Автор: Гавриш Нина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с № 36
Населённый пункт: Выкса
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приёмы в сенсорном развитии ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Методы и приёмы в сенсорном развитии
дошкольников.
Выполнила:
Н. А.Гавриш
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание,
которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта
ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание- это целенаправленное развитие ощущений и
восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»-
«чувство», «ощущение», «восприятие». Сенсорное воспитание направлено
на то, чтобы научить детей точно, полно: воспринимать предметы их
разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования
показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается
поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего,
умственного развития, овладения разными видами деятельности.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации
чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для
планомерного руководства формированием ощущении, восприятий и
представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и
явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий .Этот смысл
становится, особенно понятен детям если они затем используют свои
представления в практической деятельности: в этом случае восприятие детей
делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо
рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. В
процессe воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже
сформированные представления детей. В связи с этим основная задача
сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие
умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые
способствовали бы совершенствованию процессов рисования,
конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.
На втором - третьем году жизни дети должны научиться
выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов,
накапливать представления об основных разновидностях цвета и
формы и об отношении между двумя предметами по величине. Это
происходит в совместной деятельности взрослого и ребенка, где
взрослый вызывает интерес у ребенка , показывает ,объясняет,
выполняет действия с дидактическим материалом, народными игрушками,
различными вкладышами.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные
эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах,
геометрических фигурах, и отношениях по величине между несколькими
предметами .Позднее следует знакомить с оттенками цвета. Воспитатель
должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических
игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания.
Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными
свойствами предметов. В противном случае существует опасность
фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг
друга.
Таким образом сенсорное воспитание должно осуществляться в
неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Необходимо иметь
четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь
пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств
самых разных предметов в самых различных ситуациях. В этом помогают
дидактические упражнения, экспериментирование, самостоятельная
деятельность детей.
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с
содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей
восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать, должно быть
согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной
или другой деятельности. Приобретенные знания и умения помогают детям
правильно анализировать различные формы. Эти основные формы, основные
цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться
во всем многообразии. Причем эта часть чрезвычайно существенна:
овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном
воспитании детей. Изобразительная деятельность позволяет детям ближе
познакомиться с такими качествами как слитность и расчлененность,
округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. В процессе
каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что - то нарисовать,
построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только
исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотреть,
тот или иной предмет, который должен быть воплощен в рисунке или
подделке, помогут творческие задачи «Разноцветные сестрички» «Радуга –
дуга» использование различных трафаретов, выкладывание узоров из
различных предметов (верёвочки, палочки, геометрические фигуры,
штриховка, завершения контура).
Успешное выполнение практических действий зависит от
предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.
Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях
должно быть в основном осуществлено до начало практических
действиий.
Специально организованное восприятие предметов с целью
использования его результатов в той или иной содержательной
деятельности мы называем обследованием.
Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей.
В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие
свойства предметов и явлений, как величина, форма,
пространственные отношения, цвет, особенности звуков речи, музыкальных
звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.
Обследование предмета начало выступать как необходимое звено,
предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей
формировалось умение членить конкретную задачу конструирования, какого-
либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и
устанавливать их последовательность. Несмотря на различия в обследовании
предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности
можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих
видов обследования:
Восприятие целостного облика предмета .
Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств
Вычленение более мелких частей предмета и установление их
пространственного расположения по отношению к основным частям.
Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы
самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщённым.
Иной характер носит обследование в процессе труда в природе.
Одно из основных условий успешной деятельности детей- Обучение их
умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений
и тд .Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и
сухую, при прополке растений- отличать стебли и листья культурных
растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность
сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном
воспитании, разнообразны и зависят, во -первых, от обследуемых свойств, во-
вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом
возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует
предлагать для обследования предметы простые по форме строению, чтобы
процесс выделения частей и установления их
взаимоотношений был более легким.
Сенсорные процессы развиваются не изолированно, a в контекст
комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера
этой деятельности.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют
ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована
целесообразно, и не направлена специально на развитие восприятия, то
процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода
может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях
ребёнка о ряде свойств предметов.
Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других
познавательных процессов. Одним важных условий сенсорного развития
является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей,
именно в условиях содержательной, результативной деятельности
складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства
предметов, внимания детей, предметом освоения. В формировании личности
ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно -
творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание, наклеивание
,создание различных конструкции из природных материалов.
Игра -это особый вид деятельности дошкольника. Она всегда носит
творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не
обучающий характер, a возможность проявить активность, выполнить
игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать
активной интересной для них деятельности, отличительная особенность
дидактических игр. Дидактические игры проводимы вне занятия и
являющиеся составной частью занятий обучают и закрепляют знания в
игровой форме. Дидактические игры проводятся последовательно ,
систематично.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и
реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать
сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью
дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой,
качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию
установление последовательности, решении задач.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они
разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и
развивающие задачи, которые решаются при их использовании
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представлениях о предметах, углублять
знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные
ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно
решают разные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя
характерные признаки: отгадывают по описанию: находят признаки сходства
и различия, группируют предметы по различным признакам, свойствам
находят алгоритмы в суждениях.
Виды дидактических игр по игровому действию:
-Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками
и предметами: подбирать, складывать, раскладывать, вставлять, нанизывать и
т.п.
-Игры с прятанием и поиском. Основанные, на интересе детей к
неожиданному появлению и исчезновению предметов, поиску и нахождению.
-Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие
детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай» , «Что здесь», «Что
изменилось?»
-Сюжетно- ролевые дидактические игры, игровое действие
которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций,
в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона -
или животных: волка, гусей и т. д
Игры могут быть включены практически в любую образовательную
деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, стихами- это
помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать
их эстетический характер, способствует развитию образного мышления,
воображения.
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в
образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей,
развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,
память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.
Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки
действий с различными предметами, учатся общаться со своими
сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции,
проявляющиеся ,из- за неудачного результата.
В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами
чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением,
происходит совершенствование всех видов детской деятельности,
формируется самостоятельность в познавательной деятельности . Становится
очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта,
решается важнейшая задача современного и полноценного развития ребенка.