Автор: Попович Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.о.Балашиха
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по риторике по теме "Комплимент"
Раздел: среднее образование
Подробный конспект урока по теме «Комплимент»
Методическая информация
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цели урока
Формирование коммуникативной компетентности, а
именно способности к межличностному общению,
умению видеть в человеке хорошее и делать ему
комплименты.
Задача урока
1). Помочь учащимся понять, что такое комплимент;
2). Познакомить с этикетными формами
произнесения комплимента;
3). Сформулировать умения говорить комплименты и
отвечать на них;
4). Воспитать у учащихся потребность к общению,
направленную на подбадривание собеседника, на
создание у него хорошего настроения
Необходимое оборудование
и материалы
- компьютер
- мультимедиапроектор
- презентация
-рабочая тетрадь
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
- Здравствуйте, ребята. Я рада Вас видеть. Я
полагаю, что мы готовы к сотрудничеству и у нас всё
получится.
…, у тебя красивая стрижка, она тебе очень идёт.
…, у тебя симпатичная блузка.
…, у тебя очаровательная улыбка.
…, у тебя красивое имя.
Ход и содержание урока
- Как же можно назвать те высказывания, которые я
только что произнесла? (Похвала, комплимент)
- Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О
комплиментах)
- Какова же будет тема нашего урока? (Комплимент)
- А знаете ли Вы, что такое комплимент?
- Давайте заглянем в толковый словарь.
Комплимент – это одобрение, похвала нашей
внешности, ума, работы. Это любезные, приятные
слова. Это слово французское, стало употребляться в
России в эпоху Петра – I.
- Вам приятно слышать, когда Вас за что-то хвалят?
(Да)
- А что же такое похвала? (Это добрые,
приветливые и обязательно правдивые слова.)
- А Вы умеете их говорить и отвечать на них?
- Приходилось ли Вам выслушивать похвалу в свой
адрес?
- А сами хвалили кого-нибудь? За что?
- А как нужно произносить комплимент? (Говорить
искрение)
- А нужно отвечать на комплимент, произнесённый в
Ваш адрес? (Нужно поблагодарить собеседника)
- Вам приятно услышать в свой адрес одобрение
каких-то качеств, похвалу своей работы, ума,
поступка. Например, маме и бабушке приятно
услышать комплимент по поводу вкусно
приготовленного обеда, ученикам важно услышать
одобрение учителя за верно выполненное задание.
Комплиментом мы хотим искрение поднять
настроение, подбодрить собеседника, сделать ему
что-то доброе.
Комплименты – это помощники, доставляющие нам
радость в общении, но при условии, если они
правдивые, искренние.
- А всегда ли комплименты бывают правдивые? (Да
– нет)
- Приходилось ли Вам слышать выражение: «Ты мне
льстишь?»
- А как Вы его понимаете? (Льстишь – говоришь
неискренно, преувеличено, наиграно.)
- Давайте проведём риторический анализ. Для этого
обратимся к басне И.А. Крылова «Кукушка и Петух»
- Правдивы ли похвалы Петуха и Кукушки?
- Подчеркни слова, которые кажутся тебе
льстивыми, неправдивыми.
- Хорошо ли так хвалить? (Нет)
- Как относиться к лести? (Люди, принимающие
лесть как правду, не могут критически оценивать
себя. Любая лесть – это яд или отрава души,
воздействует на человека отрицательно.)
- Представьте себе, что кто-то сказал Вам льстивые
(лживые) слова. Понравиться ли Вам такая похвала
(Нет)
- Почему? (Лесть и льстивые слова не относятся к
искренней похвале и вредны для людей.)
Правила этикета требуют того, что Вы поняли, что
это лесть и вы её не принимаете. В таком случае Вы
должны сказать: «Спасибо. Я понимаю, что Вы мне
льстите. Спасибо не надо»
- А теперь предлагаю решить риторическую задачу:
Вы наверное помните мультфильм «Бременские
музыканты» – короля, его дочь, молодого музыканта,
разбойницу и т.д.
Кому из них тебе было бы легче сказать
комплимент? Кому – труднее?
Произнеси комплимент в адрес любого персонажа
искренно, с восхищением.
Разыграйте эти сцены.
- А теперь повернитесь друг к другу лицом,
попробуйте сделать друг другу комплимент при
этом, не забывая ответить на комплимент.
- А теперь сделайте комплимент сомнительный,
лживый.
Рефлексия деятельности на
1. Чему был посвящён сегодняшний урок?
уроке
2. Что нового Вы узнали на уроке?
3. Какие группы комплиментов Вы узнали?
4. Как Вам могут помочь в жизни знания,
полученные на сегодняшнем уроке?
5. Надеюсь, что полученные знания помогут Вам в
жизни. И Вы будете употреблять правдивые и
уместные комплименты.
А урок мне бы хотелось закончить следующими
словами мудрого человека:
– Мой ученик! Сколько тепла и добра я получаю от
общения с тобой!
– Мой мудрый ученик! Твоё желание учиться
безмерно, а стремление к творчеству безгранично!
– Мой терпеливый ученик! С какой стойкостью
воспринимаешь ты поток информации,
обрушившийся на тебя!
– Мой благородный ученик! Как легко ты умеешь
забывать обиды. Как великодушен, ты бываешь!
Оставайся таким же мудрым, терпеливым,
благородным, мой ученик!
Домашнее задание
- Понаблюдайте за членами Вашей семьи и
выясните, часто ли родители используют
комплименты в речи и какие используют.