Напоминание

"Здоровьесбережение детей дошкольного возраста"


Автор: Полежаева Виктория Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ д⁄с №12
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесбережение детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учереждение детский сад

компенсирующей

направлености

12

г.Белгород.

Автор: Воспитатель

Полежаева Виктория Николаевна

Давным

давно

известно,

что

дошкольный

возраст

один

из

самых

важных периодов в процессе формирования личности человека.В этом

возрасте

особенно

развиваются

особенности

и

разносторонние

пособности,

вырабатываются

черты

характера,

формируются

нравственные качества, в этом возрастном периоде закладывается и

укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, так

необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах

двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для

активного

и

направленного

формирования

и

развития

психических

функций и интеллектуальных способностей дошкольника. В последнее

время одним из главных направлением дошкольного образования стала

физкультурно-оздоровительная деятельность. Именно это послужило

рядом объективных причин: недостаточная организация профилактики

различных

заболеваний,

слабое

здоровье

детей,

отсутствие

положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для

детей со стороны родителей и других окружающих людей. Основная

задача нашего детского сада – охрана жизни и укрепление физического

и

психического

здоровья

детей.

Так

же

задачей

педагога

является

индивидуально подготовить каждого ребенка дошкольного возраста к

его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания

и

развив

у

него

все

необходимые

навыки

и

умения,

воспитав

определенные положительные привычки. В настоящее время проблема

здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна и очень

распространена и вызывает волну тревожности. Для того чтобы любой

человек был абсолютно здоровым, ему необходимо научиться прежде

всего сохранять и укреплять свое здоровье. Именно этому процессу мы

в

нашем

детском

саду

и

стараемся

уделять

как

можно

больше

внимания. Не забывая о том, что именно в дошкольном возрасте самое

благоприятное время для выработки правильных привычек. В процессе

нашей деятельности мы стремимся к реализации следующие задачи:

обе спечивать

определенные

условия

для

физиче ского

и

психологического

комфорта

участников

воспитательного

и

образовательного процесса; формировать доступные знания о пользе

занятий физической культурой, об основных гигиенических правилах;

реализовывать комплексный подход в использовании всех методов и

форм

образовательной

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

для

своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и

спо собно стей

детей;

формировать

о сновы

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности; оказывать помощь семье в сохранении здоровья

д е т е й

и

п р и о б щ е н и ю

и х

к

з д о р о в о м у

о б р а зу

ж и з н и .

Здоровьесбережение в дошкольном образовании –

это технологии,

которые в первую очередь направлены на решение одной из самой

главной

задачи

современного

дошкольного

образования,

а

именно

задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащения здоровья

всех

участников

педагогического

процесса

в

детском

саду.

Главная

цель,

которую

ставит

перед

собой

коллектив

нашего

дошкольного

образовательного

учреждения

-

это

сохранение,

укрепление

и

обогащение здоровья детей, улучшение их двигательной активности с

учётом их индивидуальных способностей и возможностей. В нашей

дошкольной

образовательной

организации

разработана

технология

здоровьесбережения

для

детей

дошкольного

возраста.

Главными

задачами которой являются:

1. Укрепление, обогащение и сохранение детского здоровья на

основе системного использования доступных для нашего детского сада

средств

физического

воспитания,

организации

двигательной

активности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активного участия детей в процессе получения знаний о

здоровом образе жизни.

3 .

Сотрудничество конструктивное партнерство семьи, педагогического

коллектива и самих детей в укреплении их здоровья. К основным

направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду

мы

относим:

-

организацию

санитарного

режима

и

создание

гигиенических

условий

для

детей;

-

организацию

здорового

сбалансированного питания; обеспечение психологического комфорта и

безопасности детей во время пребывания их в нашем детском саду; -

организацию

профилактической

работы

с

детьми

и

сотрудниками.

Чтобы здоровьесберегающие технологии были успешно воплощены в

жизнь, необходимо обучить детей элементарным моментам здорового

образа жизни, используя в своей работе оздоровительную , различные

игры-релаксации, разные виды массажа, короткие физкультминутки во

время занятий, специально подготовленные занятия оздоровительной

физкультуры,

упражнения

для

глаз,

массовые

оздоровительные

мероприятия, также привить детям гигиенические навыки. Так же при

реализации

здоровьесберегающих

технологий

большую

роль

играет

работа с семьей. Для сотрудничества с родителями, для формирования

здорового образа жизни у их детей нами разработана и уже прекрасно

реализуется

комплекс

мероприятий,

к

которым

можно

отнести:

родительские

собрания,

консультации,

конференции,

конкурсы,

спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, нетрадиционные

формы работы с родителями. Типы здоровьесберегающих технологий,

и с п о л ь зу е м ы е

в

н а ш е й

д о ш ко л ь н о й

о р г а н и з а ц и и .

Здоровьесберегающая

деятельность

в

нашем

детском

саду

осуществляется в следующих направлениях:

-

М е д и к о -

профилактическая

технология.

Профилактическая

деятельность

обеспечивает сохранение, обогащение

и укрепление здоровья детей

под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в

соответствии с медицинскими требованиями и нормами. Задачи данной

деятельности: - организация и контролируемость сбалансированного

питания детей, их физического развития, закаливания; - проведения

мониторинга

здоровья

детей,

а

также

разработка

рекомендаций

по

укреплению детского здоровья;

-

организация

контроля

в

обеспечении

требований

санитарно-эпидемиологических

нормативов.

-

организация

профилактических мер.

-

организация

среды

здоровьесбережения

в

дошкольной образовательном учреждении.

Технологии

просвещения

родителей.

