Автор: Орлова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14 "Красная шапочка"
Населённый пункт: город Котовск Тамбовской области
Наименование материала: презентация проекта
Тема: "Развитие творческого потенциала детей средствами коллекционирования"
Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ»
ОРЛОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА,
ВОСПИТАТЕЛЬ I
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ
Г.КОТОВСК
2016
ГОД
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№ 14 «Красная шапочка»
г.Котовска Тамбовской области
Творческое название проекта
Творческое название проекта
«Тайна маленькой пуговицы»
«Тайна маленькой пуговицы»
Тип проекта:
Тип проекта:
краткосрочный, творческий
Участники проекта:
Участники проекта:
дети группы общеразвивающей
направленности в возрасте от 5 до
6 лет, родители, воспитатели,
музыкальный руководитель,
педагог-психолог, руководитель
физвоспитани
я
Срок реализации:
Срок реализации:
сентябрь-ноябрь
сентябрь-ноябрь
201
201
6
6
год
год
Актуальность проблемы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
«…важнейшими качествами личности становятся инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с
детства».
Аннотация опыта работы:
Психолог Э. Фромм предлагает следующее
определение понятия креативности:
«Это способность удивляться и познавать, умение
находить решения в нестандартных ситуациях,
это нацеленность на открытие нового и
способность к глубокому осознанию своего
опыта».
На мой взгляд, все это может происходить в
процессе коллекционирования.
Коллекционирование – полезное
увлечение для детей!
Не стоит расценивать коллекционирование только
лишь как забаву.
Малыши-дошкольники, как правило, еще не
способны коллекционировать что-либо
целенаправленно и систематически. И задача
взрослых не только увлечь малыша идеей
создания коллекции, но и всячески помогать ему в
этом. Польза от таких занятий неоспорима. Во-
первых, собирая коллекцию, малыш занимается
познавательно-исследовательской деятельностью,
у него возникает желание побольше узнать о
предметах своей коллекции.
Во-вторых, таким способом ребенок тренирует
память, внимание, интеллект, развивает
аккуратность и бережливость. В-третьих,
показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь
с ними интересным экспонатами, малыш учится
общению. Наконец, коллекционирование, как и
любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и
разнообразнее.
Противоречия:
Между ориентацией нового содержания образования на
творческое развитие личности дошкольника и
традиционными формами обучения;
Между сформированностью у дошкольников определённой
системы фактических знаний и недостаточным развитием
творческого воображения;
Между желанием родителей видеть своих детей
творческими и успешными и неумением
или нежеланием развивать творческий
потенциал детей.
Цель проекта:
Цель: развитие творческого потенциала
(креативности) у детей дошкольного
возраста через коллекционирование
Задачи проекта:
создать условия для развития
детского коллекционирования;
развивать любознательность и
познавательную активность
детей;
учить детей находить решения
в нестандартных ситуациях;
способствовать развитию
творческих навыков у детей
дошкольного возраста;
учить детей наблюдать,
сравнивать, анализировать,
обобщать, выделять главное;
обогащать педагогический
опыт родителей по проблеме.
Объект исследования: процесс развития
творческих способностей старших
дошкольников.
Предмет исследования:
коллекционирование как средство
развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Использование коллекционирования как активной
деятельности с включением творческих заданий
будет способствовать развитию познавательной
активности и творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста, если:
Будет организована «насыщенная» развивающая среда
для решения познавательных задач и поддержания
интереса к процессу коллекционирования;
Систематически будет происходить побуждение детей к
получению информации об объектах
коллекционирования;
Воспитатель сможет «заразить» идеей
коллекционирования родителей и сделать их своими
союзниками в решении проблемы.
Ожидаемые результаты:
У детей появится интерес к коллекционированию, как
занимательному делу;
Произойдёт расширение знаний детей об окружающем мире;
Будет организована «насыщенная» развивающая среда для
решения познавательных задач и поддержания интереса к
процессу коллекционирования;
У детей будет формироваться активность в получении
информации об объектах коллекционирования;
В ходе общего дела будут созданы условия для доверительных
партнёрских взаимоотношений между детьми;
Предметы коллекций будут способствовать интеграции
образовательных областей, активизируют имеющиеся знания;
Родители должны стать активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не
просто сторонними наблюдателями.
Этапы и сроки проведения проекта
(первая коллекция
«Тайна маленькой пуговицы»)
«Тайна маленькой пуговицы»):
1этап
- Подготовительный
адаптация приема коллекционирования:
накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании
у детей и родителей;
включение коллекции пуговиц в организацию совместной
деятельности детей, педагогов и родителей с накоплением
информации о предмете коллекционирования (история появления
предмета, его практическое применение с использованием
справочной литературы, материалов сети Интернет)
Формы работы с родителями:
анкетирование родителей
Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной
деятельности;
консультация для родителей, направленная на формирование
положительного отношения родителей к коллекционированию
Анкетирование
2 этап - Основной
1.
