Автор: Литвинова Светлана Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 7 Красноармейского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Индивидуальное сопровождение ученика, имеющего существенные проблемы в процессе изучения математики, с целью создания условий для его успешного развития».
Раздел: полное образование
Я, Литвинова Светлана Александровна, учитель математики с 36 летним стажем. В сентябре
2017
года
я
принимала
участие
в
апробации
«Модели
уровневой
оценки
компетенций
учителей русского языка и математики». Одним из этапов было решение профессиональной
задачи. Мне пришлось испытать некоторые трудности, так как подобных примеров нигде не
нашла. Я надеюсь, что моя разработка поможет коллегам в этом учебном году справиться с
подобной задачей. Работа была оценена экспертами 37 баллами из 40. Где были недоработки,
не знаю, так как рецензия не высылается
Я
решала
профессиональную
задачу,
направленную
на
проектирование
и
реализацию
образовательного
процесса
по
проблеме: «Индивидуальное
сопровождение
ученика,
имеющего существенные проблемы в процессе изучения математики, с целью создания
условий для его успешного развития».
1. В каждом классе найдутся ученики, имеющие особые образовательные потребности. К
сожалению, наряду с хорошо подготовленными учащимися, проявляющими повышенный
интерес
к
предмету,
обязательно
встретится
и
испытывающий
затруднения
в
процессе
изучения математики. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в
массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей,
психологов и самих неуспевающих детей. Древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять
проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе
самом». Принято выделять следующие причины неуспеваемости:
1) учащийся испытывает затруднения в изучении математики в силу своих индивидуальных
особенностей и возможностей: внимания, памяти, восприятия и мышления, и т.п.;
2) учащийся испытывает негативные эмоции при изучении математики, что может быть
связано с отсутствием мотивации к учению вообще, нежеланием преодолевать трудности,
отсутствием интереса именно к этому предмету через непонимание целей и смысла его
изучения;
3) учащийся чувствует себя не комфортно на уроке математики, так как имеет значительные
пробелы в знаниях, не позволяющие ему изучать предмет полноценно.
Бытует
мнение,
что
такие
ученики
лишены
математических
способностей. Но
действительно ли способности отсутствуют, или же отсутствует желание приложить умение,
чтобы понять изучаемый материал, а возможно отсутствуют первичные основы? Что еще
приводит к появлению пробелов в знаниях? Это пропуски, ослабленное здоровье, недостаток
времени в классе при усвоении нового материала, написании проверочных работ, слабый
контроль со стороны родителей, и ошибки учителя при построении своей работы. Все это
ведет к большому отставанию от одноклассников, ребенок становится замкнутым, боится
выходить к доске, отвечать на вопросы, или, наоборот, начинает много отвлекаться, так как
ему становится неинтересно на уроке. Немаловажным фактором неуспеваемости является и
социально-психологический
фактор. Учитель невольно сравнивает детей между собой
посредством выставляемых оценок. Таким образом, ученик ежедневно испытывает ситуацию
неуспеха, у него порождаются негативные эмоции, закрепляется чувство неуверенности в
своих
возможностях.
Вот
несколько
признаков,
по
которым
ученика
можно
считать
отстающим:
•
не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал;
•
не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу
самостоятельно;
•
не задает вопросов по существу изучаемого, не читает дополнительных к учебнику
источников;
•
не активен в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли,
преодоление трудностей;
•
не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не
может дать оценки своей работе, не контролирует себя;
•
не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно
дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не
может проверить полученный результат и ход работы;
•
не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств.
Важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Для меня, как
и для всех учителей нашей гимназии, проблема «не потерять», «не упустить» учащихся с
низкими учебными возможностями также актуальна. Передо мной стоит задача осуществить
индивидуальное сопровождение ученика, имеющего существенные проблемы в процессе
изучения математики, для ликвидации пробелов, достижения им положительного результата,
успешной сдачи экзамена. И для ее реализации нужно найти ответы на вопросы: Кого учить?
Чему учить? Как учить?
2.
№ Вопрос,
на
который
нужно
найти
ответы для поиска решения задачи
Конкретные действия по поиску ответа на
поставленный вопрос
1
Кого учить?
И з у ч и т ь
н а у ч н о - п е д а г о г и ч е с к у ю ,
литературу
по
данному
вопросу.
Изучить
особенности
неуспевающего
ученика
с
помощью диагностик школьного психолога,
бесед с классным руководителем, учителями
д р у г и х
п р е д м е т о в ,
р о д и т е л я м и ,
собственного наблюдения.
2
Может
ли
плохое
здоровье
быть
причиной
низкой
работоспособности
ученика?
Провести беседу с родителями о причинах
пропусков
и
состоянии
здоровья
ученика.
Изучить
литературу
об
особенностях
обучения детей с ОВЗ.