Безусловно,

важно

насколько правильно организован режим дня ребенка, какое внимание

родители уделяют здоровью своего ребенка. Ведь от этого зависит его

настроение, состояние эмоционального и психологического комфорта.

Если здоровый образ жизни ребенка, к которому его учат в детском

саду,

находит

поддержку

и

дома,

то

он

закрепляется

в

сознании

ребенка. В противоположном случае, когда ребенок дома не получает

необходимого понимания и поддержки, то полученная информация в

дошкольном учреждении будет лишней и неинтересной для ребенка.

Т е х н о л о г и и

о б е с п е ч е н и я

психологического

комфорта

ребенка.

Задача

данной

деятельности

обе спечение

психологиче ского

комфорт а

и

п о з и т и в н о го

психологического

благополучия

ребенка

в

процессе

общения

со

взрослыми и сверстниками в детском саду; обеспечение социально-

эмоционального

комфорта

ребенка

дошкольного

возраста,

ведь

эмоциональное

настроение,

психологический

комфорт,

бодрое

настроение

ребенка

является

важным

составляющим

его

здоровья.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на физическое

развитие

ребенка,

также

на

укрепление

его

здоровья.

Задачи

физкультурно-оздоровительной работы:

-

развитие физических качеств детей-дошкольников;

-профилактика

нарушений

опорно-двигательного

аппарат а,

формирование правильной осанки;

- воспитание привычки физической активности;

-

контроль двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников;

- оздоровление детского

организма

средствами

закаливания.

Физкультурно-оздоровительная

работа

осуществляется

инструктором

по

физической

культуре

на

занятиях по физическому развитию, а также педагогами

-

в

форме

различных

физкультминуток,

гимнастик.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание культуры здоровья

дошкольников.

Задача

этой

деятельности

сформировать

у

детей

осознанное отношение к своему здоровью и жизни, приумножение

знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Образовательная

работа

предполагает

проведение

бесед

и

игровых

занятий

с

дошкольниками

о

том,

как

необходимо

соблюдать

режим

дня,

о

важности

гигиенических

процедур,

о

здоровье

и

способах

его

укрепления,

о

функционировании

детского

организма

и

правилах

заботы о нем.

Дети приобретают необходимые навыки здорового

образа жизни и культуры, знания о безопасном поведении и разумных

действий в сложных ситуациях. Большое внимание в режиме дня мы

стараемся

уделять

проведению

закаливающих

процедур,

которые

способствуют

общему

укреплению

здоровья

и

профилактики

заболеваний. Закаливающие процедуры очень важная составная часть

физической

культуры,

содействует

созданию

привычек

здорового

образа

жизни.

Используемые

нами

комплексы

закаливаний

предусматривают различные методы и формы, а также изменения в

связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями

состояния

здоровья

ребенка.

к

данным.

Еще

одной

из

самых

эффективных

закаливающих

моментов

в

режиме

дня

является

прогулка. Прогулка – неоспоримо очень важный момент в режиме дня

ребенка,

ведь

именно

во

время

прогулки

дети

в

полной

степени

реализовывают

свои

двигательные

потребности.

Самой

подходящей

формой для реализации двигательных потребностей служат: подвижная

игра, играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.

Различные физические упражнения на улице так же необходимы для

ребёнка

дошкольного

возраста.

Так

как

это

все

способствует

совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений и

способностей

ребенка, дает возможность развивать познавательный

интерес,

формирует

умение

ориентироваться

в

окружающей

действительности, что так важно для ребенка для приобретения опыта.

Еще одним из наиболее важных моментов укрепления, оздоровления и

обогащения организма ребенка дошкольного возраста, а также развития

двигательного

режима

ребёнка

является

утренняя

гимнастика,

дыхательная

гимнастика.

Здоровье

человека,

его

физическая

и

умственная деятельность во многом зависит от правильного дыхания.

Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение

в

легких,

снижают

спазм

бронхов

и

бронхиол,

улучшают

их

проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение

произвольно

управлять

дыханием,

осуществляют

профилактику

заболеваний

органов

дыхания.

Наряду

с

р а з л и ч н ы м и

оздоровительными мероприятиями в нашем дошкольном учреждении

проводится и гимнастика после дневного сна. Она необходима для того,

чтобы поднять мышечный тонус, улучшить настроение детей, а также

гимнастика в постели способствует профилактике нарушений осанки. -

Гимнастика игрового характера.

Привычка

к

здоровому

образу

жизни - это жизненно необходимая привычка. Вот почему детский сад

и

семья

ребенка-дошкольника

обязаны

заложить

основные

понятия

здорового образа жизни, используя различные методы в своей работе.

Мы

считаем,

что

созданная

в

нашем

детском

саду

система

по

здоровьесбережению позволяет наиболее качественно решать задачи

развития физически развитой, творческой личности. Направленность на

успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, воспитание у

детей чувства ответственности за порученное им дело - все это дает

положительный

эффект

в

нашей

работе:

у

большинства

детей

наметилась

тенденция

сознательного

отношения

к

своему

собственному здоровью и использованию доступных материалов для

его укрепления, стремления к расширению двигательной активности.

Наши

дети

показывают

достаточно

высокий

уровень

развития

физических

качеств,

отдельных

качественных

сторон

двигательных

способностей

человека,

таких

как:

силы,

гибкости,

быстроты,

равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития

основных движений у детей.

Список литературы

1.

Ахутина

Т.В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально-ориентированный

подход

//

Школа

здоровья.

2000.

2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические

материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей

дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС. 2002. 4.

Базарный

В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 200



В раздел образования