Напоминание

Исследовательский проект "А где это воздух?"


Автор: Сергеева Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Березка"
Населённый пункт: Чувашская республика, пос. Ибреси
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследовательский проект "А где это воздух?"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ «Ибресинский детский сад «Березка»

Исследовательский проект

«А где это воздух?»
Воспитатель Сергеева С. П. . Ибреси, 2017 г. Он нам нужен, чтобы дышать, Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1.

Название проекта:
«Воздух-невидимка».
2.

Руководители и исполнители:
Сергеева С. П.
3.

Состав проектной группы:
воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
4.

Тип проекта:
информационно – исследовательский.
5.

Длительность:
кратковременный; январь - февраль.
6.

Образовательная область:
познавательная, художественно – эстетическая, безопасность.
7.

Актуальность проекта:
Как – то на прогулке ребенок спросил: почему только на нашей планете есть жизнь? Мне захотелось проникнуть в тайны одного из удивительных понятий – воздух. Поэтому я и решила подробнее заняться этой проблемой. Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
8.

Идея проекта:
Развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.
9.

Цель проекта:
Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
10.

Задачи проекта:
 Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно- экспериментальной деятельности.  Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.  Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.
11.

Проблема:
Как, используя свойства воздуха, показать фокусы.
12.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
 Что такое воздух?  Зачем он нужен людям и растениям?  Как можно увидеть воздух?
13. Гипотеза:
Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
14. Предполагаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут:  проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).  осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).  собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).  проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

15. Краткое содержание проекта:
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»
16. Этапы реализации проекта:

1 этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач

исследовательской работы (одна неделя).
Один из воспитанников подготовительной группы (Даша П.) пришла в детский сад и сказала: «Я вчера с бабушкой надувала мыльные пузыри», а другой ребенок (Спартак Ч.), спросил ее: «Они что, из мыла делаются?». «Да, - ответила Даша, - и еще из воды». А воспитатель добавила: «А еще из воздуха». Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда воспитатель стал надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений, беседы, дети выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?». В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы: 1) Узнать про воздух, как можно больше. 2) Провести опыты с воздухом.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала,

создание технической

базы для детского экспериментирования.
Основное оборудование:  ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;  природный материал: камешки, песок,  утилизированный материал: кусочки кожи, воздушные шары, пакеты.
Работа с родителями:
 Оформление папок – передвижек.  Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.  Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.
2 этап.

Организация исследования в рамках проекта (шесть недель).
1) Познавательные занятия. 3) Наблюдения. 4) Эвристические беседы. 5) Опыты и эксперименты. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы). Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме.
3 этап.

Презентация результатов исследовательской деятельности (одна неделя).
1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом. 2) Оформление проектной папки.
17.

Показатели результативности:

Опыт экспериментальной работы по реализации проекта в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно – экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно – ориентированного взаимодействия детей и взрослых:  Использование в речи слов, характеризующих свойства воздуха;  Заинтересованность;  Инициативность;  Отражение полученных впечатлений в продуктивной деятельности;  Применение полученных знаний.
18.
В ходе окончания проекта детям задавались вопросы: «Для чего нужен воздух, что такое воздух». Были даны такие ответы:  «Воздух помогает плыть кораблям»  «Воздух, это сильный ветер, он помогает сбрасывать листья с деревьев, осенью…»  «Еще когда сильный ветер, говорят что это ураган…»  «Ветер делает волны на море и нам нравится в волнах плавать…»
19.

Итог:
Проблема решена. Дети поняли, что такое воздух и для чего он нужен.
20.

Определение новой проблемы:
Что можно делать, чтобы воздух был чище.
Планирование и организация деятельности



Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки

проведения

I этап – подготовительный
1 Подбор библиотеки Развивать интерес к исследовательской работе родители, воспитатели 1 неделя 2 Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей воспитатель 1 неделя 3 Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала Создать условия для опытно- экспериментальной работы родители, воспитатели 1 неделя
II этап – основной
4 Рассматривание Развивать интерес к воспитатель 2, 3
иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме исследовательской работе недели 5 Подбор, изготовление дидактического материала, игр Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес. родители, воспитатели 2,3 недели 6 Экспериментальная деятельность с воздухом Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать родители, воспитатели 3, 4, 5 недели 7 Познавательные занятия Поддерживать интерес к опытно- экспериментальной деятельности воспитатели с 3 по 7 недели
III этап – итоговый
8 Обработка и оформление материалов проекта воспитатели 8 неделя 9 Анализ результативности воспитатели 8 неделя


В раздел образования