3
Успешен
ли
ученик
при
изучении
других
предметов?
В
чем
причина
отставания в усвоении математики?
Получить информацию у коллег об успехах
у
данного
ученика
или
существующих
проблемах при изучении других школьных
предметов.
Изучить
различные
причины,
приводящие к неуспеху. Выявить среди них
те, которые присущи именно этому ученику.
З а н е с т и
и н ф о р м а ц и ю
в
д н е в н и к
наблюдений за динамикой индивидуальных
достижений.
4
Чему учить?
С помощью различных диагностик, личных
наблюдений и бесед определить реальный
уровень
знаний
ученика,
установить
конкретные
разделы,
темы,
в
которых
он
имеет
существенные
пробелы.
Занести
полученную
информацию
в
дневник
н а б л ю д е н и й .
Н а м е т и т ь
п л а н
индивидуальной
работы
с
учеником
на
уроках и во внеурочное время.
5
Как
учить?
Какие
виды
работ
для
преодоления
пробелов
существуют?
Как
повысить
работоспособность
ученика?
Изучить
научную
литературу
по
данному
вопросу,
привлечь
в
союзники
родителей,
школьного
психолога,
одноклассников.
Поддерживать
комфортную
обстановку
на
уроке,
предо ст авлять
в о з м ож н о с т ь
самореализации
и
создавать
ситуации
успеха для каждого ученика.
3. Для решения задачи необходимо собрать и проанализировать информацию о наиболее
эффективных
методах
и
приемах
работы
со
слабоуспевающими
учащимися.
Выстроить
коррекционную работу таким образом, чтобы она позволила получить желаемый результат.
№
Содержание
собираемой
информации (о чем?)
И с т о ч н и к
э т о й
информации
Метод
работы
с
э то й
информацией
1
Результаты
диагностики
учащихся
по
выявлению
у р о в н я
ш к о л ь н о й
тревожности,
мотивации
учения,
о с о б е н н о с т е й
п а м я т и ,
в н и м а н и я ,
восприятия, потребностей.
Школьный
п с и хо л о г,
классный
руководитель,
социальный педагог.
А н а л и з
п о л у ч е н н о й
информации.
Построение
плана
работы
с
учетом
результатов
диагностик
и
советов психолога.
2
Формы
и
методы
работы
со
с ла боус п е ва ющи ми
учащимися на уроке. Виды
помощи
на
различных
этапах урока.
ФГОС
ООО,
примерная
ООП.
Научно-
методическая литература.
О б м е н
о п ы т о м
с
коллегами.
А н а л и з
п о л у ч е н н о й
информации.
Выбор
и
применение
форм
и
м е т о д о в ,
н а и б о л е е
э ф ф е к т и в н ы х
н а
различных этапах урока.
3
Организация
внеурочной
р а б о т ы
н а
о с н о в е
т е х н о л о г и и
с о з д а н и я
индивидуального
образовательного
м а р ш р у т а ,
к о у ч -
технологии и др.
ФГОС
ООО,
примерная
ООП.
Н а у ч н о -
методическая литература
С о с т а в л е н и е
п л а н а
индивидуально
групповых
занятий
по
предмету
с
использованием
наиболее
эффективных технологий.
4
Дневник
индивидуальных
достижений
Результаты
проверочных
и
д о м а ш н и х
р а б о т,
тестов,
устных
ответов.
Бе с еды
с
у ч е н и ко м ,
родителями,
л и ч н ы е
наблюдения.
А н а л и з
р е з у л ь т а т о в ,
д о п у щ е н н ы х
о ш и б о к ,
достижений, оформленных
в виде таблиц или шкалы
индивидуального роста.
4. Безусловно, дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным
стилем,
и
сферами
интересов. Разделяю
мнение,
что
математические
способности
-
врожденный
дар.
Но,
тем
не
менее,
школьную
математику
в
силах
освоить
каждый
нормальный ребенок, если правильно подавать материал именно для этого ребенка. Таким
образом,
осуществляя
работу
по
развитию
и
обучению
слабоуспевающих
учащихся,
необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития
школьников.
Современные
УМК,
разработанные
в
соответствии
с
новыми
образовательными
стандартами,
позволяют
учителю
правильно
организовать
работу
со
слабоуспевающими
учащимися
и
имеют
для
этого
соответствующие
инструменты,
позволяют
формировать
весь
комплекс
заданных
ФГОС
личностных,
регулятивных,
познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в зна-
ниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления,
эмоций. Чувств, интереса к учению, формированию общеучебных умений и навыков. Мето-
дика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общение с ними, не полу-
чишь результатов обучения. Нужно помнить, что эти дети часто легковозбудимы, ранимы,
быстро утомляются в процессе обучения, поэтому задача учителя создавать в классе такой
микроклимат, чтобы и они, и их одноклассники не чувствовали большой разницы в своем ум -
ственном развитии, исключить всякое унижение и презрение по отношению к этим детям. И
в первую очередь самому наладить контакт с учеником. Должно появиться взаимопонимание.
