Напоминание

"Современные приёмы психопрофилактической работы педагога–психолога с коллективом ДОУ"


Автор: Скирда Олеся Алексеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 3 "Семицветик" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Минусинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные приёмы психопрофилактической работы педагога–психолога с коллективом ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные приемы психопрофилактической работы

педагога-психолога с коллективом ДОУ».

(из опыта работы педагога психолога

МАДОУ «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида»

Скирда Олеси Алексеевны)

Актуальность.

На протяжении всей нашей жизни нам неизбежно встречаются различные

препятствия, и никто не избавит нас от трудностей, будь то профессиональная

деятельность,

личные

отношения,

семья,

друзья

и

коллеги,

здоровье,

личностный рост и т.д. Состояние различных сфер жизни так или иначе влияет

на наше психологическое, эмоциональное состояние.

А

профессия

педагога,

по

общему

признанию

отечественных

специалистов, вдвойне подвержена состоянию неудовлетворенности собой и

своей жизнью, трудностям установления теплых, доверительных контактов с

коллегами,

окружающими

людьми,

сложностям

выхода

из

самых

незначительных конфликтных ситуаций.

Таким образом, поиск эффективных мер, направленных на сохранение

психоэмоционального

благополучия

педагогов,

становится

одной

из

актуальнейших задач педагога-психолога в системе образования.

Наряду с традиционными методами и приемами работы, я использую пусть

уже не новый, но еще не распрастраненный психологический инструмент, как

Метафорические ассоциативные карты.

Метафорические

ассоциативные

карты

это

универсальный

психологический инструмент, базирующийся на метафоре и аппелирующий к

подсознанию человека. Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это

набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые

изображают

людей,

их

взаимодействие,

жизненные

ситуации,

пейзажи,

животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые колоды содержат

слова или изображения и отдельно карты со словами к ним. Представленные

образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они

ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Карты предоставляют

возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений

или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней

или внутренней реальности. Работа с линией времени, позволяет моделировать

и исследовать профессиональные ситуации в прошлом и будущем, находить с

помощью

карт

метафорические

образы

решений,

ресурсов,

которые

впоследствии можно переформулировать в последовательность реальных

действий.

Использование метафорических ассоциативных карт в моей работе

позволяет

мне

организовать

ситуацию

эффективного

взаимодействия,

конструктивных, доверительных отношений с педагогами.

Далее представлены примеры использования МАК в работе с педагогами.

Упражнение «Путь героя»

Цель: позволяет увидеть ресурсы, учит позитивно мыслить, помогает лучше

осознать свою проблему и найти решение.

Материалы: колода: «САГА»

Это упражнение подходит для индивидуальных консультаций и состоит

условно из 7 этапов. Карты выбираются в закрытую.

Итак:

1.

Предлагаю достать карту и описать её по теме: «Рождение героя». Кто он,

какой, где родился, ждали ли его и т.д.

2.

Следующая карта — жизнь героя в отчем доме. Задаю вопросы: «Какой

опыт он приобрел, чему научился дома, какие права и обязанности

имеет?»

3.

Третья карта — герой выходит из дома и отправляется в путешествие.

Вопросы: «Куда он идет или едет, как, какова цель путешествия?

4.

Четвертая карта — встреча героя с врагами и препятствиями. Прошу

рассказать, кто они, откуда взялись, в чем препятствия, можно ли их

преодолеть, победить и т.д.

5.

Пятая карта — встреча героя с помощниками, т.е. помощь извне.

Спрашиваю, кто они, откуда, чем могут помочь.

6.

Шестая карта — победа героя. Как сам герой может себе помочь? Что

помогло победить.

7.

На следующем этапе предлагаю поменять местами карты №4 и № 5, и

развить сюжет истории с этими изменениями.

Получается то, что рассказывая легенду про героя, на самом деле человек

рассказывает про самого себя, про свои чувства, про свои переживания, про

свои препятствия и про свои ресурсы. Только здесь работало не сознание и

интеллект, а бессознательное.

Упражнение «Ресурс»

Цель: активизация ресурсного состояния

Материалы: колода: «Я и все, все, все»

Упражнение одно их самых простых и незамысловатых. Проводится

обычно на этапе завершения тренингового занятия или консультации.

Для этого упражнения используется только ресурсная колода, не имеющая

противоречивых и тем более отрицательных образов. Я использую колоду «Я и

все, все, все», персонажи которой — главным образом дети.

Итак, я прошу участников тренинга выбрать в открытую карту, которая

отображает, символизирует ваш ресурс, который, помогает или может помочь

справится с той или иной жизненной ситуацией (со стрессом на работе,

например). Далее каждый участник анализирует: «Почему я выбрала именно

эту карту? Чем она меня привлекла? И в чем заключается мой ресурс, исходя из

изображения на этой карте?»

Упражнение «Колесо баланса»

"Колесо баланса- состояние сфер жизни человека" Колесо жизненного

баланса – это круг на листе бумаги, который разделен на восемь равных частей.

Каждая часть представляет определенную сферу жизни: Финансы; Занятия;

Личные отношения; Здоровье; Отдых и развлечения; Семья и друзья;

Профессиональная деятельность; Личностный рост. Вам необходимо оценить

удовлетворенность каждой из областей жизни. Для этого используйте 10-

бальную шкалу. 0 будет означать полную неудовлетворенность, а 10 –

максимальную удовлетворенность. Соединяем полученные метки. Если наше

колесо получилось неровным, то смотрим, на какую сферу нашей жизни нужно

обратить внимание. В этом упражнени также обращаемся к МАК. Можно

использовать любую колоду. Я использую колоду «Мудрость шута». В ней

каждая карта интерпретируется. В закрытую достаем карту, мысленно или

вслух задавая себе вопрос: "На что мне нужно обратить внимание в данной

теме?"

Упражнение «Я-профессионал»

Цель: осознание процесса и целей профессионального роста, определение задач

и навыков, необходимых для следующего этапа развития.

Материалы: колоды: «Дерево», «COPE», карточки-слова из колоды «Из сундука

прошлого»

Прошу участников в открытую выбрать три карты:

• Я в профессии — в начале пути;

• Я как профессионал сегодня;

• Каким мне хотелось бы быть в профессии (идеал)?

Рассказать нужно про каждую карту, описать каждое дерево, какое оно, в

чем его сила, в чем его слабость, как оно себя чувствует на этом этапе? Что оно

может дать другому? На что рассчитывает от окружающих? Затем в закрытую

достаются карточки-слова. Нужно подумать, как слово относится к одному из

изображений. Когда три карты проанализированы, следующий этап — это

нахождение ресурса, способа достижения идеала.

Нужно выбрать вслепую карту из колоды «COPE» (предварительно убрать из

колоды отрицательные изображения)

• "Что поможет достичь идеала?"

Тем самым происходит актуализация ресурсного состояния, определение

неких задач для дальнейшего развития, понимания пути профессионального

роста.



В раздел образования