Напоминание

"Современные здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС"


Автор: Шутенко Наталия Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: Ямало Ненецкий Автономный Округ г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые

в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании

-

технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -

задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса

в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных

авторов

встречаются

разные

трактовки.

Н.К.Смирнов,

как

родоначальник

понятия

«здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать

как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и

методов

организации

обучения

детей

без

ущерба

для

их

здоровья,

как

качественную

характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье

ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая»

относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей,

насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных

субъектов

образовательного

процесса

детей

и

их

родителей,

п ед а го го в .

Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для

здоровья

и

как

совокупность

тех

принципов,

приемов,

методов

педагогической

работы,

которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального

здоровья

воспитаннику

детского

сада

и

воспитание

валеологической

культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и

жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и

сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику

самостоятельно

и

эффективно

решать

задачи

здорового

образа

жизни

и

безопасного

поведения,

задачи,

связанные

с

оказанием

элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно

к

взрослым

содействие

становлению

культуры

здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей

ДОУ и валеологическому просвещению

родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка;

·здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов

дошкольного образования;

· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие

образовательные технологии в детском саду.

Медицинские

здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ

-

обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством

медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с

использованием медицинских средств.

• технологии профилактики заболеваний,

углубленный

медицинский

осмотр

с

участием

узких

специалистов,

приходящих из поликлиники,

• коррекция возникающих функциональных отклонений,

отслеживание

характера

течения

хронической

патологии

(для

детей,

имеющих III-У группу здоровья),

• реабилитация соматического состояния здоровья,

• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока

в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период,

витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое

развитие

и

укрепление

здоровья

ребёнка,

развитие

физических

качеств,

двигательной

активности

и

становление

физической

культуры

дошкольников:

закаливание КГН;

беседы по валеологии;

спортивные праздники;

спортивные развлечения и досуги;

недели здоровья;

соревнования;

прогулки-походы.

Технологии

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов

-

технологии,

направленные

на

развитие

культуры

здоровья

педагогов

детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие

потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

Консультации

для

педагогов

«Признаки

утомляемости

ребёнка

дошкольника»,

«Запрещённые

физические

упражнения

для

детей

дошкольного

возраста»,

«Как

правильно

провести

гимнастику

(различные

виды)

с

дошкольниками»,

«Профилактика

утомляемости

дошкольников

в

ДОУ»

«Работа

воспитателя

по

разделам

программы

«Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения

в течение рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и

медико-педагогических

совещаниях

в

группах

раннего

возраста

и

коррекционных группах.

Валеологического

просвещения

родителей

-

э т о

т е х н о л о г и и ,

направленные на обеспечение валеологической образованности родителей

воспитанников

ДОУ,

обретение

ими

валеологической

компетентности.

Валеологическое

образование

родителей

надо

рассматривать

как

непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие

ДОУ

с

семьей

по

вопросам

охраны

и

укрепления

здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе

работают

рубрики,

освещающие

вопросы

оздоровления

без

лекарств

(комплексы

упражнений

для

профилактики

нарушений

опорно-

двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой

моторики, пальчиковые игры;

Информационные

стенды

медицинских

работников

о

медицинской

профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение

родителей

к

участию

в

физкультурно-массовых

мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых

дверей,

Дни

и

Недели

здоровья,

встречи

детей

ДОУ

с

родителями-

спортсменами и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это

прежде

всего

технологии

воспитания

валеологической

культуры

или

культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе

дошкольного

образования

отражают

две

линии

оздоровительно-

развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем

является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое

главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.

Полноценное

физическое

развитие

и

здоровье

ребенка

это

основа

формирования личности.

Физическое

здоровье

детей

неразрывно

связано

с

их

психическим

здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый

ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы

воспитания

социально

адаптированной

личности

без

осуществления

системы

мероприятий

по

оздоровительной

работе

и

физическому

воспитанию

детей.

Поэтому

в

настоящее

время

в

качестве

одного

из

приоритетных

направлений

педагогической

деятельности

выделяется

применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение

в

работе

ДОУ

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

повысит

результативность

воспитательно-образовательного

процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,

направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если

будут

созданы

условия

для

возможности

корректировки

технологий,

в

зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь

на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые

поправки

в

интенсивность

технологических

воздействий,

обеспечен

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку;

будут

сформированы

положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые

в

комплексе

здоровьесберегающие

технологии

в

итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только

здоровый

ребенок

с

удовольствием

включается

во

все

виды

деятельности,

он

жизнерадостен,

оптимистичен,

открыт

в

общении

со

сверстниками

и

педагогами.

