Напоминание

Урок по литературе в 11 классе по теме "Поэзия Николая Рубцова"


Автор: Попович Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.о.Балашиха
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по литературе в 11 классе по теме "Поэзия Николая Рубцова"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 11 классе.

Поэзия Николая Рубцова.

ХОД УРОКА:

Эпиграф:

Спешит наш век. Слова мелькают,

лица,

Лязг, скрежет, гром, сирены и

гудки…

Я приглашаю вас остановиться

У медленно катящейся реки.

Олег Дмитриев.

1.

Работа с эпиграфом.

После чтения происходит сопоставление с темой урока:

Вопросы: - Как содержание эпиграфа связано с темой урока?

- Какой смысл в нём заключён?

- О чём мы будем говорить сегодня?

Вывод: контраст « шум – тишина».

2.

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

3.

Вступительное слово учителя:

Сегодня

на

уроке

мы

познакомимся

с

поэтическим

направлением,

вошед-

шим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика».

«Тихой

поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного

всплеска

поэтической

энергии,

который

буквально

взбудоражил

читающую Россию середины 50-х годов.

Целое

десятилетие

не

спадало

поэтическое

напряжение,

появилось

множество

талантливых,

ярких

имён,

обилие

поэтиче ских

направлений.

Явление

этого

десятилетия

можно

сравнить,

пожалуй,

лишь

с

«серебряным веком» в русской поэзии 20 века.

Чтобы понять, каковы истоки «тихой лирики», необходимо обратиться

к этому десятилетию.

Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х

годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти

Сталина,

с

приходом

к

власти

Хрущёва

именно

через

поэтов

выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не

1

боясь

быть

наказанным

за

собственные

мысли

и

слова.

Поэзия

становится выразителем времени.

4.Сообщения учащихся:

1)

Первым,

кто

чутко

уловил

новые

духовные

настроения

в

обществе, выдохнул их свежим, молодым словом, были, как ни

странно, поэты старшего поколения, начинавшие в 20-30-е

годы. У В.Луговского, М.Светлова, Я.Смелякова выходят книги

новых стихов. В них поэты выразили через свой личный опыт

жизни трагическую историю страны. Они считали, что счастье –

это,

по

словам

Н.Асеева,

«соучастье

в

добрых

человеческих

делах».

2)

Следующий

поток

поэзии

«фронтовая лирика». Это время

осмысления поэтами, чем были для народа четыре года войны.

Б.Слуцкий,

С.Орлов,

Н.Старшинов,

Ю.

Друнина,

Д.Самойлов

раскрывали в своих стихах простые законы солдатской морали в

противовес гражданской трусости и угодничеству. «Фронтовые»

лирики сберегли в своей памяти и жёсткие подробности окопного

быта,

и

высокое

уважение

к

людям,

принявшим

войну

и

погибшим в ней. Они показали страдание и счастье в жизни

человека на войне, способность сохранять своё достоинство на

границе жизни и смерти.

3)

Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия. Начало ей

положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве

в

1958

году.

Молодые

поэты

Е.Евтушенко,

А.Вознесенский,

Р.Рождественский

привнесли

в

поэзию

ощущение

радостного

прощания

с

прошлым,

непрерывного

горения,

высокий

накал

борьбы, наступления на ханжество, пошлость.

В их стихах звучала романтика дальних дорог и звёздных миров,

мужество

первопроходцев,

порыв

из

повседневности

к

высотам

бытия.

Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории,

на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений

с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно

выразили

то,

что

бродило

в

сердцах

и

умах

современников.

Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.

4)

Самым

необычным

и

неожиданным

явлением

в

стиховом

многоцветье 50-60-х годов стала авторская песня. Уникальность

этого явления в том, что его стержнем стала не принадлежность

авторов

к

одному

поколению,

не

общность

жанро-стилевых

пристрастий.

Общее в авторской песне – полная свобода от норм и традиций

советской идеологии, от государственного надзора за искусством.

С поющей поэзией появилась новая « технология» творчества:

стихи

не

печатались,

пелись

в

непрофессиональном

авторском

2

исполнении с непрофессиональным музыкальным сопровождением

на гитаре. Это притягивало одних и отталкивало других. Поющая

поэзия

родилась

в

узком

кругу

столичной

интеллигенции

и

студенческой молодёжи.

