Автор: Столярова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ССОШ №2 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Сертолово Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Готовимся к обучению в школе, играя."
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка формирования интеллектуальной готовности
к школе у детей подготовительной группы детского сада средствами
игр и игровых упражнений
Пояснительная записка.
В
школе
ребенок
активно
познает
окружающий
мир,
формирует
представления о явлениях, которые его окружают, различает существенное и
несущественное, выделяет главное в потоке второстепенного и незначимого
и т.д. Также ему необходимо уметь улавливать и отслеживать логическую
последовательность
в
потоке
информации,
игнорируя
отступления
и
различные
«шумы».
Ввиду
этого
предъявляются
высокие
требования
к
уровню умственного развития ребенка, поступающего в школу.
В связи с выше сказанным, одной из важнейших задач детского сада
выступает целенаправленное интеллектуальное (умственное) развитие детей
для успешного обучения в школе. Для
решения этой задачи необходимо
определить
актуальный
уровень
развития
ребенка,
чтобы
вовремя
диагностировать возможные отклонения, и на основе этого наметить пути
коррекционной
работы.
При
этом
в
качестве
средства
коррекционного
воздействия
на
ребенка
старшего
дошкольного
возраста,
на
наш
взгляд,
целесообразно использовать игры и игровые упражнения.
Название программы: «Готовимся к обучению в школе, играя».
Цель
программы: повышение
интеллектуальной
готовности
детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи программы:
развитие
у
дошкольников
логического
и
наглядно-образного
мышления;
развитие у дошкольников восприятия, наблюдательности;
повышение уровня обучаемости дошкольников.
При
организации
работы
со
старшими
дошкольниками
следует
соблюдать ряд принципов:
1)
принцип
учета
возрастно-психологических
и
индивидуальных
особенностей;
2)
принцип
опоры
на
разные
уровни
организации
психических
процессов;
3) принцип рационального подбора материала (каждое занятие должно
носить
эмоциональный,
развивающий
и
воспитывающий
характер,
быть
оптимально интенсивным);
4) принцип использования ведущей деятельности возраста (ведущей
деятельностью дошкольного периода является игра).
Контингент: дети старшего дошкольного возраста.
Возрастной диапазон: 6-7 лет.
Форма организации занятий: групповая (10 человек).
Продолжительность программного курса: 1 месяц, 3 раза в неделю.
Программа включает в себя 14 занятий.
Продолжительность
занятий:
25
минут
(для
дошкольников
такая
продолжительность занятий является оптимальной, поскольку не вызывает
переутомления).
Рекомендованное время проведения занятий: первая половина дня.
Основное
средство
интеллектуального
развития
дошкольников
в
программе – игра и игровое упражнение. При их распределении следует
учитывать, что они должны включаться в структуру занятий с учетом их
сложности
и
с
учетом
постепенного
увеличения
объема
запоминаемой
информации.
Каждое занятие включает в себя 4 блока (таблица 1):
Таблица 1
Структура занятий развивающей программы
№
блока
Название
блока
Время
(мин.)
Цели
1
Приветствие
и разминка
5
1. Создание доброжелательной атмосферы
2. Настраивание детей на работу
2
Основная
часть
15
1.
Проведение
коррекционных
игр
и
упражнений
3
Подведение
итогов
занятия
5
1. Закрепление полученного детьми опыта
2. Получение обратной связи от детей
4
Ритуал
прощания
1. Закрепление контакта
2. Завершение занятия
Коррекционная программа составлена по материалам, предложенным
В.Д. Дьяковой и А.В. Железняк.
Содержание занятий программы представлено в таблице 2:
Таблица 2
Содержание занятий развивающей программы (основная часть)
№ п/п
Содержание
Занятие №1
Цель:
развитие
восприятия,
наблюдательности,
повышение уровня обучаемости
1. Игра «Четыре стихии»
2. Игра «Разрезные картинки»
3. Игра «Что изменилось?»