Ведь учитель и ученик связаны одной целью. На первых этапах работа по коррекции велась
на уроках.
Вот некоторые методические приемы, позволяющие решить этот вопрос.
1) Ученик N плохо воспринимает на слух условия математических задач. И, как
правило,
не
справляется
с
математическими
диктантами.
Ему
предлагаю
ответить
на
несколько
простейших
вопросов,
записанных
на
карточке.
Часто
текст
сопровождается
готовыми
чертежами. Но обычно даю еще ряд карточек и другим учащимся (задания,
естественно, дифференцированные), чтобы у класса создалось впечатление, что в такой
форме проверяется целая группа ребят, а не один только он.
Как известно, в задании ОГЭ по математике есть вопросы, основанные на хорошем
знании
теории
(определений,
аксиом,
теорем,
свойств,
признаков).
Ученик
N
обладает
особенностями запоминания. Проговорить правило он не может, хотя я точно знаю, что он
его знает (мы накануне на индивидуальных занятиях его учили). Ему предлагаю вставить
пропущенные
слова
в
определении:
«Четырехугольник
является
ромбом,
если
все
его
стороны ….», «Прямые называются параллельными, если они …». А вот другим ребятам
будут предложены подобные задания на заполнение пропусков, но только более сложные.
Такой
подход
дает
возможность
отстающему
ученику
почувствовать
себя
на
равных
с
одноклассниками и достичь успеха. При решении геометрических задач обычно предлагаю
задачи на готовых чертежах, по крайней мере, до определенного времени.
2) Неуспевающий ученик,
конечно, не может продемонстрировать тот уровень знаний,
умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся
рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Предлагаю ему план-
схему, по которому ученик готовит свой ответ. Не ограничиваю во времени на обдумывание и
подготовку ответа, стараюсь исключить ситуацию неожиданного вопроса. Не заставляю
отвечать по вновь изученному материалу, а лишь мотивирую его участвовать в процессе
обсуждения решений вопросами «А как ты думаешь?», «У тебя такой же ответ?». Стараюсь
стимулировать его внимание и заинтересованность словами «молодец», «хорошо» и т.п.
Обязательно
даю
такому
ученику
возможность
продемонстрировать
свое
заранее
подготовленное решение, что создает ситуацию успеха.
3) Хороший результат в работе с такими учащимися дает работа в парах и малых группах.
Главное следует понимать, что в такой группе надо не просто делать что-то вместе, а учиться
вместе. В этом и заключается смысл технологии сотрудничества. Но именно это дает слабому
ученику
шанс
почувствовать
себя
полноправным
членом
команды,
быть
замеченным
и
оцененным.
Ученик никак не хотел научиться применять иные способы решения квадратных уравнений,
кроме решения его по основной формуле. Когда на уроке ему было предложено решить
уравнение
0
1
2017
2016
2
x
x
,
он
потратил
много
усилий,
в
конце
концов,
сделал
вычислительную ошибку и сдался. Партнер поделился, как он решил за это же время
несколько подобных уравнений. Как ни странно, но мой, испытывающий трудности ученик,
стал решать уравнения разными способами!
4 ) В
нашей
гимназии
практикуются
индивидуально-групповые
занятия.
Они
дают
возможность осуществлять индивидуально-личностный подход к таким детям. Именно на
этих
занятиях
появилась
возможность
попробовать
применить
элементы
технологии
проектирования индивидуального образовательного маршрута. Ученик хотел сдать успешно
ОГЭ по математике и продолжить свое дальнейшее образование. При этом востребованными
для него будут математика и информатика. Но по причине плохого здоровья у него появилось
много пропусков, что увеличило количество пробелов, особенно в геометрии.
Была разработана система организации помощи в ликвидации пробелов:
1.
проведение индивидуальных консультаций перед проверочными работами;
2.
работа над ошибками;
3.
возможность пересдавать работы для получения положительного результата;
4.
проверка всех домашних работ;
5.
индивидуальная работа по повторению материала предыдущих лет.
Ученику нравилось приходить на занятия, когда в школе почти никого уже не было. Но
именно такое общение «один на один» и дало свои результаты. Дело в том, что он всегда
хотел хорошо учиться, но не мог.
5) В процессе реализации поставленной задачи применялись и элементы коуч-технологии, в
основе
которой
лежит
не
просто
индивидуализированный
подход,
но
и
раскрытие
потенциала ученика. После определенного времени мой ученик был уже готов к этому.
Коучинг
это
форма
консультативной
поддержки,
которая
помогает
человеку
достигать
значимых для него целей. А цели у нас были общие: ликвидировать пробелы, заработать
положительную оценку в семестре, успешно сдать экзамены.
