Напоминание

"Профилактика плоскостопия"


Автор: Попова Светлана Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 48"
Населённый пункт: ГО Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика плоскостопия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика и коррекция плоскостопия

у детей дошкольного возраста

Попова Светлана Александровна

Инструктор по физической культуре

МАДОУ «Детский сад № 48»

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в

состоянии

здоровья

детей

дошкольного

возраста

приобрела

особую

актуальность.

Это

обусловлено

прежде

всего

наличием

большого

числа

дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с

этим

возрастает

значение

организации

работы

профилактической

и

коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного

образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически

ежедневно

и

где,

следовательно,

имеется

возможность

обеспечить

своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной

направленности

в

условиях

ДОУ

особое

внимание

необходимо

уделять

профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного

аппарата

(дефектов

осанки,

плоскостопия),

поскольку

среди

функциональных

отклонений

они

имеют

наибольший

удельный

вес.

Плоскостопие

рассматривается

как

нарушение

функций

стопы,

которое

внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением

мышц и растяжением ее связок.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что

нарушение

этого

фундамента

обязательно

отражается

на

формировании

подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает

снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно,

изменяет

положение

таза,

позвоночника.

Это

отрицательно

влияет

на

функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на

развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной

активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими

видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата,

и в частности стопы, имеет большое значение.

Успешная

профилактика

и

коррекция

плоскостопия

возможны

на

основе комплексного использования всех средств физического воспитания:

гигиенических,

природно-оздоровительных

факторов

и

физических

упражнений.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного

возраста

должна

осуществляться

медицинским

персоналом

ДОУ

с

использованием объективных методов исследования. На основе результатов

диагностики

формируются

рекомендации

по

использованию

средств

физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации

стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп,

или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа.

Создание

полноценной

развивающей

физкультурно-оздоровительной

среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих

укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние

на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные

поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи,

скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты.

Следует

предоставить

детям

возможность

применения

указанного

оборудования.

Кроме

того,

в

теплое время

года необходимо

обеспечить

возможность

систематического

использования

природно-оздоровительных

факторов,

например

оборудовать

на

групповых

участках

естественные

грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.). На занятиях

физической

культурой

мною

используется

нестандартное

оборудование,

изготовленное своими руками.

Комплексы специальных упражнений, направленных на

укрепление

мышц стопы и голени и формирование сводов стоп могут применяться в

различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах

работы

по

физическому

воспитанию

-

в

процессе

утренней

зарядки,

гимнастики

после

дневного

сна,

в

качестве

домашних

заданий

и

т.п.

Наибольший

эффект

достигается

тогда,

когда

упражнения

выполняются

босиком.

Дозировка

упражнений

зависит

от

возраста

и

уровня

подготовленности детей и может составлять от 4 - 5 раз на этапе разучивания

упражнений

до

10-12

раз

на

этапе

закрепления

и

совершенствования

комплекса.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания

возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива

образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к

активному

участию

в

работе

профилактической

и

коррекционной

направленности можно использовать различные формы общения с семьей:

родительские собрания, тематические консультации, дни открытых дверей,

открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей,

папки-передвижки и семинары-практикумы.

С целью создания обратной связи родителям предлагается домашнее

задание:

сделать

отпечатки

стоп

ребенка

Самые активные родители нашего детского сада предложили изготовить

«носочки»

для

маленьких

ножек

с

целью

профилактики

плоскостопия:

пришить на стопу детского носка бусины разного размера или пуговицы, как

один из вариантов может быть двойная стелька, набитая горохом (гречкой,

фасолью и т.д.). Благодаря таким носочкам при ходьбе происходит массаж

стопы ребенка, который стимулирует биологически активные точки стопы.

Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции

плоскостопия,

предусматривающая

комплексное

использование

средств

физического

воспитания,

достаточно

эффективна

и

позволяет

добиться

значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

С

целью

обмена

опытом

между

семьями

воспитанников

родителям

предлагается участие в фотоконкурсе «здоровая стопа - здоровый малыш»,

о том как реализуется профилактика плоскостопия в условиях дома и семьи.

Нестандартное оборудование для коррекции плоскостопия

Ребристая дорожка

Цель:профилактика плоскостопия.

Содержание упражнений: ходьба по дорожке.

Удав

Цель: профилактика плоскостопия; развитие умения сохранять

равновесие на ограниченной плоскости.

Содержание упражнений: ходьба по «удаву».

Дорожка со следами

Цель: развитие координации, внимания, прыгучести.

Содержание упражнений: ходьба и прыжки по «следам», наступая по

направлению следа.

Массажная дорожка

Дорожка

состоит

из

7

ковриков

размером

25*32

см.

Между

собой

коврики соединены цветными шнурами.

1-й коврик: на поверхности закрепляется канат длинной 100 и 1,5 см,

уложенной змейкой.

2-й коврик: сделан из жесткого напольного покрытия «трава» размером

25х32см.

3-й коврик: «следы» стоп длиной 18 см из вспененного ПВХ.

4-й коврик: сделан из жесткого напольного покрытия «трава» размером

25х32см.

5-й коврик: пришиты деревянные палочки - всего

6-й коврик: сделан из жесткого напольного покрытия «трава» размером

25х32см.

7-й коврик: пришиты пуговицы разного размера (диаметр 4,3,2 см и т. д.)

и деревянные колечки диаметром 5 см.

При

изготовлении

дорожки

использованы

только

экологически

безопасные материала.

Паровозик «здоровья» для босых ножек

Содержание упражнений: босохождение, перешагивая из коробки в коробку

(из вагончика в вагон).

Рельсы-рельсы, шпалы -шпалы,

Ехал поезд разудалый,

Вдруг из последнего вагона

Посыпалась фасоль,

Пришли дети потоптались - потоптались...

Вагончики

паровозика

представляют

собой

коробки

с

разным

наполнителем:

фасоль

и

желуди,

деревянные

палочки,

губка

для

мытья

посуды,

стельки

из

искусственного

меха,

коврик

вязаный

из

шпагата,

новогодняя мишура, галька, крупная мозайка.

Список литературы:

1.

Волошина Л.H. Воспитание двигательной культуры дошкольников.

M., 2005.

2.

Доскин В.А, Голубева Л.Г - Как сохранить и укрепить здоровье ребенка,

- Пособие для воспитателей, родителей и руководителей физического

воспитания - Издательство «Просвещение», 2006

3.

О.Б. Казина Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия,

развлечения, праздники, походы. /О.Б.Казина, В.Н.Куров. - Ярославль:

Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.

4.

М.Ю.Картушина. Праздники здоровья для детей 6 – 7 лет. Москва.

Творческий центр. 2009 год.

5.

Картушина М.Ю. зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления

дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2007

6.

Кудрявцева В.Т, Егоров Б.Б - Развивающая педагогика оздоровления –

М 2000

7.

Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в

ДОУ: Из опыта работы. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005



В раздел образования