь) - Какой последний звук в слове? (звук/сь/) Покажите его (в качестве символов звуков используются шарики Су-джок : синий, зелёный)  Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель...(ёжик)  Лёг лениво на живот, замурлыкал рыжий… (кот)  Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал. А, проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной... (медведь) 9.
Самомассаж кистей рук с помощью шариков Су-Джок
- Давайте вспомним стишок про гласные и согласные звуки и помассируем наши ладошки. Гласные тянутся песенкой звонкой (прокатывают красный шарик между ладошек вверх/вниз) Могут заплакать : о-о-о…( проводят шариком от кончиков пальцев к основанию на левой руке) И закричать: э-э-э…(проводят шариком от кончиков пальцев к основанию на правой руке)
Могут в кроватке баюкать ребёнка: а-а-а…(катают в ладонях по кругу) Но не желают свистеть и ворчать (сильно сжимают в кулачке одной и потом другой руки) А согласные согласны (берут шарик синего и зелёного цвета) Шелестеть, шептать, скрипеть (перекатывают оба шарика в правой руке) Рычать, фыркать и свистеть (перекатывают оба шарика в левой руке) Но не хочется им петь (сильно сжимают в кулачках) 9.
Дидактическая игра «Сыщики»
А теперь звуки нам предлагают снова поиграть. - Найдите в комнате предмет, название которого начинается на звук /Л/ (лампа) - Предмет, название которого заканчивается на звук /ы/ (часы) - Предмет, название которого начинается и заканчивается звуком /К/(коврик) - Предмет, в названии которого есть такие гласные: /А/- /И/- /А/(картина) 10.
Звуковой анализ слов
(слайд № 6)  Определение слов по звуковым схемам -А ещё в этой комнате где-то сидит кот-невидимка и куда-то закатился мяч- невидимка. Отыскать их помогут звуковые схемы этих слов. Где кот? Где мяч? (По звуковым схемам дети определяют, что кот под столом, а мяч под стулом) - Правильно, под столом – кот, а под стулом - мяч (по щелчку появляются картинки)  Звуковой анализ односложного слова - А теперь звуки предлагают нам прогуляться по зимнему лесу. Как здесь красиво! (Слайд № 7) - Кажется, из лесной чащи кто-то выходит. Отгадайте, кто это?
Загадка: Ему сугробы - по колено, Ест траву, зимою - сено. Широки рога-лопаты, Нос немножечко горбатый. В лесу – хозяин, а не гость. Ну, конечно, это…(лось) - Правильно, это лось (клик по слайду и появляется картинка) 11.
Динамическая пауза «Лось»
- Покажем, как ходит лось. Лось по лесу ходит (скрещенные руки над головой – «рога», шагают, высоко поднимая колени) Лось рогами водит (наклоны головы в стороны) Головой мотает (повороты головы) Глазками моргает (моргают глазами) - Молодцы. Давайте сфотографируем это красивое животное на память (имитация действия) - Получите «фотографии» (дети получают карточки с изображением лося и нераскрашенной звуковой схемой) Подойдём к столу и раскрасим звуковую схему слова «лось» на наших «фотографиях». (Дети раскрашивают звуковую схему слова) 12.
Итог занятия
- В какой стране мы побывали? (в Звукландии) - С кем там играли? (с гласными и согласными звуками) - Какая игра вам больше запомнилась? Мы ещё не раз побываем с вами в Звукландии. А теперь давайте попрощаемся с её жителями и скажем: До новых встреч! (слайд № 8)


Страна

Звукландия


Звуки гласные-

Все певцы прекрасные!

По губам звук угадай,

Песню звонко запевай!


Песенка гласных







До новых

встреч!


В раздел образования