Автор: Шитова Галина Борисовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №8 «Колокольчик»
Населённый пункт: г. Омутнинска Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Беседа с детьми старшего дошкольного возраста 5–8 лет на тему «Космос».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Колокольчик» г.Омутнинска Кировской области
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста 5-8 лет
на тему «Космос».
Автор-составитель: Шитова Галина Борисовна, учитель-логопед.
Омутнинск, 2018
Цель: обогащать словарь детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет.
Задачи:
коррекционно
–
образовательные:
закрепить
знания
детей
об
истории
развития
космонавтики,
активизировать
словарь
детей
словами:
космос,
планета,
космонавт;
совершенствовать
диалогическую
и
монологическую
форму речи.
коррекционно – развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание,
память, мышление;
коррекционно – воспитательная:
воспитывать интерес и любознательность.
Речевой
материал:
планета,
космонавт,
скафандр,
созвездия,
вселенная,
Солнечная система.
Дидактические средства обучения: компьютер (ноутбук) и презентация на
тему «Космос».
Ход беседы.
(Слайд 1)
Наблюдать за ночным небом, очень интересно, потому что оно такое звёздное
и загадочное.
И поэтому людям захотелось узнать о луне, о солнце, о звездах,
что же это за звезды, почему они такие яркие.
Небесное пространство со звездами, планетами, различными космическими
светилами называется космос.
(Слайд 2)
Ученые придумали специальные приборы – телескопы, с помощью которых
наблюдали
за
планетами.
У
телескопа
есть
специальная
труба
с
увеличительной
лупой,
через
которую
люди
смотрят
в
космическое
пространство.
Она позволяет приближать предметы, которые отдалены от
нас, как бы увеличивая их размер. Наблюдая через телескоп космические
светила, создается ощущение, что они находятся не далеко, а очень близко от
нас.
(Слайд 3)
Однажды
люди
решили
полететь
в
космос,
и
узнать,
какие
секреты
он
скрывает. И вот ученые изобрели первый космический аппарат - спутник,
установили
на
нем
приборы
и
запустили
в
космическое
пространство.
Спутник - это космический аппарат, он находится в космосе и летает вокруг
нашей
планеты
Земля.
Спутники
собирают
необходимую
информацию
и
передают сигналы на землю. А люди обрабатывают полученную со спутника
информацию, анализируют ее, делают выводы.
(Слайд 4)
2
На борту первого космического спутника были две собаки – Белка и Стрелка.
Они первыми покорили космос и удачно вернулись на Землю. Почему именно
собаки? Во-первых, учёными в науке уже было доказано, что собаки очень
умные
и
сообразительные
животные.
Во-вторых,
собаки
поддаются
тренировке, привязаны к человеку, их легче приучить долго находиться в
замкнутом пространстве, переносить сильные перегрузки и вибрации, не
пугаться
громких
и
непонятных
звуков,
уметь
находиться
в
тесном
экспериментальном
снаряжении,
позволяющем
записывать
получаемые
данные
с
закреплённых
на
теле
датчиков.
Бе́
лка
и
Стре́
лка
—
собаки-
космонавты, совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5» 19
августа 1960 года.
(Слайд 5)
После
успешного
полета
собак-космонавтов
космический
аппарат
был
усовершенствован применительно к человеку. Юрий Алексеевич Гагарин был
первым космонавтом, который совершил полет вокруг Земли на космическом
корабле (ракете) 12 апреля 1961 года.
(Слайд 6)
Потом полетела в космос Терешкова Валентина Владимировна - первая в
мире женщина-космонавт в звании генерал-майор. Она совершила в одиночку
космический полёт.
(Слайд 7, 8)
Свой
первый
полет
Ю.А.
Гагарин
совершил
на
космическом
корабле
«Восток- 1».
(Слайд 9)
Из космического пространства Юрий Гагарин увидел нашу планету – Земля,
она была круглая как шар и показалась ему очень маленькой.
Синие пятна на
нашей планете – это вода – моря и океаны. Зеленые пятнышки – это зеленые
леса и луга. Коричневые пятна – это горы. Очень красивая наша планета! А
маленький кружок около Земли – это Луна, спутник Земли.
Луна намного
меньше нашей планеты Земля.
Планета Земля – лишь пылинка в огромном
черном космосе. Планета не стоит на месте - она вращается вокруг своей оси
и одновременно осуществляет движение вокруг Солнца.
(Слайд 10)
В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального
костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме
того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет
дышать.
Именно
поэтому
на
космонавтов,
которые
летают
в
космос,
надевают
специальный
костюм,
который
называется
скафандр.
Скафандр
3
очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того –
в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.
(Слайд 11, 12)
Космонавт находится в открытом космосе. Космонавты исследуют космос
для научных исследований.
(Слайд 13)
Космонавты
находятся
внутри
космической
ракеты.
Где
всё
оснащено
специальным оборудованием и приборами для изучения космоса.
(Слайд 14)
Еда космонавтов находится в тюбиках и вакуумных упаковках - в жидком
состоянии.
(Слайд 15)
Луна
выглядит
холодной,
серой,
безжизненной,
твердой,
застывшей,
каменной, если подлететь к ней поближе. Луна – это спутник Земли – нашей
планеты.
(Слайд 16)
Для того, чтобы лучше изучить Луну, люди изобрели луноход и доставили его
на планету. Луноход - это транспортное устройство или по-другому аппарат,
предназначенный для передвижения по поверхности Луны и управляемое по
радио с Земли.
(Слайд 17)
Космонавты увидели Солнце в космосе таким – это огромный раскаленный
огненный шар.
Но подлететь близко к Солнцу космонавты не смогли – ведь
Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко –
то можно вообще сгореть. Земля движется вокруг Солнца.
(Слайд 18)
Все планеты вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное
наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет вместе взятых! А наша
планета
Земля
–
вот
она
–
третья
от
Солнца
–
совсем
небольшая
по
сравнению с другими планетами. На тех планетах, которые очень близко к
Солнцу – очень жарко – горячей, чем на горячей сковородке! Мы не смогли
бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко
от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо
долетают.
(Слайд 19)
В настоящее время в космос запущено множество искусственных спутников
Земли, они более современные, чем самый первый спутник. С их помощью
проводятся сложные научные исследования. Спутники изучают магнитное
поле
и
радиационную
обстановку
вблизи
Земли,
исследуют
невидимые
4
космические
излучения,
выполняют
разнообразные
биологические
и
технические
эксперименты.
Метеорологический
спутник
создан
для
получения из космоса данных о Земле, которые используются для прогноза
погоды. У спутников на борту приборы, с помощью которых наблюдают за
температурой
поверхности
Земли,
за
облачным,
снеговым
и
ледовым
покровом. Благодаря искусственным спутникам мы смотрим телевизор и
разговариваем по телефону.
Космос необъятен, и до конца не изведан до сих пор. И кто знает, может быть,
кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет его новым покорителем.
5