Оформление альбома с информацией об истории создания пуговицы, её
практического применения;
2.
Пополнение коллекции пуговиц;
3.
Использование коллекции в образовательной деятельности:
Игровая деятельность:
игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный
мешочек», «Сосчитай-ка», «Которая по счёту», «Сложи узор», «Составь картинку»,
«Подбери по материалу», «Подбери по цвету». Сюжетные игры: «Семья», «Магазин»,
«Ателье».
Художественное творчество: рисование - «Нарисуй красивую пуговицу», «Печатаем
узор» (пуговица-штамп)
лепка из пластилина с использованием пуговиц ;
конструирование - создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки,
пластилина. «Гусеница» «Домик» «Пирамидка» «Весёлые человечки» Выкладывание из
пуговиц мозаичных изображений.
Экспериментально-поисковая деятельность: рассматривание пуговиц, знакомство с
качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы.
Речевая деятельность: составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые
упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказки «Тайна
маленькой пуговицы».
3 этап – Заключительный
Презентация проекта:
Представление мини-музея пуговиц.
Выставка совместных с родителями поделок из
пуговиц (панно, украшения для кухни, коврик для
профилактики плоскостопия).
Изготовление книжки-самоделки «Тайна маленькой
пуговицы».
Определение следующего проекта
коллекционирования.
В работе по организации коллекционирования
использовала:
технологию игрового обучения, так как эта
технология определяется естественной потребностью
дошкольника;
технологию проблемного обучения, которая
предполагает создание проблемных ситуаций (под
руководством педагога) и активную самостоятельную
деятельность детей по их разрешению.
В своей педагогической деятельности
основывалась на принципах:
личностно-ориентированного подхода;
системности;
доступности;
Работа с родителями в ходе проекта:
Особое внимание в ходе проекта уделяла сопровождающей работе с родителями,
т.к. большинство из них не понимают, в чем состоит процесс творчества, а
стереотипное, шаблонное мышление только приводит к оценке результатов
деятельности ребенка. Совместная работа с детьми позволила им приобрести
уникальный опыт и радость общения со своим ребенком. Безоценочное отношение
к результатам деятельности ребенка переносится в повседневную жизнь и,
несомненно, улучшает качество общения между взрослыми и детьми.
В работе с родителями использовала следующие формы:
Встреча с родителями перед началом реализации проекта с целью ознакомления
родителей с проблемой развития творческих способностей средствами
коллекционирования;
консультации, на которых стремилась дать квалифицированную помощь в
реализации творческих идей и решений в ходе коллекционирования, помогала
заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми;
тестирование «Талантлив ли Ваш ребёнок от рождения?», анкетирование «Как вы
относитесь к коллекционированию?»
?
конкурсы: сочинение сказки«Тайна маленькой пуговицы», «Красота своими руками»
(поделки с использованием пуговиц). Цель - сблизить детей и родителей,
сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми;
Разработка методических рекомендаций для родителей: "Как развить творческие
способности ребенка – дошкольника».
Результаты работы:
В ходе проекта в группе были созданы условия
для развития детского коллекционирования;
дети стали более любознательны, в ходе
образовательной деятельности чаще проявляли
познавательную активность;
старались находить решения в нестандартных
ситуациях;
дети стали более наблюдательными, научились
сравнивать, анализировать, обобщать, выделять
главное;
родители обогатили свой педагогический опыт по
проблеме;
в группе создана более комфортная
психологическая обстановка.
Заинтересованность родителей в ходе реализации
проекта:
Результаты диагностики Торренса на
развитие творческого мышления
Основная часть детей группы на начало проекта имела
средний уровень развития оригинальности и
уникальности творческого мышления, диагностика
по окончанию реализации проекта показала, что
уровень творческого мышления у детей повысился в
среднем на 20 %
Используемые информационные
ресурсы:
Методическое пособие «Развитие творческих способностей дошкольников»
Котова Е. В. , Кузнецова С .В. , Романова Т. А.
Комплексное занятие по развитию творческих способностей дошкольников
Корчаловская Н. В. , Посевина Т. Д.
Воспитание творчества Левин В. А.
Журнал «Ребёнок в детском саду» Коллекционирование №6 2005 г.
«Воспитываем коллекционеров» Л. Н. Прохорова, Р. Н. Моделкина, Н. П. Кулешова
Журнал «Мама и малыш» №10 2006 г.
Праздник своими руками Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. 2001г.
Приглашение к творчеству Дубровская Н.В. 2004г.
Рукотворное чудо Столярова Л.Н. 2004 г.
Творим, изменяем, преобразуем Дыбина О.В. 2003 г.
Умные поделки Дегтярева Т., Дегтярева Н., 1999г.
Перспективы развития
Создание новых коллекций по желанию детей.
Организация образовательного процесса в
соответствии с коллекционированием.