Автор: Татаркина Елена Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: г.Надым ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Компьютерные игры в коррекционной работе логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в
коррекционной работе
с ДЕТЬМИ В ДОУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА»)
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
(далее
–
Федеральный
закон
"Об
образовании
в
Российской
Федерации")
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации
от 17
октября
2013
г.
№
1155
«
Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
в
дошкольных
организациях
(Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
Конституция РФ
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
вступивший
в
силу
1
сентября 2013 года
Конвенция о правах ребенка
Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский
сад"Улыбка" г.Надыма"
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1155)
Положительные стороны
Использование ИКТ в коррекционной работе с воспитанниками с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
разнообразных
нетрадиционных
методов
и
приемов
предотвращает
утомление,
поддерживает
познавательную
активность,
повышает
качество
логопедической работы в целом.
Интерактивная доска на занятии логопеда
Интерактивная
доска
(ИД)
-
полифункциональное
устройство,
позволяющее
на
одном
занятии
использовать
как
стандартное
программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и
авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и
т.д.
Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:
повысить качество обучения детей с ОВЗ;
развивать
высшие
психические
функции
(восприятие,
внимание,
память,
мышление)
за
счет
повышения
уровня
наглядности,
использования в работе методов активного обучения;
развивать
артикуляционную
и
мелкую
моторику,
совершенствовать
навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений
руки;
повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции
речевых нарушений;
обеспечить психологический комфорт на занятиях.
Практическая значимость интерактивной доски
При работе с интерактивной доской у воспитанников задействованы
различные
виды
памяти
(слуховая,
зрительная,
ассоциативная),
активизируются
процессы
внимания
(концентрация,
распределение,
переключение),
совершенствуются
графомоторные,
навыки,
зрительно-пространственные отношения.
Мультимедийные музыкальные презентации
Мультимедийные музыкальные презентации - это удобный и эффектный
способ представления информации с помощью компьютерных программ
интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,
возможность
самостоятельно
(совместно
с
педагогом,
коллективно)
выполнять
практические
задания,
исправлять
допущенные
ошибки,
фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго
удерживают
внимание
ребенка.
Одновременное
воздействие
на
два
важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо
большего эффекта.
Использование мультимедийных презентаций в
коррекционно-развивающей работе логопеда помогает
решать следующие задачи:
Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза;
уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие
орфографической зоркости.
Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в
творческой речевой деятельности; развитие психических процессов;
развитие тонкой и общей моторики.
Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, инициативности, ответственности.
Авторские игры для интерактивной доски
Нами
были
разработаны
различные
авторские
мультимедийные
презентации,
способствующие
развитию
фонетико-фонематических
процессов (“В царстве государстве”, “Приключения деток и детей”,
“Остров
сокровищ”,
“Играем
в
школу”,
“Мы
сыщики”
и
др.),
развитию лексико-грамматического строя речи (“Дикие и домашние
животные”, “Исправь ошибки”, “Собираем урожай. Овощи. Фрукты ”,
“Когда это бывает? Времена года” и др..)