Это

залог

успешного

развития

всех

сфер

личности, всех ее свойств и качеств.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Виды

здоровьесбере-

гающих

педагогических

технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после

приема пищи, 2 раза в неделю по 30

мин. со среднего возраста

О б р а т и т ь

в н и м а н и е

н а

художественную

ценность,

величину

ф и з и ч е с к о й

н а г р у з к и

и

е е

с о р а з м е р н о с т ь в о з р а с т н ы м

показателям ребенка

И н с т р у к т о р п о

ФИЗО,

музыкальный

руководитель,

педагоги ДОУ

Динамические

паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере

у том л я е м о с т и д е т е й в о

в с е х

возрастных группах

Рекомендуется

для

всех

детей

в

качестве

профилактики

утомления.

Могут

включать

в

себя

элементы

гимнастики

для

глаз,

дыхательной

гимнастики и других в зависимости от

вида занятия

Педагоги ДОУ

П о д в и ж н ы е

и

спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на

прогулке,

в

групповой

комнате

-

малой

и

со

средней

степенью

подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры

подбираются

в

соответствии

с

возрастом ребенка, местом и временем

ее

проведения.

В

ДОУ

используем

лишь элементы спортивных игр.

И н с т р у к т о р

п о

ФИЗО, педагоги ДОУ

Релаксация

В любом подходящем помещении. В

зависимости

от

состояния

детей

и

ц е л е й , п е д а г о г о п р е д е л я е т

интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно

использовать

спокойную

классическую

музыку

(Чайковский,

Рахманинов), звуки природы

И н с т р у к т о р

п о

ФИЗО, педагоги ДОУ,

психолог

Технологии

эстетической

направленности

Р е а л и з у ю т с я

н а

з а н я т и я х

художественно-эстетического

цикла,

при

посещении

музеев,

театров,

в ы с т а в о к и

п р . , о ф о р м л е н и и

помещений к праздникам и др

Для всех возрастных групп

Осуществляется

на

занятиях

по

п р о г р а м м е Д ОУ,

а

т а к ж е п о

с п е ц и а л ь н о

з а п л а н и р о в а н н о м у

графику

мероприя тий.

О с о б о е

значение

имеет

работа

с

семьей,

привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика

пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок

времени (в любое удобное время)

С

младшего

возраста

индивидуально

либо

с

подгруппой

е жед н е в н о .

Рекомендуется всем детям, особенно с

речевыми проблемами.

Все

педагоги

ДОУ,

логопед

Гимнастика

для

глаз

Ежедневно

по

3-5

мин.

в

любое

свободное

время;

в

зависимости

от

интенсивности зрительной нагрузки с

младшего возраста

Р е к о м е н д у е т с я

и с п о л ь з о в а т ь

наглядный материал, показ педагога

Все педагоги ДОУ

Гимнастика

дыхательная

В

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы с младшего

возраста

О б е с п е ч и т ь п р о в е т р и в а н и е

помещения,

педагогу

дать

детям

инструкции

об

обязательной

гигиене

полости

носа

перед

проведением

процедуры

Все педагоги ДОУ

Гимнастика

пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10

мин. во всех возрастных группах.

Ф о р м а п р о в е д е н и я

р а з л и ч н а :

упражнения

на

кроватках,

обширное

умывание;

ходьба

по

ребристым

дощечкам;

легкий

бег

из

спальни

в

группу

с

разницей

температуры

в

помещениях и другие в зависимости от

Педагоги ДОУ

условий ДОУ.

Оздоровительный

бег

Со

старшего

возраста

в

теплый

период в утренний прием на улице

или на прогулке.

Необходимость

проведения

бега

в

физкультурной

форме

и

спортивной

обуви.

И н с т р у к т о р

п о

ФИЗО, педагоги ДОУ

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное

занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1

раз

на

улице.

Все

возрастные

гру п п ы .

Р а н н и й во зр а с т

-

в

групповой комнате или физ.зале - 10

мин. Младший возраст- 15-20 мин.,

средний

возраст

-

20-25

мин.,

старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с

программой, по которой работает ДОУ.

Перед

занятием

необходимо

хорошо

проветрить помещение

И н с т р у к т о р

п о

ФИЗО, педагоги ДОУ

Проблемно-

игровые

(игротренинги

и

игротерапия)

В свободное время, можно во второй

половине

дня.

Время

строго

не

фиксировано,

в

зависимости

от

задач,

поставленных

педагогом

со

старшего возраста

Занятие может быть организовано не

заметно

для

ребенка,

посредством

включения педагога в процесс игровой

деятельности

Психолог,

педагоги

ДОУ

Коммуникативные

игры

1-2

раза

в

неделю

по

30

мин.

со

старшего возраста

Занятия

строятся

по

определенной

схеме и состоят из нескольких частей.

