Автор: Скирда Олеся Алексеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 3 "Семицветик" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Минусинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные приёмы психопрофилактической работы педагога–психолога с коллективом ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Современные приемы психопрофилактической работы
педагога-психолога с коллективом ДОУ».
(из опыта работы педагога психолога
МАДОУ «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида»
Скирда Олеси Алексеевны)
Актуальность.
На протяжении всей нашей жизни нам неизбежно встречаются различные
препятствия, и никто не избавит нас от трудностей, будь то профессиональная
деятельность,
личные
отношения,
семья,
друзья
и
коллеги,
здоровье,
личностный рост и т.д. Состояние различных сфер жизни так или иначе влияет
на наше психологическое, эмоциональное состояние.
А
профессия
педагога,
по
общему
признанию
отечественных
специалистов, вдвойне подвержена состоянию неудовлетворенности собой и
своей жизнью, трудностям установления теплых, доверительных контактов с
коллегами,
окружающими
людьми,
сложностям
выхода
из
самых
незначительных конфликтных ситуаций.
Таким образом, поиск эффективных мер, направленных на сохранение
психоэмоционального
благополучия
педагогов,
становится
одной
из
актуальнейших задач педагога-психолога в системе образования.
Наряду с традиционными методами и приемами работы, я использую пусть
уже не новый, но еще не распрастраненный психологический инструмент, как
Метафорические ассоциативные карты.
Метафорические
ассоциативные
карты
—
это
универсальный
психологический инструмент, базирующийся на метафоре и аппелирующий к
подсознанию человека. Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это
набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые
изображают
людей,
их
взаимодействие,
жизненные
ситуации,
пейзажи,
животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые колоды содержат
слова или изображения и отдельно карты со словами к ним. Представленные
образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они
ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Карты предоставляют
возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений
или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней
или внутренней реальности. Работа с линией времени, позволяет моделировать
и исследовать профессиональные ситуации в прошлом и будущем, находить с
помощью
карт
метафорические
образы
решений,
ресурсов,
которые
впоследствии можно переформулировать в последовательность реальных
действий.
Использование метафорических ассоциативных карт в моей работе
позволяет
мне
организовать
ситуацию
эффективного
взаимодействия,
конструктивных, доверительных отношений с педагогами.
Далее представлены примеры использования МАК в работе с педагогами.
Упражнение «Путь героя»
Цель: позволяет увидеть ресурсы, учит позитивно мыслить, помогает лучше
осознать свою проблему и найти решение.
Материалы: колода: «САГА»
Это упражнение подходит для индивидуальных консультаций и состоит
условно из 7 этапов. Карты выбираются в закрытую.
Итак:
1.
Предлагаю достать карту и описать её по теме: «Рождение героя». Кто он,
какой, где родился, ждали ли его и т.д.
2.
Следующая карта — жизнь героя в отчем доме. Задаю вопросы: «Какой
опыт он приобрел, чему научился дома, какие права и обязанности
имеет?»
3.
Третья карта — герой выходит из дома и отправляется в путешествие.
Вопросы: «Куда он идет или едет, как, какова цель путешествия?
4.
Четвертая карта — встреча героя с врагами и препятствиями. Прошу
рассказать, кто они, откуда взялись, в чем препятствия, можно ли их
преодолеть, победить и т.д.
5.
Пятая карта — встреча героя с помощниками, т.е. помощь извне.
Спрашиваю, кто они, откуда, чем могут помочь.
6.
Шестая карта — победа героя. Как сам герой может себе помочь? Что
помогло победить.
7.
На следующем этапе предлагаю поменять местами карты №4 и № 5, и
развить сюжет истории с этими изменениями.
Получается то, что рассказывая легенду про героя, на самом деле человек
рассказывает про самого себя, про свои чувства, про свои переживания, про
свои препятствия и про свои ресурсы. Только здесь работало не сознание и
интеллект, а бессознательное.
Упражнение «Ресурс»
Цель: активизация ресурсного состояния
Материалы: колода: «Я и все, все, все»
Упражнение одно их самых простых и незамысловатых. Проводится
обычно на этапе завершения тренингового занятия или консультации.
Для этого упражнения используется только ресурсная колода, не имеющая
противоречивых и тем более отрицательных образов. Я использую колоду «Я и
все, все, все», персонажи которой — главным образом дети.
Итак, я прошу участников тренинга выбрать в открытую карту, которая
отображает, символизирует ваш ресурс, который, помогает или может помочь
справится с той или иной жизненной ситуацией (со стрессом на работе,
например). Далее каждый участник анализирует: «Почему я выбрала именно
эту карту? Чем она меня привлекла? И в чем заключается мой ресурс, исходя из
изображения на этой карте?»
Упражнение «Колесо баланса»
"Колесо баланса- состояние сфер жизни человека" Колесо жизненного
баланса – это круг на листе бумаги, который разделен на восемь равных частей.
Каждая часть представляет определенную сферу жизни: Финансы; Занятия;
Личные отношения; Здоровье; Отдых и развлечения; Семья и друзья;
Профессиональная деятельность; Личностный рост. Вам необходимо оценить
удовлетворенность каждой из областей жизни. Для этого используйте 10-
бальную шкалу. 0 будет означать полную неудовлетворенность, а 10 –
максимальную удовлетворенность. Соединяем полученные метки. Если наше
колесо получилось неровным, то смотрим, на какую сферу нашей жизни нужно
обратить внимание. В этом упражнени также обращаемся к МАК. Можно
использовать любую колоду. Я использую колоду «Мудрость шута». В ней
каждая карта интерпретируется. В закрытую достаем карту, мысленно или
вслух задавая себе вопрос: "На что мне нужно обратить внимание в данной
теме?"
Упражнение «Я-профессионал»
Цель: осознание процесса и целей профессионального роста, определение задач
и навыков, необходимых для следующего этапа развития.
Материалы: колоды: «Дерево», «COPE», карточки-слова из колоды «Из сундука
прошлого»
Прошу участников в открытую выбрать три карты:
• Я в профессии — в начале пути;
• Я как профессионал сегодня;
• Каким мне хотелось бы быть в профессии (идеал)?
Рассказать нужно про каждую карту, описать каждое дерево, какое оно, в
чем его сила, в чем его слабость, как оно себя чувствует на этом этапе? Что оно
может дать другому? На что рассчитывает от окружающих? Затем в закрытую
достаются карточки-слова. Нужно подумать, как слово относится к одному из
изображений. Когда три карты проанализированы, следующий этап — это
нахождение ресурса, способа достижения идеала.
Нужно выбрать вслепую карту из колоды «COPE» (предварительно убрать из
колоды отрицательные изображения)
• "Что поможет достичь идеала?"
Тем самым происходит актуализация ресурсного состояния, определение
неких задач для дальнейшего развития, понимания пути профессионального
роста.