Автор: Вечеринина Анастасия Васильевна
Должность: студент
Учебное заведение: ВоГУ
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние внешних факторов на психологическую готовность волейболисток 18–20 лет».
Раздел: высшее образование
Статья:
«Влияние внешних факторов на психологическую готовность волейболисток
18-20 лет».
Волейбол –популярный, динамический и командный вид спорта, где
мышечная
работа
носит
скоростно-силовой,
точностно-координационный
характер. Это очень захватывающая игра, где исход партии может измениться
в течение нескольких минут. Поэтому современный волейбол предъявляет
высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим
и
психическим
качествам
игроков. Тренеры
по
волейболу
сходятся
во
мнении, что психологическая подготовка игроков должна занимать одно из
ведущих мест в учебно-тренировочном процессе волейболистов.
В
условиях
возрастающей
тенденции
роста
конкурентоспособности
команд
в
современном
волейболе
роль
психологической
подготовки
становится приоритетной для достижения победы над соперником. Исход
соревнований
по волейболу
часто
определяется
психологическими
факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная
борьба
и
тем
большее
значение
приобретает
психологическое
состояние
спортсменов.
Психологическая подготовка – процесс, направленный на создание у
спортсменов состояния психической готовности к соревнованию. В условиях
равной
спортивной
борьбы
именно
лучшая
п с и хол о г и ч е с ка я
подготовленность
будет
являться
решающим
фактором,
дающим
возможность
наиболее
эффективно
показать
физическую,
техническую,
тактическую
и
теоретическую
подготовленность
волейболист а.
Психологическая
подготовленность
достигается
в
процессе
спортивной
тренировки, в ходе длительного спортивного совершенствования и является
свойством,
обеспечивающим
определённый
качественный
уровень
спортивного мастерства спортсменов.
Психологическая подготовка волейболистов определяется характером
игровых
действий
и
особенностями
соревнований.
Особое
внимание
в
психологической
подготовке
волейболистов
необходимо
уделять
вопросу
межличностных взаимоотношений. Исход матча зачастую зависит от состава
команды,
от
того,
какие
в
ней
преобладают
т р а д и ц и и , какие
взаимоотношения и связи. Для достижения успеха в волейболе спортсмен
должен
уметь
управлять
своими
эмоциями,
действиями,
психическим
состоянием при различных состояниях организма, в условиях утомления,
действиях сбивающих факторов.
На основании изучения научно-методической литературы нами были
подобраны
средства
психологической
подготовки,
направленные
на
взаимодействия игроков в защите, которые основывались на обеспечении
специальных условий, способствующих формированию помехоустойчивости
волейболисток и положительного микроклимата для сплоченности команды.
При формировании помехоустойчивости к различным сбивающим факторам
применялись
средства
психологической
регуляции,
различные
игровые
упражнения и задания. Формирование благоприятного климата в команде
девушек
волейболисток
проходило
путем
организации
положительного
общения в группе. Создание условий для общения девушек между собой в
команде
происходили
посредством
организации
общих
открытых
обсуждений результатов соревновательных игр, формировании пар девушек-
волейболисток
с
низким
уровнем
взаимоконтактов,
с
разным
уровнем
подготовленности
для
выполнения
тренировочных
заданий.
Для
формирования сплоченности и взаимодействия игры в защите создавались
пары, тройки, четверки по игровому амплуа.
В ходе педагогического эксперимента была доказана эффективность
применения
подобранных
нами
средств
психологической
подготовки,
направленных
на
формирование помехоустойчивости
волейболисток
и
положительного
микроклимата
для
сплоченности
команды. Результаты
наблюдения
и
тестирования
по
ряду
контрольных
тестов
показали
положительную динамику:
-
согласно
тесту
«Сбивающие
факторы
как
причина
негативных
психиче ских
и
поведенче ских
ре акций
в о л е й б о л и с т о в » после
педагогического эксперимента у 40% волейболисток отмечен низкий уровень
подверженности
влиянию
сбивающих
факторов,
60
%
показали
средний
уровень, 0% высокий уровень. Это говорит о том, что спортсменки стали
более сконцентрированы на игре, выполняют игровые действия более точно и
результативно и могут сохранять свое психическое равновесие. Обработав
данные по критерию χ², получили χ²крит. (6,0) <χ²наб. (7,007), это говорит о
том,
что
распределение
полученных
результатов
не
случайное
и
свидетельствует о достоверности различий между результатами до и после
эксперимента;
- согласно тесту «Социометрия межличностных взаимоотношений» к
концу эксперимента наблюдаются значительные изменения. Благоприятные
взаимоотношения
при
расчете
«Коэффициента
приемлемости
индивидом
группы» показали 90% испытуемых. Коэффициент отношения команды к
отдельному игроку так же улучшился, у 70% данный коэффициент можно
считать
благополучным.
Из
полученных
данных
нами
был
высчитан
коэффициент сплоченности команды, который составил 0,92, что говорит о
хорошем уровне сплоченности в команде;
-
по
результатам
наблюдения
в
конце
эксперимента
повысилась
эффективность игры в защите, успешная реализация блокирования на 12%,
успешная реализация приема мяча на 2%.
Таким
образом,
подобранные
нами
средства
психологической
подготовки способствовали повышению эффективности игры в защите у
волейболисток 18-20 лет.