В коуч-технологии важно, чтобы ученик сам выявил свои затруднения в понимании условия
задачи, теории, в выполнении практических заданий по темам и сам осуществил попытку
найти способ решения проблемы. Пример одной из бесед с ним.
«Ты снова не справился с решением неравенства. Но ты хочешь на экзамене его решить?
Что по твоему мнению ты можешь для этого сделать?»
«Понять, что я не знаю, что делаю не так. Ведь в домашней работе мое решение было
верным»
«Да, но дома ты решал линейные неравенства, а данное неравенство другого типа»
«Оно квадратное, но я плохо понял методы его решения!»
«Придется вернуться и снова разобраться в данном вопросе»
Основная задача коуча – поддерживать в ученике уверенность в своих силах, сформировать
адекватную
самооценку.
Я
смогла
применить
эту
технологию
только
тогда,
когда
мой
подопечный
искренне
осознал,
что
для
достижения
своих
личных
целей
ему
придется
трудиться, при том много трудиться!
Хочется напомнить слова, которые напоминают нам, что обучение это обоюдный процесс:
«вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете
привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»
5. Это учебный год у меня был очень трудный, так как я выпускала два одиннадцатых и два
девятых класса. Само собой, разумеется, были у меня в каждом классе ученики, вызывающие
тревогу. Но вот как-то их пробелы были временными, неуспехи сменялись успехами, потом
наоборот. И конечно, все, о чем я рассказала, я применяла на практике. Хороший результат
дают ИГЗ, дополнительные занятия для детей с высоким уровнем развития. Вела дневник
достижений учащихся по результатам тестирования, но не выкладывала это на всеобщее
обозрение, а работала с каждым строго индивидуально. Все мои выпускники, 94 человека
получили
аттестаты,
а
значит,
предложенное
мной
решение
работает,
на
мой
взгляд,
достаточно эффективно.
6 . Конечно, как и все мои коллеги, я больше люблю работать с детьми, проявляющими
интерес к предмету. Много лет руковожу исследовательской работой в гимназии, у моих
учеников много наград различного уровня. Но жизнь показывает, что детей, испытывающих
затруднения в обучении, детей с низкой мотивацией, плохим здоровьем все больше и больше.
А это ставит нас в такие условия, какие описаны в данной задаче. И никто за меня их решать
не будет. А я решаю ее так, как подсказывает мне мой опыт.
7 . Индивидуальный
подход,
технологии
индивидуального
образовательного
маршрута,
коучинг, наставничество применимо и для детей с ОВЗ, в инклюзивном образовании, в
работе с одаренными детьми. Не следует забывать и о том, что подготовка выпускников к
экзамену
на
базовом
и
профильном
уровне
требует
от
учителя
применения
всех
тех
элементов, которые применялись для решения данной задачи. Поскольку это тоже «особые
образовательные потребности».
8.
№
Действия
учителя,
совершаемые
в
Этические нормы и /или права, нарушение
процессе решения задачи
которых
предотвращает
предложенное
действие
1
Н е
р а з г л а ш а т ь
п о л у ч е н н у ю
информацию, использовать ее только
во благо ребенка
Право на личную информацию
2
С л е д и т ь
з а
г и г и е н и ч е с к и м
состоянием
кабинета,
рассадкой
детей в классе согласно медицинским
рекомендациям,
с в о е в р е м е н н о
п е р е к л ю ч а т ь
с
о д н о г о
в и д а
деятельности на другой. Не допускать
перегрузки учащихся.
Сохранность
жизни
и
здоровья
всех
участников образовательного процесса
3
Проявлять
корректность,
выдержку,
такт, внимательность в обращении с
участниками
о б р а з о ват е л ь н о го
процесса. Соблюдать культуру речи,
н е
д о п у с к а т ь
г р у б о с т и ,
оскорбительных реплик.
Уважение чести и достоинства
4
Своевременно, объективно оценивать
письменные работы и устные ответы.
Доводить их до сведения учащихся.
Право знать свою оценку
5
Строить урок таким образом, чтобы
все
участники
учебного
процесса
в
равной мере получили качественное
о б р а з о в а н и е
с о гл а с н о
с в о и м
образовательным потребностям.
Права других членов учебного процесса, в
частности,
ученик
с
повышенными
образовательными потребностями
6
Д о б р о с о в е с т н о
го т о в и т ь с я
к
занятиям. Полноценно и качественно
проводить уроки.
Закон об образовании. Право на образование
9. В этом учебном году у меня три новых класса, около 80 учеников разного возраста. Передо
мной стоит задача вовремя заметить
учеников с отставанием в усвоении материала по
описанным выше признакам. Провести работу по профилактике отставаний и своевременной
коррекции. Научиться применять коуч-технологию как классному руководителю (у меня 9-й
класс).