Автор: Попович Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.о.Балашиха
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по литературе в 11 классе по теме "Поэзия Николая Рубцова"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 11 классе.
Поэзия Николая Рубцова.
ХОД УРОКА:
Эпиграф:
Спешит наш век. Слова мелькают,
лица,
Лязг, скрежет, гром, сирены и
гудки…
Я приглашаю вас остановиться
У медленно катящейся реки.
Олег Дмитриев.
1.
Работа с эпиграфом.
После чтения происходит сопоставление с темой урока:
Вопросы: - Как содержание эпиграфа связано с темой урока?
- Какой смысл в нём заключён?
- О чём мы будем говорить сегодня?
Вывод: контраст « шум – тишина».
2.
Запись темы и эпиграфа в тетрадь.
3.
Вступительное слово учителя:
Сегодня
на
уроке
мы
познакомимся
с
поэтическим
направлением,
вошед-
шим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика».
«Тихой
поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного
всплеска
поэтической
энергии,
который
буквально
взбудоражил
читающую Россию середины 50-х годов.
Целое
десятилетие
не
спадало
поэтическое
напряжение,
появилось
множество
талантливых,
ярких
имён,
обилие
поэтиче ских
направлений.
Явление
этого
десятилетия
можно
сравнить,
пожалуй,
лишь
с
«серебряным веком» в русской поэзии 20 века.
Чтобы понять, каковы истоки «тихой лирики», необходимо обратиться
к этому десятилетию.
Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х
годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти
Сталина,
с
приходом
к
власти
Хрущёва
именно
через
поэтов
выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не
1
боясь
быть
наказанным
за
собственные
мысли
и
слова.
Поэзия
становится выразителем времени.
4.Сообщения учащихся:
1)
Первым,
кто
чутко
уловил
новые
духовные
настроения
в
обществе, выдохнул их свежим, молодым словом, были, как ни
странно, поэты старшего поколения, начинавшие в 20-30-е
годы. У В.Луговского, М.Светлова, Я.Смелякова выходят книги
новых стихов. В них поэты выразили через свой личный опыт
жизни трагическую историю страны. Они считали, что счастье –
это,
по
словам
Н.Асеева,
«соучастье
в
добрых
человеческих
делах».
2)
Следующий
поток
поэзии
– «фронтовая лирика». Это время
осмысления поэтами, чем были для народа четыре года войны.
Б.Слуцкий,
С.Орлов,
Н.Старшинов,
Ю.
Друнина,
Д.Самойлов
раскрывали в своих стихах простые законы солдатской морали в
противовес гражданской трусости и угодничеству. «Фронтовые»
лирики сберегли в своей памяти и жёсткие подробности окопного
быта,
и
высокое
уважение
к
людям,
принявшим
войну
и
погибшим в ней. Они показали страдание и счастье в жизни
человека на войне, способность сохранять своё достоинство на
границе жизни и смерти.
3)
Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия. Начало ей
положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве
в
1958
году.
Молодые
поэты
Е.Евтушенко,
А.Вознесенский,
Р.Рождественский
привнесли
в
поэзию
ощущение
радостного
прощания
с
прошлым,
непрерывного
горения,
высокий
накал
борьбы, наступления на ханжество, пошлость.
В их стихах звучала романтика дальних дорог и звёздных миров,
мужество
первопроходцев,
порыв
из
повседневности
к
высотам
бытия.
Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории,
на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений
с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно
выразили
то,
что
бродило
в
сердцах
и
умах
современников.
Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.
4)
Самым
необычным
и
неожиданным
явлением
в
стиховом
многоцветье 50-60-х годов стала авторская песня. Уникальность
этого явления в том, что его стержнем стала не принадлежность
авторов
к
одному
поколению,
не
общность
жанро-стилевых
пристрастий.
Общее в авторской песне – полная свобода от норм и традиций
советской идеологии, от государственного надзора за искусством.
С поющей поэзией появилась новая « технология» творчества:
стихи
не
печатались,
пелись
в
непрофессиональном
авторском
2
исполнении с непрофессиональным музыкальным сопровождением
на гитаре. Это притягивало одних и отталкивало других. Поющая
поэзия
родилась
в
узком
кругу
столичной
интеллигенции
и
студенческой молодёжи.
