Напоминание

"Влияние внешних факторов на психологическую готовность волейболисток 18–20 лет».


Автор: Вечеринина Анастасия Васильевна
Должность: студент
Учебное заведение: ВоГУ
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние внешних факторов на психологическую готовность волейболисток 18–20 лет».
Раздел: высшее образование





Назад




Статья:

«Влияние внешних факторов на психологическую готовность волейболисток

18-20 лет».

Волейбол –популярный, динамический и командный вид спорта, где

мышечная

работа

носит

скоростно-силовой,

точностно-координационный

характер. Это очень захватывающая игра, где исход партии может измениться

в течение нескольких минут. Поэтому современный волейбол предъявляет

высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим

и

психическим

качествам

игроков. Тренеры

по

волейболу

сходятся

во

мнении, что психологическая подготовка игроков должна занимать одно из

ведущих мест в учебно-тренировочном процессе волейболистов.

В

условиях

возрастающей

тенденции

роста

конкурентоспособности

команд

в

современном

волейболе

роль

психологической

подготовки

становится приоритетной для достижения победы над соперником. Исход

соревнований

по волейболу

часто

определяется

психологическими

факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная

борьба

и

тем

большее

значение

приобретает

психологическое

состояние

спортсменов.

Психологическая подготовка – процесс, направленный на создание у

спортсменов состояния психической готовности к соревнованию. В условиях

равной

спортивной

борьбы

именно

лучшая

п с и хол о г и ч е с ка я

подготовленность

будет

являться

решающим

фактором,

дающим

возможность

наиболее

эффективно

показать

физическую,

техническую,

тактическую

и

теоретическую

подготовленность

волейболист а.

Психологическая

подготовленность

достигается

в

процессе

спортивной

тренировки, в ходе длительного спортивного совершенствования и является

свойством,

обеспечивающим

определённый

качественный

уровень

спортивного мастерства спортсменов.

Психологическая подготовка волейболистов определяется характером

игровых

действий

и

особенностями

соревнований.

Особое

внимание

в

психологической

подготовке

волейболистов

необходимо

уделять

вопросу

межличностных взаимоотношений. Исход матча зачастую зависит от состава

команды,

от

того,

какие

в

ней

преобладают

т р а д и ц и и , какие

взаимоотношения и связи. Для достижения успеха в волейболе спортсмен

должен

уметь

управлять

своими

эмоциями,

действиями,

психическим

состоянием при различных состояниях организма, в условиях утомления,

действиях сбивающих факторов.

На основании изучения научно-методической литературы нами были

подобраны

средства

психологической

подготовки,

направленные

на

взаимодействия игроков в защите, которые основывались на обеспечении

специальных условий, способствующих формированию помехоустойчивости

волейболисток и положительного микроклимата для сплоченности команды.

При формировании помехоустойчивости к различным сбивающим факторам

применялись

средства

психологической

регуляции,

различные

игровые

упражнения и задания. Формирование благоприятного климата в команде

девушек

волейболисток

проходило

путем

организации

положительного

общения в группе. Создание условий для общения девушек между собой в

команде

происходили

посредством

организации

общих

открытых

обсуждений результатов соревновательных игр, формировании пар девушек-

волейболисток

с

низким

уровнем

взаимоконтактов,

с

разным

уровнем

подготовленности

для

выполнения

тренировочных

заданий.

Для

формирования сплоченности и взаимодействия игры в защите создавались

пары, тройки, четверки по игровому амплуа.

В ходе педагогического эксперимента была доказана эффективность

применения

подобранных

нами

средств

психологической

подготовки,

направленных

на

формирование помехоустойчивости

волейболисток

и

положительного

микроклимата

для

сплоченности

команды. Результаты

наблюдения

и

тестирования

по

ряду

контрольных

тестов

показали

положительную динамику:

-

согласно

тесту

«Сбивающие

факторы

как

причина

негативных

психиче ских

и

поведенче ских

ре акций

в о л е й б о л и с т о в » после

педагогического эксперимента у 40% волейболисток отмечен низкий уровень

подверженности

влиянию

сбивающих

факторов,

60

%

показали

средний

уровень, 0% высокий уровень. Это говорит о том, что спортсменки стали

более сконцентрированы на игре, выполняют игровые действия более точно и

результативно и могут сохранять свое психическое равновесие. Обработав

данные по критерию χ², получили χ²крит. (6,0) <χ²наб. (7,007), это говорит о

том,

что

распределение

полученных

результатов

не

случайное

и

свидетельствует о достоверности различий между результатами до и после

эксперимента;

- согласно тесту «Социометрия межличностных взаимоотношений» к

концу эксперимента наблюдаются значительные изменения. Благоприятные

взаимоотношения

при

расчете

«Коэффициента

приемлемости

индивидом

группы» показали 90% испытуемых. Коэффициент отношения команды к

отдельному игроку так же улучшился, у 70% данный коэффициент можно

считать

благополучным.

Из

полученных

данных

нами

был

высчитан

коэффициент сплоченности команды, который составил 0,92, что говорит о

хорошем уровне сплоченности в команде;

-

по

результатам

наблюдения

в

конце

эксперимента

повысилась

эффективность игры в защите, успешная реализация блокирования на 12%,

успешная реализация приема мяча на 2%.

Таким

образом,

подобранные

нами

средства

психологической

подготовки способствовали повышению эффективности игры в защите у

волейболисток 18-20 лет.



В раздел образования