Автор: Соколова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №83
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Адаптация ребёнка к ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации по адаптации ребёнка к ДОУ
КАК НАДО родителям готовить ребёнка к поступлению в ДОУ:
¨ Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.
¨ Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по
прогностическим
критериям
и
своевременно,
принять
меры
при
неудовлетворительном прогнозе.
¨ Как
можно
раньше
провести
оздоровительные
или
корригирующие
мероприятия, которые назначил врач.
¨ Заранее узнать все новые моменты в режиме дня ДОУ и ввести их в режим дня
ребенка дома.
¨ Как можно раньше познакомит малыша с детьми в ДОУ и воспитателями в
группах, куда он в скором времени пойдет.
¨ Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ДОУ.
¨ Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
¨ Не угрожать ребенку ДОУ как наказанием за детские грехи, а также за его
непослушание.
¨ Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это
неизбежно только потому, что он уже большой.
¨ Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в
ДОУ.
¨ Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
КАК НАДО родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать
ДОУ.
¨ Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше
забирать домой.
¨ Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.
¨ Щадить
его
ослабленную
нервную
систему.
Не
увеличивать,
а
уменьшать
нагрузку на нервную систему.
¨ На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить
просмотр телевизионных передач.
¨ Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях
малыша.
¨ Не
кутать
ребенка,
а
одевать
его
так,
как
необходимо
в
соответствии
с
температурой в группе.
¨ Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в ДОУ.
¨ Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
¨ При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше
обратиться к детскому врачу.
¨ При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней
дома и выполнить все предписания врача.
Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания.
1. Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок
почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.
2. Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет
напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.
3. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы
он вам доверял.
4.
Придумайте
забавный
ритуал
прощания
и
строго
придерживайтесь
его,
например всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками
или что-нибудь подобное.
5. Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую
игрушку.
6. Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все
равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам
будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
Степени адаптации и их характерные признаки:
Легкая адаптация
Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем
остановит свое внимание на чем-либо. Вступает в контакт по своей инициативе.
Умеет занять себя сам, использует в игре предметы- заместители, его речь
хорошо развита, настроение бодрое или спокойное. Ребенок адекватно реагирует
на одобрения и замечания. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют
его
поминутно,
не
опекают
его,
не
указывают,
что
ему
нужно
делать,
поддерживают малыша в случае необходимости.
Адаптация средней тяжести:
Ребенок
вступает
в
контакт,
наблюдая
за
действиями
педагога-психолога.
Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в
контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания
и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и
нормы
поведения
(социальное
экспериментирование).
Родители
часто
не
доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делают ему замечания.
Тяжелая адаптация:
Контакт
с
ребенком
удается
установить
только
через
родителей.
Малыш
переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь. Не может
развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание
или похвала специалиста оставляют ребенка или безучастным, либо он пугается
и бежит за поддержкой к родителям. Родители либо игнорируют потребности
ребенка, либо опекают его во всем, находясь с ним в полном слиянии.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
¨ хороший аппетит,
¨ спокойный сон,
¨ охотное общение с другими детьми,
¨ адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
¨ нормальное эмоциональное состояние.
Желаю Вам успешной адаптации!