Занятие №2
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
обучаемости
1. Игра « Четвертый лишний»
2. Игра «Разрезные картинки»
3. Игра «Ориентирование по плану»
Занятие №3
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
обучаемости
1. Игра «Классификация рисунков»
2. Игра «Найди свое окошко»
3. Игра «Найди предмет по описанию»
4. Игра «Строитель»
Занятие №4
Цель:
развитие
восприятия,
наблюдательности,
повышение уровня обучаемости
1. Игра «Путаница»
2. Игра «Четыре стихии»
3. Упражнение «Что меня окружает»
Занятие №5
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
обучаемости
1. Игра «Логические ряды»
2. Игра «Логические квадраты»
3. Игра «Последовательность событий»
4. Игра «Кубики из заготовок»
Занятие №6
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
№ п/п
Содержание
обучаемости
1. Игра «Игра с мячом»
2. Игра «Мозаика»
3. Игра «Волшебные кубики»
Занятие №7
Цель:
развитие
восприятия,
наблюдательности,
повышение уровня обучаемости
1. Игра «Разрезные картинки»
2. Игра «Лабиринты»
3. Упражнение «Испорченный телефон»
Занятие №8
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
обучаемости
1. Игра «Четвертый лишний»
2. Игра «Разрезные картинки»
3. Игра «Ориентирование в пространстве по плану»
Занятие №9
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
обучаемости
1. Игра «Классификация рисунков»
2. Игра «Найди предмет по описанию»
3. Игра «Кубики из заготовок»
Занятие №10
Цель:
развитие
восприятия,
наблюдательности,
повышение уровня обучаемости
1. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
2. Игра «Кто больше услышит?»
3. Упражнение «Найди пару»
Занятие №11
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
обучаемости
1. Игра «Логические ряды»
2. Игра «Последовательность событий»
3. Игра «Волшебные кубики»
Занятие №12
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
№ п/п
Содержание
обучаемости
1. «Игра с мячом»
2. Игра «Мозаика»
3. Игра «Найди план комнаты»
Занятие №13
Цель:
развитие
восприятия,
наблюдательности,
повышение уровня обучаемости
1. Игра «Разрезные картинки»
2. Игра «Узнай фигуру»
3. Игра «Ориентирование в пространстве по плану»
Занятие №14
Цель:
развитие
мышления,
повышение
уровня
обучаемости
1. Игра «Четвертый лишний»
2. Игра «Разрезные рисунки»
3. Игра «Разрезные салфетки»
Описание игр представлено в приложении.
Механизмы психокоррекционного воздействия:
1.
Внушение надежды: ориентация детей на успех решения проблем
под
влиянием
улучшения
других
членов
группы
или
собственных
достижений.
2.
Эмоциональная поддержка: создание условий стабилизирующих
направленность на успех, повышая степень самоуважения.
3.
Альтруизм: предоставление
детям возможности
помогать
друг
другу, тем самым ощущая себя способными быть полезными и нужными, что,
в свою очередь, позволяет им больше верить в собственные возможности.
4.
Научение: создание условий для исследования различных методов
решения поставленных проблем.
Ожидаемый
результат
от
реализации
программы: повышение
уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей старшего
дошкольного возраста, а именно:
развитие
умения
логически
рассуждать,
пользуясь
приёмами
анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
развитие
умения
выделять
суще ственные
признаки
и
закономерности предметов;
развитие умения сравнивать предметы, понятия;
развитие умения обобщать и классифицировать понятия, предметы,
явления;
развитие
умения
определять
отношения
между
понятиями
или
связи между явлениями и понятиями;
развитие умения анализировать и удерживать зрительный образ;
развитие умения осуществлять самоконтроль, искать и исправлять
свои ошибки;
развитие умения самостоятельно выполнить задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание игр, включенных в программу
«Готовимся к обучению в школе играя»
1. Игра «Разрезные картинки»
Материал: разрезные картинки из 6 деталей на каждого ребенка.
Задача. «Сегодня ко мне в гости приходил мышонок (котенок, щенок...).
Он хотел поиграть с рисунками, но перепутал его части. Помогите мне,
пожалуйста, их собрать».
Дети получают «пазлы». Тот, кто выполнил задание первым, поднимает
руку. Взрослый подходит, проверяет. Если задание выполнено правильно,
благодарит и забирает рисунок.
2. Игра «Что изменилось?»
Вариант
1.
Перед
началом
игры
следует
подготовить
инвентарь
(разнообразные
мелкие
предметы,
например
спички,
ластики
и
т.д.),
разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок
должен
в
течение
З0
секунд
запомнить
расположение
предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и
рассказать, как изменилось их расположение.
За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за
каждую ошибку – вычесть 1 очко.
Победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Вариант 2.
Участники должны встать в шеренгу, а ведущий – выбрать одного
участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.
После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать
произошедшие изменения (расстёгнутые пуговицы, развязанные шнурки и
т.д.).
3. Игра « Четвертый лишний»
Материал: демонстрационный плакат; рисунок + рамка для каждого
ребенка.
Взрослый
показывает
ребенку,
как
решить
задачу
на
примере
демонстрационного плаката.