В них входят беседы, этюды и игры

разной степени подвижности, занятия

рисованием, лепкой и др.

Психолог,

педагоги

ДОУ

Занятия

из

серии

«Здоровье»

1

раз

в

неделю

по

30

мин.

со

старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий

в качестве познавательного развития

Педагоги ДОУ

Самомассаж

В

зависимости

от

поставленных

Необходимо

объяснить

ре бе нку

И н с т р у к т о р

п о

педагогом

целей,

сеансами

либо

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы с младшего

возраста

серьезность процедуры и дать детям

элементарные

знания

о

том,

как

не

нанести вред своему организму

ФИЗО, педагоги ДОУ

Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия

В различных формах физкультурно-

оздоровительной

работы;

либо

отдельные занятия 2-4 раза в месяц в

зависимости от поставленных целей

во всех возрастных группах

И с п о л ь з у ю т с я

в

к а ч е с т в е

вспомогательного

средства

как

часть

других

технологий;

для

снятия

н а п р я ж е н и я ,

п о в ы ш е н и я

эмоционального настроя и пр.

П е д а г о г и

Д О У,

музыкальный

руководитель

Технологии

воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в

м е с я ц

в

з а в и с и м о с т и

о т

поставленных

задач

со

среднего

возраста

Необходимо уделять особое внимание

цветовой

гамме

интерьеров

ДОУ.

Правильно

подобранные

ц в е т а

снимают

напряжение

и

повышают

эмоциональный настрой ребенка

П е д а г о г и

Д О У,

психолог

Технологии

коррекции

поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30

мин. со старшего возраста

П р о в о д я т с я п о

с п е ц и а л ь н ы м

методикам

в

малых

группах

по

6-8

человек. Группы составляются не по

одному

признаку

-

дети

с

разными

проблемами

занимаются

в

одной

группе. Занятия проводятся в игровой

форме,

имеют

диагно стиче ский

инструментарий и протоколы занятий

П е д а г о г и

Д О У,

психолог

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со

старшего возраста

З а н я т и я

и с п о л ь з у ю т

д л я

психологической

терапевтической

и

развивающей

работы.

Сказку

может

рассказывать

взрослый,

либо

это

П е д а г о г и

Д О У,

психолог

может быть групповое рассказывание,

где

рассказчиком

является

не

один

человек,

группа

детей,

а

остальные

дети

повторяют

за

рассказчиками

необходимые движения.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

Анализ

исходного

состояния

здоровья,

физического

развития

и

физической

подготовленности дошкольников, их

валеологических умений и навыков, а также

здоровьесберегающей среды ДОУ.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Установление

контактов

с

социальными

партнёрами

ДОУ

по

вопро с ам

здоровьесбережения.

Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых

ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для

разных категорий детей и взрослых.

Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий,

по сезонам, на время каникул);

комплекс

закаливающих

мероприятий

(воздушное

закаливание,

хождение

по

“дорожкам

здоровья”,

профилактика

плоскостопия;

хождение

босиком,

“топтание”

в

тазах,

полоскание

горла

и

рта,

максимальное

пребывание

детей

на

свежем

воздухе,

бодрящая

гимнастика);

физкультурные занятия всех типов;

оптимизация

двигательного

режима:

традиционная

двигательная

деятельность

детей

(утренняя

гимнастика,

физкультурные

занятия,

проведение подвижных игр, прогулки)

и инновационные технологии

оздоровления

и

профилактики

(ритмопластика,

логоритмика,

сухой

бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение

требований

СанПиНа

к

организации

педагогического

процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического

здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные

виды совместной деятельности;

Внедрение

инновационных

здоровьесберегающих

технологий

в

воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

Разнообразие

форм

физкультурно

-

досуговой

деятельности

с

дошкольниками;

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников,

педагогов и родителей;

Совершенствование

физических

качеств

и

обеспечение

нормального

уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и

состоянием здоровья ребенка;

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной

деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной

работы;

Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка

в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих

технологий в ДОУ

1.Сформированные

навыки

здорового

образа

жизни

воспитанников,

педагогов и родителей ДОУ.

2.Взаимодействие

специалистов

ДОУ

в

организации

физкультурно-

оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3 . П р о я в л е н и е

т о л е р а н т н о с т и

в с е х у ч а с т н и ко в в н е д р е н и я

здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4.Формирование

нормативно-правовой

базы

по

вопросам

оздоровления

дошкольников.

5.Внедрение

научно-методических

подходов

к

организации

работы

по

сохранению

здоровья

детей,

к

созданию

здоровьесберегающего

образовательного пространства в ДОУ и семье;

6.Улучшение

и

сохранение

соматических

показателей

здоровья

дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь

получать

как

можно

больше

положительных

эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!



В раздел образования