Песни имели большой отклик и распространялись благодаря

появлению

в

те

годы

магнитофонов.

Поющая

поэзия

стала

отдушиной для серьёзных мыслей и переживаний.

5)

Слово учителя:

Во второй половине 60-х годов «поэтический бум» стал угасать.

Как

противостояние

«эстрадной»,

громкой

лирике

«возникает

«тихая лирика».

Круг поэтов этого литературного направления довольно широк.

Это Н.Рубцов, А.Жигулин, В.Соколов, А.Передреев, Н.Тряпкин,

Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, А.Решетов и другие.

«Тихие лирики» не рвутся к микрофону. Их творческая среда

иная:

это

мощная

духовная

идея,

обращённая

к

личности,

к

родине.

К

России,

говорящая

о

неразрывной

связи

с

ней.

И

прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова

«Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта

строка означает обращение поэта к традициям прошлого.

6)

Знакомство

с

понятием «традиция»

и

выявление

традиций

классической традиции у поэтов «тихой лирики».

Слово учителя:

В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции

русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева,

А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и

Фета

самым

главным

является

образ

человека

перед

лицом

мироздания.

В середине 20 столетия в ответ на бесчисленные войны и

социальные эксперименты в стихах этих поэтов звучит боль об

утрате нравственного ядра народной жизни, стремление вдохнуть в

жизнь иссыхающие корни, связывающие личность с национальным

миром, с родиной, с народом.

В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба,

неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е

годы.

Личный

и

творческий

путь

их

нелёгок.

Если

мы

обратимся

к

современным словарям и энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не

найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого

внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что

есть у человека: о матери, доме, природе.

Сегодня мы обратимся к некоторым страницам жизни и творчества

этих поэтов. А начнём мы знакомство с их идейного вдохновителя – поэта

Н.М.Рубцова.

7)

Защита

учеником

реферата

«Образ

родины

в

творчестве

С.Есенина и Н.Рубцова».

3

8)

Знакомство

с

представителями «тихой

лирики»

(сообщения

учащихся и выразительное чтение стихов).

Слово учителя:

Именно любовь к «малой родине», к её природе объединяла

поэтов «тихой лирики», помогала им вглядеться в духовную жизнь

народа

и

воплотить

её

в

поэтическом

слове.

Продолжим

наше

знакомство и постараемся выявить общие черты, характерные для

творчества этих поэтов.

Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов о

поэтах.

- Владимир Николаевич Соколов.

- Анатолий Владимирович Жигулин.

- Алексей Леонидович Решетов.

- Юрий Поликарпович Кузнецов.

- Анатолий Константинович Передреев.

9) Подведение итогов обзора поэзии «тихой лирики».

Слово учителя:

Мы совершили с вами сегодня обзор поэзии «тихой лирики». Что

же общего мы можем выявить в творчестве этих поэтов?

ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ».

Темы: - малая родина,

- природа и история,

- природа и нация (народ),

- Душа и Вселенная,

- терпение,

- любовь к матери, к женщине.

Идеи: - боль за утрату нравственных чувств,

- стремление к истокам, корням,

- связь личности с родиной, нацией,

- воплощение духовного мира человека в лирике,

- вера в возрождение России, призыв к возрождению.

Символы-образы: - отчий дом,

- образы природы (Вселенная, свет, звезда,

небо, берёза),

- фольклорные образы.

Вопрос ученикам:

На

стихи

каких

поэтов-классиков

похожи

эти

произведения?

( Пушкин, Тютчев, Фет, Блок, Есенин).

10)Подведение итогов урока.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы поняли, что поэзия «тихой лирики» - не

просто

стихи,

созданные

на

основе

мыслей

и

чувств.

Это

произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем

4

просто

и

доступно

переданы

и

доверены

читателю.

Строки

их

поэзии точны и неподдельно искренни.

Вопрос ученикам:

Как

вы

думаете,

нужны

ли

эти

стихи

сейчас,

в

наш

стремительный век?

Рефлексия:

Я думаю, вы согласитесь, что главное желание – донести свои

стихи до читателя – выражено в строках одного из этих поэтов

Владимира Соколова:

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из открытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

Глубина жизни зовёт читателя постигать стихи этих поэтов, изучать

их, обращаться к ним и в печали, и в радости. Многие стихи поэтов

стали песнями, и в заключении мы послушаем одну из них.

5



В раздел образования