Задача. На рисунке четыре предмета, из которых три в значительной
мере
подобны
друг
к
другу,
и
лишь
один
отличается
от
других.
Детям
необходимо найти лишнюю картинку и выделить ее рамкой.
Взрослый
проходит
между
столами,
проверяет
выполнение
задачи,
меняет рисунки (до 4 на ребенка).
4. Игра «Ориентирование по плану»
Материал: доска (ватман), мел (карандаш).
Взрослый вместе с детьми чертит на доске план группы, знакомя их с
правилами обозначения окна, дверей, шкафов и т.д.
Задача. В конце занятия детям предлагается найти в группе спрятанную
игрушку. Место, где она скрыта, указывается на плане.
5. Игра «Классификация рисунков»
Материал:
по
двенадцать
рисунков
(четыре
рыбы,
четыре
птицы,
четыре
животных)
на
каждого
ребенка
и
плоскостные
геометрические
фигуры (разные по размеру и цвету).
Задача. Распределить предметы на рисунках на группы. Дать название
каждой группе.
Взрослый проверяет правильность выполнения задания на местах.
6. Игра «Найди свое окошко»
Материал: рамки-вкладыши (8 штук) на каждый ребенка.
Задача. Детям раздаются рамки и фигуры к ним. Необходимо найти
соответствие рамки и фигуры (вставить одну в одну).
7. Игра «Найди предмет по описанию»
Материал: мешочек с двумя комплектами маленьких игрушек.
Задача.
Один
комплект
игрушек
из
«волшебного
мешочка»
выставляется
на
стол
для
изучения.
Взрослый
описывает
каждый
из
предметов по форме. Название каждой игрушки принимается группой. После
этого взрослый запускает руку в «волшебный мешочек», берет игрушку и
повторяет
аналогичное
описание
(игрушку
не
показывает,
пока
дети
не
узнают ее по описанию). Каждый ребенок вызывается отдельно.
8. Игра «Строитель»
Материал: демонстрационный плакат с зданием, набор кубиков (6-15)
на каждый ребенка.
Задача. Составить из кубиков фигуру, глядя на нарисованный образец.
9. Игра «Путаница» - 1
Задача.
В
зависимости
от
числа
игроков
выбирается
один
или
несколько
водящих.
Они
уходят
в
другую
комнату.
Оставшиеся
дети
становятся в круг, взявшись за руки. Их задача – запутаться между собой как
можно больше. Главное условие – нельзя расцеплять руки. Для создания
путаницы
ребята
могут
перешагивать
через
сцепленные
руки
игроков,
стоящих напротив, или наоборот, наклонившись, подныривать под них. Когда
все готово, игроки хором зовут водящих: «Путаница, путаница, распутай
нас!». Водящие должны вернуть всех игроков в круге в первоначальное
положение, не расцепляя рук участников.
10. Игра «Путаница» - 2
Материал: большие карты с множеством изображений и 50 карточек
поменьше с каждым из этих изображений по отдельности.
Задача.
Ребенку
предлагается
взять
одну
большую
карту,
рядом
положить перемешанную колоду из карт поменьше и по очереди тянуть карту.
Если изображение на маленькой карточке присутствует и на большой, то
карточка
остается
в
коллекции
игрока.
Выигрывает
тот,
кому
попалось
больше карточек с картинки.
11. Игра «Четыре стихии»
Задача. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними,
что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если
слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх,
слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых
суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
12. Упражнение «Что меня окружает»
Задача. Игра проводится по правилам, представленным в игре «Кто
больше услышит?».
13. Игра «Логические ряды»
Материал: двенадцать рисунков, связанных функциональными связями,
двенадцать рамок.
Задача.
Взрослый
предлагает
рассмотреть
верхний
левый
рисунок.
«Между скворцом и скворечником существует тесная связь, ведь птичка
живет в гнезде. По правую сторону нарисованная собака».
Дети находят внизу предмет, который связан так же.
14. Игра «Логические квадраты»
Материал: Шесть вариантов логических квадратов, по два экземпляра.
Задача. Дети рассматривают рисунок, определяют, чего не хватает.
15. Игра «Последовательность событий»
Материал: три варианта рисунков, отображающих последовательность
событий, по четыре экземпляра (12 шт.).
Задача. Рассмотреть рисунки и изложить их последовательно.
16. Игра «Кубики из заготовок»
Материал:
демонстрационный
плакат
с
четверыми
кубиками
для
объяснения, двенадцать заготовок для кубиков.
Задача.
Детям
раздаются
заготовки.
Дети
изучают
их,
потом
показывают на большом плакате.
