Автор: Меньших Маргарита Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 297
Населённый пункт: город Волгоград.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Ознакомление с куклой – закруткой куватка ( Кувадка)"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД № 297 ВОЛГОГРАДА»
Конспект занятий по ознакомлению с куклой –
закруткой куватка ( Кувадка)
(для детей 6-8 лет)
Автор- составитель: Меньших.М.В
воспитатель первой
квалификационной категории
ВОЛГОГРАД 2017
Конспект занятий по ознакомлению с куклой – закруткой
куватка ( Кувадка)
(для детей 6-8 лет)
Тема: « Кукла – закрутка Куватка ».
Цель: Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду
народного художественного творчества.
Задачи:
Познакомить с традициями и символикой Куватки;
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной
игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие
художественного образа;
Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, развить
навыки работы с материалами;
Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного
творчества.
Материалы
Для педагога: иллюстрации, образы изделий, схемы изготовления.
Для детей: лоскуты цветных тканей, нитки №40, ножницы.
План занятия
I.Ориентационный этап.
1.Приветствие и организация внимания детей
2.Определение темы занятия.
3. определение целей и задач занятия
II. Подготовительный этап.
1.Подготовка рабочего места.
2.Подготовка необходимых материалов.
III. Основной этап.
1.Созерцание зрительного ряда.
2.Беседа об истории куклы, ее образах, символике.
3. Практическая работа.
4.Итоги: просмотр и обсуждение изготовленных работ.
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы познакомимся со старинными игрушками. Как вы
думаете, ребята, как давно появились игрушки и какими они были?
Дети вспоминают и перечисляют, какие игрушки могли существовать в
старину. Педагог демонстрирует иллюстрации.
Педагог.
Самые древние игрушки были найдены археологами на территории
Сибири. Это были выточенные из мягких пород камня или бивня мамонта
фигурки женщин. Изготовлены они были 35-12 тысяч лет до нашей эры. Как
вы думаете, для чего они были изготовлены? Каково их назначение? А
почему не сохранились игрушки из других материалов?
Ребята делают свои предположения.
Педагог. Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им
в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян. В
жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому – то
пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не
отказались от этой игрушки! Такие куклы назывались обрядовыми.
Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.
Ребята, какую куклу приносят в жертву в наши дни?
Дети задумываются, вспоминают, называют.
Педагог.
Правильно, это Масленица, которую сжигают во время весеннего
праздника, а после лакомятся блинами – символами солнца.
Появились и другие куклы, которых жертвовали разным богам. У каждой
куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка. Ярило. Постепенно
мистический обряд стал веселой игрой.
Но кукла еще не стала детской забавой. Нужно вспомнить еще об одной
роли куклы – кукле – обереге. Как вы думаете, от чего могла оберегать кукла?
Высказывание детей.
Педагог.
Куклы
–
обереги
отвлекали
на
себя
злые
силы,
оберегали
от
бессонницы,
болезней
и
прочих
несчастий.
Куклу
–
оберег
делали
обязательно безликой, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную
куколку – берегиню делали своими руками.
Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или
отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у
себя. Если хотите кому-то подарить, то сделайте дома еще куколки вместе с
родителями. А как вы думаете, кто их делал?
Ребята делают предположение относительно того, кто изготавливал
игрушки.
Педагог. Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети
сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла, тем способнее в рукоделье
ее хозяюшка. Мы попробуем смастерить куклу – оберег.
Сегодня мало, кому известен обряд «Кувады». Но в середине XIXвека он еще
существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда
связывалась с таинством рождения ребенка.
В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось
как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам
процесс рождения связывался с чем –то греховным и нечистым.
Кукла –Кувадка – это оберег для новорожденного ребенка, которая встречала
новорожденного малыша. Служила она для того, чтобы обмануть силы и
отвлечь их от роженицы и младенца.
«Играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание злых
духов должен был отец ребенка. А уже после рождения малыша кувадки
(вновь сделанные) становились его первыми игрушками. Их подвешивали
над люлькой ребенка. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно
быть обязательно нечетным, иначе куклы могут стать не только
бесполезными, но даже и опасными для ребенка. Когда ребенок подрастал, то
из оберега кувадка превращалась в игрушку.
Анализ предстоящей практической работы.
Из каких материалов выполняется кукла?
Из каких деталей она состоит?
Как детали соединены между собой?
Педагог. Для изготовления Куватки необходимы два прямоугольных (разных
размеров) лоскута яркой ткани и надерганные из них нитки. Разноцветные
Куватки развешивались над детской колыбелькой. Куватка – игрушка,
сделанная без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни к каком
случае не могла повредить ребенку. Процесс ее изготовления несложен, это
одна из самых простых традиционных тряпичных кукол.
Практическая работа.
1.Возьмите два прямоугольных лоскута яркой ткани. Размер их должен быть
разным.
2. Большой лоскут посередине перекрутите жгутом.
3. Перевяжите ткань ниткой, чтобы жгутик образовывал петельку. Это будет
голова куклы.
4. Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите по краям и в середине. Это
руки куклы.
5. Поместите руки под голову куклы. Перевяжите куклу в поясе. В голову
проденьте нитку для подвешивания.
Куватки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, но количество
кукол должно быть обязательно нечетным. Это важное условие, чтобы куклы
стали еще и оберегом.
Итог занятия
С какими материалами работали на занятие?
Какие операции по обработке ткани выполняли?
Что вы запомнили из рассказа о кукле – куватке?
Выставка и анализ работ.
Что чувствовали при выполнении работы?
Какая кукла понравилась , почему?
Есть ли в ней настроение, характер? Почему?
Уборка рабочих мест.
Использованная литература.
1.
Астраханцева. С. В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: Учебно – методическое пособие.под
редакцией С. В. Астраханцевой. Ростов н/д Феникс. 2006-347с.
2.
Котова. И. Н. Котова.А..С. русские обряды и традиции.
3.
Народная кукла. СПб: Паритет,2003-240с.
Приложение
ВЫСТАВКА РАБОТ