Автор: Сергеева Светлана Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Березка" Населённый пункт: Чувашская республика, пос. Ибреси Наименование материала: Методическая разработка Тема: Исследовательский проект "А где это воздух?" Раздел: дошкольное образование
«А где это воздух?»
Воспитатель Сергеева С. П.
.
Ибреси, 2017 г.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1.
Название проекта: «Воздух-невидимка».
2.
Руководители и исполнители: Сергеева С. П.
3.
Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
4.
Тип проекта: информационно – исследовательский.
5.
Актуальность проекта: Как – то на прогулке ребенок спросил: почему только на нашей планете
есть жизнь? Мне захотелось проникнуть в тайны одного из удивительных понятий – воздух.
Поэтому я и решила подробнее заняться этой проблемой. Воздух – это волшебник, который
способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать
возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник
прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться
самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не
догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном
через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы
подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех
естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к
окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В
настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном
образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным
формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и
является экспериментирование.
8.
Идея проекта: Развивать познавательную активность, применяя полученные знания в
повседневной жизни.
9.
Цель проекта: Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с
его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и
растений.
10.
Задачи проекта:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-
экспериментальной деятельности.
Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать
представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.
Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.
11.
Проблема: Как, используя свойства воздуха, показать фокусы.
12.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Что такое воздух?
Зачем он нужен людям и растениям?
Как можно увидеть воздух?
13. Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
14. Предполагаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут:
проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них
ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку
зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
15. Краткое содержание проекта:
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного
возраста.
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение
воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об
объектах неживой природы.
В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск
информации? Что для этого можно использовать?»
16. Этапы реализации проекта:
1 этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач
исследовательской работы (одна неделя).
Один из воспитанников подготовительной
группы
(Даша П.) пришла в детский сад и сказала: «Я вчера с
бабушкой
надувала мыльные пузыри», а другой ребенок
(Спартак Ч.),
спросил ее: «Они что, из мыла делаются?». «Да, -
ответила
Даша, - и еще из воды». А воспитатель добавила: «А
еще из
воздуха». Дети были удивлены, причем здесь
воздух, и
каким образом он помогает делать мыльные пузыри.
Тогда
воспитатель стал надувать воздушный шар, а когда
надула,
спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений,
беседы, дети выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего
исследования проблемы:
1)
Узнать про воздух, как можно больше.
2)
Провести опыты с воздухом.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала,
создание технической
базы для детского экспериментирования.
Основное оборудование:
ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, песок,
утилизированный материал: кусочки кожи, воздушные шары, пакеты.
Работа с родителями:
Оформление папок – передвижек.
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме
проекта.
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат,
материалы для продуктивной деятельности, компьютер.
2 этап.
Организация исследования в рамках проекта (шесть недель).
1) Познавательные занятия.
3)
Наблюдения.
4)
Эвристические беседы.
5)
Опыты и эксперименты.
Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская
(самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме.
3 этап.
Презентация результатов исследовательской деятельности (одна неделя).
1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
2) Оформление проектной папки.
17.
Показатели результативности:
Опыт экспериментальной работы по реализации проекта в приобщении ребенка старшего
дошкольного возраста к опытно – экспериментальной деятельности подтверждает высокий
развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно – ориентированного
взаимодействия детей и взрослых:
Использование в речи слов, характеризующих свойства воздуха;
Заинтересованность;
Инициативность;
Отражение полученных впечатлений в продуктивной деятельности;
Применение полученных знаний.
18. В ходе окончания проекта детям задавались вопросы: «Для чего нужен воздух, что такое воздух».
Были даны такие ответы:
«Воздух помогает плыть кораблям»
«Воздух, это сильный ветер, он помогает сбрасывать листья с деревьев, осенью…»
«Еще когда сильный ветер, говорят что это ураган…»
«Ветер делает волны на море и нам нравится в волнах плавать…»
19.
Итог: Проблема решена. Дети поняли, что такое воздух и для чего он нужен.
20.
Определение новой проблемы: Что можно делать, чтобы воздух был чище.
Планирование и организация деятельности
№
Мероприятие
Цели
Ответственные
Сроки
проведения
I этап – подготовительный
1
Подбор библиотеки
Развивать интерес к
исследовательской работе
родители,
воспитатели
1 неделя
2
Оформление родительского
уголка, размещение статей,
консультации,
рекомендации по теме
проекта
Просвещать родителей
воспитатель
1 неделя
3
Подбор наглядно-
дидактических пособий,
демонстрационного
материала
Создать условия для опытно-
экспериментальной работы
родители,
воспитатели
1 неделя
II этап – основной
4
Рассматривание
Развивать интерес к
воспитатель
2, 3
иллюстраций, книг,
видеоматериала по данной
проблеме
исследовательской работе
недели
5
Подбор, изготовление
дидактического
материала, игр
Формировать опытно-поисковую
деятельность при решении задач
в игре. Расширять кругозор,
развивать познавательный
интерес.
родители,
воспитатели
2,3
недели
6
Экспериментальная
деятельность с воздухом
Умение выделять проблему,
высказывать предположения,
гипотезы, способы их решения,
аргументировать и доказывать
родители,
воспитатели
3, 4, 5
недели
7
Познавательные занятия
Поддерживать интерес к опытно-
экспериментальной деятельности
воспитатели
с 3 по 7
недели
III этап – итоговый
8
Обработка и оформление
материалов проекта
воспитатели
8 неделя
9
Анализ результативности
воспитатели
8 неделя