Напоминание

"Организация исследовательской деятельности младших школьников"


Автор: Эргардт Вера Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новостроевская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская область Палласовский район поселок Новостройка
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация исследовательской деятельности младших школьников

Не все дети гениальны,

но абсолютно все талантливы.

И. А. Аршавский

Системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для

развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.

С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо

осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это

предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый

ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле,

почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и

проблемных ситуаций. Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся

сталкиваются с проблемами, одновременно происходит насыщение знаний, что

способствует образованию личностных ценностей. Чем больше ценностей в сознании,

тем легче ориентируется учащийся в мире.

Цели исследования:

формирование умения самостоятельно работать с источником информации, кратко

и понятно излагать свои мысли;

развитие умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять

базовые знания для решения конкретной проблемы;

развитие критического мышления

Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, исследовательская

работа не может быть длительной, иначе она будет утомлять ребенка, что не улучшит

процесс обучения. Необходимо чтобы она была интересной иногда интригующей.

Проблема, которая является мотивацией к поиску необходимой информации, не должна

быть надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим.

Для того чтобы установить и поддерживать уровень сложности материала, нужно

дать возможность ученику самому выбрать тему исследования.

Исследовательская работа обязательно включает в себя межпредметные связи, чтобы

у учащихся сложилось мнение о значимости решаемой проблемы.

Поддержка школьников в учебной деятельности заключается в изучении

индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их

причин, а отсюда – оказание адресной помощи в преодолении конкретных затруднений

Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский,

творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации

своей познавательной деятельности.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в

первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.

Умения

и

навыки

исследования,

самостоятельного

постижения

истины

легко

прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

Мотивация;

Выбор направлений исследований;

Постановка задачи;

Фиксация и предварительная обработка данных;

Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

Оформление результатов работы;

Грамотное представление исследовательской работы.

Выбор темы исследований:

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу

участникам исследования;

Тема должна быть оригинальна;

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Всё вышеизложенное можно прочитать в работах Савенкова

Я же предлагаю вам один из вариантов ведения исследовательской работы в

начальных классах.

Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором

учатся дети.

Второй класс начальной школы – ориентирован:

на

приобретение

новых

представлений

об

особенностях

деятельности

исследователя;

на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,

формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;

на приобретение умений работать с литературой.

Включение

младших

школьников

в

учебно-исследовательскую

деятельность

осуществляется

через

создание

исследовательской

ситуации

посредством

учебно-

исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

Со II класса организовываются специальные занятия по исследовательской

деятельности — 1 ч в неделю. Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими,

как исследование, информация, тема, знание и др.

2.

Осуществление

коллективных

исследований

по

определенному

плану

соблюдением

всех

этапов),

по

различным

темам.

Учитель

организует

совместную

деятельность,

направляя

ее

на

осуществление

исследования,

в

процессе

которого

учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа». В

процессе

диалога

учащиеся

формулируют

проблему

(противоречие

между

потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по

данной

теме).

Ставится

цель:

организовать

поиск

сведений,

связанных

с

разными

сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти

информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе,

выяснить

количественные

характеристики

(сколько

учеников,

учителей,

классов,

кабинетов и т.д.), изучить строение школы, ее окрестности и пр. В соответствии с

поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы,

наблюдение, сбор фотографий и документов, т.д. С целью выполнения каждой задачи

назначаются

группы

учащихся,

работающих

по

исследованию

определенного

направления.

Учащиеся

имеют

возможность

выбора

наиболее

интересной

для

них

задачи.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и

теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование

соответствующих исследовательских умений.

Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по

интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя,

затем с помощью родителей.

В

результате

учащиеся

имеют

достаточно

широкое

представление

об

исследовательской

работе

ученых,

о

ее

назначении,

имеют

представление

о

планировании работы, проводят вместе со взрослым (с группой) учебные исследования,

осуществляют

поиск

информации

в

литературе

по

интересующей

теме,

имеют

и

желание,

и

возможность

поделиться

с

одноклассниками

результатами

своей

исследовательской работы.

В III классе:

1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности

(один раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования,

структурой, методами исследований (история исследований, предназначение

исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору

темы исследования, планирование исследования, задачи исследования). На уроках

используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного

исследования приведен ранее). У третьеклассников активность выше, больше

интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении

исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с

применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся

выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать,

составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов,

как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащимися

проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень

знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить спои знания у компетентных

в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественно-научными дисциплинами,

иногда с социальными.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности,

учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся

способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования,

составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить

доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.

В IV классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные

знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой

информацией, работать с литературой, обрабатывать тексты, представлять результат

своей работы в виде текста, графика, модели, презентации. В результате учащиеся

способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме,

используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при

представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами,

аргументировано доказывать сказанное.

Существенным дополнением в работе над исследованием являются уроки

компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей

исследовательской деятельности.

Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он

позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с

текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать

свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения

оценки и самооценки результатов исследования.

Предпочтительны следующие формы занятий, позволяющих представить

результаты исследования.

— конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной

работе и отвечают на вопросы аудитории;

презентации,

на

которых

ярко,

красочно

и

привлекательно

представляются

достижения учеников;

выступления,

как

правило,

для

определенного

круга

своих

одноклассников,

учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой, — представление

доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли

педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;

- предполагает участие в районных и областных конкурсах. (Участие в областном

конкурсе Спасибо деду за Победу).

В ходе защиты работ мы можем пронаблюдать за уровнем сформированности умений и

навыков:

- видеть проблему

- выдвигать гипотезы

- проводить наблюдения и эксперименты

- делать выводы и аргументировать свои идеи.

Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать

интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных

способностей и наклонностей.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке формирует у детей готовность и

способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы

деятельности в любой сфере человеческой культуры; «дисциплинирует» воображение,

фантазию, создает обстановку внутренней свободы; помогает учащимся обрести

уверенность во взаимоотношениях с окружающими, создает условия для формирования

важнейших общеучебных навыков.



В раздел образования