Песни имели большой отклик и распространялись благодаря
появлению
в
те
годы
магнитофонов.
Поющая
поэзия
стала
отдушиной для серьёзных мыслей и переживаний.
5)
Слово учителя:
Во второй половине 60-х годов «поэтический бум» стал угасать.
Как
противостояние
«эстрадной»,
громкой
лирике
«возникает
«тихая лирика».
Круг поэтов этого литературного направления довольно широк.
Это Н.Рубцов, А.Жигулин, В.Соколов, А.Передреев, Н.Тряпкин,
Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, А.Решетов и другие.
«Тихие лирики» не рвутся к микрофону. Их творческая среда
иная:
это
мощная
духовная
идея,
обращённая
к
личности,
к
родине.
К
России,
говорящая
о
неразрывной
связи
с
ней.
И
прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова
«Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта
строка означает обращение поэта к традициям прошлого.
6)
Знакомство
с
понятием «традиция»
и
выявление
традиций
классической традиции у поэтов «тихой лирики».
Слово учителя:
В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции
русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и
Фета
самым
главным
является
образ
человека
перед
лицом
мироздания.
В середине 20 столетия в ответ на бесчисленные войны и
социальные эксперименты в стихах этих поэтов звучит боль об
утрате нравственного ядра народной жизни, стремление вдохнуть в
жизнь иссыхающие корни, связывающие личность с национальным
миром, с родиной, с народом.
В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба,
неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е
годы.
Личный
и
творческий
путь
их
нелёгок.
Если
мы
обратимся
к
современным словарям и энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не
найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого
внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что
есть у человека: о матери, доме, природе.
Сегодня мы обратимся к некоторым страницам жизни и творчества
этих поэтов. А начнём мы знакомство с их идейного вдохновителя – поэта
Н.М.Рубцова.
7)
Защита
учеником
реферата
«Образ
родины
в
творчестве
С.Есенина и Н.Рубцова».
3
8)
Знакомство
с
представителями «тихой
лирики»
(сообщения
учащихся и выразительное чтение стихов).
Слово учителя:
Именно любовь к «малой родине», к её природе объединяла
поэтов «тихой лирики», помогала им вглядеться в духовную жизнь
народа
и
воплотить
её
в
поэтическом
слове.
Продолжим
наше
знакомство и постараемся выявить общие черты, характерные для
творчества этих поэтов.
Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов о
поэтах.
- Владимир Николаевич Соколов.
- Анатолий Владимирович Жигулин.
- Алексей Леонидович Решетов.
- Юрий Поликарпович Кузнецов.
- Анатолий Константинович Передреев.
9) Подведение итогов обзора поэзии «тихой лирики».
Слово учителя:
Мы совершили с вами сегодня обзор поэзии «тихой лирики». Что
же общего мы можем выявить в творчестве этих поэтов?
ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ».
Темы: - малая родина,
- природа и история,
- природа и нация (народ),
- Душа и Вселенная,
- терпение,
- любовь к матери, к женщине.
Идеи: - боль за утрату нравственных чувств,
- стремление к истокам, корням,
- связь личности с родиной, нацией,
- воплощение духовного мира человека в лирике,
- вера в возрождение России, призыв к возрождению.
Символы-образы: - отчий дом,
- образы природы (Вселенная, свет, звезда,
небо, берёза),
- фольклорные образы.
Вопрос ученикам:
На
стихи
каких
поэтов-классиков
похожи
эти
произведения?
( Пушкин, Тютчев, Фет, Блок, Есенин).
10)Подведение итогов урока.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы поняли, что поэзия «тихой лирики» - не
просто
стихи,
созданные
на
основе
мыслей
и
чувств.
Это
произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем
4
просто
и
доступно
переданы
и
доверены
читателю.
Строки
их
поэзии точны и неподдельно искренни.
Вопрос ученикам:
Как
вы
думаете,
нужны
ли
эти
стихи
сейчас,
в
наш
стремительный век?
Рефлексия:
Я думаю, вы согласитесь, что главное желание – донести свои
стихи до читателя – выражено в строках одного из этих поэтов
Владимира Соколова:
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
Глубина жизни зовёт читателя постигать стихи этих поэтов, изучать
их, обращаться к ним и в печали, и в радости. Многие стихи поэтов
стали песнями, и в заключении мы послушаем одну из них.
5