17. Игра «Волшебные кубики»
Материал:
рисунки,
на
которые
изображенные
здания
из
кубиков
(3-6
кубиков
на
здание;
в
дальнейшем
количество
кубиков
можно
увеличивать), один демонстрационный комплект кубиков.
Задача. «Я хочу стать строителем. А вы хотите? Сейчас мы в них
превратимся. Вот наш кирпич. У каждого из вас есть рисунок вашего здания.
Я
буду
строить,
а
вы
должны
узнать
каждый
свое
здание.
Кто
узнает,
поднимает руку».
По команде взрослого (после выполнения задачи) дети приступают к
строительству по образцу. Потом дети меняются карточками с соседями по
столу.
18. Игра «Лабиринты»
Материал: картинки вырезанные из самоклеящейся пленки, плотная
бумага, фломастер.
Задача. Детям предлагается пройти лабиринт от начала до конца.
19. Упражнение «Испорченный телефон»
Задача. Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в
конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной.
Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего
участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный
коробок,
пистолет,
волейбольный
мяч
и
пр.).
Первый
участник
поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его
повернуться
и
показывает
предмет,
второй
передает
третьему,
третий
–
четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все
делается
молча,
только
жестами,
можно
только
попросить
повторить,
участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник
не хлопнет его по плечу.
20. Игра «Ориентирование в пространстве по плану»
Материал: доска с планом группы, мел, пупсик.
Задача.
Вывешивается
план
группы.
Взрослый
предлагает
детям
обыграть
этот
план.
Напоминает,
как
искали
игрушку
на
одном
из
предыдущих занятий. На план ставит пупсика, вызывает ребенка, предлагает
ему быть пупсиком. Куда передвигаться, взрослый показывает на плане, а
ребенок двигается по группе (например, пупсик пошел вправо, вернулся
спиной к дверям и пошел к шкафу и т.д.). Дети группы наблюдают за
правильностью выполнения передвижений по группе. Если дети замечают
ошибку – хлопают в ладоши.
21. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Материал: предметные картинки.
Задача.
Детям
предлагается
рассмотреть
картинки.
Взрослый
спрашивает детей: «Что забыл нарисовать художник? Чего нет у лисы?»
(У лисы нет хвоста) «Без чего мальчик не может идти гулять?» (Без обуви)
«Без чего девочке нельзя выйти на улицу?» (Без шапки) и т.д.
Далее детям предлагается исправить ошибки художника – дорисовать
недостающие детали.
22. Игра «Кто больше услышит?»
Задача.
Детям
предлагается
внимательно
посмотреть
вокруг,
прислушаться к тишине. После того, как дети сами нарушат тишину, им
предлагается рассказать, что они услышали или что заметили.
Игра проводится в форме соревнования.
23. Упражнение «Найди пару»
Материал: предметные картинки.
Задача.
Детям
предлагается
рассмотреть
картинки
и
найти
пары
предметов. После того, как дети выполнят задание и ответят на вопросы,
взрослый предлагает им раскрасить картинки.
24. «Игра с мячом»
Материал: мяч.
Задача.
1. Взрослый бросает ребенку мяч и называет родовое понятие. Ребенок
ловит мяч и говорит видовое. Называет слово, возвращая мяч (проводится в
течение 5 минут).
Пример: мебель — стол, стул, шкаф; посуда — тарелка, кастрюля,
чашка.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и называет видовое понятие. Ребенок
ловит мяч и называет родовое название (проводится в течение 5 минут).
Пример: платье — одежда, картофель — овощ.
25. Игра «Мозаика»
Материал: наборы мозаики для каждого ребенка; образцы.
Задача. Работа с мозаикой по образцу.
26. Игра «Узнай фигуру»
Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие
квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Задача. Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением
геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним
словом.
27. Игра «Разрезные салфетки»
Материал: демонстрационные плакаты, салфетка для образца, рамки.
Задача.
В
каждому
правом
углу
карточки
нарисована
салфетка,
свернутая
вчетверо.
После
того
как
салфетку
свернули,
в
ней
сделали
фигурный вырез. Надо найти салфетку после того, как ее развернут, нужную
накрыть рамкой.
28. Игра «Найди план комнаты, который отвечает рисунку».
Материал: демонстрационный плакат с рисунком комнаты, варианты
планов на каждый ребенка.
Задача. Взрослый показывает рисунок комнаты и три разных плана к
нему
(виды
сверху).
Дети
рассматривают
и
находят
нужен.
Объясняют,
почему избрали именно этот план.